Окружающий ребенка мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Важная задача взрослых (родителей, воспитателей, педагогов) – помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми.
Важную роль в формировании представлений ребенка о мире играет звуковая среда, которая трактуется как целостное аудиальное поле, окружающего индивида и определенным образом воспринимаемое и интерпретируемое им [4; 5; 8].
Существуют различные подходы к классификации звуковой среды.
В психолого-педагогической литературе можно встретить классификацию, в которой воспринимаемые звуки делятся на речевые, музыкальные, шумы и голоса природы (В.П. Ермаков, Л.В. Нейман, В.Н. Носуленко, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Якунин).
Музыканты-исследователи предпочитают подход к классификации с позиции музыкальной речи. Такой подход позволяет выделить в звуковой среде два пласта (М.Ш. Бонфельд) [1]. Первый пласт звучаний опосредован музыкальными звуками (музыкальные звуки образуют центр звуковой атмосферы музыкального искусства); их генезис и формирование прослеживаются достаточно четко, они отобраны из множества звучаний и подверглись серьезной культивации. Второй пласт – это немузыкальные звуки (немузыкальные звуки вошли в музыкальную речь европейской традиции значительно позднее и к настоящему времени выходят за рамки инструментов ударной группы).
Появление этих звуков в качестве ассимилируемых музыкальной речью делает их связь с внемузыкальной реальностью более ощутимой.
Более детальные классификации звуковой среды, на наш взгляд, предложены Г. Орджоникидзе и Р. М. Шефером.
Характеризуя звуковую среду как сложное многомерное явление, Г. Орджоникидзе условно делит ее на несколько пластов [4]: 1) физико-акустический пласт, включающий звуки живой и неживой природы (шум дождя, грозы, грома, завывания ветра, пение птиц, зовы разных животных и т. д.), а также звуки, связанные с деятельностью человека: шумовые эффекты, возникающие в быту, в процессе труда (звуки крутящегося веретена, звуки вращающегося колеса, сигналы, гудки и т. д.); 2) музыкальный пласт, сформировавшийся под воздействием художественного творчества (традиционные жанры народной и классической музыки, современная музыка, живое музицирование); 3) речевой компонент, удельный вес которого возрастает в связи с интенсификацией общественных взаимоотношений и увеличивающихся контактов между людьми.
Р.М. Шефер в своем обобщающем труде «Настройка мира» представляет звуковую среду как «звуковой пейзаж» – звуковой комплекс, обусловленный географией и климатом и воспринимаемый бессознательно. Все звуковые пейзажи мира Р.М. Шефер относит к трем типам [7].
Первый – это «природный» звуковой пейзаж, порожденный водой, ветром, лесами, равнинами, птицами, насекомыми и животными определенной местности. Он обладает способностью наиболее глубоко и всеобъемлюще влиять на человеческое поведение, настроение, формировать характер людей и их культуру.
Два других пейзажа – «сельский» и «городской» – складываются в определенных социокультурных контекстах. Компонентами сельского пейзажа являются звуки пастбища, фермы, охотничьи сигналы, а его звуковой доминантой тишина (не абсолютная, а относительная, воспринимаемая как «не шум»). Сельский звуковой пейзаж по звуковому колориту и характеру воздействия на человека близок к природному: «Хай-фай» – высококачественный звукопейзаж», – так определяет Шефер сельскую звуковую среду [7, с. 23]. Городской звуковой пейзаж – «лоу фай» (пейзаж низкого качества) – складывается из уличных выкриков, звуков техники, транспорта, радио, телевидения, приводящих к звуковой избыточности – к перенасыщению городскими шумами.
Наряду с определенным комплексом тонов, полагает музыкант-исследователь, каждому типу пейзажа присущи свои ритмы.
Творческим актом преобразования (гармонизации) звуковой среды становится преломление звуков окружающего мира в художественные образы, что нашло свое выражение в литературных и музыкальных произведениях. Звучащий мир, слуховые ассоциации стали предметом изображения для многих художников. Это с наибольшей силой проявилось, например, в стремлении создать синтетический (целостный) образ реальности средствами различных видов искусств. Ярче всего данное явление культуры нашло свое отражение в период романтизма, когда поэты в слове пытались воссоздать «дух музыки» (Э.Т.А. Гофман), или в эпоху импрессионизма, когда художники искали пластическое решение для выражения музыкального ритма интонации (Д. Уистлер, П. Синьяк).
