Результаты исследования получены в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения РФ по проекту
«Фестивально-конкурсное движение как форма социализации обучающихся»
на 2020 год
Введение. В настоящее время на всех ступенях образования достаточно остро встают вопросы воспитания. Это касается не только школ, средних профессиональных организаций и вузов, но и учреждений культуры – поскольку от этого во многом зависит будущее страны, условие воспитания заинтересованного, высокообразованного, активного и нравственного человека способного самообучаться и реализовывать себя в будущем.
Изменения, произошедшие в системе образования за последние десять лет, ставят перед образовательными организациями, особенно в сфере профессионального образования целый круг сложных задач, связанных с требованиями современного рынка труда, с повышением потребности в творческих работниках, которые должны иметь достаточный уровень профессионального развития. Реализация этого на практике обязывает педагогов находить разнообразные формы и технологии включения обучающихся в процессы самоорганизации, в выстраивание своих индивидуальных прогнозируемых форм самообразования, направленного в будущее [3].
Задачи. В осуществлении сказанного появляется необходимость в продуктивной практико-ориентированной деятельности, позволяющей находить реальные практические шаги, направленные на формирование проектного мышления обучающихся. В гуманитарно-художественной области, это в первую очередь: интеграция образовательных предметных областей; самостоятельное индивидуальное и коллективное творчество; «решение реальных практических задач в связи с изучаемой проблемой; исследовательская деятельность; индивидуальное проектирование своей образовательной деятельности; развитие жизненно важных компетенций; формирование социальных навыков: сотрудничества, этики отношений, самооценки и самообразования; внедрение информационных и коммуникационных технологий; всеобщее поликультурное образование» [2].
Обучение и воспитание - это два взаимосвязанных процесса, разделить которые практически невозможно. Эти понятия слишком тесно переплетаются в коллективно-творческом процессе, так как совместно обучаясь, человек одновременно и познает, и воспитывается путем собственного участия в совместном творчестве. Следует сказать, что одной из продуктивных направлений в этом является взаимодействие обязательного программного и дополнительного образования, результатом которого часто являются осмысленный подход с собственному прогнозированию самообразования. Осуществлению этому помогают, как показывает и доказывает реальная практика являются эффективные форм включения обучающейся молодежи в активную продуктивную деятельность на всех этапах образовательно-воспитательного процесса - это организация и проведение всевозможных массовых мероприятий, художественных событий конкурсов и др., где наиболее ярким можно рассматривать фестиваль как реальное условие демонстрации индивидуальных и коллективных достижений его участников.
Материалы и методы. Ведущими формами подготовки обучающихся к участию в таких мероприятиях является системное взаимодействие с учреждениями культуры и производствами, а также внедрение в образовательный процесс интегрированных технологий обучения, среди которых следует выделить: социоигровой стиль обучения, фасилитированные дискуссии, конкурсы по разным направлениям, проектная деятельность (индивидуальную и групповую), образовательные кластеры, мозговой штурм, художественные события, студенческие и ученические конференции [4].
Почему мы выделяем именно фестиваль? Да потому, что это часть художественной жизни целого сообщества людей, с характерной атмосферой праздника, где присутствует индивидуальное и коллективное соавторство демонстрирующее свои достижения, именно оно вносит свежую струю в культурную жизнь образовательной организации, отдельного учреждения культуры, города, региона, страны, помогает создать заинтересованное участие большого количества профессионалов из разных областей культуры, а также любителей искусства: зрителей, слушателей, актеров, творцов.
Основные результаты исследования. Рассматриваем фестивально-конкурсное движение активной формой коллективной и одновременно продуктивной творческой деятельности, одного из ярких художественных событий жизни обучающихся на всех ступенях образования. Следует выделить такой факт – это объединение единомышленников, желающих создать вместе, что-то необычное, оригинальное. С другой стороны, это длительная совместная творческая деятельность, серьезная подготовка, и коллективная ответственность за происходящее и его результат. В третьих – это реальное переплетение самых разных видов художественно-творческой поликультурной деятельности и выход в широкое пространство культуры мира.
Еще один момент хотелось бы отметить - любой фестиваль не возникает спонтанно, без какой-либо причины, это всегда продуманный шаг который соединяет в себе обучение и воспитание в форме коллективного со-бытия. Смысл его – помочь обучающимся найти себя, свое место в коллективном со-творчестве. Создание условий, в которых каждый участник должен найти (определить) собственную роль и значимость в этом событии, продемонстрировать свои уникальные способности. Это всегда стимулирует любого человека, молодого в особенности и, что не маловажно - помогает сформировать прогнозируемое самообразование в будущее.
