Традиционная система воспитания здорового, любознательного и жизнерадостного ребѐнка у русского народа состоялась как система пестования. Эта целостная педагогическая система включала в себя многие жанры (традиционные виды деятельности). Каждый из жанров имел свою педагогическую цель. Достижение целей каждого из жанров этнокультурной деятельности позволяло развивать воспитанника гармонично и всесторонне.
В современных этнопедагогических исследованиях в большей степени уделяется внимание воспитательной составляющей и практически отсутствуют исследования обучающей составляющей традиционных видов этнокультурной деятельности. Жанр прибауток как традиционный жанр народно-педагогического наследия изучается на уроках в рамках учебного предмета «Русское народное творчество» (автор учебно-методического комплекса Н.С. Ширяева). Учебный предмет «Русское народное творчество» является обязательным в школах Ленинградской области с 1999 года.
Изучение прибауток в современном учебно-познавательном процессе предполагает, с одной стороны, сохранение целевой направленности жанра, а с другой – новых педагогических технологий, позволяющих востребовать педагогический, воспитательный и развивающий потенциал данного жанра в новых педагогических условиях. По определению В. А. Сластѐнина, «педагогическая технология есть упорядоченная совокупность действий, операций и процедур (техник), инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса».
На наш взгляд, вместе с традиционными педагогическими технологиями оптимизировать учебный процесс призваны этнопедагогические технологии.
Под этнопедагогическими технологиями понимается система педагогических действий обучающего, связанных с включением обучаемого в традиционную знаково-символическую деятельность, объединяющую его чувственное и рациональное начала, и имеющих целью получение учащимся творческого опыта этнокультурной деятельности.
Родное слово, родной язык – основное средство общения, выражения мыслей и чувств. Благодаря этому народная поэтика имеет больше всего самостоятельных жанров и является органической частью большинства остальных.
Прибаутками принято называть небольшой веселый рифмованный мелодекламационный рассказ.
Отмечая характерные особенности жанра прибауток, Н.С. Лесков писал «об удивительной образности и меткости народной речи», «ее ясности и полноте». Эту ясность и полноту, свежесть и выразительность сохранили прибауточные образцы народного поэтического творчества.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дается развернутая характеристика понятия «прибаутка».
Прибаутка, прибабунька (отъ баять) ж. означает:
1) складная приговорка;
2) поговорка, острое словцо, въ пословичной одежде;
3) присказка, прибаска;
4) короткий, смешной разсказецъ, анекдотъ;
5) забавный, веселый набор слов.
«Прибаутничать» означает: краснобаить, шутить прибаутками. Прибаутчик, прибаутчица – охотники прибаутничать.
В основе происхождения прибаутки восходят к скоморошьей традиции. Темами этих маленьких произведений словесного творчества становились рассказы о «мухах и мошках, которые дрова рубили и баню топили», «свиньях, которые пиво варили, да борова женили», унаследованные от скоморохов.
Педагогическая цель и педагогические задачи жанра прибауток в народной педагогике
В народной педагогике прибаутки рассматриваются как игровая деятельность взрослого с ребенком (пестуньи и воспитанника) на уровне слова, понятия, смысла. От народных игр прибаутки отличаются тем, что не сопровождаются обязательными игровыми действиями.
Педагогической целью жанра народная педагогика определяла формирование у воспитанника словесно-понятийного опыта. Достижение данной цели обеспечивалось комплексом педагогических задач.
Современные педагогические исследования позволяют сделать вывод о прямой связи между способностью воспитанника «воображать» (создавать образы), «соображать» (соотносить образы) и его интеллектуальным развитием. Ученые, занимающиеся данной проблематикой, утверждают, что настоящий «интеллектуальный прорыв возможен при условии способности ученика представлять («воображать») себе то, чего нельзя увидеть».
И народная педагогика имела в своем арсенале такой развивающий жанр – прибаутки. Используя «небыличные» приемы и элементы фантастики, прибаутки развивали воображение ребенка, а значит, стимулировали его умственное развитие: воспитаннику необходимо было представить как «утки играют в дудки», «кошки шьют ширинку»/полотенце/, а «ворон в красных сапогах в позолоченных серьгах играет во трубу». Обладая высокими художественными достоинствами /яркой образностью, рифмами, звукописью/, прибаутки развивали художественный вкус ребѐнка.
