Бурное развитие средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
касается всех членов общества, поэтому взаимодействие человека с компьютером должно
быть обеспечено и школьным и вузовским образованием. Внедрение в образовательную
сферу ИКТ необходимо, в том числе и в процесс подготовки студентов художественно-
графического факультета. Чем качественнее будет организован процесс информационной
подготовки будущих специалистов, тем быстрее будет развиваться наше общество.
Использование ИКТ в профессиональной деятельности будущего учителя
изобразительного искусства предполагает сосредоточенную подготовку и обдумывание
каждого элемента для проведения занятия. Для эффективной работы должно проводиться
рассмотрение педагогической целесообразности по использованию средств ИКТ в
образовании, в учебно-методической деятельности, в организации учебной деятельности с
применением электронных средств в области образования, разработке и создания учебно-
методических материалов с использованием офисных приложений, мультимедийных
технологий, инструментальных программных средств графических программ в процессе
преподавания той или иной темы по изобразительному искусству.
Для профессионального художественного образования, помимо общих
технологических возможностей, наиболее существенными являются средства для
творческой самореализации, т. е. средства, объединенные с созданием визуальных,
мультимедийных объектов коммуникации, конструированием и моделированием
виртуальной образовательной среды и информационных элементов, объектов, средства для
объединения зрительных, слуховых, а также двигательных образов в целостном объекте
коммуникации.
На основании вышеизложенного, выделим следующие основные направления ИКТ,
непосредственно влияющие на определение задач художественного образования:
разработка саморазвивающихся информационных систем, таких как средства
интерактивных досок объявлений, веб-сайтов, презентаций, электронных конференций,
чатов, содержание которых формируется разными пользователями, имеющим свободный
доступ, для размещения информации (виртуальные граффити, обсуждение и др.);
индивидуализация обучения, позволяющая пользователю осваивать информацией
с учетом своих особенностей (скорость, мотивация и направление мысли, т.е. поэтапное
усложнение – от простых до сложных);
использования различных приёмов поиска необходимой информации в Интернете,
в поисковых сервисах, в различных электронных каталогах, базах данных при
проектирование подготовки и проведении профессиональных мероприятий (выставки
работ, презентации, реклама, тематические вечера и др.);
архивирование и хранение значимых объемов профессионально необходимой
информации с возможностью ее использования, передачи и тиражирования;
совокупное воздействие на восприятие человека, включая его эмоциональное поле,
за счет применения синтеза зрительных, слуховых, а также двигательных образов, наличием
средствам мультимедиа;
моделирование и проектирование реальных и виртуальных объектов с
использованием специальным программным обеспечением;
имитация всевозможных визуальных средств формулирования объектов, в том
числе возможность разработки и создания иллюзии трехмерных объектов, иллюзии самого
движения, создание и представление с применением визуальных средств объектов, наличие
которых невозможно в реальности, например, как восстановление мира прошлого и
моделирование мира будущего;
анимация, предполагающая присвоение изображениям функций статичности
(создание отдельных областей интерактивными с использованием интерактивной карты)
или динамичности, (оцифрованные видеоизображения, мультипликационные фильмы,
анимированные объекты и фильмы; превращение элементов экранного изображения в
объект для взаимодействия с пользователем.
Таким образом, основные направления использования ИКТ в профессиональной
деятельности будущего учителя изобразительного искусства требуют разработки
совершенно новой методики преподавания таких дисциплин, как «Информатика»,
«Использование современных информационных и коммуникационных технологий в
учебном процессе», «Компьютерная графика», которая во многом связана с эффективным
применением ИКТ, направленной на формирование готовности в области ИКТ,
включающей мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты. Раскроем их.
1. Мотивационный компонент готовности – стремление к получению знаний,
умений и пользовательских навыков в области ИКТ; к использованию стандартного и
специального программного и аппаратного обеспечения в образовательных целях, для
решения задач проектирования и дизайна; к освоению методик подготовки обучающихся
в этом аспекте на уроках изобразительного искусства.
