ФАКТОРЫ ВЫБОРА ТЕМАТИКИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Львова Инна Алексеевна (1), Львова Наталья Сергеевна (2)

(1) кандидат педагогических наук, доцент, член Союза дизайнеров России, доцент кафедры средового дизайна ГОУ ВО МО МГОУ, Москва 

(2) старший преподаватель кафедры средового дизайна ГОУ ВО МО МГОУ, Москва

Аннотация: 
Авторы анализируют ряд факторов, которые обеспечивают современный уровень тематики выпускных квалификационных работ дизайнеров. Вопросы подготовки дипломных работ высокого уровня – это важный вопрос высшей школы. Показано значение выбора тем квалификационных работ в успешном завершении бакалавриата по программе «Дизайн среды». Рассматриваются публикации российских авторов на данную тему. Актуальность тематики дипломных работ заключается в социальной значимости проектов при наличии регионального компонента. Также важными аспектами являются: эстетика проекта, эргономика, элементы российской культуры, аксиологическая функция дизайна, уровень владения 3D-моделингом.

Работа над дипломным проектом завершает курс обучения направления подготовки 54.03.01 Дизайн. Выпускная квалификационная работа (ВКР) является самостоятельной творческой работой выпускника кафедры, которая показывает уровень овладевания теоретическими, художественно-эстетическими знаниями, умениями и практическими навыками, степень освоения ряда профессиональных компетенций.

Одним из ключевых вопросов, возникающих при подготовке бакалавров-дизайнеров среды, является, на наш взгляд, обеспечение такой тематики выпускных квалификационных работ, которое отвечало бы всем современным запросам социума. Конечно, объять необъятное невозможно, однако данная проблема стоит перед выпускающими кафедрами весьма остро. Еще несколько лет назад, при подготовке дизайнеров в рамках специалитета, данный вопрос не был столь напряжённым как в настоящее время, тематика дипломных работ варьировалась достаточно широко – от общественных объектов до частного жилого дома и загородных участков, до интерьеров частного бизнеса. Теперь же задача поменялась в своем качестве: на первые позиции вышли объекты проектирования, классифицируемые как «социально-значимые для региона». Эта характеристика требует некоторого анализа. Точнее, требуют анализа несколько факторов, её составляющих.

Первый вопрос анализа заявленной темы мы хотели бы посвятить краткому обзору публикаций коллег, которые, прямо или косвенно, затрагивают тематику качества подготовки выпускников и итоговых работ как в художественном образовании в целом, так и в дизайне – в частности. «Если технология является изначально доступной для дизайна, то социальное значение и критика формы оцениваются применительно к общественной морали и ответственности. В моральном аспекте эти общественные интересы, такие как социально-экономические издержки, энергосбережение или охрана окружающей среды, вышли на первый уровень требований к современному дизайну. Этот уровень социальных требований формирует еще один ориентир для современного дизайн-образования и педагогической практики» [1; 93] - эта цитата раскрывает, на наш взгляд, насколько высоко стоит планка требований к современному дизайну.

В работе С.А. Никитенкова мы находим анализ развития ситуации регионального компонента образования:  «Предыдущие подходы к отражению регионального (национально-регионального) компонента в образовании основывалась на принципе включения обучаемых в этнокультурную среду и национальные традиции, делая эту позицию основной. Новое прочтение расширяет назначение регионального компонента до понимания подготовки студентов к профессиональной деятельности в социокультурной среде конкретной этнокультурной местности. Это как раз и позволяет усложнить образовательный процесс, не умаляя значения этнографических знаний, привести все к единым возможностям получения образования в России независимо от регионов» [6; 195].

П.Д. Чистов делает вывод о профессиональной образовательной деятельности в сфере изобразительного искусства:     «Профессиональная образовательная деятельность в области изобразительного искусства характеризуется сложным комплексом решаемых задач. Степень сложности задач во многом зависит от уровня образования. Правильная постановка задач позволяет получать результат на любом уровне образования» [8; 97]. Нам представляется, что этот вывод актуален  для любой профессиональной деятельности.

