ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ И ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF THE PERSONALITY OF GIFTED STUDENTS THROUGH FOLK TRADITIONS

Гальчук Ольга Викторовна Olga Galchuk
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» Ph.D. (Pedagogical Sciences), Senior Researcher of the Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» e-mail: olgagalchuk@mail.ru
Аннотация: 
Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования духовнонравственной культуры обучающихся посредством региональных народных традиций и декоративно-прикладного искусства в контексте российского социокультурного и научнопедагогического пространства. Определены социокультурные и образовательные факторы влияния на творческое развитие подрастающего поколения, формы и методы учебновоспитательной работы в общеобразовательном пространстве школ с использованием народных традиций и декоративно-прикладного искусства (на примере общеобразовательных организаций г. Смоленска), актуальные точки пересечения исследовательской и просветительской интеграционной работы педагогов общеобразовательных школ, детских школ искусства (детских художественных школ), сотрудников библиотек и краеведческих музеев с региональным культурным наследием Annotation. The article actualizes the problem of the formation of the spiritual and moral culture of gifted students through regional folk traditions and arts and crafts in the context of the Russian socio-cultural and scientific-pedagogical space. The sociocultural and educational factors of influence on the creative development of the younger generation, the forms and methods of educational work in the general educational space of Smolensk schools using folk traditions and arts and crafts, the actual intersection points of research and educational integration work of teachers of secondary schools, children's art schools (children's art schools), employees of libraries and local history museums with regional cultural heritage. Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на 2022 год ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00059-22-01 / 073-00059-22-02
Введение. Проблема формирования духовно-нравственной культуры подрастающего поколения является одной из актуальных в весьма насыщенной научной повестке работы с одаренными детьми в условиях современного социокультурного образовательного пространства [3; 5; 7; 8; 13]. С конца 90-х годов ХХ века – непростого периода в истории Российской Федерации, ознаменованного глубоким политико-экономическим кризисом и потерей национальных ориентиров, – начинается новое осмысление «духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь» [1, с. 3–17]. Личность трактуется как высшая ценность общества [11], а творческая интенция человека, по мнению ученых, обусловлена его духовностью [9, с. 221]. Данная проблема рассматривается Б.М. Тепловым как «качественно своеобразное сочетание способностей» одаренной личности [17, с. 136], которая может творчески реализовать себя в разных видах деятельности. Для этого ребенку в семье и подростку в школе необходимо получить определенную сумму знаний, умений и навыков. Е.М. Акишина выделяет следующие виды одаренности, которые проявляются у детей и подростков в художественно-эстетической деятельности: хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная [2, с. 34]. Народные традиции и обычаи, семейные ценности, религиозная культура и светская этика становятся важной составляющей государственных и национальных приоритетов в области культуры, воспитания и образования [4; 6; 12; 16]. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» определены «цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования», в которых выделены стратегические направления и задачи образования, связанные с преодолением социально-экономического и духовного кризиса в российском обществе. В частности, внимание акцентируется на исторической преемственности поколений, развитии отечественных традиций в работе с одаренными детьми [10]. В этой связи следует выделить декоративно-прикладное искусство как уникальное явление народной культуры, позволяющее «увидеть привычные вещи по-новому» [15, с. 61], оно является не только культурной памятью, но и неиссякаемым источником для творческого вдохновения современных поколений. Предметом исследования автора данной статьи является выявление эффективных форм и методов формирования духовно-нравственной культуры одаренных и творчески мотивированных обучающихся посредством народных традиций и декоративно-прикладного искусства с учетом регионального и этнического компонента в общеобразовательных организациях в рамках прикладного научного проекта ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» «Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся посредством народных традиций и декоративно-прикладного искусства. Методологические и теоретические основы исследования, методы и эмпирическая база исследования Методологической и теоретической основой исследования стали: – основные положения личностно-деятельностного (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и полихудожественного (Б.П. Юсов, Л.Г. Савенкова, Е.П. Олесина и др.) подходов; – концепции культурных основ педагогики - «диалог культур» М.М. Бахтина, «культура как диалог» В.С. Библера, «семиотика культуры» Ю.М. Лотмана; – стратегия и методология социокультурной модернизации российского образования А.Г. Асмолова; – концепции художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Е.М. Акишина и др.), одаренности (Б.