Содержательное истолкование различных звуковых пейзажей предполагает выявление смыслов, которыми эти пейзажи наделяются при восприятии человеком. Получаемые из окружающей среды аудиальные сигналы с помощью процессов ощущения, восприятия и представления превращаются в звуковые образы. Важную роль в возникновении подобных образов играет механизм ассоциации, имеющий условно-рефлекторную природу и устанавливающий связь между смежными психическими процессами, при которой появление одного из них влечет за собой возникновение другого (Н.В. Краснощекова) [3].
Психологи считают, что различные звучания, наряду со слуховыми, могут порождать кинетические, зрительные, тактильно-осязательные и пространственные ощущения. При этом базой ассоциаций служит жизненный опыт человека, включающий три взаимосвязанных элемента: сенсорный опыт (полученный через органы чувств), кинетический (моторно-динамический) и социальный (почерпнутый в общении).
Звуковая среда, окружающая современного ребенка, отличается неоднородностью, дисгармоничностью и крайней избыточностью. Созданный современным человеком звучащий мир несет самое разнообразное психоэмоциональное содержание. К сожалению, часто оно далеко от природосообразных и культуросообразных моделей.
Звуковая среда влияет как на психику ребенка, так и на формирование его личностных качеств. Это диктует необходимость учета ее особенностей в формировании музыкальных вкусов подрастающего поколения, их речевой и слушательской культуры.
Важным, на наш взгляд, является формирование аудиальной культуры личности как культуры звукового восприятия, которая позволит ей в дальнейшем не только адаптироваться к звуковой среде современности, но и грамотно организовывать свое звуковое пространство.
Аудиальная культура (лат. аudio – слушать) трактуется нами как интегративное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, интерпретировать и передавать шумовую, звуковую, речевую и музыкальную информацию. Звуковая информация формируется в звуковой среде, в которой живет и развивается современный человек. Следовательно, аудиальная культура включает в себя способность воспринимать, интерпретировать и творчески преображать (гармонизировать) звуковую среду.
Из трех компонентов звуковой информации, лежащей в основе аудиальной культуры личности – звук, речь, музыка, – наиболее значимым является звук, который входит в состав слова и музыки и выступает как универсальное средство общения между людьми, способ познания себя и мира.
Формирование аудиальной культуры в процессе освоения звуковой среды происходит как стихийно, бессознательно, так и планомерно, в специально организованных условиях.
Стихийное знакомство со звуками окружающего мира обусловлено, прежде всего, природным любопытством детей, их неиссякаемым стремлением узнать что-либо новое, то есть исходит из внутренних потребностей самих учащихся.
В специально организованных условиях аудиальное развитие учащихся, формирование ценностного отношения к звукам и их сочетаниям стимулируется педагогами, учителями, воспитателями путем использования различных методов, приемов, средств и форм обучения.
Разные стороны аудиальной культуры учащихся младших классов развиваются на самых различных дисциплинах общеобразовательного цикла: русский язык, иностранный язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка и др.
Например, одной из основных целей (социокультурной) изучения русского и иностранного языков является формирование коммуникативных компетенций учащихся, развитие устной и письменной речи; содержание курсов «Русский язык» и «Иностранный язык» включает такие важные для формирования аудиальной культуры разделы, как «Фонетика», «Фонетика и графика», «Развитие речи».
В основе программы «Окружающий мир» лежит представление о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребенка и о взаимоотношениях в системе «человек – человек», «природа – природа», «природа – человек». Федеральный государственный образовательный стандарт рекомендует в рамках изучения данных курсов обязательное знакомство со звуковой средой обитания человека, которое позволило бы расширить кругозор учащихся и способствовало бы формированию у них аудиальной культуры, однако, в образовательной практике это реализуется не в полной мере.