О задачах высшей школы говорит В.А. Мальцева: «Одной из главных задач высшей школы является подготовка конкурентоспособного специалиста, умело использующего в своем творчестве наряду с последними достижениями научно-технического прогресса материал народной культуры» [4; 345].  Она же уделяет внимание вопросу важности  изучения и реконструкции русского народного костюма в формировании духовно-нравственного опыта, без которого невозможно адекватно оценивать проектные и художественные задачи: «Усваивая культурное наследие своего народа, личность идет тем же путем, что и предшествующие поколения, обогащая свой духовно-нравственный и эстетический опыт и получая возможность усваивать культурные традиции других народов» [5; 14].  

«Зачастую студент, выполняя средовой проект, делает ставку на зрелищность, оригинальность, избегая серьезной проработки не только инженерно-конструктивной составляющей проекта, но и его стилевых и колористических характеристик» - еще одна, на наш взгляд, достаточно серьезная проблема в подготовке бакалавра-дизайнера  [2; 38].

Вторым аналитическим аспектом данной статьи стала проблематика поиска тем выпускных квалификационных работ и их проектного и эстетического наполнения. В своей дипломной работе студент должен:

 - осмысленно проводить предпроектное исследование;

 - анализировать актуальные общественно-профессиональные проблемы;

 - выбирать средства для решения этих проблем разных типов средовых структур;

- основываться на эргономических, культурных и технических вопросах организации средового пространства.

На выбор направленности дипломного проектирования зачастую оказывает влияние программное обеспечение, которым владеет выпускник. На факультете Изобразительного искусства и народных ремёсел Московского государственного областного университета используют различные методики для освоения необходимого пакета знаний 3D-моделинга. «Создание компьютерных моделей (даже не очень сложных объектов и сцен) состоит из сотен шагов и включает в себя разработку специальной стратегии, а так же умение общаться с уникальными инструментами, модификаторами и самим программным обеспечением». [3; 207].

Как уже упоминалось, сейчас значительно изменились качественные требования к тематике дипломного проектирования в средовом дизайне, не отменяя при этом уже давно применяющегося комплексного подхода к процессу проектирования: наличие регионального компонента является первостепенным требованием к бакалаврскому проекту. Наряду с этим требованием, мы бы выделили еще несколько:

  - социальная значимость объекта проектирования, например: санаторий, больница, детский сад, школа, парковая зона, территория микрорайона и т.д.;

  - эстетическая наполненность проекта с учётом психологических и экологических характеристик материалов, колористики, композиции, стилевых решений;

  - эргономическая самоценность проекта, независимо от его функциональной направленности, т.е. практичность «пользования» интерьером или ландшафтом является доминантной характеристикой, оставляя позади любые другие аспекты;

  - использование максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру, на национально-региональные культурные особенности;

  - проектирование объекта с учётом аксиологической функции дизайна, его влиянии на ценностно-смысловую, мировоззренческую составляющую общества. «Благо есть реализованная ценность, которая находит свое выражение в чем-либо полезном для человека» [7; 85].

  Каким же образом решаются все эти задачи на кафедре средового дизайна Московского государственного областного университета?           Региональный компонент обеспечивается следующим образом:

- тесное взаимодействие кафедры с администрацией разных районов Московской области;

- поиск различных объектов для проектирования самими студентами, с последующим оформлением заявки на проектирование от администрации объекта руководству вуза;

- непосредственное обращение заведующего кафедрой к администрации школ, колледжей, поликлиник и т.д. с целью стимулирования их к подаче заявки на проект.

Конечно, наличие готовых качественных проектов, которыми вот уже на протяжении ряда лет выпускники кафедры средового дизайна МГОУ обеспечивают различные учреждения Московской области – это не всегда повод к их воплощению, но всегда есть надежда, что они будут воплощены хотя бы частично, исходя из бюджета местной администрации.

Социальная значимость дипломных проектов обеспечивается практическим назначением объектов проектирования, которые должны быть общественно-значимыми в рамках того или иного населенного пункта, будь то набережная реки Яузы в городе Мытищи, например, или дошкольное образовательное учреждение. В рамках общественной направленности дипломов в прошлом учебном году были спроектированы: интерьеры и ландшафтное окружение церковно-приходской школы в городе Клин, в восстанавливаемой усадьбе Демьяново; ландшафтное наполнение детского лагеря отдыха Факел, город Руза; центральный городской парк города Краснознаменск, интерьер детского сада, г. Щелково и др.

