Аннотация:
Аннотация. В статье раскрываются условия формирования духовно-нравственной культуры учащихся в процессе приобщения к народным традициям и декоративно-прикладному искусству, выявленные в результате системного анализа исследований этнографов, антропологов, культурологов, педагогов и искусствоведов, психологов, а также произведений художественного творчества детей.
Abstract. The article reveals the conditions for the formation of spiritual and moral culture of students in the process of familiarization with folk traditions and decorative and applied art, identified as a result of a systematic analysis of research by ethnographers, anthropologists, cultural scientists, teachers and art historians, psychologists, as well as works of artistic creativity of children.
Статья выполнена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на 2022 год ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00059-22-01 / 073-00059-22-02
Изучение истории художественного образования показывает, что в последние десятилетия творчество детей утрачивает самое яркое свое качество – индивидуальную самобытность, национальное своеобразие. Процессы экономической интеграции и глобализации, происходящие в мире, отражаются на содержании и методах художественного образования, приводя к его нивелировке, забвению традиций, столетиями складывавшихся в разных странах. В результате главная задача художественной педагогики – воспитание творческой личности, хранящей память родной культуры, понимающей ее место в пространстве мировой цивилизации, не решается.
Целью данной работы является определение условий формирования духовно-нравственной культуры учащихся в процессе приобщения к народным традициям и декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
– Определение понятийного аппарата, источников изучения проблемы.
– Выявление связи творчества детей с народным искусством, являющейся основой формирования духовно-нравственной культуры обучающихся.
– Раскрытие исторически сложившихся методов формирования духовно-нравственной культуры учащихся в процессе приобщения к народным традициям и декоративно-прикладному искусству.
Методом исследования является системный анализ отечественных исследований по проблеме формирования духовно-нравственной культуры учащихся в процессе приобщения к народным традициям и декоративно-прикладному искусству. Под системным анализом нами понимается научный метод, который отличается междисциплинарным подходом к решению сложных проблем. При изучении проблемы формирования духовно-нравственной культуры в процессе приобщения к народным традициям закономерно привлечение исследований в области этнографии, культурологии, истории культуры, педагогики и психологии. Рассмотрение проблемы как педагогической требует системного анализа с позиций современной педагогики.
Понятие «духовно-нравственная культура» в настоящее время получило широчайшее распространение – от бытового и медийного до научного. Внимания заслуживает трактовка И.Н.Николаевой: «духовно-нравственная культура» трактуется ею «как составляющая общей системы культуры, которая включает в себя духовную деятельность и ее продукты, характеризуется внутренним богатством сознания, степенью развития личности на основе высших социальных ценностей» [13, с.26].
Неисчерпаемым источником формирования духовно-нравственной культуры являются национальные традиции, заложенные в системе общечеловеческих ценностей, в культуре взаимоотношений разных поколений, в искусстве – народном и профессиональном, в духовной и материальной среде, созданной человеком.
Источники изучения проблемы – обширная литература, отражающая интерес к проблеме антропологов и этнографов, искусствоведов, психологов, педагогов, а также подлинные произведения творчества детей.
В основе настоящего исследования лежат представления о связи творчества детей с народным искусством, понимание ребенка как действующего лица культурной жизни и носителя культурной памяти этноса, а произведения его художественного творчества как факта историко-культурного пространства, интегрирующего в себе особенности индивидуального развития, процесса воспитания в семье, обществе, учебно-воспитательном учреждении. Цель изучения произведений творчества детей состоит в выявлении генетически заложенных в нем этнических особенностей, которые целесообразно развивать, решая задачу сохранения культурных традиций и формирования духовно-нравственной культуры обучающихся.