Через взаимосвязь поэтических образов, прибаутки постепенно «расширяли» маленький, замкнутый мир ребѐнка, формируя его представление о мироустроении.
Прибаутки удовлетворяли требованиям «радости», т. е. в часы бодрствования вызывали у ребѐнка положительные эмоции и, значит, помогали растить физически здорового, любознательного и жизнерадостного человека.
Комплекс педагогических задач изучения жанра прибауток в современном учебно-воспитательном процессе:
Образовательные задачи
1. Изучая поэтические тексты прибауток, знакомить учащихся: с традиционными образами прибауточных текстов, с традиционными приемами поэтики; с традиционными рифмами.
2. Изучая ритмику прибауточных текстов, знакомить учащихся с традиционными ритмическими формулами.
3. Изучая мелодику прибауточных текстов, усваивать традиционные формулы напевов.
Воспитательные задачи
1. Опираясь на традиционную стилистику прибауток (ласковое слово, доброжелательное отношения к описываемому в тексте прибаутки), воспитывать добрые чувства и доброжелательное отношение ко всему живому.
2. Изучая традиционные образцы прибауток воспитывать у учащихся уважение к традиционной народной культуре.
3. Раскрывая высокие художественные достоинства поэтики прибауток (яркую образность, традиционные рифмы, звукопись), воспитывать у учащихся художественный вкус.
Развивающие задачи
1. Изучая «небыличные» приемы в прибауточных текстах, элементы фантастики («утки играют в дудки», «кошки шьют ширинку»/полотенце/, а «ворон в красных сапогах в позолоченных серьгах играет во трубу»), развивать у учащихся способность «воображать» (способность создавать образ).
2. Изучая «небыличные» приемы в прибауточных текстах, элементы фантастики («утки играют в дудки», «кошки шьют ширинку»/полотенце/, а «ворон в красных сапогах в позолоченных серьгах играет во трубу»), развивать у учащихся способность «соображать» (способность соотносить образы).
3. Сочиняя прибаутки, стимулировать умственное развитие учащихся.
4. Развивать речевую культуру учащихся.
Педагогические подходы к изучению жанра
Природосообразный подход
Как жанр (вид этнокультурной деятельности) прибаутка возникла в качестве «кодирования» системных связей в целостном природном пространстве.
Культуросообразный подход
Именно единое информационно-культурное пространство сделало возможным появление жанра прибауток. Родное слово, родной язык – основное средство общения, выражения мыслей и чувств людей одной этнокультурной традиции.
Проблемный подход
Применение данного подхода определяется любознательностью, заложенной в природе ребенка (в данном случае учащегося) в постижении мироустройства.
Мотивационный подход
Возможность удовлетворения потребности в умении «воображать» и «соображать» посредством исполнения и сочинения прибауток, обеспечивает применение мотивационного подхода в процессе обучения.
Для изучения жанра прибауток на уроках народного творчества разоаботаны этнопедагогические технологии.
Технологии «знакомства» с жанром прибауток
1. Прослушать прибаутку в исполнении учителя (например, прибаутку «Барашеньки»). Яркое живое исполнение обеспечивает сохранение «живой традиции».
2. Предложить учащимся назвать персонажей данной прибаутки.
3. Обратить внимание учащихся на то, что традиционные персонажи прибауток животные: кошка, ворон, барашеньки и т. д.
4. Определить, почему содержание прибаутки весѐлое (выявить «прием несоответствия» – «барашеньки в скрипочку играют…», который дает эффект веселого удивления).
Возможные ответы учащихся:
– Прибаутка веселая, потому что барашки не могут играть на скрипке на самом деле, а в прибаутке играют, потешая всех.
5. Определить характерные черты содержания прибауточных текстов:
– Важно ли, – спрашивает учитель, – чтобы у веселой песенки были ласковые слова?
– Да, важно, для того чтобы песенка была добрая.
– Перечислите те добрые слова, которые есть в этой прибаутке, – предлагает учитель.
