ФЕНОМЕН АКАДЕМИИ КАРЬЕРА

Петрова Юлия Владимировна

руководитель Частного учреждения культуры «Музей русского импрессионизма» (Москва)

Аннотация: 
В биографии многих художников, чье становление пришлось на рубеж XIX и XX веков, включая таких мэтров, как Анри Матисс, Андре Дерен и Жан Пюи, позднейшие исследователи встречают упоминание об обучении в парижской Академии Карьера, однако подробности этого обучения обыкновенно отсутствуют. Явление, известное как «Академия Карьера», нуждается в подробном описании и последующем изучении. Автор статьи опирается на франкоязычные источники (дневники самого Карьера и воспоминания его учеников), материалы которых до сих пор не публиковались на русском языке, и подробно разбирает специфику преподавания Эжена Карьера, а также основные отличия его методики от подхода Школы изящных искусств.

Эжен Карьер начинает заниматься преподаванием с конца 1880-х годов. С этого времени и до 1905 года (когда был вынужден отойти ото всех дел по болезни) он ведет мастерскую в частной Академии Палет на бульваре Клиши, с 1898 по 1902 год совмещает эту деятельность с преподаванием в Академии Камилло на улице Вье Коломбье, где подхватывает класс почившего Гюстава Моро. Эти две студии со временем начинают называть Академией Карьера, хотя юридически организации с таким названием никогда не существовало. Академия Карьера – это неформальное объединение художников, которым отказали в других студиях и которые мечтали только о том, чтобы иметь возможность работать и выставляться. Для Эжена Карьера идеальное учебное заведение по самой своей концепции должно быть противоположно Школе изящных искусств с ее строго определенной стилистикой и приматом античного сюжета над современным (считавшимся тривиальным). По словам Камиля Моклера, Карьер «становился союзником любому, кто желал освободиться от догматов Школы» [Цит. по: 9, с. 10]. Большинство учеников пришли к Карьеру, привлеченные творческой свободой, которую тот декларировал, и уверенные, что здесь они смогут продолжить свои поиски новой пластики и формы. Обучение в мастерской Карьера весьма сильно отличалось от академического и основывалось на внимании к индивидуальности каждого ученика – такой подход, хоть и не лишенный недостатков, привлек многих, и ателье быстро стало популярным. «Я люблю Дега и Моне, Фантена и всех тех, кто искренне верит в свое искусство. Я люблю их вне зависимости от того, к какой школе они принадлежат, я беспристрастен и уважаю свободу их духа, ведь их свобода гарантирует мою собственную» [Письмо Жоржу Денуанвилю, декабрь 1899. Цит. по: 7, с. 21]. Карикатурист Гюстав Жоссо, несколько месяцев посещавший ателье Карьера, описал в своем дневнике случай, когда учитель, обыкновенно крайне благожелательный, раздраженно бросил одному из учеников: «Будьте собой!», увидев на холсте сходство со своим собственным произведением [Цит. по: 8, с. 6]. Как и другие парижские студии, такие как Академия Жюлиана или Академия Коларосси, Палет и Камилло привлекают немало иностранцев. Среди учеников Эжена Карьера числятся художники из Англии, Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Финляндии, Норвегии, России (Александр Шевченко, Иван Похитонов, Елена Киселева, Анна Семенова), Америки, Бразилии, Мексики и других стран. В 1899 году Карьер пишет директору Академии Камилло письмо, которое наглядным образом раскрывает его отношение к преподаванию: «Академия живописи может быть коммерческим предприятием для ее владельца, но не для Учителя. Вы знаете, что единственный интерес, который мною движет – это желание быть полезным молодым художникам. В пятницу вечером я уже объяснил вам, почему необходимо, чтобы в мастерской были сильные ученики, и что обучение одного человека бесплатно никому не составит проблемы. […] Прогоняя этого ученика, вы подтверждаете, что благородства по отношению к молодым художникам в вас не больше, чем уважения к моему мнению. В таких условиях я не смогу у вас преподавать» [Цит. по: 1, с. 209]. Однако Карьер не отказывается от места и постепенно его учениками становятся начинающие Анри Матисс, Андре Дерен и Жан Пюи. Очевидно, что Карьер не оказал прямого художественного влияния на будущих фовистов и вовсе не учил их работать в присущей ему манере. Жан Пюи вспоминал, что «Академия Карьера была местом, где можно было поработать в тишине, там не было такого отвратительного кавардака, как в других академиях тех лет, […] многие ученики приходили сюда ради возможности позаниматься самостоятельно, а не за советами Карьера, хотя последние, впрочем, всегда выслушивались с уважением и симпатией» [Цит. по: 5, с. 59]. Это свидетельство справедливо лишь отчасти: в архиве писем Эжена Карьера находим немало обращений к «дорогому учителю» от его учеников с просьбами встретиться, оценить ход работы, дать совет [напр.: 4, с. 262]. «Работы своего класса Карьер правил единственным разумным способом. Каждый рисунок становился предметом поучения, обращенного ко всему классу – допущенная в рисунке ошибка комментировалась публично […] Урок не касался содержания рисунка, обсуждались только моменты, которых студент не заметил. […] Я никогда не видел, чтобы Карьер «исправлял» рисунки своих учеников, картинно вытянув руку и перерисовывая линии» [2, с. 28]. Карьер видел цель обучения в том, чтобы показать место искусства в обществе и научить наблюдательности. В 1905 году на основе собственного понимания образовательного процесса мастер начинает оформлять в своих тетрадях большой проект Всеобщей народной академии изящных искусств (это название его не устраивало, но оставалось рабочим). Открыть ее Эжен Карьер не успел, однако заметки к проекту были опубликованы в 1907 году вместе с другими записями художника [3]. Фундаментальным принципом Всеобщей народной академии Карьер видел единство морального и физического, формы и духа. К учебе должны быть равно допущены как мужчины, так и женщины: Если в Школу изящных искусств женщин не допускали вплоть до 1897 года, а в Академии Жюлиана и Академии Монпарнаса женщины занимались отдельно от мужчин, то в классах Карьера барышни и молодые люди работали бок о бок, над одной и той же натурой. Любые насмешки над новичками категорически воспрещаются. Особо Карьер оговаривает роль натурщика и необходимое отношение к нему живописцев: натурщик заслуживает безусловного уважения и всех знаков симпатии, так как является самой природой, приходящей в студию. «Натурщик должен чувствовать […] свою высокую роль» [3, c. 64]. Учебный план Академии подразделяется Эженом Карьером на пять блоков: 1. начальный курс; 2. курс рисунка; 3. курсы живописи, скульптуры, гравюры, архитектуры; 4. общий курс; 5. философия искусства. Принципиально для Карьера, что базу обучения составляют общие дисциплины, без которых, по его мысли, невозможен художник: в начальном курсе изучается естественная история (формирование почв, остеология, растения, моллюски), история эволюции человека (человеческие расы, современные экономические законы, социальные классы и их взаимоотношения), история религий и философий – и только вслед за тем и в связи с вышеперечисленным выразительные средства искусства и эстетика. Курс рисунка начинается с изучения растений, моллюсков, скелетов, далее следуют этюды обнаженной модели и человека в современной одежде. Особенным образом Карьер подчеркивает свое неприятие исторических костюмов. Он предлагает своим ученикам сеансы парного позирования двоих натурщиков для изучения соотношения планов и взаимного согласия форм, учит правильно сажать натурщика и ставить свет. «Нужно почувствовать момент, когда освещенная форма вызовет волнение и непреодолимое желание его передать» [6, c. 93]. Курсы живописи, скульптуры и архитектуры включают в себя историю этих видов искусства, используемых техник. Живописцы обязаны выучиться самостоятельно готовить холсты, сохранять лаки и прочие материалы. Общий курс или курс композиции подразумевает посещение рынков и портов, заводов и фабрик, литейных мастерских и строящихся зданий, причем учащиеся не должны приходить туда как отстраненные зрители, их задача напрямую пообщаться с теми людьми, чувства и чаяния которых им придется выражать в живописи и пластике. Выходя за пределы своей мастерской, молодые художники должны проводить немало времени в наблюдениях за светом, делать наброски и позже восстанавливать по ним увиденную сцену, создавать с течением времени нечто вроде словаря жестов, поз, эффектов и пр. Таким образом начинающий мастер воспитывает зрение: эта составляющая художественного образования ставится Карьером во главу угла. Фундаментальное значение карьеровского преподавания недооценено современными исследователями. Оказанное им влияние на тех или иных мастеров не укладывается в сугубо стилистические рамки. Напротив, ценность вклада Эжена Карьера в образование художников младшего поколения заключается в том, что многим из них он давал им не образец, а толчок к художественному исследованию натуры.