Необходимо отметить, что студенты осознанно и с большим энтузиазмом относятся к задачам проектирования среды, поскольку эти объекты находятся в их родных подмосковных городах и посёлках. Они ходили в эти детские сады и школы, отдыхали в этих лагерях и парках – т.е. данная среда не является им чуждой, не демонстрирует искусственно вызванных проблем, не направляет их в области «бумажного проектирования». И эти аспекты также значительно влияют на уровень выполнения дипломных работ. 

Эстетические требования к проекту обеспечиваются не только непосредственно практической проектной работой, но и детальным изучением истории объекта, его «прошлой жизни», с исследовательским изложением проанализированного материала в пояснительной записке к проекту. Например, изучение истории усадьбы Демьяново (г. Клин Московской области), в которой бывали многие художники и поэты конца 19 в., сравнение фото- и литографий с современным состоянием ландшафтной среды позволило дипломнице выполнить проект в классическом стиле, но с применением современных материалов, обеспечивающих экономичность и экологичность элементов проекта, совместив в нем функции современного парка с созерцательностью ретроспективы. В проекте учтены такие моменты, как обеспечение достойного пребывания в парке представителей маломобильной группы населения (выполнены пандусы и удобные подъездные дорожки), а также и то, что данная территория примыкает к церкви, в которой проходят венчания, и поэтому должны быть удобные видовые точки для фотосессий.

Эргономическая самоценность проекта – это не только удобство его использования с точки зрения урбанизированного потребителя, но и качественное преобразование исторического или, скажем, устаревшего объекта в современный и, не побоимся этого слова, утилитарный объект. К примеру, при проектировании среды лагеря детского отдыха дипломнице удалось избавить территорию от устаревшей атрибутики пионерского лагеря, сохранив, однако, все необходимые составляющие для полноценного отдыха детей: применены современные покрытия дорожек и площадок, спроектированы спортплощадки для разных возрастных групп, сохранена (осовременена) Аллея славы, сделаны эскизные варианты оформления фасадов корпусов лагеря и т.д. Проект получился живым, цветонасыщенным, композиционно оригинальным, и главное – с возможным постепенным воплощением в жизнь.

Практически во всех проектах, защищаемых в качестве выпускных квалификационных работ в прошлом учебном году, получили отражение какие-либо национальные традиции, художественные стили, когда-то развивавшиеся в нашей стране, и в Московской области – в частности. Интересен в этом смысле проект, посвященный радикальному преобразованию школьных столовых: три столовые в трех разных школах города Королева Московской области, с разной историей и различным возрастом постройки (что обуславливало стилевое решение) должны были в результате проектирования:

 - сохранить основное функциональное назначение;

 - сохранить возможность мобильного преобразования в танцевальный или актовый зал;

 - стать настоящим композиционным центром в зданиях, приобретя мощную эмоциональную и стилевую насыщенность.

Студентка, детально изучив имеющиеся обстоятельства, подошла к проекту смело и неординарно: все три столовые получились совершенно разными, однако во всех присутствуют отсылы к российским культурным традициям 20 века: одна столовая – это яркая смесь русского лубка и поп-арта, вторая – решена в экостиле с конструктивизмом, а третья – в традициях советского авангарда. Надо отметить, что руководство всех трех школ было весьма удовлетворено таким подходом к интерьеру, потому что скука и однообразие школьной среды – это уже позавчерашний день.

С точки зрения аксиологической ценности для общества нам интересен следующий проект – это интерьерные решения Станции юных техников, г. Клин. Здание находится в исторической части города, внешняя его атрибутика выполнена с элементами «сталинского ампира», практическая ценность этого объекта для города не вызывает сомнений: кружки детского творчества наполнены до отказа, дети активно занимаются самыми разными работами – от авиамоделизма и картинга до изобразительного искусства. Однако внутреннее состояние здания – это оставшееся с советских времен наполнение, с соответствующим оформлением и планировкой. Дипломнице удалось решить несколько важных задач: полностью изменить входную зону и холл первого этажа, вписав в интерьер закругленное помещение музея, лифт, удобную гардеробную и зону охраны; сделать концептуальное предложение по использованию третьего уровня здания, предложив надстроить прозрачный купол и поместив в него просторное помещение многофункционального назначения; создать атмосферу солнечного открытого пространства, применив стилевые и колористические элементы конструктивизма и советского авангарда. При выборе стилевого направления проекта студентка руководствовалась идеей, что советский неоклассицизм во внешних проявлениях не противоречит конструктивизму во внутренних решениях, поскольку исторически эти стилевые формы являются «соседями». Проект получился не только интересным по форме, но и глубоко содержательным, поскольку все его элементы направлены на развитие вкуса подрастающего поколения, на пробуждение интереса к отечественному искусству и дизайну, на сохранение исторического культурного богатства нашей страны. Именно этот проект, при научном руководстве одного из авторов данной статьи, был отмечен Дипломом первой степени на международном конкурсе в г. Белгороде (организаторы: СД России, Белгородский государственный институт искусства и культуры).

