Изменения в экономической жизни страны требуют качественного
преобразовательного подхода к повышению уровня профессиональной мобильности,
конкурентоспособности специалистов в профессиональной деятельности.
Одним из учебных заведений, в котором сложилась собственная система
профессиональной подготовки художника народных художественных промыслов,
является Холуйский филиал Высшей школы народных искусств (института) лаковой
миниатюрной живописи. В современных условиях стоит задача формирования творческой
активности выпускника с ярко выраженной авторской художественно-творческой
позицией, способного возрождать и сохранять традиции народной художественной
культуры, мотивированного на избранную профессию. Художник холуйской лаковой
миниатюрной живописи должен обладать такими профессиональными компетенциями,
как творческая и исполнительская деятельность и производственно-технологическая
деятельность.
Творческая и исполнительская деятельность включает в себя следующие
требования:
- создавать художественно-графические проекты изделий холуйской
лаковой миниатюры индивидуального и интерьерного значения;
- собирать, анализировать и систематизировать подготовительный
материал при проектировании изделий холуйской лаковой миниатюры;
- воплощать в материале самостоятельно разработанный проект
изделия холуйской лаковой миниатюры;
- выполнять эскизы и проекты с использованием различных средств и
приёмов;
- самостоятельно разрабатывать колористические решения
художественно- графических проектов изделий холуйской лаковой миниатюры;
- владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной
терминологией.
Для производственно-технологической деятельности необходимо:
- копировать бытовые изделия холуйского искусства;
- варьировать изделия холуйской миниатюрной живописи с новыми
технологическими и колористическими решениями;
- использовать компьютерные технологии при реализации замысла в
изготовлении изделий холуйской лаковой миниатюры;
- контролировать изготовление изделий на предмет соответствия
требованиям, предъявляемым к изделиям холуйской лаковой миниатюры.
Будущие художники лаковой миниатюры изучают специальные дисциплины
профессионального цикла: исполнительское мастерство, технический рисунок, основы
композиции, проектирование, материаловедение, живопись и рисунок. К
общепрофессиональным предметам относятся перспектива, цветоведение, история
искусств, народные художественные промыслы, история художественных лаков, история
мировой культуры и др.
Формирование профессиональных компетенций будущего художника лаковой
миниатюрной живописи за время обучения позволит студентам обеспечить дальнейшую
успешную реализацию своей деятельности.
Рассмотрим существующие определения терминов «компетенция» и
«профессиональная компетенция» в справочной литературе и работах ведущих
исследователей в образовании.
В словаре С. И. Ожегова «компетенция» определяется как: 1. Круг вопросов, в
которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2. Круг чьих-нибудь полномочий, прав [2, c.282].
А. В. Хуторской пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных
качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по
отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для
качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [4, с. 86]».
Следовательно, обладать компетенцией – значит обладать определенными
возможностями в какой-либо сфере.
«Профессиональная компетенция, являющаяся основой профессиональных качеств
личности, представлена следующими элементами деятельности:
- анализ трудового и технологических процессов;
- анализ технической документации, заданий;
- безошибочность выполнения и координации работ трудового
процесса;
- создание профессионально значимой информации, касающейся
состояния объектов деятельности;
- соблюдение технологических требований; высокий уровень культуры
и организации процесса [5, с. 454]».
«Профессиональные компетенции – это интегративное качество личности,
включающее в себя готовность и способность человека к осуществлению
профессиональной деятельности, требующей наличия определённых знаний, умений и
навыков, с одной стороны, и профессионально-личностных качеств, с другой [1, с. 39]».
Для выведения на высокий профессиональный уровень художников по холуйской
лаковой миниатюрной живописи обучения только технологическим приемам росписи
изделий недостаточно. Художник холуйской миниатюры должен обладать
профессиональными компетенциями; при этом в учебный процесс должны быть внедрены
современные формы и методы преподавания дисциплин с целью не просто глубокого
изучения, но погружения в сущность декоративно-прикладного искусства и традиций
этого вида лакового искусства
Системный подход – это единство интеграции и дифференциации. Благодаря
применению системного подхода повышается эффективность учебного процесса,
совершенствуется уровень профессионального образования.
Тесная связь обучения композиционным законам, правилам на уроках по предмету
«Проектирование» с овладением приемам и основам технического мастерства на занятиях
по исполнительскому мастерству и выполнением заданий по трансформированию
изобразительных мотивов в композиционно-декоративное решение в соответствии с
художественно-стилистическими и изобразительными традициями холуйской миниатюры
по живописи требует обоснованного, педагогически правильного осуществления связи
теории и практики в процессе учебной деятельности. Интеграция данных предметов
подразумевает применение студентом в процессе художественно-творческой
деятельности знаний, усвоенных на занятиях, а также дальнейшее обогащение и
углубление познаний и навыков в ходе непосредственной работы над изделием в
материале.
