ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГЕРАСИМОВА АЛИНА ГЕРМАНОВНА 1, ФАДЕЕВА КЛАРА НИКОЛАЕВНА 2

1. Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры информационных технологий ФГБОУ
ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», Чебоксары

2. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий ФГБОУ ВПО «Чувашский
государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», Чебоксары

Аннотация: 
В статье рассмотрены проблемы потребности общества в квалифицированных специалистах, грамотно использующих возможности информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. В процессе подготовки будущих учителей изобразительного искусства необходимо учитывать особенности информационных и коммуникационных технологий и перспективные направления их использования в условиях современного информационного общества.

Бурное развитие средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
касается всех членов общества, поэтому взаимодействие человека с компьютером должно
быть обеспечено и школьным и вузовским образованием. Внедрение в образовательную
сферу ИКТ необходимо, в том числе и в процесс подготовки студентов художественно-
графического факультета. Чем качественнее будет организован процесс информационной
подготовки будущих специалистов, тем быстрее будет развиваться наше общество.
Использование ИКТ в профессиональной деятельности будущего учителя
изобразительного искусства предполагает сосредоточенную подготовку и обдумывание
каждого элемента для проведения занятия. Для эффективной работы должно проводиться
рассмотрение педагогической целесообразности по использованию средств ИКТ в
образовании, в учебно-методической деятельности, в организации учебной деятельности с
применением электронных средств в области образования, разработке и создания учебно-
методических материалов с использованием офисных приложений, мультимедийных
технологий, инструментальных программных средств графических программ в процессе
преподавания той или иной темы по изобразительному искусству.
Для профессионального художественного образования, помимо общих
технологических возможностей, наиболее существенными являются средства для
творческой самореализации, т. е. средства, объединенные с созданием визуальных,
мультимедийных объектов коммуникации, конструированием и моделированием
виртуальной образовательной среды и информационных элементов, объектов, средства для
объединения зрительных, слуховых, а также двигательных образов в целостном объекте
коммуникации.
На основании вышеизложенного, выделим следующие основные направления ИКТ,
непосредственно влияющие на определение задач художественного образования:
 разработка саморазвивающихся информационных систем, таких как средства
интерактивных досок объявлений, веб-сайтов, презентаций, электронных конференций,
чатов, содержание которых формируется разными пользователями, имеющим свободный
доступ, для размещения информации (виртуальные граффити, обсуждение и др.);
 индивидуализация обучения, позволяющая пользователю осваивать информацией
с учетом своих особенностей (скорость, мотивация и направление мысли, т.е. поэтапное
усложнение – от простых до сложных);
 использования различных приёмов поиска необходимой информации в Интернете,
в поисковых сервисах, в различных электронных каталогах, базах данных при
проектирование подготовки и проведении профессиональных мероприятий (выставки
работ, презентации, реклама, тематические вечера и др.);
 архивирование и хранение значимых объемов профессионально необходимой
информации с возможностью ее использования, передачи и тиражирования;
 совокупное воздействие на восприятие человека, включая его эмоциональное поле,
за счет применения синтеза зрительных, слуховых, а также двигательных образов, наличием
средствам мультимедиа;
 моделирование и проектирование реальных и виртуальных объектов с
использованием специальным программным обеспечением;
 имитация всевозможных визуальных средств формулирования объектов, в том
числе возможность разработки и создания иллюзии трехмерных объектов, иллюзии самого
движения, создание и представление с применением визуальных средств объектов, наличие
которых невозможно в реальности, например, как восстановление мира прошлого и
моделирование мира будущего;
 анимация, предполагающая присвоение изображениям функций статичности
(создание отдельных областей интерактивными с использованием интерактивной карты)
или динамичности, (оцифрованные видеоизображения, мультипликационные фильмы,
анимированные объекты и фильмы; превращение элементов экранного изображения в
объект для взаимодействия с пользователем.
Таким образом, основные направления использования ИКТ в профессиональной
деятельности будущего учителя изобразительного искусства требуют разработки
совершенно новой методики преподавания таких дисциплин, как «Информатика»,
«Использование современных информационных и коммуникационных технологий в
учебном процессе», «Компьютерная графика», которая во многом связана с эффективным
применением ИКТ, направленной на формирование готовности в области ИКТ,