Основополагающий вклад в изучение проблемы принадлежит области этнографии, изучающей «этнографию детства». Исследования Г.С.Виноградова [5], Е.А.Покровского [15] и их последователей раскрыли народные традиции в детском фольклоре – в играх, литературных и изобразительных видах творчества в культуре разных народов России. Исследования проводились на серьезной базе. В.В.Головин, изучавший наследие Е.А.Покровского [15, с.369-381], рассказывал, что для ее создания в 1879 г. им была организована Антропологическая выставка. Со всех концов империи присылался «детский материал», к которому ученый относил особые колыбели и ходалки, народные игрушки, куклы, детскую одежду, принадлежности для пеленания. Экспозиция была зрелищной и имела научный и педагогический смысл. В 1889 году за отдел о воспитании детей, преимущественно русских народностей, на Всемирной выставке в Париже, Е.А.Покровский был удостоен ордена Officier d’Honner (отдел выставки был пожертвован Парижу) [15, с.375].
Е.А.Покровским были систематизированы все детские игры. Каждая игра представлялась в широком географическом диапазоне. Любая игра рассматривалась комплексно, от жребия до наказания, без купюр, каким бы непедагогическим ни казался ее элемент (плевать сквозь пальцы, раздеваться, есть землю и т.д. и т.п.). Был поставлен вопрос о детском игровом праве. Представлен феномен игрового языка, своеобразного языка детской субкультуры. Язык детских игр позволял исследовать архаические пласты культуры, не представленные в других ее проявлениях. Изучен материально-этнографический аспект игры через игровую атрибутику. В некоторых работах выведена национальная специфика игры в характерологическом, эмоциональном и этнографическом плане [15, с.378-379].
Г.С.Виноградовым определены границы и принципиальные особенности этнографии детства. «Детская этнография… по большей частью верное отражение этнографии взрослых. Но детская этнография – не только сколок; она имеет вполне самобытные, не встречающиеся у взрослых, особенности и черты, обуславливаемые совокупностью особенностей детского возраста.
Некоторые стороны детского быта вырабатываются мало того, что независимо от взрослых, но в результате противоборства со взрослыми, как это отмечают чуткие художники-бытописатели. Более того, если детский мир испытывает на себе влияние взрослых, то есть факты, указывающие на обратное влияние: детский язык держит под своим влиянием некоторые элементы языка взрослых (слова, прозвища)» [5, с.9].
Г.С.Виноградов считал, что «среди многих новых тем, выдвинутых жизнью на первый план, одно из важнейших мест занимает изучение детской жизни» [5, с.5]. Так же, как и С.Т.Шацкий (параллельно с ним), он стремился «разобраться в отражениях бытовых пластов». По его определению: «это значит сначала распознать, а затем снять наслоения, закрывающие индивидуальность ребенка» [5, с.6]. «Детская жизнь, – по его убеждению, – не соединение частей, а живое единство» [5, с.7].
Мотивируя необходимость выделения этнографии детства в самостоятельную дисциплину, Г.С.Виноградов добавлял следующие аргументы: «Детская жизнь в народной массе имеет особые моменты. Ребята живут и сознают себя обособленным миром. Играют в игры независимо от участия взрослых; учатся играм, наследуя их не от «больших» непосредственно, а от «своего брата», учатся плясать – и опять-таки не у взрослых, но часто в величайшей тайне от них… Дети воспринимают мир и окружающую жизнь таким образом, как это позволяют им их познавательные средства. Искажена ли картина мира и жизни у детей? Она отлична от картины мира взрослого человека…» [5, с.8].
При этнографическом изучении детского быта, – подчеркивал исследователь, – мы имеем дело почти всегда с несомненной «духовной собственностью» детей.
К «духовной собственности детей» Г.С.Виноградов относил детские песенки, приурочиваемые к тому или иному случаю, песенки плясовые, колыбельные, песенки-импровизации, затем – исполнение их, наигрывание мотива и т.д. К произведениям детского музыкального творчества – умение построить ткань звучаний, интонировать звучание. К «детскому искусству» Г.С.Виноградов относил и сделанные детьми «архитектурные сооружения (дома, церкви), скульптурные изображения (деревянные куклы, животные из глины, некоторые виды «кушанок» и пр.), музыкальные инструменты («досчатая» балалайка, дудочки)… Сюда надо прибавить детские рисунки…» [5, с.31].
Детей и взрослых, воспитывавшихся в народной среде, объединяют общие, по существу философские вопросы, определяющие содержательную глубину произведений, в ней рожденных:
Отчего у нас начался белый вольный свет?