– В этой прибаутке много ласковых слов: «барашеньки», «скрипочка», «детки».
6. Обратить внимание детей на «ладность» поэтического текста, которая становится возможной благодаря рифмованности окончаний строк. В данном тексте традиционно используются рифмованные действия персонажей: «барашеньки гуляют, играют, потешают».
7. Разучить прибаутку приемом «эхо»: учашиеся повторяют за учителем по частям текст прибаутки.
8. Исполнять прибаутку группой и индивидуально.
Технологии изучения традиционных приемов построения поэтических текстов
Например, в прибаутке «Пошла Маша на базар» прием построения поэтического текста перечисление:
Пошла Маша на базар.
Принесла домой товар:
Родной матушке платок,
Посерѐдочке цветок,
Братьям-соколам
По козловым сапогам,
Сестрицам – лебедицам
Да по белым рукавицам.
Этнопедагогические технологии
1. Выучить текст прибаутки приемом «эхо».
2. Предложить учащимся продолжить (сочинить) текст прибаутки перечисляя, что еще Маша могла «принести с базара» (либо каждый учащийся сочиняет свой вариант, либо каждый друг за другом сочиняют по строке).
Традиционным приемом построения народных поэтических текстов является цепной прием:
Как у наших у ворот
Петух зѐрнышки клюѐт.
Петух зѐрнышки клюѐт,
К себе курочек зовѐт.
К себе курочек зовѐт:
Вы хохлушечки.
Я нашел для вас орех,
Разделю орех на всех.
Этнопедагогические технологии
1. Выучить текст прибаутки приемом «эхо».
2. Продолжить (сочинить) текст прибаутки, сохраняя цепной прием. Каждый учащийся сочиняет свой вариант.
3. Продолжить (сочинить) текст прибаутки, сохраняя цепной прием. Каждый друг за другом сочиняют по 2 строки.
Вот пример приема построения поэтического текста монолог:
Привяжу я козлика к белой берѐзке,
Привяжу рогатого к белой берѐзке:
Стой, мой козлик, стой не бодайся,
Белая берѐзка стой, не шатайся!
Одним из любимых приемов построения народных поэтических текстов является диалог:
Вскочил козѐл на чужой двор.
Зачем вскочил? – Бруска просить!
– На что бруска? – Косу точить!
– На что точить? – Траву косить!
– На что косить? – Коня кормить!
– На что кормить? – Дрова возить!
– На что возить? – Печь топить!
– На что топить? – Прянички печь!
Этнопедагогические технологии
1. Выучить текст прибаутки приемом «эхо».
2. Обратить внимание учащихся на форму поэтического текста (монолог, диалог).
3. Исполнять прибаутки по одному.
4. Исполнять прибаутки «переговариваясь» группами.
После того как тексты прибауток усвоены учащимися, можно использовать его для успешного решения следующих образовательных задач.
Технологии изучения ритмики прибауточных текстов
1. Исполнять прибауточные тексты, простукивая их ритмику ладошками.
2. Выстукивать ритмические формулы прибауточных текстов на бубне, усваивая при этом приемы игры на этом народном инструменте.
3. Выстукивать ритмические формулы прибауточных текстов на ложках.
4. Развивать чувство ритма, используя пластику тех животных, о которых говорится в прибаутке. Например, достаточно сложен ритм прибаутки «Ходит зайка по саду».
Этнопедагогические технологии
1. Учащиеся изображают ладошками ушки зайки. «Ушки» шевелятся в ритме исполняемой прибаутки.
2. Учащиеся держат руки перед грудью, изображая лапки зайки. Прибаутка исполняется в сочетании с прыжками на коротких звуках и неглубокими приседаниями на длинных.
3. Усложнение предыдущего приѐма: прыжки на коротких звуках исполняются с поворотом в сочетания, с неглубокими приседаниями на звуках длинных.
4. Развивать чувства ритма, используя приемы игры на народных инструментах:
Этнопедагогические технологии
1. Учитель исполняет прибаутку, выстукивая ее ритм на деревянных ложках.
