ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Вагнер Ирина Владимировна (1), Савенкова Любовь Григорьевна (2)

(1) доктор педагогических наук, профессор, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» 

(2) член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Аннотация: 
В статье обоснована необходимость рассмотрения культуры социальных отношений во взаимосвязи с экологической культурой, как и процессов их формирования. Природа - ценность культуры. Отношение к природе и опыт взаимодействия с ней – часть социокультурного опыта ребенка, который транслируется в социуме. Формирование у детей представлений о природе как эстетической ценности – важная составляющая его культурных компетенций. Формирование у детей экологической культуры – путь к признанию ценности жизни Другого, права Другого, к диалогу с Другим, осознанию ответственности человечества за жизнь на Земле, необходимости сотрудничества, к формированию нравственности, духовной культуры, проявляющейся в социальных отношениях.

Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00008-21-01 на 2021 год

 

В теоретическом обосновании и при проектировании моделей процесса формирования культуры социальных отношений в образовательной организации и культурных компетенций обучающихся, на которых эта культура основывается, важно обеспечить целостность, системность процесса, учесть взаимообусловленность всех составляющих общей культуры личности и ценностей культуры.

В нашей статье мы уделим специальное внимание экологической культуре личности и природе как ценности культуры. Дело в том, что когда речь идет о социальных отношениях, природа в большинстве случаев выпадает из структуры процесса и моделей их формирования. В подтверждение этому достаточно взглянуть на структуру учебников по этике, например, в которых крайне редко можно встретить разделы об экологической этике. Даже в самих определениях этики авторы в подавляющем большинстве ограничиваются этикой социальных отношений, рассматривают нормы и правила взаимоотношений между людьми, а отношение человека к природе и к окружающему миру в целом остаются вне поля зрения.

Но целостность личности, целостность окружающего мира, взаимосвязь культурных ценностей и традиций, взаимообусловленность проявлений нравственного отношения, человеческих добродетелей требуют комплексного, системного подхода к проблеме формирования культурных компетенций и на их основе – культуры социальных отношений в образовательной организации.

Не существует избирательной нравственности, духовности, культуры. Сформированность (или недостаточная сформированность) нравственных установок, ценностных ориентаций, духовной культуры проявляется во всем – в отношении подростков к людям в социуме, в школе, во дворе, дома, в социальных сетях; в отношении к объектам культуры и социальным объектам; в отношении к истории, традициям, памятникам культуры; в отношении к животным; в поведении в парках и лесах, в пользовании природными ресурсами; в отношении к самому себе.

«Экология человека», «социальная экология», «экологическая культурология», «экология культуры», «экологическая этика», «экокультурные ценности», «экопсихология» - эти и многие другие термины, словосочетания, интегрирующие в себе экологическую и социально- культурологическую составляющие, не просто существуют сегодня в научной литературе, а обозначают целые новые отрасли научного знания. 

Какое же место занимает экологическая культура в культуре социальных отношений? Есть ли место природе в процессе формирования культуры социальных отношений в образовательной организации? Какова экологическая составляющая культурных компетенций человека? Или это, возможно, иное качество отношений, если их можно назвать экологическими, их характеристика?

Наши ответы на эти вопросы формировались на протяжении десятилетий работы в научных коллективах Российской академии образования, созданных в 1990-е годы Б.Т. Лихачевым, Б.П. Юсовым, в экологическом центре МГГУ им. М.А. Шолохова (НОЦ ТЭКО), возглавляемом до 2020 года Глазачевым С.Н., в сотрудничестве с действующим сегодня научным коллективом, разрабатывающим теорию, методику, содержание экологического образования А.Н. Захлебного, на основе работ экопсихологов В.А. Ясвина, С.Д. Дерябо, В.И. Панова и др., на основе опыта формирования эстетического отношения к природе в работах ученых Института художественного образования и культурологии Российской академии образования.

В своей последней книге «Воспитание и этика» академик Б.Т.Лихачев, который являлся основателем и руководителем лаборатории развития экологической культуры личности с 1993 по 1999 гг. в Институте развития личности Российской академии образования отмечал, что основой системы и содержания этико-эстетически воспитательного направления являются такие системообразующие понятия, как ответственность, красота и любовь. «В современном мире, экологически не здоровом на всех уровнях взаимодействия экосистем, – отмечал Б.Т. Лихачев, – уже необходимо не просто менять философию и образ жизни всего мирового сообщества. Пришла пора создавать всеобщую общечеловеческую экологическую идеологию, которая могла бы быть приемлемой для всех, без различия социального положения, национальной и религиозной принадлежности. В ее основе лежат идеи создания единства мира и предотвращение угрозы его гибели; природосообразности и эволюционности развития; равенство перед природой; ответственность за ее здоровье и безопасность…» [2].

