Преподавательская деятельность – это огромное поле для наблюдений. Еще лет десять-двенадцать назад автор заметила такие тенденции в студенческой среде: рассеивалось внимание при прослушивании больших блоков текстовой информации, довольно резко ухудшалась устная речь обучающихся, снижалось восприятие теоретической информации, если она давалась в отрыве от иллюстраций. Поводом для иронии среди студентов становились их же ответы на экзаменах, когда фразы строились в стиле СМС-сообщений, но к чеховской формуле «краткость – сестра таланта» это не имело никакого отношения. Анализ подобных проявлений заставил сделать некоторые выводы, приведшие к постепенной коррекции подачи теоретического материала. Однако тенденция к проявлениям клипового мышления у студентов усиливается от года к году, что не может остаться незамеченным. Работа со студентами располагает к размышлениям о том, как это новое поколение, выросшее на компьютерном восприятии действительности, вообще можно чему-то научить. Но учить надо, и это означает, что всю работу в вузе по подготовке профессионалов многих специальностей необходимо в корне перестраивать.
Понятие клипового мышления как феномена нашей жизни, проявляющееся в социуме, было сформулировано еще в середине 90-х г.г. прошлого века, но вошло в речевой обиход не так давно. У людей старшего поколения словосочетание «клиповое мышление» вызывает некоторый шок, молодежь пожимает плечами: мол, ничего особенного, не можем же мы мыслить как вы… В любом случае имеется факт, он отражается в жизни общества и требует внимания к себе так же, как и наличие любых других форм мышления.
В публикациях отечественных и зарубежных авторов рассматриваются взаимоотношения клипового мышления и различных видов деятельности. Известно достаточно много работ, посвященных изучению этого явления с точки зрения различных отраслей знаний.
Джереми Вольф — профессор Гарвардского университета, занимается изучением зрительного внимания. Пару лет назад он читал лекции в Высшей школе экономики, высказывая свою, достаточно полемичную, точку зрения на тему, близкую, как нам кажется, к основному вопросу клипового мышления – неумению сосредотачиваться в течение длительного времени на каком-то одном занятии [2]. В работе «Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры» К.Г. Фрумкин проводит исследование взаимосвязей между восприятием и воспроизведением устного и письменного текста у носителей клипового мышления, выделяя несколько факторов его появления [7]. Т.В. Семеновских изучает социально-психологические аспекты этого явления: фрагментарность восприятия, перерождение понятийного мышления в ритмически-выстроенную смену впечатлений [4]. Она же поднимает вопросы пересмотра подачи учебного материала в вузах [5]. А.Б. Фельдман рассматривает данный феномен с точки зрения успешности учёбы, ища пути преодоления его негативных факторов в процессе подготовки профессионалов в высшей школе [6].
Однако практически все авторы отмечают, что этот вид мышления имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Нам хотелось бы рассмотреть именно положительные качества клипового мышления в соотнесении его с обучением средовому дизайну в высшей школе.
Подготовка дизайнера состоит из двух блоков: блок теоретических дисциплин, имеющих, если так можно выразиться, практическую направленность: материаловедение, история дизайна, история искусства, стилеобразование, цветоведение - этот ряд достаточно обширен и труден в усвоении, потому что студентам не приходилось сталкиваться с понятийным аппаратом этих дисциплин в обычной жизни. Дисциплины второго, практического блока – проектирование, макетирование, рисунок и живопись, перспектива, компьютерное моделирование – также предполагают усвоение большого количества теоретических сведений. Каким же образом студенту и преподавателю оперировать клиповым мышлением при таком потоке трудноусваиваемых знаний? Как обеспечить получение профессиональных компетенций при достаточно большом наборе отрицательных качеств клипового мышления, препятствующих процессу обучения? При этом необходимо помнить, что процесс перехода на бакалаврскую систему обучения внес свои трудности в подготовку профессионалов [3]. «Характерная для XXI в. система подготовки бакалавров в сфере дизайна предполагает становление ярких профессионалов в индивидуальной дизайнерской деятельности путем выполнения двух основных условий: четкое следование утвержденным образовательным программам и исключительная самостоятельная работоспособность студента. Методологически дизайн-образование базируется, в основном, на принципах компетентностного подхода, свойственных большинству современных профессиональных образовательных концепций. …Однако в настоящее время нельзя констатировать, что переход к компетентностной методологии состоялся полностью» [1].
