Знаменитый педагог-гуманист Януш Корчак говорил: «Детство – фундамент жизни. Без безмятежного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербной: ребенок – это ученый в лаборатории, напрягающий свою волю и ум для решения труднейших задач». На протяжении веков в литературном процессе сложилась особая отрасль искусства словесного творчества – литература для детей и юношества. Кроме того, тема детства и отрочества находилась в центре внимания многих выдающихся европейских и американских писателей, не относившихся к детским писателям.
Следует разграничить понятия «детская литература» и «литература o детях». Термин «детская литература» обозначает как произведения, специально предназначенные для детского чтения, так и оказавшиеся пригодными для него, хотя они и предназначались первоначально для взрослых [1], то есть это те произведения, которые читают дети. «Литература о детях» включает в себя произведения, героями которых становятся девчонки и мальчишки. В статье нами рассмотрены произведения, интересные для детей, героями которых являются их ровесники. Именно изучение литературных произведений для детей и юношества формирует у школьников систему приоритетных ценностей, составляющих основу их мировоззрения. В ней можно выделить следующие категории ценностей: бытийные ценности (природа, мир, жизнь, человек, общество, свобода, любовь, дружба, ненасилие, труд, здоровье, семья); ценности познания (знание, истина, творчество); этические (добро, справедливость, гуманизм, совесть, нравственность, толерантность); эстетические (красота, гармония); ценность Отечества (Родина, патриотизм, гражданственность).
Тема детства интерпретировалась по-разному представителями различных эстетико-литературных направлений. В частности, подлинными новаторами в представлении темы детства стали писатели, принадлежавшие к направлению романтизма. Искусство в романтическом мироощущении – совершенный, надвременной мир. Роль искусства у ребенка выполняет игра. Сюжет, как правило, завершается победой добрых начал, обретением уверенности. Игра, поглощая ребѐнка, интегрирует его в мир реальности. Ребѐнок – принц кукольного мира, завоѐвывающий в нѐм любовь, право на счастье. Две удивительные сказки немецкого писателя-романтика Э.Т.А. Гофмана – «Щелкунчик» и «Повелитель блох» (1822) – стали образцами детской классики, поразив детское воображение занимательными сюжетами и фантастикой. Писатели-романтики широко использовали для реализации темы детства-отрочества жанр сказки, сказки-притчи. В сказках мир моделируется самим ребѐнком на основе прививаемых ему идеалов любви, дружбы, человечности. Категория ужасного как противопоставление категории прекрасного – одна из значимых в романтическом типе сознания. В произведениях романтиков есть дети, являющиеся прямым порождением зла: маленькие злые существа, которые не вырастают («Крошка Цахес, прозванный Циннобером» (1819), «Песочный человек» Э.Т.А. Гофмана). Образы «агрессивных детей» широко представлены не только в творчестве Гофмана, но и в произведениях немецкого писателя XX в. Г. Бѐлля (новелла «Балаган» (1950), «В долине грохочущих копыт»). Агрессия ребѐнка у писателей-романтиков является средством общественной критики. Дети агрессивны из-за вытеснения из жизни человека идеалов – высокой духовности, доброты, фантазии, простодушия, и умения сострадать.
Английский писатель Льюис Кэрролл отразил в своих произведениях с помощью жанр «нонсенс», написав «Алису в Стране чудес» и «Алису в Зазеркалье». Профессор математики Кэрролл, не принадлежа к направлению романтизма, любил познавать мир через игру. В сказках-«нонсенсах» Кэролл ненавязчиво и увлекательно учит детей быть добрыми, честными, отзывчивыми, дружелюбными, воспитанными. В XX в. продолжателем жанра «нонсенс» становится английский писатель Роальд Даль (1916–1990), создавший повести для детей «Джеймс и великан», «Чарли и шоколадная фабрика».
Чарльз Диккенс – писатель-реалист – заставляет своих маленьких героев проходить через разные испытания, унижения, проверяет их нищетой и голодом. Диккенс наделяет своих персонажей не только стойкостью и всепобеждающим юмором, открытыми сердцами, способными прийти на помощь, но и многими человеческими слабостями (повести «Приключения Оливера Твиста», (1838), «Крошка Доррит» (1857), «Рождественские повести» (1843–1846), «Жизнь и приключения Никольса Никкльби», детективная повесть «Большие надежды» (1861), роман «Давид Копперфильд» (1850), реалистичная и смешная «История Англии для юных»).
Сказка позволяла О. Уайльду, Р.Л. Стивенсону, Р. Киплингу некоторое время побыть детьми, обладающими цельностью и яркостью восприятия в противовес «стране взрослых», лишѐнной гармонии и отличающейся прагматичной рассудочностью, погружѐнностью в обыденность. О. Уайльд – одна из предтеч английского символизма, продолжатель традиций романтиков, предполагал разные варианты содержательности детской натуры. Он представлял ребѐнка не только идеальным существом («Великан-эгоист»), но и персонажем неоднозначным, способным совершать ошибки и исправлять их («Мальчик-звезда»), несущим в себе отрицательные воздействия взрослого мира («День рождения Инфанты»). Его лучшие сказки пронизаны размышлениями о судьбе и множестве человеческих пороках («Преданный друг», «Счастливый принц»). А его притча-причуда «Кентервильское приведение» полна радостного юмора и парадоксальных ситуаций, сквозь которые ощутим мистический свет Евангелия, христианских идеалов. Наибольшую известность получили два сборника сказок Уайльда – «Счастливый принц» и «Гранатовый домик» (1888).
В 1852 появился роман американской писательницы Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1852). В нѐм поднимаются проблемы толерантности, равенства, рабства и свободы. Сразу же «Хижина дяди Тома» стала любимой книгой для детей и подростков.