Репрезентация культуры, а зачастую и ее высшим выражением, выступает художественная культура, которую М.С. Каган определили как слой культуры, кристаллизирующийся вокруг искусства, как совокупный способ и продукт протекания художественной деятельности людей [2]. Аудиальная культура репрезентирует себя в искусстве слова и музыкальной культуре, образы «звучащего мира» можно обнаружить в живописи, а архитектуру называют «музыкой, застывшей в камне».
В «Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования» (ФГОС) важное место уделяется получению первоначального опыта «эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме», «формированию «эстетического отношения к миру и себе» [6, с. 31]. Данная задача может быть конкретизирована как развитие ценностного, эстетического отношения к звуковой среде. Следовательно, особую роль в формировании аудиальной культуры младших школьников играют такие дисциплины художественно-эстетического цикла, как литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника. Содержание данного курса включает такие виды деятельности учащихся на уроках, которые способствуют аудиальному развитию школьников: аудирование (слушание); чтение, предполагающее соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания, передача смысловых особенностей текста с помощью интонирования и др., участие в коллективном обсуждении того или иного текста; говорение (культура речевого общения).
Важной составляющей аудиальной культуры, наряду с такими как звук и речь, является музыка. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечивают введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни. Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение таких важных для становления адиальной культуры целей, как формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки; воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств; развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления, воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Формированию разных сторон аудиальной культуры способствует изобразительное искусство, которое на первый взгляд направлено на развитие визуальной культуры школьников. В процессе освоения изобразительного искусства школьники учатся понимать значение искусства в жизни человека и общества; воспринимать и характеризовать художественные образы, видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; общаться с искусством, эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активно использовать язык изобразительного искусства для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, музыки, окружающего мира, родного языка и др.); различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности (обогащение ключевых компетенций – коммуникативных, деятельностных и др. художественно-эстетическим содержанием). Доминирующая направленность программ по изобразительному искусству на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира, позволяющего не только видеть, но и «слышать» окружающую действительность, способствуют формированию аудиальной культуры учащихся как части их общей и художественной культуры.
Помимо урочных видов деятельности, направленных на формирование аудиальной культуры личности, огромную роль в аудиальном развитии учащихся играют внеурочные виды деятельности, представленные работой разнообразных кружков – хор, вокальный ансамбль, инструментальный ансамбль, театр, детский музыкальный театр и т. п. Данные формы внеклассной деятельности позволяют развить культуру звукового восприятия, речевую культуру и музыкальную культуру
Итак, развитию разных сторон аудиальной культуры учащихся способствуют многие дисциплины общеобразовательной школы. Особую роль при этом играют предметы художественно-эстетического цикла – литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.
Несмотря на то, что формирование аудиальной культуры в общеобразовательной школе ведется по нескольким направлениям – в рамках изучения родного и иностранного языков, в ходе приобщения к музыкальной культуре и литературе и т. д., целостная система, интегрирующая различные учебные предметы и дающая полное представление о специфике звуковой среды отсутствует. Следовательно, важным условием формирования аудиальной культуры учащихся младших классов является, на наш взгляд, внедрение в учебно-воспитательный процесс специально разработанного учебного курса, который позволил бы синтезировать знания учащихся, полученных на разных дисциплинах в общеобразовательной школе, расширить и углубить их за счет включение ребенка в различные виды художественно-творческой деятельности, а также сформировать у школьников целостное представление о звуковом мире.
В основу разработки авторского курса, направленного на формирование аудиальной культуры младших школьников, легли три концептуальных идеи:
1. Аудиальная культура позволит адаптироваться учащимся к окружающей звуковой среде.
2. Аудиальная культура сформирует ценностное отношение к звукам и их сочетаниям, что позволит на более высоком уровне осуществлять деятельность по развитию звуковой, речевой и музыкальной культуры школьников.
3. Формирование аудиальной культуры средствами различных видов искусств будет способствовать формированию целостной картины мира у учащихся начальной школы, развитию их художественного и эстетического вкуса.
Обозначенные позиции позволили выделить и сконцентрировать свое внимание на 3-х основополагающих принципах реализации курса.
