XX век кардинально изменил отношение к образованию – оно перестало быть
элитарным, лишилось своей сакральной ценности. И это явление общепланетарное –
свойственное как развитым, так и развивающимся странам (впрочем, для них это скорее
тенденция, прогноз на ближайшее будущее). И хотя Советский Союз проповедовал
массовую школу, рассматривая элитарность как порок, в действительности в
педагогической практике акцент практически всегда делался на сильных учеников.
Однако к началу 80-х гг. XX века стала очевидной исчерпанность подобной практики. В
1985 г. С.Л. Соловейчик отметил, что нельзя строить образовательный процесс только на
«активных» учащихся. Все дети, без какого-либо исключения и «отсева», должны
вовлекаться в урочную деятельность [5]. И центральной проблемой для учителя и всего
образовательного учреждения становится формирование мотивации к учебной
деятельности.
Введение ФГОСов, основанных на системно-деятельностном подходе, закрепило
формирование мотивации у детей и подростков к самостоятельной учебной деятельности
как одну из важнейших задач всей российской педагогики, для решения которой
необходимо изменение всей системы образования. Это и организация образовательного
пространства школы на основе антропологического принципа, предполагающего
функционирование всего образовательного учреждения в режиме развития, это и создание
системы мотивации школьников к образовательной деятельности.
Проблема мотивации обучающихся – одна из наиболее разработанных в
педагогической науке, тесно связанная с развитием индивидуальности личности [1, С.
360–365]. Однако, процессы, происходящие в обществе в начале XXI в., столь
стремительны и всеохватны, что сложно найти адекватный ответ на тот или иной вызов. И
при всей разработанности в науке проблема мотивации не просто не исчезает, а скорее
обостряется. В значительной степени это связано с информационной перегрузкой детей и
подростков. Поэтому для мотивации учащихся к учебной деятельности необходимо как
можно в большем объеме задействовать эмоциональную память.
Об удивительной стойкости эмоционально-образной памяти учёные и педагоги
заговорили ещё в середине прошлого столетия. Лингвисты и искусствоведы отметили это
одними из первых, что в дальнейшем проявилось и в педагогике. Так, видный специалист
в области методики преподавания иностранных языков, профессор И. Е. Пассов
утверждал, что иноязычные слова усваиваются лучше, если они впервые были
употреблены в состоянии повышенной эмоциональности. Поэтому обогащение
словарного запаса студентов неразрывно связано с развитием их эмоциональной сферы,
совершенствованием культуры чувств [2, 3].
К последней трети XX в. относится и формирование в рамках педагогики искусства
научной школы Б.П. Юсова, в которой был разработан концепт «художественное
событие». С точки зрения учёного и его последователей (Л.Г. Савенкова, Т.И. Сухова,
Е.А. Ермолинская, Е.П. Олесина идр.), погружение ребёнка в культуру является
мощнейшим стимулом для внутреннего саморазвития. Благодаря художественному
событию, под которым понимается творческий акт приобщения к прекрасному через
сотворчество и сопереживание, происходит «преображение достижений культуры в
стимул саморазвития» [6, С. 53]. Концептуальные идеи школы Б.П. Юсова сохраняют своё
значение и сейчас, в том числе и при формировании мотивации к чтению. «Обращение к
книге должно происходить как художественное событие, а это предполагает выработку
личностного и эстетического отношения к произведению. <…> Запоминание сюжетной
линии перестаёт быть самоцелью, хотя и не отменяется, на первое место выходит
«проникновение» в произведение» [4, С. 284].
В связи с этим художественное событие становится неотъемлемой частью учебного
процесса, обеспечивая запоминание важнейших сведений, формирование «базы» знаний у
учащихся по отдельным предметам. А это предполагает ужесточение требований к
педагогам и к специалистам: сегодня от них требуется быть не только специалистами в
своей области, но и актёрами, и режиссёрами, а периодически и – организаторами
художественных событий. Для того чтобы это происходило без принуждения, в
спокойной и доброжелательной атмосфере, организация художественных событий должна
стать ещё и общешкольным делом. И, как показывает опыт работы ГБОУ школы-
интерната № 16 с углубленным изучением отдельных предметов г. Москвы (ГБОУ СОШ
«ШИК 16»), художественное событие становится одним из важнейших действий создания
в школе устойчивой системы сотрудничества, ориентированной на развитие человека.
