ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ХУДОЖНИКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОМЫСЛА

Илькевич Борис Владимирович (1), Сивова Ирина Владимировна (2)

(1) профессор кафедры психологии и педагогики, доктор педагогических наук, профессор, Гжельский государственный университет

(2)  преподаватель колледжа университета, Гжельский государственный университет

Аннотация: 
В статье рассматриваются актуальные вопросы образования по специальности Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы в регионе бытования народного художественного промысла. Новизна заключается в расширении понятия «профессиональная культура художника» с учетом особенностей народной культуры и требований к будущим специалистам в области народного искусства, традиционного декоративно-прикладного искусства. Авторами разработана модель формирования профессиональной культуры художника при подготовке студентов колледжа народного художественного промысла. Основой модели является формирование внутренней художественно-промышленной мотивации. Сформулированы принципы и дидактические условия, обеспечивающие успешную реализацию модели в контексте профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования.

Произведения народных художественных промыслов (НХП) отражают художественные традиции народа, его ментальность, сохраняют историческую память. Предметы народного искусства олицетворяют природный мир и являются достоянием духовной культуры. А создают, сохраняют и передают молодому поколению лучшие традиции самобытного искусства мастера народных художественных промыслов. Для решения этих сложных и ответственных задач художник-мастер должен обладать высокой профессиональной культурой.

Вопросам определения понятия «профессиональная культура специалиста» и ее формирования уделяется достаточно большое внимание [6–8]. Проводились также исследования, посвященные формированию профессиональной культуры художника декоративно-прикладного искусства [4]. При этом большинство авторов справедливо утверждает, что кроме знаний и умений профессиональная культура специалиста должна включать определенные профессионально-ценностные ориентации и качества личности.

Безусловно, творчество художника НХП требует высокого уровня подготовки, но кроме того, у него должна быть сформирована мотивация к художественно-промышленной. Профессиональная культура художника народного искусства предполагает наличие у него общих компетенций (ОК), профессиональных компетенций (ПК) в области конкретного промысла и активное творчество на его территории. Профессиональная культура художника народного художественного промысла – это объединение в одной личности таких качеств как высокая общепрофессиональная подготовка, наличие глубоких знаний, умений и навыков по специфике народного художественного промысла, а также духовно-нравственной индивидуальности, любви к своему народу, русской народной культуре, к культуре определенного промысла, которые проявляются в развитой художественно-промышленной мотивации и активной профессиональной деятельности на территории народного художественного промысла [5].

Профессиональную культуру художника, работающего на промысле, нужно воспитывать уже в ходе обучения, ее развитие позволяет сформировать такие качества, как патриотизм, трудолюбие, развитое образное мышление. В процессе исследования проблемы формирования профессиональной культуры художника у студентов художественных специальностей колледжа, находящегося в регионе бытования народного художественного промысла, была разработана модель, представленная на рис. 1. Модель включает в себя основные дидактические компоненты, проектируемые в контексте профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования (ПМХПО) [1–3].

Модель рассматривается как дидактическая система, строящаяся на основе психологических особенностей учебной деятельностиявляется формирование профессиональной культуры художника НХП, в основе которой лежит внутренняя мотивацию к художественно-промышленной деятельности. Как известно, в

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

– воспитание патриотизма, любви к народной культуре;

– развитие художественно-образного мышления;

– воспитание эстетического отношения к окружающему миру;

– формирование стремления работать на промысле.

Формирование указанных профессиональных качеств художника НХП обеспечит уменьшение влияния на профессиональную деятельность негативных качеств личности, присущих многим молодым художникам. К таким качествам можно отнести ярко выраженные эгоизм, рационализм и материализм, превалирование исключительно личных ценностей и целей, потребительское отношение к обществу и государству, стремление выделиться любой ценой, завоевать внимание окружающих любыми способами.

К сожалению, для современной молодежи характерны пренебрежительное отношение к народному творчеству в целом, и народным художественным промыслам, в частности. Опросы показали, что большинство студентов колледжа Гжельского государственного университета поступают на обучение по специальностям Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы и Народное художественное творчество просто потому, что на данные специальности конкурс гораздо меньше, чем на такие специальности как Дизайн и Живопись.

Основная дидактическая функция модели заключается в стимулировании развития внутренних мотивов работы художника на промысле. А реализовать мотивационную составляющую возможно только в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении.