1. Принцип учета ведущей сенсорной системы – аудиальной, визуальной, кинестетической.
2. Принцип интеграции, который представляет высшую форму межпредметных связей.
3. Принцип полихудожественности, который заключается в использовании различных видов и жанров искусства в процессе обучения и воспитания детей.
Рассмотренные выше принципы являются условием формирования аудиальной культуры учащихся.
Реализация авторского пропедевтического курса должна осуществляться посредством специально разработанной методики, включающей три основных компонента: 1) целевой компонент, который включает цель, принципы, задачи, мотивы, которыми руководствуется преподаватель и учащиеся при формировании аудиальной культуры (в частности – обеспечение с помощью методики положительной динамики изменения мотивации учения, формирование представлений о роли звуковой среды в жизни человека и человека в гармонизации звуковой среды, повышение интереса учащихся к различным видам искусства, отображающих в художественной форме звуковую действительность, развитие аудиальных способностей, в основе которых лежит стремление не только «слушать», но и «слышать» окружающий мир); 2) содержательный компонент, в основе которого лежит предметное содержание пропедевтического курса (всего пропедевтический курс включает 8 тематических блоков: «Шумы, звуки, музыка, которые нас окружают», «Шумы, звуки, музыка, которые живут у меня дома», «Шумы, звуки, музыка, которые мы можем услышать в городе», «Шумы, звуки, музыка, которые можно встретить в деревне», «Шумы, звуки, музыка природы», «Шумы, звуки, музыка подводного царства», «Шумы, звуки, музыка космоса», «Шумы, звуки, музыка, которые живут в мифах, легендах и сказках»; 3) методический компонент, который представляет совокупность методов, приемов, форм и средств обучения, обеспечивающих успешную реализацию содержательной части методики.
Разработанная нами методика включает три этапа. Каждый из этапов имеет свои специфически задачи, успешное решение которых зависит от выбора методов и приемов обучения, а также выбора форм организации учебной деятельности учащихся.
В задачи первого – адаптационного – этапа, входят: 1) формирование мотивации к индивидуальной и совместной деятельности на уроках; 2) работа над развитием ценностного отношения к звукам окружающего мира; 3) формирование коммуникативных умений и музыкальных способностей младших школьников.
Содержательная часть формирования аудиальной культуры младших школьников на первоначальном этапе реализации методики включает знакомство детей с многообразным миром шумов и звуков – звуки живой и неживой природы, звуки слышимые и неслышимые, звуки позитивно и негативно влияющие на здоровье людей, звуки речевые и музыкальные, звуки, которые можно представить линией, цветом, пластикой и т. д.
Педагогический инструментарий формирования аудиальной культуры учащихся начальной школы на данном этапе состоит из таких универсальных методов и приемов работы, как методы организации коллективной творческой деятельности школьников, направленные на освоение звуковой среды; создание ситуаций совместного поиска, стимулирования творческих способностей через поощрение активности и инициативы; создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний, ситуаций новизны и актуальности; анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в деятельности; организация дискуссии; диалог.
Задачами второго – развивающего – этапа методики являются: реализация авторской программы, содержание которой дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, а также использование специальных методов и приемов, которые позволяют аккумулировать знания и умения, полученные на разных дисциплинах общеобразовательного цикла, в творческой форме развить первоначально приобретенные слуховые, речевые, вокально-хоровые навыки.
К методам формирования аудиальной культуры учащихся младших классов на втором этапе реализации методики мы отнесли: проблемный и частично-поисковый методы обучения; метод слуховой наглядности, метод пластического интонирования, метод музыкальной импровизации, метод сопереживания, методы аудиального развития – мелодического, ритмического, тембрового, вербального, пластического, графического фантазирования. Успешную реализацию методики на данном этапе обеспечивает включение в занятия специально разработанных приемов обучения – прием «включения» учащихся в звуковую среду, прием звуковой импровизации, прием звукового сотворчества, прием гармонизации окружающей звуковой среды.