2. Учащимся предлагается определить, есть ли в ритмической последовательности длинные и короткие звуки. Для облегчения задачи можно, опустив слова, исполнить прибаутку на свирели или музыкальной свистульке.
3. После проигрывания учитель просит учащихся прохлопать ритм одной строки, затем двух строк, затем всей прибаутки в ладоши.
4. После усвоения ритмического рисунка прибаутки ритм выстукивается на деревянных ложках.
Последовательность освоения приѐмов игры на ложках
1-ый прием
- Корпус играющего прямой.
- Руки играющего находятся перед собой на уровне груди. Локти «круглые».
- Ручки каждой из двух ложек зажаты в разных ладонях.
- Звук извлекается ударом «донца» о «донце». 2-ой прием
- Корпус играющего прямой.
- Руки играющего находятся перед собой на уровне груди. Локти «круглые».
- В разных ладонях зажаты черпаки от разных ложек, донцами друг к другу.
- Звук извлекается ударами «донца» о «донце».
3-ий прием
- Корпус играющего прямой.
- Руки играющего находятся перед собой на уровне груди. Локти «круглые».
- Ложки складываются «донцами» друг к другу. Ручки от ложек берутся, например, в правую ладонь, таким образом, что нижняя ручка лежит между безымянным и указательным пальцами, а верхняя – между указательным и большим.
- Звук извлекается при ударе о левую ладонь «донцем» о «донце».
Технологии изучения традиционных музыкальных формул в напевах прибауток
Основой напевов прибауток являются традиционные народные музыкальные формулы. Выучивание на учебных занятиях напевов прибауток позволяет учащемуся усвоить традиционные музыкальные формулы. Рекомендуется исполнять напевы прибауток на свистульках, свирели, усваивая традиционные музыкальные формулы.
Музыкальная формула «Терцовая»
Варианты формулы напева:
1. Напев состоит из двух звуков отстоящих друг от друга на терцию.
2. Напев состоит из терцовой попевки с вариантным заполнением.
3. Напев состоит из терцовой попевки с поступенным заполнением.
Музыкальная формула «Мажорный тетрахорд»
Варианты формулы напева:
1. Напев состоит из четырех поступенно восходящих звуков.
2. Напев состоит из четырех поступенно нисходящих звуков.
3. Напев состоит из квартовой попевки с вариантным заполнением.
Развивающие этнопедагогические технологии: развитие пластики учащихся и формирование навыков актерского мастерства
Материал прибауток может быть использован и для развития навыков актерского мастерства, когда посредством верно найденных мимики, жестов, разговорной интонации и характерной пластики учащиеся создают образы животных исполняемой прибаутки.
Критерии обученности жанру прибауток
Учащийся должен знать: традиционные образы прибауточных текстов, традиционные приемы построения поэтического текста, традиционные рифмы, традиционные ритмические формулы, традиционные формулы напевов.
Учащийся должен понимать: традиционную стилистику прибауток (ласковую интонацию, доброжелательное отношение к описываемому в тексте прибаутки), особенности образности; правила звукописи, взаимосвязи мира людей и мира природы, основанные на законах целостности и системности.
У учащегося должно быть сформировано: доброжелательное отношение ко всему живому, уважение к традиционной народной культуре, основы художественного вкуса.
Учащийся должен уметь: «воображать» (способность создавать образ), «соображать» (способность соотносить образы), исполнять прибаутки, сочинять прибаутки.
Таким образом, разработанные этнопедагогические технологии изучения жанра прибауток эффективно развивают личность обучаемого в контексте этнокультурной традиции.
Литература
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Собрание В.И. Даля. Т.1. М., 1999.
2. Потешки /сост. И.К. Тарасова М.: Изд-во «Детская литература», 1983 г.
3. Русский фольклор /сост. В. Аникин. М.: Изд-во «Художественная литература», 1985.
4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987. 240 с.
5. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1989. 208 с.
6. Лернер П. Эффективность образовательного процесса в новой предметной области «Технология» // Школьные технологии. – 1999. – №4. С.273–291
7. Ушинский К.Д. Родное слово // Собр. соч. М., Л.: АПН РСФСР, 1948. Т. 2. С. 554–574.