ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ

ТОПОЛЬСКАЯ Е.А.


Докторантка кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств

Аннотация: 
В статье анализируются философско-педагогические взгляды на проблемы развития рефлексии. Автор рассматривает изучение саморефлексии науки как перспективное направление реализации рефлексивного подхода в современной философской науке.

Понятие «рефлeксия» (от лат. Reflexio – обращение назад к основанию, отражение;
префикс re-, означающий повторность и/или обратность действия, и flexio – сгибание,
искривление, изменение при переходе в иное или в отношении с другим; то же значение
имеет греч. слово anaklisis – загибание назад, составленное из ana – обратное движение, и
klisis – наклонение, нагибание) первоначально появилось в философии и означало процесс
размышления человека обо всем происходящем в его собственном сознании.
Иными словами, рефлексия изначально интерпретировалась как деятельность
самопознания, раскрывающая человеку содержание его духовного мира.
Понятие рефлексии рассматривалось уже в античной философии. Мыслители этого
времени видели назначение рефлексии в способности разума направлять и приводить себя
в единство в процессе взаимодействия с многообразием отдельных вещей [7].
Так, тезис Анаксагора об абсолютности разума и о том, что он правит миром [8],
включает в себя в качестве предпосылки представления о рефлексии: разум управляет
становлением космоса, исправляя отклонения в хаос. Космогенез, согласно Анаксагору,
представляет собой причинение умом мгновенного вращательного движения покоящейся
бесформенной материальной смеси [10]. Момент вращения, характеризующий не само по
себе движение, а его изгибание в направлении определенной цели, есть рефлексия как
таковая [6].
У натурфилософов-досократиков взгляды на рефлексию представлены в форме
намеков, инспирирующих некую интуитивную догадку [4]. Например, в таких изречениях
Гераклита, как «Мудрое ото всего обособлено»; «Ибо Мудрым [Существом] можно
считать только одно: Ум, могущий править всей Вселенной»; «У винта путь прямой и
кривой, так как он идет одновременно вверх и по кругу»; «Я искал самого себя» -
угадывается роль рефлексии в осуществлении целостного космоса, а также нахождение
человеком благодаря рефлексии своего места в нем [2].
Рефлексивный «поиск самого себя» [11] интерпретировался пифагорейцами как
«уподобление богу в меру сил» [3].
Данные трактовки получают свое логическое закрепление в учении Аристотеля о
неподвижном Уме-Перводвигателе: «Существует, с одной стороны, такой ум, который
становится всем, с другой же стороны, – [ум], все порождающий, – известное свойство,
подобное свету. Ведь некоторым образом свет вызывает к действительности цвета,
существующие потенциально. И ум этот – особый, ему не свойственны страдательные
состояния, он ни с чем не смешан, пребывая по существу [своей природы] в [постоянной]
деятельности. Ведь действующее начало всегда благороднее страдательного, а
изначальная сила выше материи. В самом деле, реализованное знание то же самое, что
[познаваемый] предмет. Знание в потенциальной форме в отдельном индивидууме по
времени первоначальнее, в абсолютном же смысле и по времени не [является
первоначальным]» [1]. Рефлексивное определение философии как «мышления
мышления», когда мышление полагается одновременно как предмет и как метод самого
себя, прямо выводится из его концепции абсолютной рефлексии, понимаемой совместно в
гносеологическом, онтологическом, теологическом и космологическом смыслах [9].
В философии Сократа обращается внимание на гносеологический,
психологический и этический аспекты проблемы рефлексии. Сократ принял призыв
дельфийского Аполлона «Познай самого себя» как руководство к действию, прежде всего
в форме обуздания непроизвольной «дерзости», отклоняющей поступки человека от
исполнения воли богов. Принцип самопознания понимается у Сократа как обращение к
внутреннему миру человека, осознающего свое божественное происхождение. В этом
смысле самопознание является добродетелью, а рефлексия трактуется как категория этики
и педагогики (пайдейи), занимающейся исправлением искажений идеального состояния
души, естественно возникающих в результате ее общения с телом. В истолковании знания
как «припоминания» (анамнесис), согласно Сократу, рефлексия служит способом
возвращения в глубины памяти к идеям как творящим первообразам вещей.
Платон продолжает тенденцию Сократа, констатируя наличие рефлексии в акте
«знания знания», когда знание обращено на самое себя. Вместе с тем Платон сумел
обогатить учение о рефлексии, в результате чего сложилась его концепция диалектики, в
которой существенную системообразующую роль играет рефлексия.
В «мифе о пещере» (диалог «Государство») Платон определяет диалектику как
«искусство обращения» от теней к свету как подлинному источнику происхождения всех
вещей: «Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть
шею, пройтись, взглянуть вверх – в сторону света, ему будет мучительно выполнять все
это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел
раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он
видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он
мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную
мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его
отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо
больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?» [5].
Символ пещеры и происходящих в ней событий является адекватной
мифологической моделью действующей рефлексии – отражения света от стены пещеры и
стихийно-вихревого его возвращения к своему «беспредпосылочному началу», Единому
Благу, захватывая при этом в свой поток и увлекая к Абсолюту душу философа,
рефлектирующую не по собственному субъективному произволу, а в соответствии и в
подражании (мимесисе) объективным законам распространения этого света в условиях
«пещерного» (телесного) существования души.
В условиях информационного общества, в связи с нарастающей дифференциацией