М. Теплов, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская) и творческого саморазвития (В.И. Андреев); – теории и практики эстетического развития личности (А.В. Бакушинский, Н.Н. Фомина, А.И. Буров, Л.П. Печко и др.). Для реализации намеченной цели и выполнения исследовательских задач использовались следующие методы: – теоретические (теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической, религиозной и искусствоведческой литературы; анализ нормативно-правовых документов; терминологический анализ понятийного аппарата изучаемой проблемы); – эмпирические (педагогический эксперимент; анкетирование и интервьюирование учащихся и педагогов; анализ содержания образовательных программ художественного и культурологического направления; наблюдение и анализ художественной и учебно-познавательной деятельности одаренных и творчески мотивированных учащихся; теоретическая и методологическая интерпретация педагогического эксперимента; методы статистической обработки результатов исследования). Эмпирической базой исследования являются образовательные организации Смоленской области. В исследовании в рамках мероприятий регионального научно-просветительского проекта для детей и подростков «Народные традиции Смоленского края как часть культурного кода нации» приняли участие 2048 человека: 228 педагогов и 1765 учащихся из 58 смоленских школ (общеобразовательных организаций и организаций дополнительного художественного образования – детских школ искусств, детских художественных школ), представивших свои творческие работы на различные выставки, конкурсы и фестивали муниципального, регионального и всероссийского уровня; 37 сотрудников областных и муниципальных библиотек, 18 сотрудников муниципальных краеведческих музеев. Исследование Смоленская область как субъект Российской Федерации географически находится в центральной части Восточно-Европейской (Русской) равнины. Административным и культурным центром региона является один из древнейших городов России – «город-щит» Смоленск, имеющий тысячелетнее прославленное историко-культурное прошлое: и как центр племенного союза кривичей, и как столица Великого княжества Смоленского. На территории области находится историко-археологический и природный музей-заповедник «Гнездово» – сохранившийся до наших дней уникальный памятник раннего периода древнерусской культуры. На разных этапах своего существования, вплоть до вхождения в 1654 году в состав Российского государства, Смоленская земля была частью Великого княжества Литовского и Великого княжества Московского, что нашло отражение в материальных и духовно-нравственных ценностях русского народа. В данном регионе в образовательных организациях достаточно высок познавательный интерес к художественному народному творчеству - поэтическому (преданиям, былинам, сказкам, частушкам, поговоркам и др.), музыкально-танцевальному (песням, наигрышам, хороводам, народным танцам), декоративно-прикладному (резьбе по дереву, чеканке, изготовлению кукол, вышиванию, росписи, ткачеству, прядению и др.), театральному (кукольному и уличному театру, святочным и масленичным играм). Для многих детей и подростков он становится первым шагом на пути к собственному творчеству и – шире – частью их художественной картины мира. Индивидуально-личностный характер развития художественной картины мира одаренных и творчески мотивированных учащихся, как показал мониторинг, является важным фактором в формировании духовно-нравственной культуры подрастающего поколения и реализуется в трех направлениях: 1) ценностно-смысловое понимание народных традиций и декоративно-прикладного творчества (как приоритетное отметили 117 педагогов-респондентов, 25 сотрудников библиотек и 10 сотрудников краеведческих музеев, принимавших участие в анкетировании); 2) художественно-эстетическое воспитание с учетом регионального и этнического компонента (как приоритетное отметили 48 педагогов-респондентов, 9 сотрудников библиотек и 8 сотрудников краеведческих музеев); 3) творческая самореализация (как приоритетное отметили в анкетировании 63 педагога-респондента и 3 сотрудника библиотеки). В рамках исследования были определены социокультурные и образовательные факторы, влияющие на творческое развитие подрастающего поколения в условиях трансформации современного общественного мироустройства. Таблица 1. Социокультурные и образовательные факторы влияния на творческое развитие подрастающего поколения (в % от числа принявших участие в анкетировании обучающихся) Социокультурные факторы Образовательные факторы Нравственные семейные ценности и традиции – 93% Художественно-эстетическая среда образовательного учреждения – 97% Художественно-цифровое пространство и цифровые развлечения – 71% Индивидуальная образовательная траектория – 95% Домашняя библиотека – 56% Урок как творческая лаборатория – 87% Положение в обществе родителей – 41% Решение творческих задач – 85% Межкультурное взаимодействие и художественный диалог – 37% Опыт художественно-творческой деятельности – 85% Народные традиции, культурный ландшафт и территориальная идентичность – 35% Создание ситуации успеха – 81% Единство культурного пространства – 32% Профессионализм педагога – 75% Анализ результатов мониторинга, представленных в Таблице 1, позволяет сделать вывод о том, что народные традиции и декоративно-прикладное искусство в российском социокультурном и образовательном пространстве признается педагогической общественностью как один из важных факторов «воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности» [10] и успешной творческой активизации учащегося