Содержательный блок модели включает в себя подготовленный к изучению материал и его описание в контексте ПМХПО [2, с. 31–50]. Отбор материала ведется преподавателем с учетом особенностей обучения будущих художников НХП. Содержание обучения должно вызывать интерес к традициям промысла, технологическим тонкостям создания произведений НХП (рис. 2–4).

Преподаватель должен также правильно выбирать методы, средства и формы обучения в контексте ПМХПО [1, 2]. При этом принимаются во внимание задачи формирования мотивов учебно-профессиональной деятельности, сущность, история становления и развития, содержательные особенности художественного образования в регионе НХП, уровень профессиональной и общеобразовательной художественной мотивации у студентов (рис. 5–7).

Развитая познавательная (внутренняя) мотивация позволит студенту понять ценность изучаемого материала, творчески интерпретировать поставленные цели и задачи.

Комплексное изучение циклов гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных художественных и специальных дисциплин необходимо для достижения взаимосвязанного развития общеобразовательных художественных и профессиональных художественно-промышленных мотивов учения студентов.  В процессе целенаправленной и систематической работы в рамках представленной модели нужно основываться на следующих принципах:

1. На принципе профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования [2, с. 148–174]. Проектирование в ходе учебно-воспитательного процесса содержания профессиональной художественно-промышленной деятельности, и прежде всего, ее нравственно-эстетического и художественно-творческого аспектов, обеспечит преобразование учебной деятельности в профессиональную деятельность художника НХП. Использование данного принципа, кроме того, подразумевает подчинение всех компонентов дидактического процесса (содержания, методов, средств и форм) главной цели – формированию у студентов устойчивой внутренней художественно-промышленной мотивации. Только в этом случае при реализации модели обучения можно говорить о формировании профессиональной культуры художника.

Высокий уровень мотивации обеспечивается актуализацией учебных и профессиональных мотивов художественной деятельности, их развитием и взаимопроникновением. Принцип профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования требует, чтобы в ходе проведения всех видов занятий раскрывалась не только практическая, предметно-деятельностная сторона творчества художника НХП, но и социальное содержание работы на народном промысле, его мировоззренческая и патриотическая составляющие. 

2. На принципе политехнизма. Реализация принципа политехнизма в рамках модели формирования профессиональной культуры художника у студентов колледжа, находящегося в регионе НХП, имеет следующие особенности. Основной характеристикой профессиональной культуры художника НХП является высокая внутренняя мотивация к художественно-промышленной деятельности и соответствующая ценностная ориентация. Именно эти качества, наряду с инвариантными художественно-промышленными знаниями и умениями, позволяют художнику-мастеру успешно трудиться в различных областях народного творчества, на многочисленных промыслах нашей страны, демонстрировать профессиональную культуру в самых разных сферах национальной культуры и искусства.

3. На принципе преемственности. Сущность данного принципа: последовательный и систематический переход от одного этапа формирования личности художника НХП к другому, переход от развития простых психических новообразований к сложным психическим новообразованиям, характеризующим уровень профессиональной культуры. Многоаспектная мотивационная сфера художника-творца, патриота России, представителя ее многовековой культуры формируется поэтапно. Необходимо обеспечить переход от неустойчивых внешних (социальных) мотивов учения в художественно-промышленном колледже к устойчивым внутренним (познавательным) мотивам, от простого любопытства к стойкому художественно-промышленному интересу, от общей художественной мотивации к выраженной профессиональной мотивации художника-мастера, работающего на промысле.

В процессе становления профессиональной культуры необходимо учитывать постепенность процессов формировании мотивационно-ценностных ориентаций, настроя на учебу, появления и развития высокой учебной и профессиональной активности. Важна своевременная помощь и поддержка прежде всего студентов первого и второго курсов художественно-промышленного колледжа, обучение их «умению учиться». В результате будут исключены формальные затруднения в обучении, внимание студентов сосредоточится на художественном творчестве, что обязательно повысит их внутреннюю мотивацию, обеспечит формирование профессиональной культуры.

Реализация указанных принципов не означает отказ от других общедидактических и частнодидактических принципов преподавания художественных дисциплин. Следует помнить, что все принципы должны использоваться комплексно, только тогда можно достичь высокого эффекта обучения и воспитания.