Использование комплексного подхода в проектировании средового пространства дошкольного образовательного учреждения в Щелковском районе стало своеобразной задачей проектирования дошкольной среды «от разработки логотипа до декора». Цель проекта – создать «маленькую страну» для «маленьких людей», в которой они себя почувствуют уютно и безопасно. При проектировании дошкольной среды использовались образы, формирующие и воспитывающие детей, яркие веселые цветовые гаммы, а так же мотивы флоры и фауны. Именно такой подход, используемый в работе дипломницей, позволил ей получить Диплом лауреата I степени на международном конкурсе.

Целевая направленность была учтена при разработке интерьеров дома отдыха «Можайский», г. Можайск Московской области. Выпускник, проанализировав экономическую сторону средовой структуры дома отдыха, пришел к выводу о необходимости полной смены целевой аудитории. Этому способствовали принципы создания функционально организованного и гармоничного интерьера. На уровне реалий и тенденций современного общества изменен внутренний облик дома отдыха. Используя яркие акценты стиля поп-арт, удалось исправить недостатки геометрии данного здания.

Надо отметить, что мы намеренно не называем авторов приведенных в пример дипломных работ, поскольку считаем, что в данном случае это не является самоцелью. Выбор темы выпускной квалификационной работы -  одна из самых сложных задач, стоящая перед студентом и его научным руководителем. В формулировке темы необходимо отразить проблему, общее направление исследования, а так же специфику изучаемого объекта.           Таким образом, анализ приведенных примеров студенческих дипломных работ позволил авторам статьи сделать следующий вывод, подтверждающий актуальность комплексного подхода к решению тем дипломного проектирования при наличии следующих факторов:

         фактор социальной значимости;

         регионально-этнический фактор;

         эстетический фактор;

         эргономический или функциональный фактор;

         фактор аксиологической ценности.

Мы уверены, что процесс дипломного проектирования – это процесс, связанный с общекультурным развитием общества, с его историческими и социальными основами. Выбор направления дипломного проектирования в средовом дизайне – это важный общественно значимый элемент обучения и воспитания  студентов – будущих дизайнеров, которые своей самостоятельной работой будут оказывать влияние на формирование облика нашего средового окружения.

 

1. Галкина М.В., Ломов С.П., Михайлов Н.В. Современное дизайн-образование с учетом влияния технологических инноваций и социальной ответственности. – М.: Вестник МГОУ, Серия: Педагогика, 2016/№4.

2. Львова И.А. О некоторых проблемах практического обучения дизайну. / Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн. Сборник факультета ИЗО и НР МГОУ № 2. - М.: МГОУ, 2016.

3. Львова Н.С. Актуальные проблемы трехмерного моделирования для художника – дизайнера. /Великая степь и евразийские ценности: художественное образование и эстетическое воспитание. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан. – Астана, Казахстан, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, 2017.

4. Мальцева В.А. Перспективы развития регионального художественно-педагогического образования. /Гражданское воспитание младших школьников в условиях культурно-образовательной среды региона. Материалы научной конференции. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина,2014.

5. Мальцева В.А. Народный костюм южнорусских регионов как средство формирования художественной культуры личности. /Сборник межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Развитие креативности личности в современном образовательном пространстве». - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 28.04.2016.

6. Никитенков С.А. Вариативность контакта с изобразительным искусством при реализации регионального компонента в процессе непрерывного художественного образования. /Региональная культура как компонент содержания современного художественного образования. Материалы региональной научно-практической конференции 21-22 апреля 2016г. – Липецк: Изд-во ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2016.

7. Солонин Ю.Н., Сурова Е.Э. Культурология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – С-Пб.: Издательский дом «Питер», 2014 г.

8. Чистов П.Д. Системные основы преподавания изобразительного искусства. – М.: Вестник МГОУ, Серия: Педагогика, 2016/№ 3.