Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств

Кравчук Л.В.

Кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования Российской Федерации, член Союза писателей России.

Аннотация: 
Статья посвящена формированию музыкально-образных представлений на основе синтеза искусств. Для решения этой задачи привлекаются различные виды деятельности на уроке музыки: вокальное и инструментальное исполнительство, пластическое интонирование, рисование, образные рассказы о музыке и т. д. Актуализация синтеза искусств расширяет рамки применения компьютерных технологий и разнообразных собственно музыкально-педагогических средств воздействия.

Одним из ведущих направлений Государственного стандарта начального обучения и воспитания школьников является оптимизация образовательной области «Искусство». В связи с этим особое значение приобретает поиск и разработка художественно-педагогических категорий, способствующих эффективному установлению в сознании учащихся не только связей между искусствами, но и развитию восприятия искусства, в том числе музыки. К числу таких значимых категорий относятся музыкально-образные представления, имеющие большую социально-культурологическую значимость в формировании художественной и, прежде всего музыкальной культуры школьников. Исследователи стремятся осмыслить феномен «музыкально-образные представления» и пути их развития, обращаясь к деятельности музыканта-исполнителя, педагога-музыканта. Выявлено, что в общем музыкальном образовании, в отличие от профессионального, формирование образной сферы учащихся имеет свою специфику, и это обусловливает необходимость разработки новых методик развития музыкально-образных представлений.
«Музыкально-образные представления» мы рассматриваем как форму чувственного отражения в виде наглядных образов, возникающих в воображении или памяти на основе прошлого опыта в результате взаимодействия с произведениями музыкального искусства.
Учитывая то обстоятельство, что в образной сфере индивидуума доминируют представления определенной сенсорной модальности (зрительные, слуховые и кинестетические), а также то, что представления имеют разные уровни сенсорной полноты (мономодальные, бимодальные и полимодальные), мы пришли к выводу, что формирование музыкально-образных представлений будет протекать наиболее успешно на основе привлечения синтеза искусств. При этом особенно важно отметить, что для решения этой сложной задачи необходимо использовать различные виды деятельности на уроке музыки: вокальное и инструментальное исполнительство, пластическое интонирование, рисование, образные рассказы о музыке и т. д. Это, в свою очередь, предполагает активизацию индивидуального образного восприятия музыки с последующим воплощением их образных представлений в различных видах музыкальной деятельности: в пластическом интонировании; в вокальном, инструментальном исполнении музыки; образном рассказе о прослушанном музыкальном произведении, в рисунке. Кроме того, актуализация синтеза искусств должна неизбежно расширить рамки применения компьютерных технологий и разнообразных собственно музыкально-педагогических средств воздействия.
Методика формирования музыкально-образных представлений на уроке музыки в общеобразовательной школе с этнокультурным русским компонентом № 1148 им.
Ф. М. Достоевского г. Москва предусматривала проведение групповых занятий со школьниками в кабинете музыки и в компьютерном классе. При этом было необходимо, в первую очередь, целенаправленно активизировать у первоклассников представления о пространственно-временных соотношениях в музыке: звуковысотных и ритмических. Данная задача осуществлялась посредством упражнений и заданий занимательного, творческого характера, выполняемых с помощью компьютеров. В ходе занятий специально программировались ситуации, настраивающие каждого ученика на образное восприятие звуковысотных, ритмических особенностей музыки с последующим воплощением образов в вокальных, инструментальных, пластических проявлениях. Упражнения постепенно усложнялись с целью формирования тех или иных способностей, умений и навыков, без которых невозможно эффективное развитие музыкально-образных представлений детей (способность чувствовать выразительность музыкального ритма, мелодии; умение рассматривать каждый музыкальный звук (ступень звукоряда) в ее связи с другими; умение различать и осмысленно исполнять звуки разные по высоте, направлению движения мелодии (восходящее, нисходящее); умение самостоятельно подбирать тот или иной музыкальный инструмент, цветовую гамму и т. п.).