Третий этап методики – творческий – направлен на постижение учащимися звуковой среды посредством различных видов искусств – литературы, музыки, живописи. На данном этапе школьники знакомятся с произведениями музыки, литературы и живописи, в которых в художественной форме запечатлена звуковая среда, со средствами художественной выразительности различных видов искусств (находят сходство и различия в средствах художественной выразительности при передачи одного и того же художественного образа), учатся свободно оперировать средствами различных видов искусств при создании художественного образа или продукта, отражающего те или иные компоненты звукового мира.
В процессе проведения третьего этапа важными становятся следующие методы и приемы: проблемный и частично-поисковый методы обучения, метод установления ассоциативных связей между музыкальными и зрительными образами, метод слуховой наглядности, метод пластического интонирования, метод создания художественного контекста, методы речевой и музыкальной импровизации, метод сопереживания, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод интерпретации художественных произведений.
При реализации каждого этапа разработанной нами методики следует использовать как традиционные формы проведения занятий, так и нетрадиционные: урок-концерт, урок-спектакль, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-фантазия, ролевая игра, урок-конкурс, интегрированный урок и др., которые стимулируют интерес учащихся к дисциплинам художественно-эстетического цикла и спецкурсу (в частности), способствуют развитию у школьников более внимательного отношения к звуковой среде.
Кроме методов, приемов и форм, рекомендуемых использовать при реализации авторского курса, методический компонент методики включает комплекс специально разработанных заданий, направленных на развитие основных составляющих аудиальной культуры учащихся. Данные задания сгруппированы в тематические блоки, которые имеют сквозное развитие и могут быть использованы в процессе проведения любого занятия, не нарушая основных принципов построения учебной программы курса. Всего задействовано четыре блока развития, а именно блок умственной ориентировки, или «Интеллектуальная зарядка»; блок аудиального развития, или «Звуковое включение»; блок развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, или «Эмоциональный калейдоскоп» и блок творческой направленности, или «Творческий марафон».
Первый блок заданий «Эмоциональный калейдоскоп» (методики С.Д. Давыдовой, М.Ю. Самакаевой, Н.Г. Тагильцевой, Н.А. Терентьевой) способствует развитию эмоционально-чувственной сферы детей. Этот блок направлен на развитие умения дифференцировать собственные эмоциональные состояния; умения выявить связь между различными видами искусств; умения сравнивать собственные жизненные эмоции с художественными. В него входят задания: а) на сопоставление жизненных эмоции с художественными, в которых детям предлагалось из двух контрастных произведений выбрать то, которое наибольшим образом соответствует их настроению, выразить данное настроение с помощью линий, цвета, орнамента; б) на сопоставление музыки, литературы и живописи, то есть соотнести произведения различных видов искусств, чтобы выявить различие и точки соприкосновения; в) на сопоставление музыки и текста одного и того же музыкального произведения, то есть выявить сходство и различие средств музыкальной и художественной выразительности и др.; г) на сопоставление музыки и жеста – подобрать к музыке соответствующий пластический жест, отразить в жесте звуковысотность, звуковедение, характер музыкального образа и др.
Второй блок заданий «Звуковое включение» (методики А.Ф. Лобовой, И.П. Манаковой, Г.С. Ригиной, Е.М. Торшиловой) предполагает развитие таких необходимых для формирования аудиальной культуры учащихся младших классов свойств психики, как внимание, память, воображение, ассоциативных связей, а именно: умение прислушиваться к себе – «Мир – это я…»; умение прислушаться к окружающему миру – «Мир вокруг меня»; умение «слушать» и «слышать» музыку, произведения литературы и живописи – «Окружающий мир художественного творчества». Данный блок включает задания: а) на концентрацию и устойчивость внимания (учащимся предлагается зафиксировать как можно больше шумов и звуков, услышанных в классе, дома, на улице; проанализировать собственные чувства и настроения после прослушивания музыкальных и литературных произведений, знакомства с произведениями изобразительного искусства и др.); б) на развитие зрительной и слуховой памяти, а именно: выделить в предложенных произведениях искусства как можно больше средств художественной выразительности и изобразительности; уловить все виды интонаций, встречающиеся в музыкальном произведении или литературном тексте; пропеть, используя внутренний слух поочередно фразы из двух контрастных песен и др.; в) на переключение внимания и увеличение объема памяти, к ним относятся разнообразные ритмические, мелодические и вербальные упражнения.