Современные направления развития профессионального образования, запросы специалистов к личности предполагают необходимость в максимальной реализации творческих возможностей обучающихся, формирования их индивидуального стиля деятельности. В обществе все чаще утверждается мысль о том, что образование все больше превращается в механизм развития творческой личности, способной к самопроектированию и самопрогнозированию, предопределению и видоизменению своей жизненной стратегии. Достижение данной цели нереально без компетентных преподавателей, имеющих в своем арсенале необходимые способности. Но для наиболее эффективной и полноценной деятельности сегодня пока еще не всегда хватает эрудиции, мастерства, успешного выбора технологии обучения.
Можно сказать, самореализация в творчестве становится многоплановым феноменом, проявляющимся во всех сферах жизни и деятельности человека в процессе неразрывного взаимодействия общества и личности. Например, можно представить один из вариантов творческой реализации студента художественного вуза - это общественно-трудовая практика, ориентированная на создание творческого продукта (или проекта), имеющего социальную значимость. Рассматривается в обучении как выход субъекта за границы личных возможностей, за рамки осваиваемых дисциплин и является базой: а) для достижения человеком своих желаний и потребностей, б) адаптации личности, проявляющаяся в разных направлениях социальной работы. С другой стороны, сказанное относится к повышению качества подготовки специалистов и связано с повышением эффективности деятельности основных участников образовательного процесса, как преподавателей, так и студентов, что обеспечивает комплексный компетентностный подход к профессиональному образованию, определяет образ жизни человека и возможность самореализации.
По мнению С.Н. Иконникова, «социализация личности является сложным процессом и происходит на трех уровнях: 1) воздействие на индивидa и общества в целом, общество передает свои ценности, идеалы, установки через само общение – через его «социально организованную структуру»; 2) воздействие на личность в сфере массового общения через средства массовой информации; 3) воздействие на личность в недрах малых групп с контактным общением» [1, c. 32].
Учебно-воспитательная и внеаудиторная работа со студентами является составными учебного процесса и осуществляются в целях создания системы средств и действий, ответственных за решение актуальных задач образования, создания благоприятных условий для личностного и профессионального становления всех выпускников вуза. Безусловно, важнейшую роль в процессе социализации студентов играют конкурсы, выставки и фестивали профессионального мастерства, которые являются одним из видов внеурочной деятельности студентов [6].
Именно обучаясь в Университете, студент пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих конкурсов и фестивалей, приобретает твердые жизненные ориентиры, в том числе лидерские способности и организаторские, а также качества, необходимые каждому человеку - ученому, педагогу, общественному деятелю. Кроме этого решается и задача формирования интеллектуального и творческого потенциала личности, создаются реальные условия для саморазвития и самоутверждения личности.
В процессе обучения ежегодно студенты неоднократно принимают участие в фестивалях и конкурсах профессионального мастерства по той или иной профессии, поэтому нельзя сказать, что конкурс является чем-то новым в педагогике. Вне зависимости от профессии, конкурс всегда имеет определенную модель системы различных взаимоотношений внутри коллектива, которая также позволяет подготовить специалиста более высокого уровня. Так основной целью является не столько демонстрация своего профессионального мастерства, сколько его совершенствование за счет применения различных технологий, которые преподаватель в своей педагогической деятельности разрабатывает с учетом личностного подхода к студенту. Не секрет, что уровень подготовки каждого студента индивидуален, и каждый из них должен найти свой подход, чтобы минимизировать разницу между собой и более успешным студентом.
Кроме всего прочего, конкурсы и фестивали мастерства в будущей сфере деятельности позволяют в среде образовательного учреждения создать благоприятную основу для развития интеллекта, профессионального и творческого мышления путем совершенствования навыков. Соединенные вместе они способствуют формированию опыта творческой деятельности в избранной сфере, поскольку в ходе мероприятий расширяют кругозор студента, так как происходит общение и знакомство с другими участниками таких мероприятий, что также важно для овладения конкретными навыками.
Несомненным преимуществом конкурсов, которые часто бывают обязательным элементов фестиваля, является воспитание у будущего специалиста уважения и гордости за свою будущую профессию. С другой стороны, конкурсы - это еще и большая ответственность, формирующая добросовестное отношение к выполняемой работе. Подтверждая сказанное, следует в качестве примера привести виды фестивалей и конкурсов, в которых по традиции участвуют студенты Учреждение Высшего Образования Московский Художественно-Промышленного Института ежегодно: Фестиваль «Городское пространство: взгляд будущих градостроителей»; Фестиваль ландшафтного искусства «Сады и люди»; Всемирный молодёжный фестиваль Таврида; Международный конкурс дизайна упаковки «Заводной апельсин»; Международная студенческая конференция «Образ Родины».
