ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

АНУФРИЕВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Заведующий кафедрой искусств и художественного творчества, кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств и художественного творчества Российского государственного социального университета

Аннотация: 
В статье рассмотрена проблема формирования специальных профессиональных компетенций современных музыкантов в образовательной среде вуза. Навыки ансамблевого музицирования, приобретенные в процессе обучения, считает автор, позволят студентам применять их, как в исполнительской, педагогической, так и культурно-просветительской деятельности.

В контексте трансформации системы высшего профессионального образования
наиболее существенной функцией обучения будущих специалистов сегодня признается не
только передача значительного объема знаний, имеющих явно выраженную социальную и
личностную значимость, но и развитие способности выпускников вузов к самореализации
и успешной социализации на современном рынке труда. В каждой области и на каждой
ступени содержание профессионального образования устанавливается путем отбора,
систематизации и приспособления знаний и умений, целесообразных и доступных для
усвоения, к активной познавательной деятельности обучающихся.
Профессиональное образование творческой направленности выступает в качестве
уникальной системы художественных ценностей разных видов искусства, служит
фактором целостного развития личности и располагает в наибольшей степени
разнообразным функциональным воздействием на личность. Художественно-творческое
профессиональное образование вносит большой вклад как в систему общих, так и в
систему специальных компетенций, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Содержание обучения современных музыкантов сегодня представляет собой
последовательно осваиваемый художественно-практический и социальный опыт,
присваиваемой студентами. Присвоение этого опыта организуется в ходе педагогического
процесса с учетом целей, задач перспектив профессионального развития студентов.
«Социально-философский анализ музыки и музыкального образования, – пишет
А. И. Щербакова, – неизбежно обращает исследователя к широкому кругу гуманитарного
знания: к философии, социологии, психологии, культурологии, педагогике,
музыкознанию, искусствознанию и т. д. Вычленить историю музыки и музыкального
образования из социально-культурного контекста невозможно. Это положение не требует
доказательств» [4, с. 37].
Формирование личности современного музыканта – сложная и вместе с тем
многосторонняя проблема. В последние десятилетия ей уделяется всё больше внимания в
эстетике, психологии, социологии и других направлениях гуманитарного знания, так как
взаимосвязь теоретического и практического обучения подразумевает единство
объективных и субъективных факторов целостного педагогического процесса. При этом
следует отметить, что содержательная сторона обучения, как наиболее значимый
компонент учебной деятельности студентов, в вузах культуры и искусства должна
отличаться гибкостью, подвижностью и изменчивостью.
Обучение и воспитание молодого поколения музыкантов, развертываясь
последовательно во времени, составляет собственно педагогический процесс, который, в
конечном счете, и определяет результаты обучения. Под содержанием обучения
студентов-бакалавров в вузах культуры и искусства следует понимать опосредованные
формы обобщенного и систематизированного творческого опыта, накопленного
предшествующими поколениями музыкантов, обеспечивающего передачу одной из
важнейших частей культуры – опыт человечества в области музыкально-исполнительской
деятельности.
Содержательная сторона учебного процесса в вузах культуры и искусства, как
наиболее значимый компонент всей системы профессиональной подготовки современных
музыкантов, на всех этапах отличается гибкостью, подвижностью и изменчивостью и
является основой практической деятельности студентов. Эта деятельность связана с
приобретением знаний и формированием системы взглядов, которые аккумулируются в
средствах обучения, а также с овладением специальными профессиональными
компетенциями (музыкально-исполнительскими), в том числе игрой на каком-либо
инструменте.
Научное осмысление истории и теории музыкального исполнительства – это одна
из сравнительно «молодых» областей музыкознания, музыкальной педагогики,
музыкальной психологии, в которой проблема ансамблевого инструментального
музицирования – важная составляющая. Ансамблевая подготовка – одна из основных
дисциплин учебных планов исполнительских профилей, содержанием которой выступают
единство художественных намерений, эмоциональный отклик на исполняемое сочинение,
раскрывающиеся лишь при наличии навыка исполнителей «соразмерять свою
художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с
индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает
