Прежде чем говорить об учителе искусства, сделаем несколько замечаний о жизненных обстоятельствах настоящего и ближайшего будущего и насущных коммуникативных проблемах человека и общества.
Наблюдаемые нами последствия сложившейся культурной ситуации – образование сетевого общества как результата беспрецедентного технократического развития, - многочисленны и разнообразны. Одним из таких последствий является так называемая «экранность» нашей жизни и мышления, вызывающая некоторый сенсорный голод пользователей, особенно подросткового и юношеского возраста, нуждающихся в чувственной коммуникации и взаимодействии вербально, визуально, обонятельно и осязательно в реальном мире.
Однако, проводя большое количество часов перед экраном (телевизора, лаптопа, мобильного телефона и многочисленных технических новинок, растущих на потребительском рынке с геометрической прогрессией), молодѐжь оказывается лишенной реальной коммуникации. Кроме того, нужно отметить искусственность виртуальной среды, а также примитивность и низкое качество многих текстов, размещѐнных в сети, в том числе, претендующих на звание «художественных». Хотя в этой ситуации есть, несомненно, и положительное: именно здесь начинает развиваться новая альтернативная так называемая культура интересов, заполняющая свободное пространство, не занятое предприятиями и структурами власти.
Тем не менее, сложившиеся обстоятельства прямо влияют на коммуникативные отношения не только между молодыми людьми, в референтной группе сверстников, но и между учеником и преподавателем, родителями и детьми. Особенно страдает в создавшихся условиях семейное общение. Вряд ли кто-то будет спорить о важности и необходимости коммуникации между членами семьи и огромном влиянии семейного общения на всех еѐ членов, особенно на самых младших. Доверительное, интимное общение становится необходимым фактором гармоничного развития личности. Однако современное общество не слишком способствует развитию семейного диалога: сокращается количество времени для этого, а места семейных встреч всѐ меньше располагают к беседе. Постоянное эмоциональное напряжение и, порой, несовместимость профессиональной и семейной жизни затрудняют семейное общение. Люди «закручены» в бесконечных делах, да и мало размышляют о предметах своих разговоров. Поэтому зачастую содержание информации и еѐ интерпретация полностью зависят от того, каким образом она представлена, в каком состоянии воспринята и т.д. Это обстоятельство часто может приводить к искажению смысла сообщения и затруднению взаимопонимания.
Приведѐнные примеры – лишь ничтожная часть тех проблем, которые реально возникают и ещѐ будут возникать. Способно ли сегодняшнее образование решить эти проблемы и удовлетворить запросы современного человека? Ситуация такова, что само образование является в настоящий момент в некотором роде неполным, концентрируясь на умственной, познавательной деятельности человека и оставляя без внимания другие аспекты. Сегодняшнее образование, в частности вузовское, имеет академический «крен», большая часть времени образовательного процесса посвящена передаче знаний, а не самообучению. Студента не учат самостоятельно добывать знания, не учат учиться. Кроме того, образование является усечѐнным вместо того, чтобы быть интегральным, и, наконец, - недостаточным, а потому не может дать удовлетворительного ответа на вновь и вновь возникающие вопросы.
Возрастающий разлад между тем, что конкретно хочет получить современное общество от своих членов, и тем, какие процессы и механизмы запускаются в ход для достижения этого, создаѐт противоречивую ситуацию в образовательном процессе и, в конечном счете, приводит к кризису традиционных концепций обучения.
Так, образовательная традиция и на уровне школы, и на уровне университета определяет знание как свод систематизированных, квалифицированных и распределѐнных в соответствии с различными параметрами сведений. Однако объективно эта традиция привела к ряду открытых проблем и кризисов, касающихся различных аспектов образования, среди которых:
- кризис роли учителя, проявляющийся в том, что учитель теряет функцию передатчика знаний, для которой он был подготовлен; к нему начинают предъявляться новые требования, которые зачастую им не понимаются и не принимаются;
- кризис технических ресурсов, которые, в сравнении с окружающей ученика (студента) технической средой вне стен учебного заведения, являются устаревшими;
- кризис учебных программ: производство знаний столь велико, а сами знания циркулируют и обновляются с такой быстротой, особенно благодаря электронным средствам, что трудно определить, что же должно входить на практике в предмет обучения;
- кризис традиционного языка общения в самом учебном заведении: письменные формы работы, ранее концентрировавшие на себе все усилия, перемещаются в сферу аудиовизуальных средств и информатики.
Это только часть проблем, требующих решения. При столь значительном увеличении объѐма информации становится невозможным произвести такой запас знаний и умений, которым можно было бы пользоваться всю жизнь. Меняются не только модели личности и деятельности учителя и ученика, но и всего процесса приобретения знаний, их воспроизводство. Запоминание и хранение знаний должно дополниться способностью искать информацию и отбирать то, что необходимо для обучения. Образовательный процесс нужно строить таким образом, чтобы каждый человек мог участвовать в организации своего собственного обучения, иметь сознательный контроль собственных познавательных интересов, усвоения знаний и применения их в конкретной практике.