Школа-интернат № 16 была организована в 1956 году для детей военного и
послевоенного времени. Перед школой-интернатом стояла задача – помочь детям со
сложной судьбой адаптироваться в мирной жизни, получить достойное образование.
Коллектив педагогов, работавший в школе-интернате № 16, пришёл к выводу, что решить
поставленные перед ним задачи возможно через детское творчество, развитие потенциала
каждого ребенка, создание ситуации успеха для любого воспитанника.
В течение десятилетий складывался собственный педагогический стиль школы –
воспитание и обучение через творчество. Была создана целостная учебно-воспитательная
система, опирающаяся на эстетику образовательного пространства. И на протяжении
полувека искусство наполняет все сферы жизни обучающихся в ГБОУ СОШ «ШИК 16»:
эстетическое содержание урочной и внеурочной деятельности, освоение искусства во
время школьного досуга, эстетичность пространства школы. Это и эстетизация учебно-
воспитательного пространства школы средствами дизайна, это и проектно-
исследовательская деятельность, это и праздники школы, организуемые как
художественные события. На последнем хотелось бы остановиться более подробно.
В «ШИК 16» определен круг традиционных школьных праздников: день знаний,
день учителя, день рождения ШИКа (Школа-Интеллект-Культура), новый год, проводы
зимы, неделя науки, день памяти, последний звонок и выпускной вечер. Постепенно
сложились и бережно поддерживаются традиции. Одна из них – это обязательное участие
взрослых в праздничных мероприятиях, причем новогодняя сказка ставится в основном
силами педагогов – это подарок педагогов школе, а на последнем звонке играют свою
сказку для всей школы выпускники, прощаясь и передавая эстафету подрастающим.
Традиционные школьные праздники - это своеобразный итог работы школы,
результат интегрированных учебно-воспитательных программ в системе «урок – студия -
самостоятельное творчество – урок». Причем каждый ребенок имеет возможность увидеть
результат своей деятельности как урочной, так и внеурочной. Это могут быть
оформленные выставки, или декорации, используемые во время действия на сцене, или
роль в спектакле (концерте, праздничном марафоне и пр.), или участие в школьной газете,
или организация конкурсной площадки и т. д.
Выбор сюжета праздника обуславливается как особенностями текущей жизни
школы (решение тех или иных воспитательных и развивающих задач), так и
аксиологической значимостью произведения. Приоритет (именно приоритет – то есть при
равенстве всех остальных условий) отдаётся классическим текстам. Особое внимание
обращается на соответствие (согласование) сюжетов проводимых праздников.
Как правило, линия мероприятий и событий года, работающих на решение
основных задач года, определяются заранее. Тема года планируется и озвучивается и на
августовском педсовете и прописывается в плане работы. Формулируется тема года,
исходя из образовательной программы. Содержание и формы планируемых мероприятий
обеспечивают решение основных задач года, которые также прописываются в ежегодном
плане работы и озвучиваются на августовском педагогическом совете. В разработку,
проведение и анализ мероприятий включены все специалисты школы: каждая служба
сдает анализ и свои предложения в план работы, каждая служба может и вносит
коррективы в ежегодный план на этапе его реализации.
В «ШИК 16» уделяют серьезное внимание воспитанию и развитию посредством
искусства, что выражается не только в участии воспитанников в различных выставках,
фестивалях, конкурсах, но и в составлении программы посещений театров, музеев,
тематических выставок. Однако важнейшим мотивационным средством к учебной
деятельности является художественное событие.
Психологическая служба школы проводит постоянный мониторинг ситуации среди
обучающихся. И, как показывает анализ, многие школьники, невзирая на полувековые
традиции проведения общешкольных мероприятий, слабо участвуют в совместной
творческой деятельности. При этом они знакомы с приоритетами школы, с удовольствием
их принимают, но не готовы со всей ответственностью взять на себя роль активного
участника. Они ценят психологический комфорт, который им даёт пребывание в школе. В
«ШИК 16» существуют разнообразные детско-взрослые сообщества (временные – для
организации того или иного мероприятия, праздника или поручения, постоянные –
творческие студии, проектные группы), объединенные общими целями и ценностями. Но
в силу объективных причин, активность учащихся в этих объединениях сохраняется
только до 9 класса. Старшеклассников в школе во второй половине дня практически нет.
