Одной из основных особенностей жизни в современном мегаполисе является безусловная необходимость в межкультурной коммуникации, причем основным институтом поликультурного взаимодействия сейчас является школа. Связано это, в первую очередь, с тем, что именно в подростковом возрасте человек учится налаживать связи в обществе. Процесс приобретения навыков межкультурного общения требует определенного контроля, так как существует большое количество рисков: полиэтничность современного мегаполиса, воздействие массовой культуры на мировоззрение подростка, его возрастные особенности, а также влияние субкультур на становление личности. Если подросток на стадии формирования мировоззрения попадает под чрезмерное деструктивное влияние, то его отношение к представителям иных культур может оказаться деформированным. Таким образом, школа старается минимизировать данные риски для наиболее успешной инкультурации подростка.
В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 1666 от 19 декабря 2012 года) говорится, что «Российская Федерация является одной из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан)». Система образования в России не может не учитывать данного факта, а значит, закладывает учет полиэтничности российского общества в свои базовые документы.
Так, согласно данной Стратегии, одним из заметных путей развития поликультурного образования можно считать совершенствование системы образования в образовательных учреждениях с целью сохранения и развития культур и языков народов России, а также воспитание уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям.
При этом учебная деятельность подростка в поликультурном пространстве современного мегаполиса основывается на ряде общепедагогических принципов: во-первых, это признание взаимной ответственности за конструктивный характер межкультурного и межличностного взаимодействия. Во-вторых, безусловная готовность к взаимопомощи и сотрудничеству. В-третьих, способность позитивно взаимодействовать с различными социокультурными и субкультурными группами. И, наконец, воспитание высоких нравственных качеств и человеческого достоинства.
Итак, основной функцией поликультурного образования становится формирование поликультурной личности, которая ориентирована на сотрудничество и конструктивный диалог. Это подразумевает признание культурного разнообразия и позитивное отношение к нему. Другими словами, вероятные противоречия между установками в области поликультурного взаимодействия отдельного подростка и системой норм, принятых в конкретной культурной среде, подлежат митигации, т.е. предупреждению и снижению вероятных негативных последствий.
При определении поликультурных целей образования мы исходили из позиции, сформулированной Дж. Бэнксом и описанной И.С. Бессарабовой, в соответствии с которой в качестве основной цели поликультурного обучения признается формирование необходимых компетенций, способствующих успешному поликультурному функционированию личности [1].
Как отмечают Н.Ю. Манышева и О.И. Ножкина, «путь идеи диалога культур в современную школу был, с одной стороны, длительным и трудным, если брать точкой отсчета идеи М.М. Бахтина о существовании каждой культуры только на грани с культурами другими. С другой стороны, он был быстрым и закономерным - от идеи Школы диалога культур, выдвинутой В.С. Библером в 80-е гг. XX в.» [7, с. 31]. То есть безусловным фактором конструктивного поликультурного взаимодействия подростка, безусловно, является диалог как «акт общения культур» (Ю. М. Лотман). Этот диалог является универсальным законом как культурного развития, так и образования [6].
При этом реалии современной школы позволяют говорить не только о «диалоге культур», но и о «полилоге культур», когда поликультурное пространство современного мегаполиса не ограничивается линейным взаимодействием с представителями только одной культуры. Происходит кросс-культурное взаимодействие на пересечении национальных культур в при определенном влиянии субкультур и, разумеется, массовой культуры.
Современному школьнику, как вынужденному члену смарт-общества (данный термин все чаще встречается в СМИ), приходится налаживать многоуровневое взаимодействие с окружающим его миром, и школа может оказать ему разумную поддержку средствами поликультурного воспитания, потому что именно школа выработала наиболее осмысленные способы поликультурного взаимодействия в образовательном пространстве, универсальные образцы которого школьник вынесет во взрослую жизнь.
К таким способам поликультурного взаимодействия относятся различные формы урочной и внеурочной деятельности: диспут, беседа, круглый стол, конкурс, фестиваль, спектакль и т.д. Одним из наиболее продуктивных способов поликультурного воспитания мы считаем фестиваль, так как он в наибольшей степени раскрывает воспитательный потенциал искусства в формировании поликультурного пространства современной школы. Интеграция искусства в воспитательной деятельности современной школы является неотъемлемой составляющей поликультурного воспитания личности. Фундаментальные основы взаимодействия и интеграции искусств в своих трудах отмечал Б.П. Юсов. Основываясь на его трудах, ряд отечественных ученых определил роль искусства в воспитании личности. Так, Л.Г. Савенкова и Е.П. Кабкова разработали методику интеграции в образовании, выделив принципы и уровни интеграции, Е.Ф. Командышко доказала, что педагогический потенциал искусства в творческом развитии молодежи раскрывается на основе интегративного подхода, И.Е. Кашекова разработала технологию построения школьного интеграционного образовательного пространства средствами искусства, Е.П. Олесиной и О.И. Радомской разработаны механизмы реализации педагогической модели развития художественного мышления и восприятия обучающихся [3, 4, 5, 8, 9, 10].