Заключение. Реальная практика доказывает, что внедрение в процесс обучения фестивалей и профессиональных конкурсов как формы внеурочной деятельности обеспечивает эффективное обучение, так как данное направление работы способствует развитию у студентов интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков и профессионального мышления.
Сказанное основано на том, что качественный уровень познания бывает только там, где чувственные элементы составляют содержательную базовую основу мышления человека, это прежде всего комплексный интегрированный подход к процессу организации обучения, который опирается на следующие составляющие педагогической деятельности:
• опора в процессе любого вида деятельности на разные типы мышления - логическое и образное мышление;
• широта внедрения в систему обучение разнообразия информации;
• развитие способности по необходимости быстро адаптироваться и переключаться с одного вида деятельности на другой;
• формирование умения не только ставить задачу, но и предполагать ее результат – выстраивать собственную гипотезу;
• развитие креативного мышления и ведущих компетенций: научных,информационных, социальных, коммуникативных, языковых, и др. [5]
В осуществлении сказанного необходима системная продуманная организация внутри образовательного учреждения продуктивной практико-ориентированной деятельности, направленной на формирование проектного мышления, это: 1) внедрение гуманитарных технологий в систему освоения разных образовательных дисциплин; 2) всеобщее поликультурное образование, где обязательным является развитие эмоционального интеллекта; 3) формирование социальных навыков (сотрудничества, этики отношений, самооценки и самообразования; 4) самостоятельное индивидуальное и коллективное творчество; 5) опора на исследовательскую и проектную деятельности, важной составляющей которых является индивидуальное проектирование своей образовательной деятельности; 6) решение реальных практических задач в связи с изучаемой проблемой; 7) формирование жизненно важных социальных компетенций; 8) развитие визуальной и компьютерной грамотности; 9) внедрение информационных и коммуникационных технологий).
Следует сказать, что одной из продуктивных направлений работы в данном – это объединение базового и дополнительного образования, результатом которого часто являются осмысленный подход с собственному прогнозированию самообразования. Реальная практика не раз доказывала, что одной из наиболее эффективных форм включения детей и молодежи в активную продуктивную деятельность на всех этапах обучения, как уже было сказано выше, является организация и проведение всевозможных массовых мероприятий, художественных событий конкурсов и др., где фестиваль (фестивали искусств, фестивали по предметам, др.) рассматривается как демонстрация собственных достижений и как условие индивидуального прогностического образования. Кроме этого, фестиваль – это:
• объединение единомышленников, желающих создать вместе, что-то необычное, оригинальное;
• сотворчество обучающихся и педагогов в полном смысле этого слова;
• демонстрация своего индивидуального или коллективно;
• серьезная подготовка, часто исследовательская деятельность, направленная на осознание происходящего;
• длительный процесс совместного проживания решения единой идеи;
• поликультурная и полихудожественная деятельность;
• выход за горизонты одного искусства, одного вида деятельности в широкое пространство культуры;
• коллективный разум, открытие самых разных истин, осмысление проживаемого через то постепенное пространственное осмысление происходящего.
Такое возможно только при грамотном попутчике – педагоге-фасилитаторе, который не насаждает, а стимулирует; не навязывает мнение, а создает условия, чтобы идея родилась внутри сообщества сама; не разъединяет, а объединяет собравшихся (иногда совсем посторонних и разных людей), помогая каждому найти себя, свое место в коллективном событии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иконников, С.Н. Социология молодежи [Текст] / С.Н. Иконников. - Л.: Знание, 1985. - 32 c.
2. Концепция гуманитаризации образования в условиях социокультурного пространства региона [Текст] // Инновационные концепции современного образования. Новый взгляд на образование. М.: ИХО РАО, 2014. С. 3-20.
3. Пустозерова, О.В. Особенности и проблемы образовательного процесса при подготовке бакалавров по направлению «Дизайн среды» [Текст] О.В. Пустозерова, // ИСОМ. 2015. Приложение № 1. - URL:https: //www.cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-problemy-obrazovatelnogo-protsessa-pri-podgotovke-bakalavrov-po-napravleniyu-dizayn-sredy(дата обращения: 07.04.2020).
4. Савенкова, Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства [Текст] / Л.Г. Савенкова. - М.: МАНМУ-РАНХ и ГС, 2014. - 215 с.
5. Савенкова, Л.Г. Современная дидактика педагогики искусства [Текст] / Л.Г. Савенкова. - М.: ИХОиК, 2011. - 210 с.
6. Положение о научно-исследовательской и творческой работе студентов в УВО «Московский Художественно-Промышленный Институт». - Москва, 2019. - 115 c.