ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ: ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Гетьман Виктория Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры Музыкознания и музыкального образования  Института искусств  ФГБОУ ВПО МПГУ. Москва 

Аннотация: 
Статья посвящена анализу развития и становления отечественного профессионального музыкального образования, выявлена музыкально-педагогическая составляющая и дана типологическая характеристика образа музыканта-педагога в разные периоды его эволюции.

Опираясь на работы ученых прошлого и современности, вопрос эволюции профессионального становления музыканта-педагога в отечественной культуре имеет богатую историю и сложившиеся традиции. Их формирование осуществлялось в опоре на константы русской культуры (традиционность, открытость, духовность), которые нашли своё проявление на всех этапах развития музыкального образования и музыкальной педагогики. Поэтому в данном контексте, их суть заключается в следующем: традиционность – раскрывается в способности формирования, сохранения и развития национальных устоев на основе глубокого взаимодействия двух параллельно существующих направлений музыкальной культуры: народной и церковной; опора на интонационно-вокальную природу музыкального содержания, духовно-творческую основу его постижения и соборность, как приоритетную форму музыкально-творческой деятельности. Открытость – раскрывается как двустороннее движение: внутри и во вне себя. А именно, способность к заимствованию лучших образцов музыкального, художественного опыта мировых и европейских стран, и его трансформации на основе своего национального менталитета; способность к диалогу культур, взаимообмену и взаиморазвитию во благо всех сторон. Духовность – раскрывается в духовно-нравственном начале, как основе всего содержания музыкального образования и музыкальной педагогики. Именно духовность определяет характер антропоцентризма в отечественной философско-педагогической и музыкально-педагогической мысли. Это, в свою очередь, даёт основание рассматривать личность музыканта-педагога, как духовно целостное явление.

        Анализ отечественного музыкального образования с целью выявления особенностей становления профессионального музыкально-педагогического направления, даёт право говорить о четырёх этапах его развития.

- Первый этап – X – XVI века – время зарождения  истоков становления и кристаллизации самобытного национального пути развития профессионального музыкального образования; создание предпосылок подготовки к музыкально-педагогической деятельности в религиозно-духовной и народной традиции музыкальной культуры.

- Второй этап – XVII – XVIII века -  время проявления интереса к профессиональному обучению и тенденции профессионального развития музыкального образования по двум равноправно сосуществующим направлениям (религиозно-духовное и светское); интенсивное развитие общего музыкального образования посредством домашнего и коллективного любительского музицирования (ансамблевого хорового и инструментального).

- Третий этап – XIX - начало XX века – время формирования национальных школ (композиторской, исполнительской, педагогической) и их традиций; создание модели музыкального образования по двум направлениям: профессиональное и массовое (всеобщее); начало формирования отечественной научной школы, включающей музыкознание и музыкально-педагогическое направления.

- Четвёртый этап – 30-е годы ХХ века по сегодняшний день – это время творческих лабораторий и практик в контексте диалога традиций и инноваций, включающий два периода. Первый - 30-е – конец 80-х годов ХХ века – период творческих лабораторий; развития и индивидуального преломления традиций; теоретического осмысления и практической разработки компонентов музыкально-профессионального становления личности музыканта-педагога; разработка новых подходов и направлений  его изучения. Второй – начало 90-х годов ХХ века – по настоящее время – период диалога традиций и инноваций, опирающийся на междисциплинарные подходы и современные технологии образования.  

       В контексте выделенных четырёх этапов развития отечественного профессионального музыкального образования раскроем особенности типологической эволюции образа музыканта-педагога.

       В частности, первый этап характеризуется типом музыканта-педагога религиозно-духовной направленности, который  проявился в  образе доместика – мастера пения,  музыканта-певчего, певчего-учителя, или композитора - распевщика, т.е. музыканта-педагога, обладающего широким спектром навыков и обязанностей.  В синкретической деятельности такого музыканта можно выделить следующие профессионально значимые навыки: исполнительский, педагогический, дирижёрско-управленческий, композиторский.

       В ходе второго этапа развития  отечественного музыкального образования складывается два типа музыканта-педагога: музыкант-педагог религиозно-духовной и светской направленности.  Первый связан с хоровым искусством, что проявилось в деятельности музыканта-регента, певца-хора и учителя пения. Музыкант-педагог светской направленности связан со светскими видами музыкально-творческой деятельности (инструментальной, вокальной и вокально-хоровой), что характерно для учителя игры на инструменте, учителя вокала.  Каждый из типов музыканта-педагога обладал комплексом профессионально значимых навыков, где обязательно сочетание: музыкально-теоретических, музыкально-исполнительских и педагогических.  Особое внимание уделялось общекультурному образованию, как неотъемлемой составляющей подготовки музыканта.

       На третьем этапе продолжают сосуществовать два типа музыканта-педагога. Музыкант-педагог религиозно-духовной направленности, который приоритетно связан с хоровым искусством в лице - регента, исполнителя хора и учителя пения. Музыкант-педагог светской направленности ориентирован на светские виды музыкально-творческой деятельности (инструментальной, музыкально-театральной, вокальной и вокально-хоровой) в лице музыканта-исполнителя; педагога-артиста, как педагога новой формации; музыканта-актёра; учителя музыки. Необходимо отметить, что различия между этими типами музыкантов-педагогов постепенно стирались, так как светское направление доминировало в музыкальном творчестве и, соответственно, влияло на содержательную сторону и общую направленность подготовки музыкантов.  Каждый из типов музыканта-педагога обладал комплексом общих – гуманитарных и профессионально значимых навыков, где обязательно сочетание: историко-теоретических, музыкально-исполнительских и педагогических.