Отчего у нас солнце красное?
Отчего у нас млад светел месяц?
Отчего у нас звезды частые?
Отчего у нас ночи темные?
Отчего у нас зори утренни?
Отчего у нас ветры буйные?
Отчего у нас дробен дождик?
Отчего у нас ум-разум?
«Лучшие педагоги в народной среде – люди старшего поколения, поколения людей, уже перебродивших, успокоившихся, уже не имеющих личных интересов, в нравственном отношении живущих выше обыкновенного уровня» [5, с.96].
Антрополог М.Мид также обращала внимание на то, что «…преемственность в каждой культуре зависит от одновременного проживания в ней, по крайней мере, представителей трех поколений. Каждый соответственно своему возрасту, полу, интеллекту и темпераменту воплощает в себе всю культуру» [11, с.323].
Марк Блок приводил наблюдения, подтверждающие, что на развитие детей в большей степени влияют бабушки и дедушки, чем родители [4, с.26]. Исследователи пришли к выводу о том, что формирование духовно-нравственной культуры детей напрямую зависит от участия в этом процессе представителей старшего поколения семьи, хранящей «память культуры» (Д.С.Лихачев). Сочинения Ю.М.Лотмана, посвященные истории русской культуры, фактически иллюстрируют эту мысль на огромном материале разных видов искусства и быта [9]. Еще один исторический источник XIX века доказывает это – «Рассказы бабушки», записанные и собранные ее внуком Д.Благово [17].
В трудах Ю.М.Лотмана, в мемуарной и художественной литературе показаны области соприкосновения дворянской (помещичьей) культуры и культуры народной – крестьянской. Они сосуществовали в духовной близости в рамках одного жизненного пространства, объединенные природой, обычаями и традициями христианской культуры и народной, восходящей к язычеству. Наивное («естественное») мировосприятие, целостность (синкретизм) народного творчества, объединяющего все виды художественной деятельности, родственны художественному творчеству ребенка. Наверное, поэтому ребенок так восприимчив к национальным особенностям мировосприятия, что образно и полно раскрыто русской литературой.
Многие известные художники рубежа XIX-ХХ веков происходили из среды, близкой народной культуре. Рождение в них чувства родственной связи с природой и семейным укладом (разных сословий) нашло выражение в первых творческих опытах и эстетических переживаниях. Воспоминания И.Е.Репина, И.Э.Грабаря, Н.Д.Кардовского, В.В.Кандинского и многих других представителей разных художественных направлений свидетельствуют о том, что в детских впечатлениях следует искать эстетические импульсы, обязательно окрашенные индивидуальным, глубоко личностным переживанием. Как правило, их объединяет чувство «родственной причастности» к родной природе и национальной культуре – в единстве праздников, обрядов и их обязательных атрибутов – народных игрушек, гуляний, игр, песен и плясок. Первые впечатления-восторги целостны, они в равной мере касаются мира в родном доме и за его пределами, народной и христианской культуры, творческого процесса.
На рубеже XIX-ХХ веков в деятельности художественно-педагогической общественности определялись методы формирования духовно-нравственной культуры учащихся образовательных учреждений (детских садов, школ и гимназий).
В 1908 году в Петербурге прошла выставка «Искусство в жизни детей», организованная заведующим художественной частью Кустарного музея в Москве Н.Д.Бартрамом, создавшим в 1920 году Музей игрушки. В воспоминаниях дочери Н.Д.Бартрама приводится отзыв о выставке «Искусство в жизни ребенка», опубликованный в журнале «Огонек» за ноябрь 1908 года. На ней были показаны игрушки из Музея этнографии и антропологии киргизов, самоедов, чукчей, гиляков, айнов; игрушечная мастерская московского уездного земства в Сергиевском посаде, коллекция художника Н.Д.Бартрама. Особо отмечалось присутствие детских работ: «Если к перечисленному выше присоединить экспонаты отдела «детских работ», то станет вполне очевидным, насколько широко обнимает программа замечательной выставки искусство в жизни ребенка» [3, с.116]. Экспозиция выставки говорила о том, что условием духовно-нравственного развития детей является среда, в которой ребенок воспитывается. Необходимой частью ее должна быть народная игрушка и произведения самого ребенка.