Во второй половине XIX века англичане Т. Хьюз, Л.Т. Мид, А. Брэзил, Ш.М. Янг создавали повести для мальчиков и девочек. Они детально описывали школьную действительность, изолируя еѐ от большого мира. Эти произведения отличались пространственно-временной ограниченностью описываемых событий и лишь робкими попытками разработать психологически убедительные детские образы.
Большим событием в детской литературе стали три книги английской писательницы Фрэнсис Хаджсон Бернетт (1849–1924). Полные правдивости, ее сочинения не только возбуждают хорошие чувства, но и дарят надежду обездоленным людям («Маленький лорд Фаунтлерой» (1887), «Маленькая принцесса» (1887) и «Таинственный сад» (1911)). Эти произведения о стойкости и мужестве.
Популярным в детской среде, естественно, стало творчество Марка Твена. В характерах и историях двух мальчишек находили и находят своѐ отражение до сих пор многие мальчишки («Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1885)). Так же, как Том и Гек, полюбились детям нищий мальчик Том Кенти и английский принц, будущий король Эдуард VI из повести-сказки «Принц и нищий» (1880).
Редьярд Киплинг открыл детям неподражаемого сына джунглей, бесстрашного мальчика Маугли, окружив его друзьями – дикими животными, наделенными человеческими достоинствами и недостатками. «Книга джунглей» (1894) и «Вторая книга джунглей» (1895) быстро завоевали популярность и признание читателей среди детей и взрослых. Также любовь читателя получили герои притчевых сказок Киплинга. Р. Киплинг в сборниках сказок «Пак с холма Пука» и «Награды феи» заговорил о важности связи человека с родной почвой, народом, культурой. Маленький человек в его прозе – частица природного естественного миропорядка, не испорченного рассудочной цивилизацией.
Английский писатель Джеймс Барри создал летающего мальчика Питера Пэна, не желающего становиться взрослым. «Питер Пэн и Венди» (1906) принес Д. Барри известность. Вторая книга Барри, которая тоже получила популярность у юного читателя, называлась «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» (1911).
Писательница из Англии Памела Трэверс (1906–1996) придумала образ Мэри Поппинс – не только умной и справедливой воспитательницы, но и хорошо знающей детей волшебницы. После выхода книги «Мэри Поппинс» она стала одной из любимых персонажей для детей. Затем были изданы книги «Мэри Поппинс возвращается», «Мэри Поппинс в парке», «Мэри Поппинс открывает дверь».
В 1900 американский писатель Лайм Фрэнк Баум (1856–1919) написал сказку «Волшебник страны Оз», которая сразу стала популярной. Находчивая девочка Дороти попадает в волшебную страну, где путешествует волшебными друзьями: Железным Дровосеком, Трусливым Львом и очень Мудрым Чучелом. А в 1941 эта сказка приобрела новую жизнь, будучи переведена на русский язык Александром Волковым. В книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» писатель органично ввел в повествование несколько новых персонажей и более широко рассмотрел некоторые характеры.
Немало в детскую литературу привнѐс Януш Корчак. Сущность его таланта выражает произведение «Как любить ребенка» (1918). Хорошей книгой для детского чтения стала дилогия «Король Матиуш I» и «Король Матиуш на безлюдном острове» (1923). Среди произведений Корчака в русле данной проблемы необходимо отметить книги «Банкротство юного Джека» (1924), «Когда я снова стану маленьким» (1925), «Кайтусь-волшебник» (1935), «Упрямый мальчик. Жизнь Л. Пастера».
Главным героем детской литературы конца XX – начала XXI веков стал мальчик-волшебник Гарри Поттер, придуманной английской учительницей Джоан К. Роулинг. «Гарри Поттер и философский камень», книга о дружбе, ненависти, добре и зле, вышла в 1997 году. Подряд вышли следующие остросюжетные фантастические шесть книг с главным героем мальчиком-волшебником Гарри Поттером.
Таким образом, произведения европейской и американской литературы о детстве дают достойный материал, для того чтобы реализовать ценностный потенциал литературного образования в личностно-развивающем обучении учащихся 5–6 классов. Дети 11–13 лет увлеченно читают произведения, главный герой которых похож на них. Это может содействовать развитию ценностно-смысловой сферы учащихся 5–6 классов.
Литература
1. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-1941.htm.
2. Режим доступа:http://www.krugosvet.ru/articles/117/1011755/1011755a1.htm.
3. Арзамасцева И. Н. Детская литература: учебник для студ. выс. пед. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – М.: Академия, 2009.
4. Детская литература : учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / Е. О. Путилова, А.В. Денисова, И.Л. Днепрова и др.; Под. ред. Е.О. Путиловой. – М.: Академия, 2010.
5. Детская энциклопедия. Язык и литература. – М.: Педагогика, 1976.
6. Детям о писателях. Зарубежные писатели. Книга для учителей, воспитателей, родителей. – М.: Стрелец, 2008.
7. Жаркова А. А. Гармоничное развитие личности в условиях социально-культурной деятельности: парадигмальный подход // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – №1 2011, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-1-2011.htm
8. Жук М.И. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века: учеб. пособ. – М.: Флинта; Наука, 2011.
9. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие для студ. Высших учебных заведений/ Вл.А. Луков, М., изд. центр Академия, 2009.
10. Проскурин Б. М. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза: учеб. Пособие / Б.М. Проскурин, Р.Ф. Яшенькина. М., Флинта: Наука, 2008. 11. Ульянова И.В., Фомина О.Е. Современная концепция формирования смысложизненных ориентаций личности учащихся в системе художественного образования // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – №3 2007, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2007/fomina_05-10-2007.htm