Фестиваль традиционно понимают, как праздничное мероприятие, участники которого (музыканты, артисты, актеры) демонстрируют свои достижения, умения, делятся различными идеями с коллегами, зрителями. Многие фестивали при этом характеризуются конкурентной составляющей - после их завершения участники могут быть номинированы на любые престижные награды за те достижения, которые они смогли показать публике на этом мероприятии. Однако фестиваль не предполагает обязательного присуждения первого места, что снимает вопрос создания ситуации неуспешности обучающихся, что немаловажно для получения позитивного эффекта от подобной деятельности. Другими словами, наиболее важным этапом работы над фестивалем является подготовка к нему, а не само выступление. Кроме того, в некоторых случаях решения о награждении участников фестиваля принимаются жюри или экспертами до начала мероприятия с учетом предыдущих достижений участников.
На многих фестивалях, как уже было отмечено, отсутствует конкурентная составляющая. В этом случае их участники демонстрируют свои навыки зрителям, выступают в свое удовольствие.
Фестивали можно проводить в разных форматах: в помещении, на улице, на стадионе. Как правило, к ним приглашается большое количество зрителей. Трансляция мероприятия также возможна в режиме онлайн для широкой аудитории родительской общественности.
В широком смысле под конкурсом понимается событие, представляющее определенный конкурс, викторину, выставку достижений, то есть выявление победителей. Заранее обозначены критерии, несоблюдение которых снижает шансы выступления на успех. Это является фактором ограничения свободы творчества и самовыражения обучающихся.
Основное различие между фестивалем и конкурсом заключается в том, что мероприятие первого типа почти всегда характеризуется внушительными масштабами. Хотя соревнования могут быть как очень впечатляющими с точки зрения количества участников и зрителей, так и достаточно скромными. Классический фестиваль - это великолепное, праздничное событие. Участники фестивалей во многих случаях стремятся, в первую очередь, насладиться пребыванием в атмосфере праздника, постараться порадовать других людей своим творчеством. Конкурс, в свою очередь, вполне может привести к упорной конфронтации участников, претендующих на приз.
Концепция фестиваля (не считая варианта, когда он соответствует одной из разновидностей конкурса) интерпретируется более или менее однозначно - как масштабное праздничное событие, главным образом в области творчества и искусства. В свою очередь, суть соревнования может быть понята как в широком, так и в узком смысле.
Определив разницу между фестивалем и конкурсом, мы отражаем выводы в таблице. Определив наиболее важные для поликультурного взаимодействия аспекты данных форм критерии.
Таблица – Сравнительная характеристика фестиваля и конкурса
Характеристика |
Фестиваль |
Конкурс |
Масштаб |
Почти всегда масштабное мероприятие |
Может быть мероприятием с небольшим количеством участников и без зрителей |
Соревновательный компонент |
Не обязателен |
Обязателен |
Ситуация успеха |
Всегда возможна |
Не всегда возможна |
Свобода творчества |
Всегда возможна |
Не всегда возможна |
Тематика |
Условна |
Четко обозначена |
Атмосфера подготовки |
Позитивная |
Регламентирована |
Сравнительно-сопоставительный анализ фестиваля и конкурса как форм проведения школьных мероприятий показывает, что фестиваль является наиболее конструктивным способом поликультурного взаимодействия и соответствует базовым принципам поликультурного образования, описанным А.Н. Джуринским:
- воспитание для продуктивного сосуществования различных социальных групп разных рас, религий, этнических групп;
- воспитание высоких нравственных качеств и человеческого достоинства;
- воспитание толерантности и готовности к сотрудничеству [2].
Российские ученые берут за основу, главным образом, философию гуманизма и кросс-культуризма, которая подразумевает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, подчеркивая равенство, самоценность и разнообразие культур, важность их интеграции, гуманных, толерантных отношений между представителями разных культур.