На Втором Всероссийском Съезде Художников всех отраслей графических и пластических искусств: живописцев, архитекторов, скульпторов и проч., преподавателей тех же искусств и любителей художеств … в декабре 1911 – январе 1912 гг. обязательным условием воспитания единодушно признавалось создание эстетической среды посредством включения искусства в жизнь ребенка. Известный психолог Н.Е.Румянцев определил пути решения проблемы:
1. «Искусство, уводящее человека из скучной и будничной обстановки его повседневной жизни в сказочно-волшебный мир красоты и вечное царство идеалов, должно играть важную роль в воспитании детей в семье и школе.
2. Задачи эстетического воспитания: а) возбуждение в детях любви к прекрасному в природе, жизни, искусстве; b) развитие понимания истинно-прекрасного или эстетических суждений и оценки; с) пробуждение творческих сил и способностей.
3. Средства эстетического воспитания должны быть согласованы с эволюцией эстетических переживаний ребенка и основываться на понимании его душевной жизни в каждый отдельный момент развития» [19, с.119].
Психолог, врач, один из первых русских игрушковедов Л.Г.Оршанский разделял предположение о национальном характере детского творчества, поэтому, считал он, ориентация на немецкие образцы при иллюстрировании детских книг «нам не подходит». В качестве положительной тенденции он отметил появление национальной детской книги: «только в самые последние годы появляются первые художественно иллюстрированные книги. Имена художников известны: Нестеров, Билибин, А.Бенуа, Малютин» [19, с.154].
В 1920-е годы идеи создания воспитывающей среды, в которой должно быть место и произведениям народного и декоративно-прикладного искусства, убедительно прозвучали в трудах А.В.Бакушинского и педагогической деятельности его учеников Г.В.Лабунской, В.Е.Пестель и В.Ф.Шехтель. А.В.Бакушинский считал: «Для ребенка нет изолированных от жизни явлений искусства. Каждый момент жизни, каждое собственное творческое действие для него могут стать художественно и эстетически оформленными» [2, с.236]. Один из разделов основного исследования А.В.Бакушинского «Художественное творчество и воспитание» посвящен орнаментально-декоративному творчеству [2, с.225-236], в котором им рассматриваются вопросы декоративного оформления среды учащимися, а также детского творчества в области декоративно-прикладного искусства. В своих выводах он опирался на опыт художников и педагогов Г.В.Лабунской, В.Е.Пестель и В.Ф.Шехтель, работавших в 1920-е гг. под его руководством в одной из школ Сокольнического района Москвы. Детские рисунки 1920-х гг., раскрывающие содержание работы в области декоративно-прикладного и народного искусства хранятся в Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО». Педагоги считали, что эстетическая среда должна формироваться усилиями самих детей, их декоративные работы, основанные на традициях народного искусства должны быть функциональны. Ими были определены художественно-творческие задачи, посильные детям младшего и подросткового возраста. Г.В.Лабунская и В.Е.Пестель выявили следующие особенности декоративного творчества детей разного возраста:
«Рисунки детей в возрасте 9-14 лет, а иногда и позже (особенно у девочек) на 90% имеют яркий декоративный характер. Творческий образ имеет общие родовые признаки, а не индивидуальные, и характер символический, декоративный, а не натуралистический…» [6, с.116].
«Любовь к исследованию материала, творчество из материала, является такой же основной и могучей чертой детского творчества, как и любовь к украшению» [6, с.117-118].
