Аннотация:
В статье рассматривается одна из актуальных проблем методики преподавания литературы – формирование и воспитание подрастающей личности, развитие ее духовных и морально-нравственных качеств в рамках школьного литературного образования. На примере обращения к драматическому наследию А.Н.Островского изучение курса русской словесности рассматривается как художественно-творческая лаборатория учителя и ученика по созданию новых, оригинальных ученических работ в контексте диалога искусств
12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского драматурга, создателя русского национального театра – Александра Николаевича Островского. Его перу принадлежат 47 оригинальных пьес, написанных в разных жанрах – драмы («Не так живи, как хочется», 1854; «Гроза», 1859; «Грех да беда на кого не живет», 1862; «Бесприданница», 1874-1878), комедии («На всякого мудреца довольно простоты», 1868; «Таланты и поклонники», 1881; «Без вины виноватые», 1881-1883 и др.) и единственная пьеса-сказка «Снегурочка», законченная в день пятидесятилетия писателя 31 марта (по н.с. 12 апреля) 1873 года. Таким образом, в апреле 2023 года «весенней сказке», в основе сюжета которой лежит авторская интерпретация народной сказки «Девочка-Снегурочка», исполняется 150 лет.
Пьесы А.Н.Островского уже более полутора столетий находятся в центре внимания представителей искусства, науки и образования, являясь, – как верно отметил младший современник драматурга, выдающийся педагог Ц.П.Балталон, занимавшийся исследованиями по экспериментальной психологии в области детского чтения, – «насущной потребностью образованного общества» [2]. В начале ХХI века творческое наследие драматурга продолжает находиться в центре внимания представителей современного научно-гуманитарного знания – культурологов, литературоведов, философов, социологов и др. [7, 9, 10].
Творческая лаборатория художника слова (биография писателя, история создания произведения, смысл названия, жанр, тема, идея, проблематика и др.) – неотъемлемая часть школьного литературного образования. В центре внимания учебно-исследовательских и художественно-творческих работ учащихся оказываются произведения А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.А.Булгакова и других художников слова, входящих в «золотой фонд» национальной литературы.
Учебная тема «А.Н.Островский» в программе базового учебного предмета «Литература» имеет свою более чем вековую историю в методике преподавания словесности и обусловлена традициями российского школьного филологического образования, нацеленного, в приоритете, на формирование читательской компетентности, духовного облика и нравственные ориентиры подрастающего поколения. Эмоциональное, интеллектуальное и эстетическое развитие ученика является одной из приоритетных учебно-воспитательных задач данной учебной темы. Обращение к художественному миру А.Н.Островского на уроке словесности, в частности, сущностным основам русского национального характера при рассмотрении персонажей, жанрово-композиционным особенностям при изучении «весенней сказки» «Снегурочка» и «пьес жизни» («Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Бесприданница»), направлено на освоение драматических произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.
Изучение творческого наследия драматурга как феномена национальной культуры обладает уникальным методическим потенциалом в контексте диалога искусств, очень часто выходя за пределы школьного урока. Так, например, литературно-театральная предметная неделя «У нас есть свой русский, национальный театр…» (И.А.Гончаров), посвященная творческому наследию А.Н.Островского, ставила следующие цели: познакомить учащихся с личностью и творчеством великого русского драматурга; усилить межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие диалог искусств – литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, формировать у учащихся культуру литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные художественные явления и факты, рассматривать произведения русской литературы во взаимосвязи с устным народным творчеством и мифологией. Программа предметной недели разрабатывалась учителями и учащимися 9-11 классов с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. Для учеников начальной школы были включены в программу музыкально-театральная гостиная и творческая выставка «Берендеево царство» по пьесе-сказке А.Н.Островского «Снегурочка». Приведем в качестве иллюстрацию программу мероприятия:
1 день литературно-театральной недели: Торжественное открытие литературно-театральной недели, посвященной А.Н.Островскому. Заседание кружка «Театр и мы» «А.Н.Островский – создатель русского национального театра». Выставка театральных программок «А.Н.Островский на сцене Малого театра». Книжная выставка «Пьесы жизни» Островского. Заседание научного общества (литературоведческая секция) «А.Н.Островский: неизданные письма»
2 день литературно-театральной недели: Литературная гостиная «А.Н.Островский в воспоминаниях писателей и поэтов». Конкурс художественного слова «Мои любимые страницы произведений А.Н.Островского»