Обсуждая в тот же период сущностные характеристики и подходы к развитию экологической культуры с академиком РАО Борисом Петровичем Юсовым, мы были свидетелями построения им целостной картины природы и культуры, что во многом определило наши дальнейшие подходы к проектированию моделей развития экологической культуры личности. В контексте настоящей статьи хотелось бы вспомнить актуализацию Б.П. Юсовым осмысления природы как ценности культуры, эстетической ценности. В качестве примера целостности, гармонии, взаимообусловленности природного и социального мира человека он приводил очевидное для всех, осязаемое, доступное для созерцания единство, целостность, гармонию объектов культуры с окружающей природой, архитектурных ансамблей и окружающих их пейзажей, возведенных руками зодчих уникальных строений, окруженных не менее уникальными рукотворными садами.

Природа является ценностью культуры потому, что она входит в систему культурных ценностей, потому, что во взаимодействии с природой происходило становление культур, а культурные традиции каждого народа имеют в основах традиции взаимоотношения с природой. Стремление гармонизировать природное и социальное лежит глубоко в аксиологических корнях многих культур, относится к разряду духовных ценностей, как, собственно, и природа, издревле обожествляемая, одухотворяемая человеком.

Таким образом, экологическую культуру можно рассматривать широко – как новое качество культуры общества, ее свойство, означающее воплощение человеческим обществом экокультурных ценностей, реализацию их в деятельности, в социальной практике, в социальных отношениях. Применительно к личности экологическую культуру можно рассматривать как часть ее общей культуры, совокупность экологически развитых интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер. Соответственно, экологический характер может носить культура социальных отношений – это будет означать, что они базируются на экокультурных ценностях, а в структуре культурных компетенций обучающихся будет присутствовать представление о природе как ценности культуры, эстетической ценности, ценностное отношение к природе, экологическая этика.

В ходе реализации проекта «Формирование культурных и культурно-творческих компетенций у обучающихся и педагогов как основа формирования культуры социальных отношений» (научный руководитель Савенкова Л.Г.) в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» на 2021 год мы акцентируем наше внимание в частности на личном культурном опыте, которым обладают современные школьники и студенты, чтобы выявить те актуальные виды опыта, которые целесообразно активно развивать для формирования у обучающихся культурных компетенций и на их основе – культуры социальных отношений в образовательной организации.

Несомненно, самостоятельное значение будет иметь экологический или, точнее, экокультурный опыт, поскольку исследования, выполненные нами ранее, показали доминирование в экологическом опыте школьников негативного опыта. Когда речь заходит о культуре отношения к природе, ее эстетической ценности, то дети с легкостью приводят негативные примеры из наблюдения за поведением взрослых и сверстников, оставляющих мусор на природе, разрушающих своими действиями красоту природных оазисов в городах и за городом – в частности, в окрестностях дачных поселков. В результате доминирования негативного опыта наблюдений у детей постепенно искажается само понятие нормы, искажается эстетическое чувство, представления о красоте: говорить о красоте наблюдаемого ландшафта уже не мешают сломанные скамейки в лесопарке, перевернутые урны, разбросанный мусор, выжженные костром участки земли. Изучая опыт нормативного поведения школьников в природе, мы отмечали также доминирование негатива. Правила поведения, собственно, расширяли негативный опыт детей, будто бы прогнозируя их возможные отрицательные поступки. Правила поведения в природе, как правило, формулируются через «нельзя»: нельзя рвать цветы, нельзя ломать ветки деревьев, нельзя… и далее за таким «нельзя» детям может быть предложен такой список действий, о которых многие ребята без подсказки даже не догадались бы (нельзя наступать ногой на лягушонка, нельзя гонять и убивать птиц, нельзя поджигать муравейники и т.д.). В результате, дети усваивают негативные модели действий, а когда их просят привести примеры, как же все-таки правильно, как нужно поступать в природе, они отвечают от безысходности, что надо не ломать, надо не рвать, надо не мусорить… Редко получаются формулировки позитивного формата: надо полить кустарники у дома, если летом долго нет дождей; надо покормить птиц зимой; надо посадить деревья, надо убрать мусор, надо соблюдать тишину, чтобы не беспокоить лесных жителей…

 Очевидна педагогическая задача: необходимо интенсивное расширение у детей позитивного опыта – как экокультурного, так и других компонентов, видов культурного опыта, опыта социальных отношений. Это, пожалуй, главная стратегия в организации процесса формирования у обучающихся культурных компетенций и, на их основе, - культуры социальных отношений.