ЛИТЕРАТУРА 1. Bajou V. Eugène Carrière. – Paris: Edition Acatos, 1998. – 221 p. 2. Blake V. The Art and Craft of Drawing. Oxford Unibersity Press, 1927. Traduit de l’anglais // Le Journal du Museé Eugène Carrière № 2. 2014. – P. 28–29. 3. Carrière E. Ecrits et lettres choisies. – Paris: Société du Mercure de France, 1907. – 358 p. 4. Carrière J.-R. De la vie d’Eugène Carrière: souvenirs, lettres, pensées, documents. – Toulouse: Edouard Privat, 1966. – 318 p. 5. Chatillon-Limouzi M. Jean Puy // Le Journal du Museé Eugène Carrière № 2. 2014. – P. 58–59. 6. Faure E. Eugène Carrière. Peintre et lithographe. – Paris: H. Floury, Libraire-éditeur, 1908. – 171 p. 7. Geffroy G. L’œuvre de Carrière. – Paris: L'Edition d'Art, 1901. – 52 p. 8. Le Gratier S. Contribution à l’histoire de l’Académie Carrière. – Gournay-sur-Marne: Société des amis d’Eugène Carrière, 2006. – 24 p. 9. Le Gratier S. L’Académie Carrière: une fenêtre sur les Fauves et les femmes-artistes // Le Journal du Museé Eugène Carrière № 2. 2014. – P. 7–22.