слаженность и стройность исполнения в целом» [3, c. 170].
При этом следует отметить, что процесс обучения студентов-бакалавров навыкам
ансамблевого музицирования не должен содержать никакого автоматизма,
спонтанности, так как содержание учебного материала по данной дисциплине имеет
определенный объем не только частного, конкретного, но и специального
профессионального знания, распознать в котором существующие связи и зависимости
самим студентам сложно или невозможно. Следовательно, выявление проблем,
возникающих в процессе обучения студентов этим навыкам, относится к категории
совместной творческой учебной деятельности как педагога, так и студента и требует
наличия у педагога высокого уровня культуры профессионального мышления, творческой
инициативы и сформированной системы взглядов на музыкальное искусство в целом.
Как показывает опыт, формирование такой культуры – сложный процесс,
включающий два этапа. Первый – вычленение, извлечение творческих идей из
конкретного учебного материала (репертуара). В процессе этой деятельности
происходит усложнение процесса овладения игровыми навыками студентов. Второй –
повышение уровня обобщенности этих навыков, опирающееся на повторяемость одних и
тех же навыков в музыкальных сочинениях, различных по стилю, форме и жанрам.
Методически это может быть выражено в усилении роли и обеспечении единства
ретроспективного и перспективного анализа пройденного студентами репертуара,
анализа факторов успешного его освоения (от единичного, особенного – к общему,
всеобщему). Критериями сформированных навыков ансамблевого музицирования у
студентов-бакалавров выступают положительная динамика освоения репертуара и
наличие предпосылок включения их в творческий процесс освоения более сложных по
технологическим признакам музыкальных произведений.
Отсюда можно сделать вывод, что формированию навыков ансамблевого
музицирования студентов-инструменталистов способствуют не только целенаправленное
и последовательное педагогическое управление, организация объективных условий
воздействия на студентов-бакалавров, но и эмоционально-оценочное отношение
студентов к видам и формам музицирования. При этом следует заметить, что важно не
только изучить проблему обучения студентов этим навыкам, но выстроить процесс
формирования этих навыков на основе современных технологий, методических основ
данного процесса.
Воплощение студентами – участниками ансамбля художественного образа
произведения должно быть подчинено определённой логике выражения смысла и его
внутренних аспектов, а также логике включённости студентов-ансамблистов в данный
процесс. Профессиональная интерпретация художественного образа рождается только
тогда, когда в процессе исполнения наступает диалогичное взаимодействие студентов-
ансамблистов друг с другом. Для полного, адекватного раскрытия образа необходимо,
чтобы все участники свободно владели исполнительскими навыками. Проявляя свои
вдохновение и интеллект, которые не должны исключать друг друга, студенты
включаются в непрерывный уникальный, личностно-неповторимый процесс
новообразования ценностно-значимых смыслов. Для этого каждый студент – участник
ансамбля должен свободно ориентироваться в музыкальной форме сочинения, его
тонально-гармоническом плане, указаниях и ремарках композитора или редактора.
Именно они ведут к выбору соответствующих приёмов и средств исполнения,
формированию целостной концепции произведения, нахождение нужной интонации, а
следовательно, средств и приёмов, воплощенных в конкретной технике интонирования.
Таким образом, анализ проблемы формирования навыков ансамблевого
музицирования студентов-бакалавров выдвигает на первый план существенную
интенсификацию ресурсного потенциала художественно-творческой среды; выработку
диалектического видения в классе ансамбля отдельного художественно-творческого
педагогического процесса; изучение динамики овладения студентами как общими, так
специальными профессиональными компетенциями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриева Н.И. Личность современного музыканта в контексте освоения ценностей
народной художественной культуры / Н.И. Ануфриева // Казанская наука. – 2012. – № 1. – С. 231-233.
2. Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. - М.: Логос,
2001. - 223 с.
3. Муртазина, Л.Э. Художественно-эстетическое воспитание студентов вузов культуры и искусств
средствами музыкальной деятельности: дис. ... канд. пед. наук / Л.Э. Муртазина.- Казань, 2005.
4. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика / Г.М. Цыпин. - СПб.:
Алетейя, 2001. - 318 c.
5. Щербакова, А.И. Культурологический взгляд на проблемы осмысления музыки и музыкального
образования / Щербакова, А.И. // Фэн-наука. - 2012. - № 1. - С. 34-36.
6. Щербакова, А. И. Аксиология музыкально-педагогического образования: учеб. пособие к курсу
«Методология музыкально-педагогического образования» / А. И. Щербакова; Отв. ред. Э. Б. Абдуллин.
М., 2002.