Отметим также, что средствами экологического воспитания можно эффективно развивать у детей эмпатию, готовность к диалогу с Другим, представления о ценности жизни на Земле в целом и жизни каждого живого существа, о правах Другого. Особенно важно начинать эту работу на уровнях дошкольного и начального общего образования, когда мифологическое мировосприятие детей позволяет им видеть в животных и растениях своих друзей, одушевлять их, веси с ними диалог, а, значит, получать незаменимый опыт проявления внимания, сочувствия к ним, уникальный эмоциональный опыт общения с природой, эстетический опыт наслаждения красотой природы, переживания радости, восхищения, любви к природе, представителям флоры и фауны.

Экокультурный опыт включает в себя опыт творческой деятельности по мотивам природы. Восхищение красотой природы выплескивается в разных видах детского творчества. И если это происходит системно, если такой опыт начинает доминировать, если в детском опыте присутствует, к примеру, длительное и трепетное наблюдение за травинками и веточками деревьев во время пленэра, то в их субъективной картине мира представление о норме все больше приближается к понятиям красоты и гармонии, им все сложнее допустить мысль о возможности разрушения этой красоты и гармонии деструктивными поступками в природе.

Любовь к родной природе – это любовь к Родине. Постижение природы как ценности родной культуры – это приобщение к народным традициям, формирование патриотических чувств, уважения к истории своей страны, к людям, живущим на родной земле, защищавшим ее в годы войны, возделывающим ее в мирное время. Постижение природы как эстетической ценности, развитие экологической культуры средствами искусства – это важная составляющая процесса формирования у обучающихся культурных компетенций и базирующейся на них культуры социальных отношений.

В условиях поликультурного образования нормы межкультурной коммуникации становится важной составляющей культуры социальных отношений в образовательной организации. Обращение к истокам родной культуры, этнокультурным традициям особенно ярко подчеркивает их обусловленность особенностями окружающей природы. Не случайно в этнопсихологии и этнопедагогике интенсивно развивается экологическое направление. Исследования проблемы воспитания у детей экологической культуры на основе этнокультурных традиций осуществляются в основном в двух направлениях.

С одной стороны, изучается потенциал этнопедагогического подхода в экологическом воспитании, этнокультурных традиций конкретных народов, этнических групп.

С другой стороны, разрабатываются культурологические основы экологического образования, и в этом контексте востребован потенциал народных традиций отношения к природе, окружающему миру, организации жизни, взаимодействия сообщества с учетом особенностей окружающей природы, ценностного отношения к ней.

В работах по этнопедагогике академика РАО Волкова Г.Н. природа выступает одним из важнейших факторов народной педагогики, отмечается, что «она - не только среда обитания, но и родная сторона, Родина» [1, с.129]. Как и А.А. Налчаджян в «Этнопсихологии» [3], так и Г.Н. Волков в «Этнопедагогике» связывает с природой чувство патриотизма: «Привязанность к родным местам — стержневое свойство здорового патриотизма…» [1, c. 132].

Формирование культуры социальных отношений должно происходить в совместной деятельности детей и взрослых. Стремление к реализации экокультурных ценностей в практике, к выражению эстетического отношения к природе в художественном творчестве, постепенное осмысление ответственности человечества за судьбу живой планеты, жизни на Земле особенно мотивирует детей к сотрудничеству, сотворчеству, к самореализации в социально и личностно значимой деятельности, позволяет интенсивно расширять их личный опыт позитивного социального взаимодействия.

Таким образом, рассмотрение  культуры социальных отношений должно осуществляться во взаимосвязи с экологической культурой, как и процессов их формирования. Природа - ценность культуры. Отношение к природе и опыт взаимодействия с ней – часть социокультурного опыта ребенка, который транслируется в социуме. Формирование у детей представлений о природе как эстетической ценности – важная составляющая его культурных компетенций. Формирование у детей экологической культуры – путь к признанию ценности жизни Другого, права Другого, к диалогу с Другим, осознанию ответственности человечества за жизнь на Земле, необходимости сотрудничества, к формированию нравственности, духовной культуры, проявляющейся в социальных отношениях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Лихачев, Б.Т. Воспитание и этика / Б.Т. Лихачев. – Ярославль: Аверс-Плюс, 2009.
  3. Налчаджян, А.А. Этнопсихология. 2-е изд. / А.А. Налчаджян. – СПб.: Питер, 2004.