       В ходе четвёртого этапа доминирует музыкант-педагог светской направленности (в лице солиста, участника ансамбля, оркестра, хора, учителя музыки и т.д.), деятельность которого, прежде всего, связана со светскими видами музыкального творчества и педагогической деятельности. Наряду с подготовкой музыканта по исполнительским (инструменталист, вокалист, дирижёр-хоровик) и музыкально-теоретическим (теоретик и композитор) специальностям; появляется самостоятельная - музыкально-педагогическая специальность  с квалификацией - учитель музыки. Таким образом, комплексный подход к образовательному процессу определяет структурно-содержательное наполнение профессиональной подготовки будущего музыканта-педагога, которая включает общеобразовательный – гуманитарный, общепрофессиональный  и специальный – музыкально-профессиональный и педагогический комплексы.  

     Наряду с этим, начиная с 2000-х годов процесс духовного возрождения отечественной культуры и общества, способствовал восстановлению традиций подготовки музыканта-педагога религиозно-духовной направленности (в лице регента и учителя музыки специализированной школы духовной направленности). Их востребованность определяется тенденцией восстановления православных храмов и растущим количеством  Воскресных школ, гимназий и других духовно-образовательных центров для детей и взрослых.  Несмотря на то, что специфика их профессиональной подготовки, прежде всего, связана с богословием и дирижёрско-хоровым искусством, они  так же получают комплексное образование, включающее общее – гуманитарное, общепрофессиональное и специальное – музыкально-профессиональное. Кроме того, музыкант-педагог светской направленности, (чаще всего дирижёр или учитель музыки) сейчас имеет возможность получить дополнительную специализацию регента и, таким образом, совмещать светскую - музыкально-творческую деятельность, духовно-религиозную - регентскую и педагогическую  практику.

       Таким образом, можно сказать, что образ современного музыканта-педагога и его деятельность носит интегративный характер, где параллельно сосуществуют и взаимодополняют друг друга все направления (светское, религиозно-духовное, народное) музыкальной культуры и виды музыкально-творческой деятельности.    Образ музыканта-педагога в контексте четвёртого этапа  предстаёт как многогранная личность-индивидуальность, обладающая общекультурными качествами, специальными способностями и профессионально значимыми качествами и компетенциями; всесторонне самообразовывающаяся, творчески развивающаяся и нацеленная на личностно-профессиональную самореализацию.

        Анализ типологических образов музыканта-педагога позволил выявить следующую тенденцию его личностно-профессиональной эволюции в контексте культурно-исторического развития отечественной музыкальной культуры и образования: синкретизм – профессиональная дифференциация – интегративная целостность. Это свидетельствует о спиралеобразном развитии в синергетическом пространстве отечественной культуры при доминировании целостности, как неотъемлемого качества. 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.       Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства: учебник. В 3-х ч. – 2-е изд., доп. [Текст] / А.Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1988. – 415 с., 1990. – 320 с.

2. Алексеева, Л.Л. Российское образование через искусство: традиции, реалии, перспективы [Текст] / Л.Л. Алексеева. – М., Педагогика искусства, 2010, № 3. – С.

3. Апраксина, О.А. Из истории музыкального воспитания: хрестоматия [Текст] / О.А. Апраксина. - М., 1990. – 185 с.

4. Варламов, Д.И. Динамика парадигм музыкального образования  в контексте академизации искусства [Текст] / Д.И. Варламов. – Педагогика искусства http://www.art-education.ru/AE-magazine № 2, 2014. С. 1-13   

5. Гетьман В.В. Становление личности музыканта-педагога: история, теория, практика: монография. [Текст] / В.В. Гетьман. – МГГУ им. М.А. Шолохова. – Орёл: ООО «Горизонт», 2011 г. – 337 с.

6.       История русской музыки. В 3-х вып. [Текст] / ред. А. Кандинский, Е. Сорокина / М.: Музыка, 1999-2002 гг.

7.       Мариупольская, Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки [Текст] / Т.Г. Мариупольская. - М.: Прометей МПГУ, 2002. – 204 с.

8.       Николаева, Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретические аспекты. Исследование [Текст] / Е.В. Николаева. - М.: Прометей, 2002. – 346 с.

9.       Никольская-Береговская, К.Ф. История становления и развития вокально-хорового искусства в России [Текст] / К.Ф. Никольская-Береговская. - М.: Прометей МПГУ, 2005. – 350 с.

10.     Праслова, Г.А. Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России (XI - начало XXI века): автореферат дис. … д-ра пед. наук [Текст] / Г.А. Праслова. - М., 2007. – 48 с. 

 11. Сбитнева, Л.Н. Развитие системы массового музыкально-эстетического воспитания в первой половине ХХ столетия [Текст]  / Л.Н. Сбитнева. - Педагогика искусства // http://www.art-education.ru/electronic-journal № 4, 2015г. С. 190-195    

12. Сергеева, Г.П. Изучение наследия деятелей культуры и искусства в дополнительном профессиональном образовании педагогов-музыкантов [Текст] / Г.П. Сергеева. - Педагогика искусства // http://www.art-education.ru/electronic-journal № 2, 2016. С. 80-85

13.   Степанов, Ю.С. Константы: словарь русской культуры [Текст] / Ю.С. Степанов. - М., 2001. – 790 с.

 14. Стукалова, О.В., Жгенти, И.В. Особенности становления Российского профессионального образования в сфере культуры и искусства в начале XXI века [Текст] / О.В. Стукалова. И.В. Жгенти. – Педагогика искусства http://www.art-education.ru/AE-magazine № 1, 2015. С. 1-6.

  15. Юдин, А.П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века: дис-я на соискание уч. степ. доктора пед. наук. [Текст]  / А.П. Юдин. – Москва, 2004 г. – 467 с.