Результаты эксперимента были одобрены специалистами. Научное сообщество и Кустарный музей выступили в качестве экспертов в определении качества и эффективности занятий декоративно-прикладным и народным искусством в школе. В своих воспоминаниях Г.В.Лабунская пишет: «В 1923 году в Москве была организована 1-ая Всероссийская художественная промышленная выставка при Академии художественных наук, где профессор А.В.Бакушинский руководил кабинетом «примитивного искусства». В то время в это понятие входило народное искусство, искусство древних восточных культур, искусство первобытных народов и детское изобразительное творчество. А.В. … предложил нам показать на этой выставке нашу продукцию. Результат для нас был совершенно неожиданный. Наши мастерские или школа получили следующее удостоверение за подписью председателя комитета выставки Кондратьева и секретаря Микулиной с круглой печатью. «В школу «Детское творчество» при культпросвете Мосмукомола удостоверение. «Настоящее удостоверение выдано школе «Детское творчество» при культпросвете Мосмукомола в том, что она экспонировала на 1-ой Всероссийской художественно-промышленной выставке и ей присужден аттестат 1-й степени за прекрасную постановку школьного дела и за свежесть и оригинальность работ учеников. Одновременно с этим мы получили и еще одно почетное удостоверение… от Музея художественно-кустарных изделий.
При художественной оценке изделий, изготовленных художественно-производственной школьной мастерской «Детское творчество», музеем был отмечен характерный русский стиль и примитив в работах, в силу чего изделия школы были допущены «для продажи в магазине музея, как наиболее интересное достижение кустарных изделий».
«Экспонаты нашей школы, – вспоминала Лабунская, – в числе других экспонатов Всероссийской художественно-промышленной выставки были посланы за границу во Францию. В журнале «L'amour pour l'art» отмечались достоинства продукции Всероссийской выставки, характерное национальное своеобразие ее образов, богатство орнамента, ритмичность композиции, насыщенность колорита. В журнале ни слова не говорилось о детском творчестве, речь шла о русском народном искусстве, но в качестве иллюстраций к статье были даны образцы нашего «Детского творчества» [6, с.117-118].
На протяжении всей истории советской школы роль народного искусства, традиций национальной культуры в эстетическом, художественном, нравственном воспитании школьников прослеживается достаточно четко. Об этом свидетельствуют положения конкурсов детского творчества разного масштаба, где непременно ставились задачи изучения «школьниками истории своего края (защита родины от врагов в прошлом, гражданская война), природных его богатств, культурно-художественных памятников и образцов народного творчества» [8, с.4]. Рисунки из разных союзных и автономных республик 1920-1940-х гг. подтверждают сохранение национальных традиций в быту и системе дополнительного образования. Достаточно сравнить работы из студий домов пионеров Киева и Москвы, Ташкента и Минска, Махачкалы и Казани, Тбилиси и Еревана. Реальная практика была противоречивой: общественно-политическое воспитание имело приоритетный характер, роль семьи в воспитании не учитывалась, дети редко знали историю своего рода.
В общеобразовательной школе системное решение проблемы формирования духовно-нравственной культуры в процессе приобщения к народным традициям и декоративно-прикладному искусству началось в начале 1970-х годов в связи с созданием нового содержания образования по предмету «Изобразительное искусство». Во главе этой работы стояли Б.П.Юсов, в то время заведующий сектором изобразительного искусства НИИ художественного воспитания АПН СССР (ныне ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО»), и Б.М.Неменский, в то время секретарь Правления Союза художников СССР, председатель комиссии эстетического воспитания Правления СХ СССР. В программах по изобразительному искусству появились специальные задания, ставящие как приоритетную задачу приобщения к декоративно-прикладному искусству, к дизайну, к искусству среды. Наиболее системно уже в 1976 году эта задача прозвучала в программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М.Неменского. С первого класса в ней выделялись темы: «Искусство вокруг тебя», «Каждый народ – художник», «Народные праздники». Декоративно-прикладному искусству был посвящен учебный год.
При создании программ авторы опирались на опыт разных форм дополнительного образования – музеев и студий. Следует отметить идеи В.Н. Полуниной, посвятившей свою профессиональную жизнь приобщению учащихся художественных школ к отечественной культуре и национальным традициям разных народов России [16].
Роль народного и декоративно-прикладного искусства в формировании духовно-нравственной культуры была показана и защищена в ряде диссертационных исследований. Необходимо назвать кандидатское исследование Л.Г.Савенковой «Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1980 гг.)» [18], подготовленное по результатам анализа обширного исторического материала и экспериментальной проверки программы Б.П.Юсова. Н.А.Горяева защитила диссертацию «Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству» [7], доказавшую педагогическую результативность программы Б.М.Неменского в области приобщения к декоративно-прикладному и народному искусству.