3 день литературно-театральной недели: Заседание научного общества (театроведческая секция) «А.Н.Островский в контексте русской и мировой драматургии». Читательская конференция «Сюжет «весенней сказки» Снегурочка» А.Н. Островского в интерпретации русских писателей и поэтов». Интегрированный урок «Весенняя сказка» А.Н.Островского «Снегурочка»: фольклорные и мифологические истоки»
4 день литературно-театральной недели: Заседание научного общества (литературоведческая секция) «Русская литература и фольклор: А.Н.Островский». Ученический спектакль-фантазия «Я просил Вас прочесть «Снегурочку…» (по письмам и произведениям А.Н.Островского)
5 день литературно-театральной недели: Музыкально-театральная гостиная для учащихся начальных классов «Берендеево царство» (по пьесе-сказке А.Н.Островского «Снегурочка»). Творческая выставка «Берендеево царство» («Читая пьесу-сказку А.Н.Островского «Снегурочка»)
6 день литературно-театральной недели: Заседание научного общества (театроведческая секция) «Интерпретация сказочного образа Снегурочки на драматической и музыкальной сцене». Премьера ученического моноспектакля «Весенняя сказка» (по пьесе-сказке А.Н.Островского «Снегурочка»)
7 день литературно-театральной недели: Презентация рукописной книги «Мой Островский». Торжественное закрытие литературно-театральной недели, посвященной А.Н.Островскому
«Пьеса-сказка» А.Н.Островского «Снегурочка» обладает уникальным методическим потенциалом в контексте диалога искусств. Одной из приоритетных целей учебно-исследовательской и художественно-творческой деятельности учащихся, обративших свой взор на это произведение, является поиск ответов на поставленные учителем проблемные вопросы, активизирующие интерес школьников к духовно-нравственной, фольклорно-мифологической и философской проблематике произведения. Так, например, на интегрированном уроке «Весенняя сказка» А.Н.Островского «Снегурочка»: фольклорные и мифологические истоки» в центре внимания учащихся оказываются литературные источники, связанные с первыми публикациями русской народной сказки о девочке из снега – альманах «Киевлянин» за 1840 год и научный труд А.Н.Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869) [1].
Образ «ледяной девочки-внучки» Снегурочки, Снегурки, Снежевиночки, Снегурушки учащимся знаком с детства из русских, белорусских и украинских сказок, но, как отмечают современные исследователи, в обрядовом фольклоре эта героиня не зафиксирована [4]. Впервые «Русская сказка «Снегурка» была опубликована М.А.Максимовичем в альманахе «Киевлянин» в «Книге первой на 1840 год» [5, с.71-78]. Специально для читателя автор дал пояснение: «Снегурка есть самородное произведение Северноруской народной фантазии. Сказку об ней я слышал в Москве, и пересказал ее моим читателям, не прибавив ничего к ея содержанию и сохранив многия выражения подлиника, сколько мог их припомнить [5, с.71]. Во второй половине 60-х годов ХIХ века было опубликовано фундаментальное исследование А.Н.Афанасьева по славянской мифологии «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов», в котором было отмечено: «Богатый и можно сказать единственный источник разнообразных мифических представлений есть живое слово человеческое, с его метафорическими и созвучными выражениями» [Т.1, с.5]. Данный труд оказался в центре внимания широкого круга читателей, – ученых-исследователей, писателей, поэтов, композиторов, массового читателя [3, 6]. В начале 1873 года, когда Комиссия управления императорскими московскими театрами обратилась к А.Н.Островскому с просьбой написать пьесу-феерию для объединенных трупп Малого и Большого театра, он вспомнил о русской народной сказке «Девочка-Снегурочка» из второго тома исследования А.Н.Афанасьева. Музыку к спектаклю на стихотворную пьесу Островского написал П.И.Чайковский. Премьера состоялась на сцене Большого театра 11/23 мая 1873 года, дирижировал Н.Рубинштейн.
Действие «весенней сказки» в четырех действиях с прологом происходит «в стране берендеев в доисторическое время» – мифологический сюжет в художественном осмыслении великих представителей русской и мировой культуры А.Н.Островского и П.И.Чайковского. Использование устного народного творчества в пьесах драматурга не носит случайный характер. Учащиеся отмечают фольклорно-мифологические акценты пьесы-сказки, связанные с местом действия сказки: 1) Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея; 2) Заречная слобода Берендеевка (1-е действие); 3) Дворец царя Берендея (2-е действие); 4) Заповедный лес (3-е действие); 5) Ярилина долина (4-е действие). Вспоминая примеры пословиц, поговорок, прибауток, загадок, народных поверий, легенд и прочих элементов фольклора, пронизывающих все творческое наследие русского драматурга, ученики приводят в качестве примера названия пьес А.Н.Островского («Не в свои сани не садись», «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда – хорошо, а счастье – лучше», «Бедность – не порок»). Умение сопоставлять различные произведения, выявлять «сквозные» темы и художественно-универсальные, межтекстовые и историко-биографические связи – одно из требований к уровню подготовки учеников по литературе в старших классах.