С самого начала проведения занятий мы пытались заинтересовать школьников с помощью многочисленных творческих заданий, связанных с графическим изображением музыкальных образов на экране компьютера, их звуковой иллюстрацией, богатой цветовой палитрой, литературным сюжетом и т. д. Поисковые ситуации, предоставление возможности каждому ученику проявить инициативу, способствовали их творческому отношению к процессу воплощения музыкальных образов в вокальном и инструментальном исполнении, пластическом интонировании, рисунках, поэтических высказываниях. Целенаправленный анализ звуковысотных, ритмических особенностей музыки в предлагаемых упражнениях и творческих заданиях, сопоставление звука и цвета, графическое изображение, элементы мультипликации, образные сравнения, самовыражение в образных высказываниях способствовали формированию осмысленных музыкально-слуховых (образных) представлений.
Важно подчеркнуть, что знакомство учащихся с выразительными средствами различных видов искусства (музыки, живописи и литературы), подчеркивающими образное содержание того или иного музыкального произведения, предполагало создание обогащенной художественной среды. Например:
• классной галереи с постоянно меняющейся экспозицией в соответствии с темой урока;
• дополнительных сенсорных стимулов, позволяющих активизировать образные представления учащихся; посещение концертов, театров, встречи с художниками, музыкантами, поэтами и т. д.);
• подбор музыкального материала с учетом различных видов музыкальной деятельности учащихся на уроке, а также произведений по изобразительному искусству, литературе.
Занятия проводились в соответствии с принципом тематического построения уроков, подчиненных единой идее на основе соединения разных видов искусств в единое художественное целое. Как показала практика, в ходе экспериментального обучения немаловажную роль имела и такая деталь, как образное название урока: «Ожившие листья», «Утренний Благовест», «Лист задумчивого цвета», «До Покрова — осень, за Покровом — зима» и др. Все это с первых минут урока настраивало детей на активное восприятие музыки, произведений других видов искусства, способствовало созданию особой атмосферы, необходимой для возникновения образов-представлений и их реализации в различных видах
полихудожественной деятельности. Кроме того, дети учились рассматривать каждое явление в природе как живую картину. Примером могут послужить творческие зарисовки, выполненные детьми при озвучивании звуков природы на музыкальных инструментах: журчание ручейка, пение птиц, звон прозрачных капель росы с использованием образных сравнений: «разноцветная осень, как танцовщица», «лист задумчивого цвета», «осенний пейзаж в прозе», «листопад среди берез, что роняют много слез».
В заключение нами были сделаны следующие основные выводы:
1. Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств способствует более глубокому эмоциональному, чувственному постижению ими музыкального искусства, расширению музыкально-образного тезауруса; является стимулом к творческим проявлениям в различных видах музыкальной и полихудожественной деятельности.
2. Формирование полимодальных музыкально-образных представлений базируется на доминирующих в образной сфере индивидуума представлениях определенной сенсорной модальности (аудиальной, визуальной и кинестетической), которые характеризуются различным уровнем сенсорной полноты (мономодальным, бимодальным, полимодальным).
3. Важнейшими факторами, необходимыми для формирования полимодальных музыкально-образных представлений младших школьников, являются актуализация синтеза искусств (музыка, живопись и литература) на уроках музыки в общеобразовательной школе и учет индивидуального сенсорного опыта учащихся.
4. Педагогическими условиями формирования музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств являются: использование компьютерных технологий в процессе обучения; организация обогащенной художественной среды; применение специальных художественно-образных заданий и музыкально-игровых методов; использование приемов «полимодального» психолого-педагогического воздействия (организация музыкального восприятия в условиях дополнительных сенсорных стимулов; трансляция полимодальных музыкально-образных представлений вербальными и невербальными способами и др.).
5.Уроки музыки, построенные на активизации и развитии полимодальных музыкально-образных представлений, вызывают у детей не только большой интерес, но способствуют накоплению музыкально-слухового опыта, что в свою очередь стимулирует творческие способности, обогащает мировосприятие школьника, воспитывает осмысленное отношение к искусству.