и интеграцией знаний, особенно активно развивается методологическая функция
рефлексии. В этой роли рефлексия привлекается для решения таких методологических
проблем, как организация междисциплинарных научных исследований, повышение
эффективности управления большими системами.
Другим перспективным направлением реализации рефлексивного подхода в
современной философской науке является изучение саморефлексии науки.
Саморефлексия науки проявляется как осмысление ею своего места в духовной жизни
общества, моральных принципов, определяющих саму допустимость исследования и его
возможных последствий (например, проблема клонирования), как анализ языковых
средств описания научных изысканий.
Рефлексия в науке имеет как собственно научную, так и социальную, этическую и
даже эстетическую направленность (например, анализ соответствия научного
исследования принципу гармонии и простоты). Безусловно, такой подход способствует
развитию научного поиска, повышает его продуктивность и вместе с тем обогащает его
духовный потенциал (Н.Г. Семенов и др.).
Развитие знаний о рефлексии способствует ее дальнейшей дифференциации.
В современной философии принято выделять три основных вида рефлексии:
- элементарная рефлексия, приводящая к рассмотрению и анализу знаний,
размышлению об их границах и значении;
- научная рефлексия как анализ и критика теоретического знания на основе методов
и приемов, которые свойственны данной области научного исследования;
- философская рефлексия как осознание и осмысление предельных оснований
бытия и мышления, человеческой культуры в целом.
Таким образом, пределы категории рефлексии существенно расширились. Помимо
традиционной, ретроспективной функции рефлексии – критического анализа
накопленного наукой знания – активно применяется ее конструктивная, творческая
функция: разработка ценностей, целей, программ и самих средств научной деятельности.
Рефлексия широко используется не только на философском, но и на общенаучном уровне,
выступая либо в качестве методологического средства междисциплинарных разработок,
либо объяснительного принципа для некоторых социальных и гуманитарных дисциплин
(искусствоведение, социология, лингвистика и др.).
Наконец, понятие рефлексии перестало быть только философским или
общенаучным. Оно является теперь специальным психологическим понятием.
Психологическая наука на протяжении последних десятилетий активно исследует
проблематику рефлексии.
В целом, можно заключить, что:
1. В философском знании рефлексия на протяжении своего становления
функционировала как термин и как понятие. Специфика генезиса рефлексии заключается
в том, что ее этимологические значения актуализировались при рассмотрении в разных
философских системах. Происходило также и «обратное влияние» - этимология
обогащалась специфически философскими значениями.
2. Для каждого периода в истории философии характерны специфические
определения рефлексии и форм ее экспликации. Так, в древнегреческой философии
рефлексия, рассматриваясь в рамках категорий Бытия, Сущности и Ума (Единого) имела
два принципиально разных значения. Если у Аристотеля - это Ум, мыслящий самого себя,
то для Плотина - это «умная часть души». В связи с этим, начиная еще с древнегреческой
философии, обозначилась двойственность, «альтернативность» ее определений.
3. Многовариантность трактовок рефлексии характерна для средневековой
философии. Это, в первую очередь, связано со светом и его значениями, характерными
для рассматриваемого периода. Латинское слово «рефлексия» обогатилось «световыми»
значениями («отраженный луч света») в системе онтологических представлений
философов Средневековья. Кроме того, в этот период обозначился практический смысл
рефлексии: это практика толкования Священных текстов, а также религиозные видения и
иконопись. В дальнейшем такие коннотации рефлексии, как «угол зрения», «точка
зрения», «угол падения светового луча», обрели собственную траекторию в истории
философской мысли.
4. Для философии Нового времени характерны определения рефлексии, данные
прежде всего Декартом, Локком и Лейбницем. Стало возможным вести речь о
специфическом философском содержании данного понятия безотносительно к этимологии
этого термина. Рефлексия стала функционировать в системе философских понятий и
категорий.
5. Современная философия, стараясь выйти из метафизической трактовки
рефлексии, опирается как на психологические представления о процессах самосознания,
так и на значения рефлексии, выработанные теми или иными частнонаучными подходами.
Привлечение дополнительных значений рефлексии, взятых из теории живописи,
психотерапии, теории организаций и идеологии, привело к тому, что рефлексия утратила
собственную терминологическую и понятийную идентичность, самотождественность..
ЛИТЕРАТУРА
1. Аристотель. О душе // Сочинения. В 4 т. (Серия «Философское наследие»). Т. 1. - М.: Мысль, 1975.
2. Гераклит // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. / Пер. А.В. Лебедева. - М.: Наука, 1989. - № 22. - С. 176-257.
3. Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме.- СПб.: Алетейя, 1994.
4. Кессиди Ф.Х. Гераклит. - СПб.: Алетейя, 2004.
5. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-
Годи. (Серия «Философское наследие»). Т. 3. - М.: Мысль, 1994. - 656 с.
6. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических космогоний до
возникновения атомистики. Изд. А.В. Лебедев. - М.: Наука, 1989.
7. фон Пёльман Р. Очерк греческой истории и источниковедения / Пер. с нем. А.С. Князькова. - СПб: Алетейя, 1999.
8. Хакимов Р. З. «Разум» как детерминирующий фактор в философской системе Анаксагора //
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 1993. - № 3. - С. 56-64.
9. Черняков А. Г. Онтология времени: Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и
Хайдеггера. - СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк. (ВРФШ), 2001.
10. Янков В.А. Строение вещества в философии Анаксагора // Вопросы философии. - 2003. - № 5. - С.135-149.
11. Kahn C. Pythagoras and the Pythagoreans. - Indianapolis: Hackett, 2001.