Третий блок «Творческий марафон» (методики А.Ф. Лобовой, Г.С. Ригиной, А.Н. Савенкова, Н.А. Терентеьевой, Е.М. Торшиловой) ориентирован на развитие творческих способностей учащихся, их поисковой и вербальной активности, а именно: на умение переключаться с одного вида деятельности на другой; на умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; на умение мобилизовать свое внимание и память. В данный блок вошли задания: а) на тембровое фантазирование, например: узнать тембр голоса; создать тембровые импровизации на тему природы; сочинить сказку с характерным озвучиванием главных действующих лиц; составить музыкальную партитуру, отражающую определенные жизненные обстоятельства и др.; б) на ритмическое фантазирование, например: изобразить капли сосульки, капли летнего дождя, моросящий дождик; тембрально и ритмически озвучить знакомую песню и др.; в) на мелодическое фантазирование: придумать мелодию к стихам; сочинить две разнохарактерные песни к одним и тем же стихотворным строчкам; отразить в собственном музыкальном сочинении свое настроение и др.; г) на пластическое фантазирование: выполнить движения под музыку; изобразить с помощью пальчиков движение различных насекомых или животных; показать с помощью разнообразных движений различные образы природы и сказочных персонажей и др.
Четвертый блок заданий «Интеллектуальная зарядка» (методики Н.В. Бабкиной, Т.А. Ратановой, А.Н. Савенкова, Е.М. Торшиловой, Н.Ф. Чуприковой) направлен на развитие основных мыслительных операций, а именно: умение классифицировать и обобщать, умение логически мыслить и выделять главное. В данный блок вошел комплекс заданий: а) на сообразительность и смекалку, в которых детям предлагается придумать соответствующее название к музыкальным произведениям, произведениям литературы и живописи; сочинить сказку или рассказ «по цепочке» или, используя ряд слов, придумать наиболее вероятную версию к музыкальным и жизненным событиям и др.; б) на классификацию и обобщение, в которых учащимся необходимо выделить общие и различные признаки музыкальных, литературных и художественных произведений, выявить логику развития мысли художника, попытаться исполнить или «дорисовать» произведение, изменив его настроение или характер и др.; в) на построение художественных аналогов, а именно: подобрать аналогии к музыкальным произведениям,
литературным текстам, изображениям, тембрам музыкальных инструментов; придумать к ним соответствующие характеристики и др.
Использование на занятиях выше предложенного комплекса заданий позволяет сформировать у младших школьников положительное отношение к учению как познанию, развивает познавательный интерес к звуковой среде, способствует развитию речи и музыкальных способностей учащихся, формированию их художественного вкуса, учит их стремиться к самостоятельному поиску нужной информации, преодолевать затруднения, внимательно относиться к предметам и явлениям окружающей действительности, обогащает жизненный и аудиальный опыт детей.
Итак, внедрение в учебно-воспитательный процесс специального курса, синтезирующего знания учащихся о звуковой среде, способствует формированию аудиальной культуры младших школьников.
Таким образом, формирование аудиальной культуры школьников – важная задача современного образования.
Под аудиальной культурой мы понимаем интегративное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, интерпретировать и передавать шумовую, звуковую, речевую и музыкальную информацию. Из трех компонентов звуковой информации – звук, речь, музыка – наиболее значимым является звук, который входит в состав слова и музыки и выступает как универсальное средство общения между людьми, способ познания себя и мира, постижения окружающей звуковой среды.
Важную роль в формировании аудиальной культуры личности играет звуковая среда – целостное аудиальное поле, окружающего индивида и определенным образом воспринимаемое и интерпретируемое им. Главными компонентами звуковой среды являются: 1) физико-акустический пласт – звуки живой и не живой природы, звуки, связанные с деятельностью человека; 2) музыкальный пласт, сформировавшийся под воздействием художественного творчества; 3) речевой компонент, удельный вес которого возрастает в связи с интенсификацией общественных взаимоотношений и увеличивающихся контактов между людьми. Следовательно, аудиальная культура есть интегрированное качество личности, в основе которого лежит способность воспринимать, интерпретировать и творчески преображать звуковую среду.