Для того чтобы такое изменение могло произойти, ученики должны перестать быть пассивными потребителями информации, предъявляемой учителем, а педагог – простым еѐ передатчиком. Он должен стать руководителем, направляющим учебный процесс.
Решение задачи «обучения учению», о которой мы упомянули выше, - процесс долгосрочный. По мере того, как обучающийся приобретает знания, он становится всѐ более способным контролировать этот процесс, то есть переходит к самоконтролю и автономии. А преподаватель – ведѐт ученика, развивает его способности и представления о ценностях. При этом новые технологии должны стать инструментами преподавателя, которые бы он мог использовать в своей работе в полном объѐме.
Однако, хотя информационно-коммуникационные средства и являются мощным инструментом образовательного процесса, их наличие в учебных заведениях ещѐ не гарантирует качественного и обновлѐнного образования. Вопрос упирается всѐ же в
качество подготовки самих учителей. И в этом смысле перед преподавателями вуза стоит задача со следующими составляющими:
1. Показать, что любые сообщения информационных средств должны рассматриваться с максимальной объективностью. Это означает, что преподавателю необходимо располагать достаточным количеством достоверных данных, с тем, чтобы студенты могли научиться критической интерпретации получаемой информации. Преподаватель должен быть беспристрастным и поощрять развитие независимого мышления своих подопечных.
2. Использовать технологические средства как дидактический ресурс и как средство выражения. Телевидение, Интернет, пресса и другие коммуникативные средства отражают современную жизнь, и студенты должны знать эти средства и пользоваться ими, чтобы пополнять знания, полученные в учебном заведении. Одним из способов формирования навыков пользования является создание собственных содержаний: например, учащиеся могут самостоятельно создать электронную страницу, смонтировать видеоролик, озвучить видеоряд и т.д.
3. Анализировать содержание получаемой информации, грамотно читать медиатекст. Получая информацию с помощью технологических средств, студент должен обучиться еѐ правильному использованию, включая чтение прессы, просмотр телепередач, пользование Интернетом; умение оценить объективность и субъективность информации, идеологическую направленность различных средств, а также умение определить критерии отбора содержания, произвести анализ содержания рекламных и иных других кампаний и.т.д. Необходимо также уметь видеть различие между информацией и мнением, научиться сопоставлять данные, находить им подтверждение или опровержение.
Необходимость решения этой задачи диктуется объективной реальностью. Ведь любая информация, например: параграф учебника, римейк (литературное произведение, новая театральная постановка, видеоверсия балета и т.д.), критическая оценка того или иного явления в том или ином еѐ проявлении – статья, интервью, репортаж и т.д. (иными словами, сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа), – всегда носит оттенок личностного, принадлежащего тому, кто стоит «за кадром», является интерпретатором, автором своего субъективного видения излагаемого.
Между тем, толкований одного и того же явления – множество. Проблема ориентации в огромном информационном потоке определяет новую функцию учителя – научить своих подопечных разбираться в интерпретациях. Именно это умение позволит воспитанникам самостоятельно растить знания (общекультурные, профессиональные, связанные с миром увлечений или востребованные повседневной жизнью). Акцент в современном образовании ставится на то, чтобы подготовить будущего учителя не столько как транслятора информации, сколько как навигатора в еѐ безбрежном океане, расшифровщика медиатекста, селектора качественных интерпретаций и – в конечном счете – главного направляющего в процессе формирования информационной культуры общества в целом.
Понятия «информация» и «культура» очень емкие и принадлежат к наиболее фундаментальным в цикле наук о человеке. Именно поэтому они неоднократно становились предметом отдельных крупных исследований. Мы не ставим целью рассматривать это понятия в данном формате. Отметим лишь, что использование сочетания этих двух терминов - «информация» и «культура» - в образовательной области вообще, и в области искусства – в частности - не только правомерно, но профессионально обусловлено: информационная культура является важной составляющей профессиональной компетентности учителя искусства.
Чтобы перейти непосредственно к сущности информационной культуры, нам необходимо затронуть важный вопрос о том, какими способами может восприниматься сегодня информация, каковы перспективы еѐ воздействия на отдельную личность и общество в целом.
Совершенствующиеся информационные технологии дают возможность обеспечить восприятие информации сразу несколькими органами чувств человека, позволяют осуществлять альтернативный поиск информации по нескольким каналам, а также обусловливают появление новых способов изложения, отображения текстов и привлечения аудитории.
