Этапы проектирования системы преподавания академического рисунка в дизайн-образовании

Савинов Андрей Михайлович

Кандидат педагогических наук,
декан факультета дизайна
Московского гуманитарно-экономического
института (Кировский филиал)

Аннотация: 
Этапы проектирования системы преподавания академического рисунка в дизайн-образовании

В условиях возрастания сложности процессов, которыми приходится управлять педагогу, развитии науки, появлением новых по содержанию проблем дизайна и других процессов, деятельность преподавателя рисунка, закладывающего основы профессионального мастерства дизайнера, должна быть вооружена такой методологией к исследованию, конструированию и управлению педагогическими системами, которая позволит оптимизировать деятельность как педагога, так и студента. Чтобы этого достичь, должен быть осуществлен переход от регистрации отдельных признаков, свойств и элементов системы к специальному теоретическому конструированию модели системы, выявляющей его системное строение и сущность, разработке целостной системы преподавания академического рисунка в дизайн-образовании. В настоящее время, несмотря на имеющиеся исследования в области методики преподавания академического рисунка, высокую степень проработанности вопросов организации учебной деятельности студентов, средств ее осуществления, анализ научной литературы и публикаций показывает, что проектирование системы преподавания академического рисунка в дизайн-образовании пока не находит своего решения.
Как известно, системы должны изучаться системным способом. Поэтому системный подход стал той методологией, которая дала возможность провести исследование системы преподавания академического рисунка, вырабатывать и принимать решения при проектировании системы. Работа велась в определенной последовательности. Вначале анализируемый объект – процесс преподавания академического рисунка – был проанализирован как целостная педагогическая система. Было доказано, что этот процесс обладает основными признаками целостной системы и системой преподавания рисунка можно считать такое взаимодействие педагога со студентами, при котором происходит формирование качеств личности студента и освоение ими содержания образования. Для достижения поставленной цели необходимо было выяснить, что уже сделано в научных исследованиях в этом направлении. Поэтому был проведен анализ научных исследований системы преподавания академического рисунка конца XX – начала XXI вв. Анализ показал, что рассмотрение процесса преподавания академическому рисунку, несмотря на имеющиеся исследования в этой области, с точки зрения теории систем не находило пока достаточного обоснования. Было выявлено, что к началу XXI века идеи системного подхода стали проникать в художественную педагогику и в ряде диссертационных исследований выдвигались и теоретически обосновывались отдельные фрагменты системного подхода к обучению студентов рисунку (А. И. Иконников [2], Б. А. Карев [3] и др.). В результате проведенного анализа состояния теории и практики преподавания рисунка стало понятно, что их развитие подошло к тому моменту, когда жизненно необходимо заняться исследованием процесса преподавания с позиции теории систем и на этой основе использовать системный подход в художественной педагогике. Следующим шагом в проведении исследования была разработка модели системы преподавания академического рисунка, какой она должна быть с точки зрения искомого результата. В ходе ее разработки исходным пунктом было предположение о том, что необходимо сохранить достоинства имеющейся системы и идти путѐм постепенного преобразования, изменения и дополнения состава, структуры существующей системы преподавания академического рисунка в русле тенденций развития системы художественного образования и внутренних закономерностей саморазвития самой системы преподавания академического рисунка. Подход к проектированию педагогической системы заключался в том, чтобы процесс преподавания академического рисунка вычленить из окружения, из сложной сети различных объектов и отношений. Такое вычленение позволило сфокусировать на процессе преподавания внимание и представить его как педагогическую систему. Затем были выполнены следующие действия. 1. Произведена декомпозиция системы и дана характеристика каждого составляющего компонента системы. Одним из главных признаков целостности системы является полнота набора элементов системы. Система всегда состоит из определенного комплекса элементов. Для того чтобы разработать модель системы преподавания академического рисунка, был определен состав системы.
Одним из элементов системы преподавания являются цели и задачи как отправная точка функционирования педагогической системы. Цели и задачи – это ориентиры для деятельности преподавателя, который должен понимать, что система преподавания академического рисунка служит для достижения определенной цели. Функционирование такой системы неизбежно связано с процессом целеполагания – формирования цели и ее развертывания [6]. Это та часть работы преподавателя, которая оказывает значительное влияние на весь последующий процесс обучения. Преподаватель должен уметь формулировать цели и задачи, при этом ориентируясь на студента как на активного участника учебно-воспитательного процесса; исходя из целей и задач, принимать оптимальное решение, предвидеть близкие и отдаленные результаты достижения целей и решения задач.