в художественно-эстетической деятельности (изобразительной, музыкальной, хореографической, сценической, литературно-поэтической), формируя основы его личностных нравственных качеств. Таблица 2. Психолого-педагогические условия успешной творческой самореализации одаренных детей в художественно-эстетической деятельности в рамках образовательного пространства (в % от числа принявших участие в анкетировании смоленских педагогов) Психологопедагогические условия Общеобразовательная школа Дополнительное образование художественной направленности Познавательный интерес 98 51 Мотивация 85 78 Социокультурная и художественная среда Раннее выявление творческих способностей и талантов 77 100 Сотворчество педагога и учащегося 68 87 Определенные ценностные ориентации 61 65 Ранняя профориентация 37 95 Иное 11 9 Как видим из Таблицы 2, наиболее эффективными психологопедагогическими условиями успешной творческой самореализации детей в рамках интегрированного полихудожественного пространства общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования, по мнению педагогов, являются: познавательный интерес; мотивация; социокультурная и художественная среда, неотъемлемой частью которой являются народные традиции и декоративно-прикладное искусство; раннее выявление талантов; определенные ценностные ориентации, в частности, ценности творческого саморазвития и самореализации – уверенность в себе, ранняя профессиональная идентичность, активная художественная деятельность, познание и расширение кругозора; сотворчество педагога и учащегося, ранняя профориентация. Таблица 3. Формы и методы учебно-воспитательной работы в общеобразовательном пространстве школы с использованием народных традиций и декоративно-прикладного искусства (в % от числа принявших участие в анкетировании смоленских педагогов) Традиционные формы и методы Нестандартные формы и методы лекция – 56 творческая мастерская – 37 беседа – 41 мастер-класс – 21 защита учебных проектов – 37 виртуальная выставка – 17 классный час – 31 виртуальная экскурсия – 15 диспуты и дебаты – 25 художественная инсталляция – 11 литературно-музыкальная гостиная – 23 фольклорные посиделки – 10 устный журнал – 21 арт-форум – 9 работа с книгой или учебником – 15 урок-моноспектакль – 9 иное – 3 иное – 5 Для знакомства учащихся с региональными народными традициями, художественными промыслами и декоративно-прикладным искусством большинство смоленских педагогов используют как традиционные формы и методы учебной и внеклассной работы – беседы, диспуты, устные журналы, работа с книгой и учебником, лекции и др., так и нестандартные - такие, как творческие мастерские, мастер-класс, выставки, в том числе виртуальные, встречи с творческими людьми, художественные инсталляции, фольклорные посиделки и пр. (Таблица 3). В результате исследования были выявлены актуальные точки пересечения исследовательской и просветительской работы представителей сферы образования (учителя музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, литературы, литературного, краеведения) и культуры (сотрудники библиотек и краеведческих музеев) в рамках интеграции социокультурного и образовательного пространства (Таблица 4). Подавляющее большинство педагогов сферы искусства (музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, литературы) и сотрудники сферы культуры (библиотек и краеведческих музеев) особо выделяли в своих ответах на вопросы анкеты народные традиции и художественные практики как системообразующий фактор творческого развития одаренного учащегося. Немаловажную роль на формирование и развитие субъективной художественной картины мира подрастающего поколения, по мнению респондентов, оказывает культурный код нации и символический ресурс наследия «Genius loci» для постижения культурного наследия «малой родины» и выдающейся творческой личности в современном художественно-образовательном пространстве (например, Новоспасское и М.И. Глинка, озеро Сапшо и Н.М. Пржевальский, хутор Загорье и А.Т. Твардовский, Гжатск и Ю.А. Гагарин и др.). Таблица 4. Актуальные точки пересечения исследовательской и просветительской и комплексной интегрированной работы педагогов общеобразовательных школ, детских школ искусства (детских художественных школ), сотрудников библиотек и краеведческих музеев с региональным культурным наследием (в % от числа принявших участие в анкетировании) Точки пересечения Педагогические работники общеобразовательных школ Педагогичес кие работники детских школ искусства (детских художественных школ) Сотрудник и библиотек и краеведческих музеев Преподаватели гуманитарных предметов, искусства (музыка, изо, МХК, литература) и педагоги Преподава тели предметов естественн о-математич еского дополнительного образования (художественного) цикла Народные традиции и практики как системообразующий фактор творческого развития одаренных учащихся 98 11 95 89 Роль влияния культурного кода нации на формирование и развитие художественной картины подрастающего поколения 67 9 87 76 Символический ресурс наследия «Genius loci» для продвижения «малой родины» выдающейся творческой личности в современном художественнообразовательном пространстве 81 17 79 93 Иное 3 - 1 3 Выводы Обобщение результатов анализа научно-практических работ по теме исследования позволяет сделать следующие выводы: 1) анализ изученной научной литературы по проблеме формирования духовно-нравственной культуры одаренных учащихся убедительно свидетельствует о правомерности научно-практических оснований и взаимосвязи аксиологического, социокультурного и полихудожественного подходов в