На примере воспитательной деятельности ГБОУ города Москвы «Школа № 46» мы видим, что фестиваль является одним из наиболее продуктивных способов поликультурного взаимодействия. В план воспитательной работы Школы ежегодно вносятся три фестиваля: театральный фестиваль, новогодний музыкальный фестиваль для 7-11 классов и фестиваль культур, который является основным этапом серии мероприятий, посвященных Дню толерантности. Также проводились успешные попытки провести праздник, посвященный Дню знаний в форме фестиваля, при этом одним из основных принципов фестиваля как способа поликультурного взаимодействия является его добровольность. Важно отметить, что большинство обучающихся, ранее участвовавших в подготовке фестиваля культур, приняло участие в подготовке фестиваля, посвященного началу учебного года, несмотря на то что потребовалось досрочно прийти в школу во время каникул. Это свидетельствует о том, что данная форма проведения массовых мероприятий интересна обучающимся, а значит, обладает значительным воспитательным потенциалом.
Наиболее значимым же воспитательным потенциалом обладает традиционный Школе № 46 фестиваль культур, которым проводится при поддержке студентов Российского Университета Дружбы Народов. Подготовительным этапом при подготовке и к данному мероприятию являются встречи студентов-иностранцев с обучающимися Школы в рамках программы «От первого лица». После того как обучающиеся получат первое представление о культуре, языке и традициях некоторых народов, им предлагается выбрать одну культуру для ее многоаспектного представления на фестивале. Никаких ограничений нет, то есть выбрать можно уже знакомую культуру, а можно и удивить зрителей, выбрав утраченную культуру (латинов, кельтов или галлов) или незнакомую в мегаполисе национальную культуру (эрзя, мари, шокша и т.д.). Безусловно, чаще всего выбирают культуры узнаваемые: греческую, испанскую, американскую (кантри) или итальянскую. Однако в процессе подготовки к представлению таких культур обучающиеся сталкиваются с рядом трудностей: с одной стороны, приходится бороться со стереотипностью представлений о данных культурах, с другой стороны, весьма сложно найти информацию, которая окажется новой для зрителей.
Обучающиеся сами выбирают форму представления (театральная зарисовка, музыкальная композиция, «живая» презентация и т.д.), причем важно, чтобы все участники фестиваля (а зрители, безусловно, становятся его участниками), получили максимальное представление о традициях, языке, верованиях, национальных героях, народной музыке, фольклоре – всего, что делает каждую культуру уникальной. В ходе подготовки к фестивалю обучающиеся узнают другие культуры, пытаются разобраться в их особенностях, осознают, насколько многообразным и неоднозначным может оказаться менталитет.
Итак, фестиваль как способ поликультурного взаимодействия способен содействовать воспитанию высоких нравственных качеств и человеческого достоинства, толерантности и готовности к сотрудничеству, а также воспитывает готовность к конструктивной межкультурной коммуникации и отрицание шовинизма и ксенофобии. Таким образом, фестиваль является необходимым компонентов поликультурного воспитания в условиях мегаполиса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бессарабова, И.С. Цели поликультурного образования / И.С. Бессарабова //Успехи современного естествознания. – 2007. – №. 11. – С. 109-111.
2. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире / А.Н.Джуринский. М.: Прометей. – 2002. – 72 c.
3. Кабкова, Е.П. Развитие способности школьников к художественному обобщению на уроках искусства: автореф. дис... д-ра пед. наук. / Е.П. Кабкова. – 2005. – 53 c.
4. Кашекова, И.Э. Педагогические технологии построения интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства: автореф. дис... д-ра пед. наук. / И.Э. Кашекова. – 2007. – 47 c.
5. Командышко, Е.Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход. Монография / Е.Ф. Командышко. - М.: ИХО РАО. – 2011. – 284 c.
6. Лотман, Ю.М. Феномен культуры / Ю.М. Лотман // Труды по знаковым системам. – 1978. – Т. 10. – №. 5. – С. 3-17.
7. Манышева, Н.Ю., Ножина, О.И. Диалог культур в системе методов обучения литературе / Н.Ю. Манышева, О.И. Ножина // Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля школьника: Мат. Первой Всерос. науч.-метод. конф. (СанктПетербург, 15-16 февраля 2006 г.). - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. – 2006. – C. 29-33.
8. Олесина, Е.П., Радомская, О.И. Механизмы реализации педагогической модели развития художественного восприятия и мышления обучающихся / Е.П. Олесина, О.И. Радомская // Казанский педагогический журнал. – 2017. – №. 6 (125). – С. 132-135.
9. Савенкова, Л.Г., Радомская, О.И. Интегрированный подход к преподаванию искусства в педагогической науке / Л.Г. Савенкова, О.И. Радомская // Социокультурный портрет современного ребенка в контексте непрерывного образования: Юсовские чтения XVI. Сб. науч. статей по материалам XVI Всероссийской конференции «Юсовские чтения», 10 – 12 ноября 2015. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО». – 2016. – С. 3-11.
10. Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. – М.: Компания Спутник+. – 2004. – 252 c.