Условием существования любой системы является функционирование информационного потока, связанного прежде всего с содержанием образования, с выполнением программ. Это входит в задачу каждого занятия. Поэтому можно выделить содержание учебного материала как компонента системы преподавания, который играет важную роль в процессе проведения занятия, так как служит объектом того, что должны усвоить студенты.
На начальном этапе обучения рисунку студентам даются основные сведения о законах линейной и воздушной перспективы и их применении в конструктивных линейных рисунках гипсовых геометрических тел, объектов предметной и пространственной среды. Затем даются сведения об анатомическом строении головы человека на примере рисунков гипсовых слепков деталей головы, гипсовых моделей голов. После этого начинается изучение головы живого человека. Параллельно выполняются наброски головы человека в разных положениях, наброски фигуры человека с применением различных материалов рисунка. Затем предусматривается выполнение рисунков скелета человека и его фрагментов с натуры. Выполняются рисунки гипсовых моделей рук и стоп человека, кистей рук и ног натурщика. Происходит постепенный переход к рисунку обнаженной фигуры человека сначала в статичных позах, затем в движении. Заканчивается курс обучения рисунка одетой фигурой человека и фигурной композицией с ярко выраженным сюжетным содержанием.
Непосредственное проведение практического занятия по рисунку – центральный этап труда педагога. В процессе проведения занятия применяются методы и средства обучения, происходит взаимодействие педагогов и студентов. Целенаправленное взаимодействие педагогов и студентов является основополагающей составной частью системы преподавания. Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе это есть результат педагогического взаимодействия. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт педагога и студентов, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях [9].
Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые непосредственно связаны с результатом учения, а для оценки результата необходим контроль, с помощью которого изучается положение дел в учебных группах, предупреждаются возможные отклонения от поставленных задач. Таким образом, в системе преподавания должен быть представлен еще один компонент педагогического процесса – контроль и оценка результата учебной деятельности студента.
В преподавании рисунка используют три формы контроля – оперативный, сравнительный и итоговый.
С помощью оперативного контроля можно своевременно отрегулировать учебную деятельность отдельных студентов, внести коррективы в их работу.
Сравнительный контроль позволяет сопоставить результаты работы отдельных студентов и разных групп, сравнивать результаты работы одних и тех же студентов на разных этапах обучения.
Итоговый контроль проводится после завершения семестра и учебного года. Итоговый просмотр проходит в виде экспонирования студентом всех выполненных в течение семестра работ по рисунку. В процессе просмотра происходит обсуждение работ каждого студента, проводится анализ содержания обучения и методов преподавания.
Педагогическое влияние, оказываемое на студентов, происходит разными путями и зависит от того, какие методы обучения преподаватель применяет, каков он сам, как мастер рисунка. Кроме того, в настоящее время важно, насколько виртуозно он владеет современными компьютерными технологиями. Так, например, педагог может не просто заменить «меловую технологию» на экран с изображенной на нем картинкой, а будет использовать разнообразные возможности компьютерных средств, чтобы научить анализировать, выявлять главную идею учебного материала, наглядно сопоставлять художественные образы и т. п. [8]. В результате работа по совершенствованию педагогических способностей, повышение методической квалификации, систематическая деятельность по овладению новыми технологиями, творческая работа преподавателя в области академического рисунка сказываются на профессиональной подготовке студента и на формировании его личности, поэтому преподавателю необходимо постоянно самосовершенствоваться. Этот процесс должен быть направлен на умение «удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии» [1, с. 183]. Поэтому следующим компонентом системы преподавания можно выделить самосовершенствование преподавателя, его постоянную, систематическую работу по совершенствованию профессиональных знаний.
Педагогический процесс не может осуществляться как целостный, если у педагога не будут выстроенные должным образом педагогические взаимоотношения со студентами.
Различные новые подходы в педагогической практике связаны с переходом от системы понятий и схемы анализа «субъект – объект» к системе «субъект – субъект». Вторая схема, становящаяся сейчас всѐ более популярной, связана с работами именно в области педагогических взаимоотношений. Поэтому можно выделить в системе преподавания такой компонент, как взаимоотношения преподавателя и студентов. Под педагогическим взаимоотношениями обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся [4]. Так, например, преподаватель, как куратор группы, может организовать творчески активный досуг через участие в культурно-массовых мероприятиях. Такие мероприятия не только вовлекают в культурно-досуговую деятельность студентов, но и создают атмосферу общности студентов и преподавателей, делают процесс учебы увлекательным, творчески насыщенным. В рамках данной деятельности преподаватель может организовать выходы студентов в выставочные залы, художественные музеи, организовать участие студентов в различных конкурсах и выставках рисунка.