включающей мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты. Раскроем их.
1. Мотивационный компонент готовности – стремление к получению знаний,
умений и пользовательских навыков в области ИКТ; к использованию стандартного и
специального программного и аппаратного обеспечения в образовательных целях, для
решения задач проектирования и дизайна; к освоению методик подготовки обучающихся
в этом аспекте на уроках изобразительного искусства.
2. Когнитивный компонент готовности – знание основ ИКТ; возможностей
использования базового программного и аппаратного обеспечения на пользовательском
уровне, а также для их применения в образовательных целях; знаний возможностей
использования инструментальных программных средств, ЭОР, информационных
технологий управления в профессиональной деятельности; знание теоретических основ
специального программного и аппаратного обеспечения для решения задач
проектирования и дизайна; знание методики подготовки обучающихся к использованию
специального программного и аппаратного обеспечения для решения задач
проектирования и дизайна на уроках изобразительного искусства.
3. Деятельностный компонент готовности – наличие умений и навыков
использования базового, специального аппаратного и программного обеспечения на
пользовательском уровне, а также применения инструментальных программных средств,
информационных технологий управления образовательным процессом, электронных
образовательных ресурсов в образовательных целях; владение специальным программным
и аппаратным обеспечением для решения задач проектирования и дизайна; владение
методикой обучения школьников использованию специального аппаратного и
программного обеспечения на уроках изобразительного искусства (начальная подготовка
учащихся в области компьютерной графики и дизайна).
Формирование данных компонентов готовности реализуется в процессе подготовки
студентов художественно-графического профиля по курсу «Использование ИКТ в
профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства», который имеет
блочно-модульную структуру.
В ходе изучения данной дисциплины формируются навыки использования
цифровых образовательных ресурсов и экспертной оценки их качества; реализации
потенциала распределенного информационного ресурса в образовании; использования ИКТ
для автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного
процесса и организационного управления учебным заведением; осуществления
психолого-педагогической диагностики и тестирования, оценки знаний и умений,
учащихся с использованием ИКТ и др. Также требуется подготовить студентов
художественно-графического профиля к разработке и реализации различных методик
применения ИКТ на уроках изобразительного искусства. Необходимо отметить, что
учитель любой специальности должен иметь глубокие знания по тому предмету, который
преподает в школе.
Необходимо отметить тесную связь дисциплин информационного цикла с
дисциплинами специальной и предметной подготовки. Интеграция является системой,
которая предполагает объединение, соединение теоретического и практического
материала отдельных аналогичных предметов в единое целое.
При интеграции курса информационного цикла происходит применение
потенциала нескольких дисциплин общепрофессионального цикла, где открываются
дополнительные возможности в выполнении практических заданий. При установлении
интегрированной связи между дисциплинами происходит показ информационных
ресурсов, которыми пользовался студент художественно-графического профиля.
Таким образом, подготовка студентов художественно-графического профиля в
аспекте использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности на основе
выделенных компонентов готовности (мотивационный, когнитивный и деятельностный) и
с реализацией межпредметной интеграции связей дисциплин «Информатика»,
«Компьютерная графика», «Начертательная геометрия и черчение», «Перспектива»,
«Рисунок», «Композиция» и др. позволит сформировать у студентов знания, умения и
навыки применения ИКТ для решения профессиональных задач в современных условиях
информатизации общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Л.Л. О взаимосвязи пространства и времени в искусстве // Гуманитарное пространство.
Международный альманах. – 2013. – Том 2. – № 1. – С. 17-22.
2. Герасимова А. Г. Компоненты готовности будущих учителей изобразительного искусства к
использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной
деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.
3. Герасимова А. Г. Основные направления подготовки будущих учителей изобразительного искусства в
области информационных и коммуникационных технологий // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-т
им. И. Я. Яковлева. – 2012. – № 3 (75). – С. 37-41.
4. Лавина Т.А. Формирование компетентности в области информационных и коммуникационных
технологий бакалавра педагогического образования // Педагогическая информатика. – 2011. – № 6. –
С. 25-28.
5. Фадеева К. Н. Формирование готовности студентов сервисных специальностей к использованию
информационных и коммуникационных технологий // Казанский педагогический журнал. – 2011. –
№ 2 (86). – С. 119-124.