Важно отметить немаловажный методический аспект – обращение учащихся к устному народному творчеству на уроке и во внеклассной деятельности по литературе является частью школьного литературного пространства, влияющего на художественную картину мира учащегося. Назовем некоторые темы учебно-исследовательских работ учащихся по сказке А.Н.Островского «Снегурочка», представленных на заседаниях литературоведческих и театроведческих секций научного ученического общества: «Снегурка есть самородное произведение Северноруской народной фантазии… (М.А.Максимович), Народная сказка «Девочка-Снегурочка» в литературно-авторской интерпретации А.Н.Островским, Отголоски былин, сказаний и мифов в пьесе-сказке «Снегурочка» А.Н.Островского, Пьесе-сказка «Снегурочка» в контексте драматургии А.Н.Островского, «Весенняя сказка» А.Н.Островского на музыкально-драматической сцене прошлого и настоящего, Пьеса-сказка А.Н.Островского «Снегурочка» в музыкальном осмыслении П.И.Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова, Литературная и сценическая судьба пьесы-сказки «Снегурочка» А.Н.Островского, «Весенняя сказка» А.Н.Островского в мультипликации, Образ главной героини в народной сказке «Девочка-Снегурочка» и пьесе-сказке «Снегурочка» А.Н.Островского и др.
В рамках учебно-исследовательской работы по сказке А.Н.Островского «Снегурочка» учащимся интересно было познакомиться с записями и зарисовками К.С.Станиславского, посвященными постановке сказки на сцене МХТ и опубликованными в разделе «Альбом № 64. Планировки. 1899, май» уникального издания – иллюстрированного альбома «Неизвестный Станиславский» [8, с. 167]. В это издание вошли «зарисовки из книг, рисунки с натуры, эскизы декораций и варианты планировок в спектаклях» авторства великого русского театрального деятеля, который с карандашом и блокнотом «не расставался всю жизнь, зарисовывая все, что отмечал его глаз актера и режиссера» [8, с.12].
Как видим, опираясь на развивающие возможности диалога искусств – литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, данная предметная неделя является художественно-ориентированной, так как нацелена на чтение и изучение художественных произведений А.Н.Островского, их восприятие, анализ и творческую интерпретацию учащимися разного возраста, как в пределах одной временной эпохи, так и на вневременном уровне.
Учебно-воспитательный потенциал курса русской словесности тесно связан с формированием не только умений и навыков владения литературным языком, но и системы духовно-нравственных ценностей, развитием интеллектуальной и эмоционально-чувственной сферы личности и социокультурных компетенций учащихся. Современный урок литературы и предметная неделя являются уникальным полихудожественным пространством - «творческой лабораторией» учителя и ученика по изучению произведений словесности как национально-культурных ценностей и созданию оригинальных ученических работ в контексте диалога искусств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. М.: Современный писатель, 1995.
2. Балталон Ц. Тронулось ли вреред темное царство? (послереформенные типы в драмах А.Н. Островского) // Артист. 1894. Кн. 1. № 33.
3. Баканова Л.Н. Феномен «Снегурочки» А.Н. Островского и Н.А. Римского-Корсакова: философские контексты // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. №1 (18). С. 125–132.
4. Елкина М.В. Сказочный сюжет «Снегурочка» и его интерпретация русскими писателями: Диссертация на соискание … кандидат филологических наук. Омск, 2009. 211 с.
5. Киевлянин: [альманах] / издал Михаил Максимович; Императорский университет Св. Владимира. Киев: В Университетской типографии, 1840. 254 с.
6. Лебедев Ю.В. «Весенняя сказка» А.Н. Островского «Снегурочка» в литературном процессе 1870-х годов // Вестник Костромского государственного университета. 2019. № 2. С. 124–129.
7. Любивая А.Ю. Мифологический образ мира в «Весенней сказке» А.Н. Островского «Снегурочка» // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. 2012.№ 6.С. 67–78.
8. Неизвестный Станиславский. Материалы к постановкам, мотивы декораций, эскизы костюмов, гримы. М.: Бослен, 2018. 228 с.
9. Проскурина Н.А., Розеватов Д.А. Интерпретация сказочного сюжета о Снегурочке в произведениях русской литературы (К проблеме фольклоризма) [Текст] / Н.А. Проскурина, Д.А. Розеватов // Вопросы филологии в вузе и школе. Саратов, 2015. С. 46–51.
10. Тихомиров В.В. Научная и социокультурная рецепция пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка» в ХХ и начале ХХ веков // Вестник Костромского государственного университета. 2017. № 3. С. 120–125.