Творческим актом преобразования (гармонизации) звуковой среды становится преломление звуков окружающего мира в художественные образы, что нашло свое выражение в литературных и музыкальных произведениях. Звучащий мир, слуховые ассоциации стали предметом изображения для многих художников.
Формирование аудиальной культуры личности в процессе познания звуков окружающего мира происходит как стихийно, бессознательно, так и планомерно, в специально организованных условиях, путем использования различных методов, приемов, средств и форм обучения.
Разные стороны аудиальной культуры развиваются на таких школьных предметах, как русский язык, иностранный язык, окружающий мир.
Особая роль в формировании аудиальной культуры учащихся принадлежит таким дисциплинам художественно-эстетического цикла, как литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.
Помимо урочных видов деятельности, направленных на формирование отдельных сторон аудиальной культуры личности, огромное значение в аудиальном развитии учащихся имеют внеурочные виды деятельности, представленные работой разнообразных кружков: хор, вокальный ансамбль, инструментальный ансамбль, театр, детский музыкальный театр и т. п. Данные формы внеклассной деятельности позволяют развить культуру звукового восприятия, речевую культуру и музыкальную культуру.
Важным условием формирования аудиальной культуры школьников является внедрение в образовательную систему специально разработанного курса, в основе которого лежат: принцип учета ведущей сенсорной системы ребенка – аудиальной, визуальной, кинестетической; принцип интеграции, который представляет высшую форму межпредметных связей; принцип полихудожественности, который заключается в использовании различных видов и жанров искусства в процессе обучения и воспитания детей; а также методы художественного образования: метод установления ассоциативных связей между музыкальными и зрительными образами, метод слуховой наглядности, метод пластического интонирования, метод создания художественного контекста, метод импровизации, метод сопереживания, метод моделирования художественно-творческого процесса.
Авторский курс формирования аудиальной культуры младших школьников и методика его реализации позволяют аккумулировать знания учащихся о звуковой среде, полученные на различных дисциплинах общеобразовательного цикла, расширить и углубить их за счет включения ребенка в различные виды художественно-творческой деятельности, а также сформировать у школьников целостное представление о звуковом мире.
Успешность реализации методики авторского курса по формирования аудиальной культуры школьников зависит от обращения к различным видам искусств, которое способствует, с одной стороны, целостному восприятию мира через многообразие его художественных образов, с другой – позволяют развить эстетическое отношение к звуковой среде.
Литература
1. Бонфельд М.Ш. Семантика музыкальной речи [Текст] / М.Ш. Бонфельд // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост М.Г. Арановский. Изд. 2-ое. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 240с.
2. Каган М.С. Культура – философия – искусство [Текст] / М.С. Каган, Т.В. Холостова. М.: Знание, 1988. 63с.
3. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тексты [Текст] / Н.В. Краснощекова. Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2007. 319с.
4. Орджоникидзе Г. Звуковая среда современности [Текст] / Г. Орджоникидзе // Музыкальный современник: сб. ст. / сост. С. С. Зив. М., 1983. Вып. 4. С. 272-304.
5. Полищук М.А. Исследования звукового ландшафта за рубежом (информационный обзор) [Текст] / М.А. Полищук // Аудивизуальные архивы на рубеже XX-XI веков (отечественный и зарубежный опыт): сб. статей / под. ред. В.М. Магидова. М.: Изд-во Ипполитова, 2003. 414 с.
6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [электронный ресурс]. Режим доступа: http://college.ru/pedagogam/450/468/474/476/
7. Улей, полный звенящих пчел. Ребенок интонирующий в воспоминаниях детства XIX – последней четверти XX вв. (по материалам русской автобиографической прозы) [Текст] / сост., вступ. статья и коммент. Т.И. Калужниковой. Екатеринбург: УГК, 2007. 522с.
8. Цивьян Т.В. Звуковой пейзаж и его словесное изображение [Текст] / Т.В. Цивьян // Музыка и незвучащее: сб. статей / под ред. Е.В. Пермякова. М.: Наука, 2000. С.74–91.