Внедрению в школу народного искусства способствовали работы Т.Я.Шпикаловой, посвятившей многие годы этой проблеме [20]. Ею была защищена докторская диссертация на тему «Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации».
Достоверным научным источником содержания разделов программ, посвященных народному и декоративно-прикладному искусству, являются искусствоведческие исследования в этой области А.В.Бакушинского [1], М.А.Некрасовой [12], В.Ф.Максимович [10], М.Ю.Новицкой [14] и многих других работ, имеющих педагогическую направленность.
В авторских программах и учебниках по изобразительному искусству для общеобразовательной школы Т.А.Копцевой, И.Э.Кашековой, Л.Г.Савенковой и Е.А.Ермолинской ставится задача формирования духовно-нравственной культуры школьников в процессе приобщения к народным традициям и декоративно-прикладному искусству и, как показывают результаты преподавания, успешно решается на творческом уровне.
Среди авторов идеи преподавания в школе основ народного искусства, конечно, существуют разногласия, требующие отдельного разговора. Коротко, их суть сводится к вопросу о мере свободы творчества детей, возможности импровизации при освоении разного рода народных промыслов. Несмотря на разногласия, авторы всех программ сохраняют единую позицию в том, что приобщение к народным традициям и декоративно-прикладному искусству обеспечивает формирование духовно-нравственной культуры детей.
Условиями решения проблемы в художественном образовании являются в частности:
– единство позиций семьи и школы;
– создание эстетической среды, соответствующей задаче формирования духовно-нравственной культуры в родном доме и учебной организации;
– профессиональная готовность педагога решать данную проблему;
– понимание педагогом доказанной этнографией детства и педагогическими исследованиями общих истоков народного и детского творчества, права ребенка на «духовную собственность»;
– включенность ребенка в жизнь общества, решающего задачу формирования духовно-нравственной культуры народа разнообразными средствами;
– формирование в учащемся чувства ответственности за сохранение родной культуры и сопричастности к ее посильному приумножению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды / Сост.: И.А. Либерфорт, Н.А. Радзимовская, А.С. Галушкина, М.А. Некрасова. М.: Сов. художник, 1981. 352 с.
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / Сост. Н.Н. Фомина, вступительные статьи Н.Н. Фоминой, Т.А. Копцевой. М.: «Карапуз», 2009. 304 с.
3. Бартрам Н.Д. Избранные статьи, воспоминания о художнике. М.: Сов. художник, 1979. 176 с.
4. Блок Марк. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. 256 с.
5. Виноградов Г.С. Страна детей. Избранные труды по этнографии детства. СПб: «Историческое наследие», 1998. 550 с.
6. Воспоминания Г.В. Лабунской // История художественного образования в России ХХ века в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. Составление и научное редактирование Н.Н. Фоминой. М.: Педагогика, 2002. С. 340–362.
7. Горяева Н.А. Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 1991.
8. Лабунская Г.В., Щекин-Кротова А.В. Конкурсы и выставки детского изобразительного творчества. М.: ЦДХВД, 1939. 48 с.
9. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (ХVIII – начала ХIХ века). СПБ: Искусство, 1994. 399 с.
10. Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы: Науч.-метод. пособие. М.: Флинта, 1999. 61 с.
11. Мид Маргарет. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 432 с.
12. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: учебник. М.: Изобр. Искусство, 2003. 306 с.
13. Николаева И.И. Духовно-нравственная культура как объект педагогического анализа // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. 2014. № 9 (137). С. 22–26.
14. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение: книга для учителя. М.: Просвещение, 2005. 241 с.
15. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. СПб: Историческое наследие, 1994. 388 с.
16. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. 191 с.
17. Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. М.: Наука, 1989. 472 с.
18. Савенкова Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1980 гг.): автореф. дис. … канд. пед. наук: (13.00.01). М., 1984.
19. Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 – январь 1912. Том 1. Петроград, 1914. 355 с.
20. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Монография. М., 1979. 192 с.