Диапазон способов изложения информации достаточно широк: сообщение может быть представлено вербально (словесный текст), невербально (жест, мимика, взгляд и т.д.) иконически (изображение), акустически (звук). В доказательство расширяющегося диапазона способов изложения текстов свидетельствует, например, тот факт, что уже сейчас ведѐтся работа над фильмами, в которых сюжет будет как бы «зашит» на акустических возможностях. Половина эмоционального уровня будет перенесена не на привычную для зрителя картинку, а на звуковой уровень. Это обусловлено тем, что звук рождает количество ассоциаций, значительно превышающих ассоциации зрительные, появляется возможность погрузить зрителя в новую реальность. Примером глобального охвата аудитории могут служить голливудские киностудии, объединившие усилия для продвижения нового стандарта – цифровых фильмов, что резко повысит качество кинолент. Цифровая система позволит показывать фильмы через спутниковую связь или оптоволокновую сеть. В результате реализуется возможность проводить премьерные показы в различных уголках света одновременно с премьерой фильма. Аудитория будет насчитывать десятки миллионов.
Широкая коммуникативная платформа предъявляет высокие требования к интеллектуальному уровню личности, еѐ психологической установке. Не исключено, что в процессе информатизации будут происходить изменения в мировоззрении человека, его представлениях об обществе, природе и себе самом. Социум приобретет новые измерения духовной и материальной культуры.
В связи с необратимостью этого процесса информация стала глобальным профессиональным блоком, овладеть которым в полной мере может лишь высокоинтеллектуальная личность, способная к постоянному наращиванию своих знаний, свободному использованию информационных ресурсов. Требования к росту интеллектуального потенциала выводят в разряд первостепенных задач развития общества проблему высокого уровня информационной культуры человека.
Информатизация общества, производство и распространение знаний, выросшие в настоящее время в десятки раз по сравнению с уровнем, имевшимся в самом начале информационно-коммуникативной эры, а также рост возможностей доступа к информации, знаниям и коммуникациям оказали существенное влияние на принципы образовательной деятельности человека. Основными из них становятся:
- открытость – способность к саморазвитию, предполагающая новый подход к определению целей и результатов образования;
- создание информационной образовательной среды, основу которой составляют новейшие технологии коммуникации и информатизации;
- способность перевода информации в знания и знаний в информацию;
- формирование единого информационного образовательного пространства, позволяющего использовать образовательные ресурсы всемирного радиуса и масштаба за счет дистанционного обучения и коммуникационных сетей;
- непрерывность и доступность образования не только в начале жизненного пути человека, но и на всем его протяжении.
Новые принципы определяют новые критерии образовательной деятельности:
- приоритет индивидуальной образовательной траектории, обусловленный правом каждого обучающегося на самостоятельный выбор программы обучения;
- изменение роли преподавателя, выполняющего функции помощника, консультанта, навигатора в новых информационных условиях, осуществляющего свою педагогическую деятельность не по принципу «учить знаниям», а «учить – учиться и развиваться, выбирать свою образовательную перспективу».
Очевидно, что в этих условиях профессиональная карьера любого педагога напрямую зависит от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в учебном процессе. Перед каждым педагогом встала проблема необходимости развития в себе способности к самоуправлению и самооценке, навыков систематизации и обмена информацией с другими специалистами, использования различных технических и программных средств. Сегодня, как указывает Шак Т.Ф.[2], реально существует проблема медиаграмотности музыкантов (думается, что не только музыкантов, а учителей искусства всех направлений), содержащая технический и эстетический компонент. Сюда включаются:
- умение квалифицированно пользоваться современными техническими средствами, включающими электронный инструментарий, компьютерные программы мультимедийного назначения, Интернет - технологии;
- умение «читать» медиатекст, анализировать его язык в совокупности составляющих компонентов (визуальных, пространственно-временных, музыкальных);
- осознавать выразительную и смысловую роль всех составляющих в структуре медиатекста;
- знать жанровую и языковую специфику современных зрелищных искусств и медиажанров (мюзикл, рок-опера, видеоклип, рекламный ролик и т.д.); ориентироваться через медиатексты в современных направлениях искусства.
Поэтому основные направления педагогической работы по формированию информационной культуры учителя искусства включают в себя:
- знакомство студентов с видами искусства, составляющими базис современной культуры и культурного общения;
- знакомство с основными видами и технологиями художественной деятельности и творчества, включая современное их понимание и техническую базу;
- обучение чтению и пониманию художественного образа произведения (восприятию искусства на уровне образа);
- анализ и интерпретацию художественного медиатекста;
- анализ культурогенных факторов и процессов общечеловеческой и национальной культуры;
- участие в поддержании, обновлении и совершенствовании культурного фонда общества, а также - своей собственной культуры путем целенаправленного и непрерывного самообразования.
Таким образом, понимание информационной культуры учителя искусства правомерно связать, прежде всего, с его способностью к дополнению и совершенствованию определенных профессиональных знаний и умений, потребность в которых обусловлена практикой. В итоге эта способность укрепляет фундамент профессионализма учителя искусства.
Литература
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974. – 392 с.
2. Шак Т.Ф. Медиаобразование для музыкантов. // Высшее образование в России. – М., 2004, - №8. С. 46-48
Формирование информационной культуры учителя искусства как педагогическая проблема
Аннотация:
Информационная культура рассматривается в качестве важной составляющей педагогической компетентности. Выделены основные направления по формированию информационной культуры учителя искусства.