Формирование цветовой культуры школьников

Шатунова Ольга Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей инженерной подготовки Елабужского института ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 

Аннотация: 
В статье рассмотрена проблема формирования цветовой культуры школьников. Автором показаны возможности уроков технологии в ее решении. Предложены упражнения для формирования элементов цветовой культуры у учащихся.

 Наукой доказано, что цветовое зрение отличает человека от большинства представителей животного мира. И поскольку зрение выполняет функции одного из основных каналов восприятия информации о внешнем мире, то именно цвет играет наиболее важную роль в процессе ее интерпретации [1]. Воздействие цвета на человека многогранно. В повседневной жизни он определяет наше настроение и самочувствие, оказывает влияние на работоспособность и психологическое состояние [2]. Не существует, пожалуй, ни одной сферы деятельности человека, ни одной профессии, где бы ни приходилось решать вопросы, связанные с цветом. Цвет – это важное средство эмоционально-эстетической, художественно-образной выразительности. Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь любым видом декоративно-прикладного искусства, новые знания, приобретаемые в процессе творческой деятельности, чрезвычайно значимы для его развития. А выбираемая им цветовая палитра служит своего рода показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного и технологического уровня развития [8]. Исследования показывают, что успешное художественно-творческое развитие ребенка зависит от степени сформированности у него цветовой культуры, образного мышления, художественного восприятия цвета и эстетического отношения к действительности [7]. Понятие цветовой культуры пока еще не нашло точного определения в науке. Учение о цвете как наука достаточно молодо, хотя этот феномен интересовал человечество с давних времен. У Безруковой В.С. находим: «Цветовая культура – это отношение народа к окрасу производимых и используемых им вещей. Цвет и есть окрас, тональная насыщенность, колорит каких-либо предметов и всего видимого человеку» [3]. В данной статье под цветовой культурой будем понимать совокупность знаний о цвете, законов и принципов цветовых гармоний, а также умений их применять в повседневной жизни в целях удовлетворения эстетических, эргономических, физиологических и психологических потребностей [4]. Имеющийся опыт работы в качестве члена жюри на конкурсах и олимпиадах по технологии различного уровня позволяет нам утверждать, что на сегодняшний день формированию цветовой культуры у учащихся в общеобразовательной школе уделяется недостаточное внимание. Элементы науки о цвете лишь фрагментарно рассматриваются на уроках по таким предметам как физика, технология, изобразительное искусство. Проведенный нами анализ творческих проектов по технологии, представленных на различных олимпиадах и конкурсах, показал: начиная с возраста 10-13 лет, у школьников возникают трудности в создании гармоничного, эмоционально-выразительного по цвету образа, часто в творческих работах детей встречаются однообразие, скудность и стереотипность в цветопластическом решении композиции. По мнению ученых, именно в этом возрасте наиболее активно развиваются творческие способности ребенка, закладываются предпосылки для дальнейшей его художественно-технологической деятельности. Таким образом, мы наблюдаем противоречие между необходимостью изучения науки о цвете в школе и отсутствием достаточных условий для этого. Частичное разрешение данного противоречия нам видится в создании методической системы, которая бы позволила в рамках школьного предмета «Технология» сформировать у учащихся основы цветовой культуры, являющейся неотъемлемой частью их общей культуры [5, 6]. Наука утверждает, что способность человеческого зрения различать цветовые оттенки развивается. Наш современник различает больше цветовых оттенков, чем человек, живший несколько тысячелетий назад [7]. Цветовая чувствительность глаза, по- видимому, может совершенствоваться и далее. Она наиболее развита у людей, профессионально связанных с практической работой в области цвета. Это дает нам основание полагать, что создавая на уроках технологии условия для развития у учащихся цветовой чувствительности, можно получить хорошие результаты, выражающиеся в получении цветовых гармоний, удачных сочетаний цветов, в законченности цветовых образов в изделиях и проектных работах учащихся. Проанализировав Примерную программу по технологии [8], разработанную на основе требований ФГОС ОО, мы выявили, что при изучении таких разделов как «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла» и др. школьникам предоставляется возможность формировать свой художественный вкус и развивать чувство цветовой гармонии, что, несомненно, формирует их цветовую культуру. Например, в разделе «Кулинария» учащиеся могут выполнять эскизы художественного оформления бутербродов, используя определенную цветовую гамму, по заданию учителя или выбрав ее самостоятельно. Изучая раздел «Художественные ремесла», школьники могут подбирать нитки, ткань, бумагу и другие материалы, соблюдая правила цветовых гармоний. Мы предлагаем несколько упражнений, которые учителя технологии могут использовать на своих уроках для формирования цветовой культуры учащихся. 1. Учащиеся получают 8 карточек одного цвета, но разные по тону. Необходимо разложить их от светлого к темному. 2. Учащиеся получают 10 карточек разного цвета. Им требуется выбрать те, которые имеют, например, зеленый оттенок. 3. Учащимся необходимо из лоскутков ткани выложить мозаики из родственных, теплых, холодных и контрастных цветов. 4. Учащиеся делятся на две группы и составляют цветовой круг из полосок гладкокрашеной ткани на большом листе картона по образцу цветового круга Гете, но, добавляя полоски ткани сложных цветов и ткани с набивным рисунком, соблюдая цветовую гармонию. 5. Учащимся даются альбомы с образцами обоев и тканей для штор. Им необходимо подобрать по цвету образцы, подходящие друг к другу для оформления интерьера комнаты. Учитывая то, что времени на изучение теоретических вопросов на уроках технологии явно недостаточно, мы рекомендуем включать в содержание домашней работы по технологии вопросы, задания, тесты, которые бы мотивировали школьников на самостоятельное изучение понятий о цветовых гармониях, способствовали бы формированию умений грамотно подбирать цвета для одежды, интерьера, цветочных композиций и т.д. Кроме того, следует практиковать использование Интернет-ресурсов для получения дополнительной информации о цвете и его применении для составления наглядных пособий по изучению цветовых гармоний самими учениками. Таким образом, мы считаем, что одним из важных направлений развития и воспитания подрастающего поколения является формирование цветовой культуры личности. Элементы цветовой культуры могут формироваться и постепенно становиться частью общей культуры школьника не только на занятиях по изобразительному искусству, но и на уроках технологии.

ЛИТЕРАТУРА 1. Алиева Н.З. Физика цвета и психология зрительного восприятия. – М.: Академия, 2008. – 208 с. 2. Базыма, Б.А. Цвет и психика. – М. : Армада, 2001. – 172 с. 3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://didacts.ru/ dictionary/1010/word/pragmatizm. 4. Лазарев М.А. Формирование художественной культуры будущего учителя // Инициативы XXI века. 2012. № 1. С. 79- 81. 5. Лазарев М.А. Технология творческого развития студентов педагогических вузов на основе формирования художественной культуры // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2012. Том 1. № 3. С. 523- 532. 6. Лазарев М.А. Художественная картина мира как ведущий фактор духовного и эстетического развития современной молодежи: анализ теоретических подходов // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – No 2. 2012. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2012/lazarev_12_june.pdf: 1-8 (0,5 п.л.). [12.06.2012] 7. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы : проект. – М.: Просвещение, 2010 – 96 с. 8. Серов Н.В. Цвет культуры. – СПб.: Речь, 2004. – 672 с. 9. Сурина М.О. История образования и цветодидактики. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов на/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 352 с. 10. Хотунцев, Ю.Л. Проблема формирования технологической культуры учащихся // Педагогика. – 2006. – №4. – С. 10-15.