Следующий компонент системы преподавания связан с работой преподавателя по ознакомлению с документами. Преподавателю необходимо выработать в себе способность к работе с документацией и получению из нее необходимой информации, педагогическому истолкованию этой информации. Сюда входит знакомство с законодательством, инструктивными письмами Министерства образования и науки, государственными образовательными стандартами, учебно-методической и научной литературой по рисунку и другое. В результате определения состава системы преподавания академического рисунка, ее основными компонентами стали: цели и задачи преподавания, содержание учебного материала, осуществление механизма преподавания в процессе подготовки и проведения занятия, контроль и оценка результата, самосовершенствование преподавателя, взаимоотношения преподавателя и студентов, работа преподавателя по ознакомлению с нормативными документами. Взаимосвязи этих компонентов порождают реальный педагогический процесс – целостную систему преподавания академического рисунка. 2. Сконструирована структура системы. Для этого определены и проанализированы основные связи, имеющиеся между компонентами системы в ходе их функционирования. Последовательность анализа связи происходила следующим образом. Сначала вычленялась связь и давалась характеристика ее содержанию. Далее определялся характер связи, затем связь относилась к тому или иному структурному типу. Например, связь содержания учебного материала с контролем и оценкой результата. По содержанию это связь порождения, так как содержание учебного материала – одна из причин появления результатов преподавания; атрибутивная связь, так как содержание учебного материала является атрибутом, без которого никакой контроль и конечный результат процесса преподавания существовать не может. По характеру связи – необходимая, так как должна осуществляться постоянно. По типу структур – связь обратного направления, где контроль и оценка результата, складываясь под воздействием содержания учебного материала, в свою очередь, направленно влияет на содержание учебного материала. Было отмечено, что в системе преподавания академического рисунка связи отличаются сложностью и далеко не всегда поддаются измерению, их очень часто невозможно увидеть, ощутить; они многообразны, не однолинейны, переплетены друг с другом и большей частью образуют сложные причинно-следственные цепи. 3. Построено дерево целей и вычленены системообразующие связи.
Одним из важных признаков любой социальной системы, а педагогической в особенности, является то, что она создается для достижения определенной цели и, следовательно, должна быть системой целеустремленной. Поэтому, разрабатывая модель системы преподавания академического рисунка, важно было спроектировать конечный результат функционирования системы. Когда сформулирована цель, это помогает найти в работе главное и сосредоточить на нем усилия. У системы преподавания академического рисунка может быть множество целей, но они должны быть согласованы между собой и субординированы по отношению друг к другу. Построение системы преподавания академического рисунка, отвечающей признаку целеустремленности, является одним из этапов успешного проектирования системы. Единая цель системы не может быть достигнута сама по себе, а достигается только посредством реализации более частных целей, поэтому при создании модели системы было построено развернутое дерево целей ее компонентов, вершиной которого является генеральная цель. Построение дерева целей позволило вычленить системообразующие связи. К системообразующим связям были отнесены целевые, так как именно цели обучения объединяют все компоненты в систему и определяют ее характер. 4. Выявлены иерархические и субординационные связи системы. Система преподавания академического рисунка состоит из компонентов, которые взаимно подчинены друг другу. Одни составляющие систему компоненты направляют деятельность других. Таким образом, система преподавания академического рисунка обладает признаком иерархичности. Каждый уровень дает содержание для другого уровня. Так, цели и задачи преподавания являются основой содержания учебного материала. Подготовка преподавателя к занятию лежит в основе качественного его проведения. В свою очередь высококвалифицированное проведение занятия преподавателем лежит в основе качества работы по предмету вне занятий и оказывает непосредственное воздействие на содержание воспитательной работы, на его отношения со студентами и т. д. В силу того, что элементы системы выполняют различные функции в ходе ее жизнедеятельности, они различаются по степени значимости, а следовательно, в системе имеется наличие субординации. Подчиненность и соподчиненность элементов определяет особое место каждого из них в системе. Осуществление процесса преподавания во время проведения занятия в описываемой системе – самый высокий уровень, следовательно, к преподавателю приходит содержание о состоянии и наиболее существенных характеристиках от предыдущего уровня, он перерабатывает эту информацию и оказывает определенное влияние на другие уровни, изменяя их жизнедеятельность в нужную сторону. Так возникает иерархия и субординация системы. 