Перед ними стоят иные цели – поступление в ВУЗы, соответственно курсы и репетиторы
по выбранным профилям. Поэтому основные усилия педагогического коллектива
направлены на максимально возможное вовлечение учащихся 1–8-х классов в
праздничные мероприятия, каждое из которых переживается ими как художественное
событие. Старшеклассники привлекаются в меньшей степени. Однако то, что с 1-го по 8-й
классы дети и подростки активно участвовали в творческой деятельности, помогает им в
освоении основной образовательной программы.
Вопреки расхожим представлениям о том, что у школьников не хватает времени на
учебные занятия, участие в подготовке и проведении общешкольных праздников, не
снижает, а повышает успеваемость учащихся. Сопричастность большому
художественному действию, которым и является праздник, учит школьников быть более
собранными и ответственными, тренирует память, развивает речь. И всё это происходит в
игровой деятельности. Кроме того, в ненавязчивой форме учащиеся вспоминают героев
классиков детской литературы. Не отвергая, не отрицая Гарри Поттера, Дональда
МакДака и иных героев современной массовой культуры, учащиеся при постановке
общешкольных праздников по сюжетам Дж Родари, А.Н. Толстого, А. Погорельского
и др. запоминают классические тексты. Таким образом, в ГБОУ СОШ «ШИК 16»
происходит формирование мотивационно-ценностного отношения к учебной
деятельности через художественное событие.
Образование – процесс целенаправленного развития, который приводит к
определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых
качество и способностей. Эти способности позволяют ему стать субъектом культуры,
человеческих отношений, носителем исключительно человеческих возможностей –
рефлексии, самосознания, способности к диалогу, проектировочной деятельности и т.д.
Предметные и метапредметные знания, предметные и общеучебные умения и навыки
выполняют в процессе этого целенаправленного развития роль «строительного
материала», «культурных кирпичиков», с помощью которых идет сначала созидание, а
затем и самосозидание человека как субъекта культуры.
Не ставя под сомнение развивающий характер обучения, подчеркнём
необходимость формирования не просто мотивации, а мотивационно-ценностного
отношения. Художественное событие как составная часть общешкольной системы
обучения и воспитания способно мотивировать учащихся и педагогов к саморазвитию, и к
сотрудничеству. Подтверждение тому научные работы Б. П. Юсова и его последователей,
а также педагогический опыт ГБОУ СОШ «ШИК16».
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: «Смысл», ИЦ
«Академия», 2002. 416 с.
2. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в
диалоге культур. – Липецк: ЛГПИ – РЦИО, 2000.
3. Пассов Е.И., Колова Т.И., Волкова Т.А., Добронравова Т.Н. Беседы об уроке иностранного языка: пособие
для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971.
4. Поль Д.В. Художественное событие в активизации чтения детей и подростков // Книга в информационном
обществе. Материалы XIII Международной конференции по проблемам книговедения (Москва, 28 –
30 апреля 2014 г.) / Отв. ред. В. И. Васильев; Сост. Д. Н. Бакун, М. А. Ермолаева: В 4 ч. – М.: ФГБУ
науки НИЦ «Наука» РАН, 2014. – Ч. 1. – С. 283 – 285.
5. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением // Юность. – 1985. – № 9. – С. 107–112.
6. Юсов Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе // Инновационные
концепции современного образования: новый взгляд на образование / ФГНУ «Институт
художественного образования» РАО; [ред.-сост. Л.Г. Савенкова]. – Москва: Интеллект-Центр, 2014.
– 160 с. – С. 46 – 74.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы формирования мотивационно-ценностного отношения
учащихся к образовательной деятельности средствами искусства. По мнению автора, художественное
событие должно стать составной частью всего образовательного процесса. В условиях информационной
перегрузки учащихся, сопровождаемых снижением познавательной и учебной активности детей и
подростков, возрастает значении эмоциональной памяти. Поэтому искусство, с точки зрения Б.П. Юсова,
Е.И. Пассова и др., предоставляет уникальную возможность для мотивации учащихся к образовательной
деятельности. Отсюда и необходимость привнесения эстетического отношения, как в саму организацию
образовательного учреждения, так и в систему преподавания отдельных предметов. Автор обращает особое
внимание на возможности общешкольного праздника в создании мотивации к учебной деятельности.
Общешкольный праздник идеально подходит для того, чтобы стать художественным событием в жизни
всего коллектива школы.