Нам думается, что, решая задачи подготовки дизайнеров, необходимо отодвинуть на задний план всё негативное, что связано с данным понятием, а попытаться сосредоточиться на положительных сторонах клипового мышления, попробовать интегрировать его, или даже преобразовать в мышление творческое, проектное. Попробуем проанализировать некоторые из них.
1. Способность мгновенно переключать внимание. Это свойство клипового мышления способствует, на наш взгляд, развитию такого качества творческого мышления как необходимость оценить задачу в целом и одновременно рассмотреть ее со всех сторон, выделив взаимосвязи между ее частями. Это качество совершенно незаменимо на начальном этапе выполнения проекта, на стадии предпроектного анализа. Конечно, студента необходимо направлять в нужное русло, но, как показывает практика, небольшие подсказки преподавателя способны пробудить у обучающегося стремление к глубокому анализу.
2. Быстрый ум, умение мыслить коротко, отдельными фреймами. Вероятно, традиционный подход преподавателя к экзаменационному ответу по истории дизайна, например, предусматривает пространный экскурс в суть вопроса. Однако возможность и способность передать смысл ответа яркими и ёмкими фразами – не в том ли секрет образного мышления?
3. Оперирование сразу несколькими средствами восприятия, в первую очередь зрительным. При этом набор так наз. «визуального ряда» происходит гораздо быстрее, и оседает он в головах студентов достаточно прочно. Это актуально для целого ряда дисциплин, начиная с истории искусства и заканчивая цветоведением. Преподавателю необходимо обеспечить загруженностью это свойство клипового мышления – т.е. подготавливать соответствующие «картинки» к лекциям, причем в гораздо большем объеме, чем раньше. При воспроизведении в проекте, например, классической стилистики в интерьере студент держит в голове множество зрительных образов и способен к генерации собственных идей на их основе.
4. Лёгкость ассоциирования, быстрая реакция на сходство впечатлений, причем в связках (музыка-картинка, фраза-картинка, картинка-ощущение и т.д.). Ассоциативность мышления, как владение навыком быстро и свободно переключать мыслительный процесс от движения в одну сторону к движению в обратном, или даже совсем в другом направлении, – неотъемлемое свойство творческой личности. Задачи проектирования часто связаны именно с ассоциативностью. Вызывая ассоциативный ряд, студенты достаточно легко формулируют собственное видение проекта (хотя его воплощение в овеществленном варианте, чтобы получить оценку на экзамене, – это уже совсем другая тема).
Безусловно, феномен клипового мышления таит в себе еще много интересного и требующего пристального внимания, как со стороны теоретической науки, так и практического вузовского преподавания. Нам представляется, что педагогам не стоит впадать в прострацию, сталкиваясь с этим явлением в студенческой аудитории. Как любое проявление чего-то нового в нашей жизни, клиповое мышление предоставляет нам возможность пристальнее вглядеться в себя и что-то изменить.
ЛИТЕРАТУРА
Галкина М.В., Ломов С.П. Проблемы содержания современного дизайн-образования. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – М.: МГОУ, №4, 2015. - С. 94-99. Доступно: http://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/8944
Джереми Вольф о том, почему нам трудно сосредоточиться. http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/208891-jeremy-wolfe
Львова И.А. Проблематика бакалавриата в дизайне. // Национальная ассоциация ученых (НАУ). – Екатеринбург: №8 (13), часть 2, 2015. - С. 35-38. Доступно: http://national-science.ru/category/zhurnaly/
Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» — феномен современности. http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (дата обращения: 12.04.2016).
Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде. // Интернет-журнал «Науковедение», Выпуск 5 (24), сентябрь – октябрь 2014. http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 12.04.2016).
А.Б. Фельдман. Клиповое мышление. http://www.ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm (дата обращения: 13.04.2016).
Фрумкин К.Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры. // Ineternum. 2010. №1. http://cyberleninka.ru/article/n/globalnye-izmeneniya-v-myshlenii-i-sudba-tekstovoy-kultury#ixzz45pWZlXAp (дата обращения: 14.04.2016).