5. Проанализированы факторы внешней среды, оказывающие влияние на систему преподавания академического рисунка. К ним в первую очередь относятся организационно-правовые. От них зависит создание, правовая регламентация жизнедеятельности образовательного учреждения, его регистрация, лицензирование, аттестация. Организационно-правовые факторы очень важны для системы преподавания академического рисунка, так как, с одной стороны, определяют общий фон развития образования, с другой – на каждом этапе своего развития государство вырабатывает образовательную политику, национальную доктрину образования, определяющие общие цели и принципы образования. К факторам внешней среды, оказывающим влияние на систему преподавания академического рисунка, также можно отнести экономические, политические и социально-культурные, так как от них зависит полноценное воспроизводство художественного потенциала общества. Так, проводя анализ периода рубежа XX–XXI вв., мы получили данные о том, что экономический кризис начала 1990-х гг. поставил под угрозу развитие художественного потенциала общества. Творческие работники оказались среди наименее социально защищенных групп граждан. А.В. Мешкова считает, что есть достаточно оснований утверждать, что в это время Россия понесла урон в своем творческом потенциале, сравнимый с тем, который был нанесен революцией и гражданской войной [5]. В результате был получен вывод о том, что, взаимодействуя с внешней средой, система преподавания академического рисунка или приспосабливается к внешней среде, в определенных пределах перестраивая свои процессы, в какой-то степени изменяя свою структуру, но не нарушая своей целостности, или изменяет сами внешние условия, приспосабливая их к задаче сохранения своей целостности и к достижению главной цели своего функционирования. 6. Проведено обоснование методических принципов работы над академическими рисунками, как основы функционирования системы преподавания рисунка. На данном этапе были вычленены из общих подходов и правил учебного рисования основные методические положения работы над академическим рисунком и обоснована их роль в процессе функционирования системы преподавания рисунка [7]. К основополагающим методическим принципам выполнения рисунков были отнесены следующие:  принцип методической последовательности;  принцип композиционного расположения изображения на листе;  принцип рисования симметричных парных форм;  принцип конструктивного анализа формы в рисунке;  принцип тонального решения рисунка;  принцип целостности изображения;  принцип художественно-образного решения рисунка;  принцип мысленного рисования. Процесс преподавания обращен на усвоение этих принципов, а они, в свою очередь, обусловленные целями обучения, являются основой для его осуществления. Итак, основными этапами проектирования системы преподавания академического рисунка являются:  обоснование процесса преподавания рисунка как педагогической системы;  определение состава системы;  разработка структуры системы;
 построение системы преподавания академического рисунка отвечающей признаку целеустремленности;  определение признака иерархичности системы и субординационных связей между ее элементами;  выявление факторов внешней среды оказывающих влияние на систему преподавания академического рисунка;  обоснование функциональной направленность системы.
Соблюдение определенной последовательности проектирования системы преподавания академического рисунка позволило в результате получить модель системы, у которой имеются следующие признаки: она обладает составом, структурой, целеустремленностью, подчиненностью всех элементов целому, иерархичностью, наличием субординационных связей между элементами, возможностью взаимодействия с внешней средой и едиными методическими принципами. Разработанная модель системы направлена на повышение профессионально-художественного уровня развития студентов и выработку комплекса качеств, необходимых для самореализации в выбранной профессии.
Литература 1. Бордовская Н. В., Реан, А. А. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2000. 304 с.
2. Иконников А. И. Пути совершенствования системы обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах педвузах: дис. … докт. пед. наук / А. И. Иконников. М., 1999. 400 с.
3. Карев Б. А. Система обучения рисунку на архитектурном факультете технического вуза (теория и практика): дис. … докт. пед. наук / Б. А. Карев. М., 2003. 283 с.

4. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / Под ред. М. К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.-Нальчик, 1996. 96 с.

5. Мешкова А. В. Власть и художественная интеллигенция в постсоветский период отечественной истории (1991-2006 гг.): автореф. дис. … канд. исторических наук / А. В. Мешкова. М., 2006. 42 с.

6. Савинов А. М. Целеполагание в педагогической деятельности преподавателя рисунка / А. М. Савинов. М.: Искусство и образование. – 2010. – № 3(65). С. 30–37.

7. Савинов А. М. Методические принципы учебного рисования как основа теории и практики обучения академическому рисунку / А. М. Савинов // Вестник университета Российской академии образования. – М.: УРАО, 2010. – № 5(53). – С. 90-94.

8. Селиванова Т. В. Профессиональные сетевые сообщества преподавателей изобразительного искусства // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - №1 2011, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2011/selivanova 07.03.2011.pdf (дата обращения 16.06.2011). 9. Сластенин В. А. [и др.] Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин. М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.