2. Когнитивный компонент готовности – знание основ ИКТ; возможностей
использования базового программного и аппаратного обеспечения на пользовательском
уровне, а также для их применения в образовательных целях; знаний возможностей
использования инструментальных программных средств, ЭОР, информационных
технологий управления в профессиональной деятельности; знание теоретических основ
специального программного и аппаратного обеспечения для решения задач
проектирования и дизайна; знание методики подготовки обучающихся к использованию
специального программного и аппаратного обеспечения для решения задач
проектирования и дизайна на уроках изобразительного искусства.
3. Деятельностный компонент готовности – наличие умений и навыков
использования базового, специального аппаратного и программного обеспечения на
пользовательском уровне, а также применения инструментальных программных средств,
информационных технологий управления образовательным процессом, электронных
образовательных ресурсов в образовательных целях; владение специальным программным
и аппаратным обеспечением для решения задач проектирования и дизайна; владение
методикой обучения школьников использованию специального аппаратного и
программного обеспечения на уроках изобразительного искусства (начальная подготовка
учащихся в области компьютерной графики и дизайна).
Формирование данных компонентов готовности реализуется в процессе подготовки
студентов художественно-графического профиля по курсу «Использование ИКТ в
профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства», который имеет
блочно-модульную структуру.
В ходе изучения данной дисциплины формируются навыки использования
цифровых образовательных ресурсов и экспертной оценки их качества; реализации
потенциала распределенного информационного ресурса в образовании; использования ИКТ
для автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного
процесса и организационного управления учебным заведением; осуществления
психолого-педагогической диагностики и тестирования, оценки знаний и умений,
учащихся с использованием ИКТ и др. Также требуется подготовить студентов
художественно-графического профиля к разработке и реализации различных методик
применения ИКТ на уроках изобразительного искусства. Необходимо отметить, что
учитель любой специальности должен иметь глубокие знания по тому предмету, который
преподает в школе.
Необходимо отметить тесную связь дисциплин информационного цикла с
дисциплинами специальной и предметной подготовки. Интеграция является системой,
которая предполагает объединение, соединение теоретического и практического
материала отдельных аналогичных предметов в единое целое.
При интеграции курса информационного цикла происходит применение
потенциала нескольких дисциплин общепрофессионального цикла, где открываются
дополнительные возможности в выполнении практических заданий. При установлении
интегрированной связи между дисциплинами происходит показ информационных
ресурсов, которыми пользовался студент художественно-графического профиля.
Таким образом, подготовка студентов художественно-графического профиля в
аспекте использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности на основе
выделенных компонентов готовности (мотивационный, когнитивный и деятельностный) и
с реализацией межпредметной интеграции связей дисциплин «Информатика»,
«Компьютерная графика», «Начертательная геометрия и черчение», «Перспектива»,
«Рисунок», «Композиция» и др. позволит сформировать у студентов знания, умения и
навыки применения ИКТ для решения профессиональных задач в современных условиях
информатизации общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Л.Л. О взаимосвязи пространства и времени в искусстве // Гуманитарное пространство.
Международный альманах. – 2013. – Том 2. – № 1. – С. 17-22.
2. Герасимова А. Г. Компоненты готовности будущих учителей изобразительного искусства к
использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной
деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.
3. Герасимова А. Г. Основные направления подготовки будущих учителей изобразительного искусства в
области информационных и коммуникационных технологий // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-т
им. И. Я. Яковлева. – 2012. – № 3 (75). – С. 37-41.
4. Лавина Т.А. Формирование компетентности в области информационных и коммуникационных
технологий бакалавра педагогического образования // Педагогическая информатика. – 2011. – № 6. –
С. 25-28.
5. Фадеева К. Н. Формирование готовности студентов сервисных специальностей к использованию
информационных и коммуникационных технологий // Казанский педагогический журнал. – 2011. –
№ 2 (86). – С. 119-124.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы потребности общества в квалифицированных специалистах,
грамотно использующих возможности информационных и коммуникационных технологий в своей
профессиональной деятельности. В процессе подготовки будущих учителей изобразительного искусства
необходимо учитывать особенности информационных и коммуникационных технологий и перспективные
направления их использования в условиях современного информационного общества.