Системный подход в подготовке будущего художника-миниатюриста имеет
содержание и логику, вытекающие из сущностной характеристики учебных предметов.
Рассматриваемый системный подход является сложным педагогическим процессом для
преподавательского состава, благодаря которому приходится решать проблемы одного
предмета в ракурсе программы другого [3].
С целью оптимизации образовательного процесса по художественным
дисциплинам «Исполнительское мастерство», «Проектирование», «Живопись» и
подготовки квалифицированного специалиста в области холуйской лаковой миниатюрной
живописи были разработаны новые учебные программы. особенностью которых является
взаимодействие декоративных и объемно-пространственных выразительных средств
миниатюрной живописи. Выразительные средства представляют собой совокупность
художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность – это условно-
декоративные приемы холуйской миниатюрной живописи (стилизация, трансформация,
орнамент, художественная условность) и работа цветом в традиционной технике
исполнения.
Современные исследователи убеждены, что «цвет глубочайшим образом включён в
культурные традиции». Метод стилизации и трансформации формы, применяемый на
проектировании, исполнительском мастерстве и живописи, направлен на обучение
конкретным и специальным знаниям и умениям творческой деятельности в области
холуйской миниатюры. Практический смысл данного метода заключается в том, что с
помощью специально разработанных методики ведения уроков по стилизации и
трансформации формы и методических пособий к этим урокам осуществляется процесс
«перевода» реалистически изображённой формы в систему условного плоскостного
иконографического и стилизованного в духе холуйской миниатюры пространства. Таким
образом, студент ориентируется в технологиях профессиональной деятельности,
обучается самостоятельно определять задачи профессионального роста.
На дисциплине «проектирование» темы уроков идут параллельно темам,
изучаемым на уроках «исполнительского мастерства» и «живописи», чтобы ставшие
актуальными технические знания и умения перешли на уровень творческого развития.
Так, на первых занятиях исполнительского мастерства учащиеся изучают орнамент и
выполняют по этой теме задания. Параллельно на уроках проектирования также изучается
эта тема, но уже в творческом аспекте. А на уроках живописи выполняется декоративная
переработка ранее выполненных этюдов растений и осенних листьев с применением
декоративно-условных приёмов холуйской миниатюры. Или на исполнительском
мастерстве второго курса идёт работа по изучению птиц и животных, выполненных в
традиционной технике. На живописи пишутся этюды птиц и натюрмортов с
изображением животных, которые в дальнейшем стилизуются с применением
декоративно-условных приёмов холуйской миниатюрной живописи. По проектированию
выполняется задание на эту же тему, но уже в своём художественном видении. На третьем
курсе по исполнительскому мастерству, проектированию и живописи даются задания,
направленные на подготовку дипломного проекта. Основное внимание уделяется теме
«Изображение фигуры человека».
Процесс обучения включает два этапа: подготовительный, характеризующийся
включением в учебные программы системы упражнений, интегрированных с учебно-
творческими заданиями, результатом освоения которой является достижение уровня
активности обучающихся как условия для осуществления творческого этапа, и
непосредственно творческий этап, характеризующийся переходом к учебно-
профессиональной художественно-творческой деятельности, основанной на методически
полной схеме ведения работы над дипломным проектом с последующим воплощением его
в материале.
Наряду с практическими дисциплинами в образовательной программе холуйской
лаковой миниатюрной живописи немалое внимание уделяется теоретическим предметам и
предметам гуманитарного цикла, дающим молодым специалистам необходимую широту
кругозора: умение логически мыслить, самостоятельно работать с необходимой
литературой и справочным материалом, готовить доклады и выступать с ними публично.
Всё это имеет существенное значение как в становлении художника-профессионала, так и
в самообразовании личности и направлено на усвоение знаний, необходимых для
профессиональной компетенции.
Таким образом, формирование профессиональной компетенции будущего
художника холуйской лаковой миниатюры в процессе профессиональной подготовки
представляет собой достаточно сложный и поэтапный процесс, осуществляемый на
протяжении всего периода обучения и определяющий способность и готовность решать
профессиональные проблемы и задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Котлярова О. В. Формирование профессиональной компетенции у будущих специалистов
туриндустрии: Дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 2008. – 182с.
2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Российская АН.. Российский фонд культуры. 3-е изд., стереотипное испр.
и доп. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.
3. Федотова О. В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «мастерство» и «композиция» в
профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи. Дисс. к. п. н. – М., 2005. –
147 с.
4. Хуторской А. В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В.Хуторской. – М., 2002.
5. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. – М., АПО, 1998. –
568 с., ил. Т. 1 – А – Л – 1998.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ХУДОЖНИКА ХОЛУЙСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ
Аннотация:
Автор рассматривает системный подход в профессиональной подготовке художника народных
художественных промыслов в области холуйской миниатюрной живописи в рамках междисциплинарной
интеграции профессиональных дисциплин.