контексте интеграции российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом национального опыта и традиций; 2) подтверждено положение о том, что народные традиции и декоративно-прикладное искусство в российском социокультурном и образовательном пространстве должны рассматриваться как один из важных факторов «воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности» [10] и творческой активизации учащегося в художественно-эстетической деятельности (изобразительной, музыкальной, хореографической, сценической, литературно-поэтической); 3) определены психолого-педагогические условия успешной творческой самореализации одаренных детей в рамках образовательного пространства: познавательный интерес, раннее выявление талантов, мотивация, ценностные ориентации, социокультурная и художественная среда, сотворчество педагога и учащегося, ранняя профориентация; 4) выявлены актуальные точки пересечения исследовательской и просветительской интеграционной работы педагогов общеобразовательных школ, детских школ искусства, сотрудников краеведческих музеев с региональным культурным наследием; 5) педагогически обоснованы эффективные формы и методы формирования духовно-нравственной культуры одаренных и творчески мотивированных обучающихся посредством народных традиций и декоративно-прикладного искусства с учетом регионального и этнического компонента в рамках целенаправленных мероприятий регионального научно-просветительского проекта для детей и подростков «Народные традиции Смоленского края как часть культурного кода нации», который можно рассматривать в качестве самостоятельной проектной модели решения локальной образовательной ситуации, основания для выстраивания обобщенной педагогической модели; 6) важным фактором в формировании духовно-нравственной культуры подрастающего поколения является индивидуально-личностный характер развития субъективной художественной картины мира одаренных и творчески мотивированных учащихся, который реализуется в трех направлениях: 1) ценностно-смысловое понимание народных традиций и декоративно-прикладного творчества, 2) художественно-эстетическое воспитание с учетом регионального и этнического компонентов, 3) творческая самореализация. ЛИТЕРАТУРА 1. Аванесова Г. А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестник МГУ. Серия Философия. 1998. № 4. С. 3–17. 2. Акишина Е. М. Педагогическое сопровождение современного одаренного ребенка: проблемы, перспективы, эффективные практики // Психология творчества и одаренности. Материалы всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. М.: МПГУ, 2018. С. 32–39. 3. Акишина Е. М. Потенциал освоения народной культуры в современном социокультурном контексте информационного общества // Гуманитарное пространство. 2018. Т. 7. № 4. С. 556–561. 4. Бахриддинова Г. О. Проблемы воспитания молодежи в контексте духовнонравственного воспитания // Студенческий вестник. 2021. № 27-1 (172). С. 8–10. 5. Беляева В. А., Кухтин А. А.Проблема духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях: монография / Акад. повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. М.: АПК и ППРО, 2007. 119 с. 6. Вагнер И. В. Актуальные задачи развития воспитания в системе высшего профессионального образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. № 3. С. 78–83. 7. Горошко Ю. Н. Духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 6 (51). С. 15–19. 8. Мелик-Пашаев А. А. К вопросу о предикторах художественной одаренности ребенка // Творческое становление детей и молодежи: теория, практика, региональный аспект: сборник докладов по итогам межр. междисциплинарного научн. кластера «Смоленск: искусство и процессы формирования местной идентичности» (22 июня 2017г.) и научного семинара «Предикторы творчества» (26 октября 2017 г.). М., ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2017. С. 12–18. 9. Мельситов В. В., Сергиенко Н. Л., Чернышева С. А. Феномен и понятие духовности // Вестник Адыгейского государственного университета. 2018. № 4 (229). С. 220–224. 10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / Инновации в образовании: Специализированный образовательный портал [Электронный ресурс]. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm/ (дата обращения 12.04.2022). 11. Олесина Е. П. Освоение художественной культуры детьми и молодежью: теория и практика: монография. М.: ИХОиК РАО, 2016. 320 с. 12. Осипов Э. В. Воспитание семейных ценностей как важное звено духовнонравственного воспитания личности // Образовательная среда организации: новые методы, направления и пути развития: сборник трудов I Всероссийской научнопрактической конференции / Под общей редакцией М.А. Санникова. 2019. С. 77–85. 13. Савенкова Л. Г. Полихудожественное в образовании, или «когда все искусства вместе» // Художественное образование в России на современном этапе: научный поиск, обновление содержания и повышение качества. М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018. С. 9–16. 14. Савченко Е. А., Макарова Т. П., Илюшина О. В. Антропокультурологический подход к духовно-нравственному воспитанию – условия воспитания субъекта культуры // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 280- 288. 15. Соколова М. С. Декоративно-прикладное искусство в системе КУЛЬТУРА – ИСКУССТВО – ПРОИЗВОДСТВО // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № S (76). С. 57–63. 16. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный ресурс] // URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения 10.04.2022). 17. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ, 1982.