Эффективность формирования мотивации к художественно-промышленной деятельности во время проведения занятия зависит от педагогического мастерства преподавателя. Перед проведением занятия преподаватель должен ответить для себя на следующие вопросы: Каков уровень подготовки обучающихся (обученность, обучаемость, способности)? Каковы потребности, мотивы и цели превалируют в группе и у отдельных студентов? Каковы особенности содержания занятия (сложность материала, профессионально-мотивирующая функция материала, его практическая значимость для художественно-промышленной деятельности)? 

В процессе подготовки к занятию необходимо адаптировать учебный материал (содержание занятия) к возможностям группы студентов, оценить и выбрать модель организации познавательной деятельности, которая сможет дать максимальный эффект с точки зрения развития внутренней учебно-профессиональной мотивации, и как следствие, формирования профессиональной культуры художника НХП. Иными словами, преподаватель должен рассмотреть различные варианты подачи материала и выбрать среди них оптимальный с точки зрения максимального развития мотивации к художественно-промышленной деятельности. При том следует соблюдать следующее условие: обязательно должны быть достигнуты требуемые уровни общих и профессиональных компетенций, заданные ФГОС.

На завершающем этапе подготовки к занятию необходимо выстроить алгоритм управления познавательной и творческой работой обучающихся и процессом формирования мотивов художественно-промышленной деятельности, профессиональной культуры. Также следует спроектировать соответствующий комплекс связанных между собой компонентов процесса обучения: содержания, методов, средств и форм. Влияние компонентов обучения на формирование профессиональной культуры студента будет зависеть от того, насколько они соответствуют ответам на выше сформулированные вопросы. Ведь как известно, «Закономерность профессионально-мотивирующей направленности художественно-промышленного обучения обусловливается существующей связью между ценностями, потребностями, мотивами и компонентами учебной деятельности» [2, с. 125]. Вот почему очень важен предварительный анализ компонентов обучения, а также дидактических и психолого-педагогических параметров, характеризующих каждого студента и учебную группу в целом.  

Следует помнить, что формирование художественно-промышленной мотивации является частью единого процесса непрерывного профессионально-мотивирующего обучения. Поэтому разработанная модель предполагает использование полного спектра методов профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования [1, с. 51–78]. В ходе учебно-воспитательного процесса методы следует использовать комплексно, во взаимосвязи.

Необходимо учитывать, что в дополнение к классическим формам обучения студентов видами учебных занятий в художественно-промышленных колледжах являются пленэры, просмотры, лекции-экскурсии, мастер-классы, музейные практики и др. В рамках разработанной модели при выборе организационной формы занятия во главу угла следует ставить задачу формирования профессиональной культуры будущего художника НХП, его мотивационной сферы [3, с. 11–46].

Средства обучения принимаются студентом, если дидактические условия, виды учебно-профессиональной деятельности, содержание занятия, форма его организации удовлетворяют личным художественно-образовательным потребностям, мотивам и целям. В этом случае внешние факторы превращаются в субъективно значимые и определяют в дальнейшем результаты творческой деятельности студента. В зависимости от организации учебно-воспитательного процесса, взаимоотношений студентов в группе, их учебной деятельности, умений и навыков, познавательных способностей степень успешности использования средств обучения будет различна [3, с. 47–52]. Для достижения наибольшей эффективности используемых средств необходимо постоянное совершенствование условий процесса обучения, формирующего профессиональную культуру художника НХП.

Успешная реализация модели формирования профессиональной культуры художника у студентов колледжа, находящегося в регионе бытования народного художественного промысла, формирование высокого уровня мотивации к художественно-промышленной деятельности возможны при соблюдении следующих дидактических условий:

1. Содержание программы дисциплины, отдельного занятия, сложность творческого задания должны соответствовать уровню подготовки, художественным способностям и, что очень важно, состоянию потребностно-мотивационной сферы студента (студентов).

2. Требуется создание ситуации свободного выбора направления (темы) творческой художественно-промышленной деятельности. При этом данная ситуация не означает вседозволенности, бесконтрольности.

3. Самостоятельно выбирая направление (тему) творческой работы студент должен быть уверен, что преподаватель примет любое его решение. При этом преподавателю не следует давать какие-либо оценки выбора, в том числе, хвалить студента за «правильный» выбор. Таким образом исключается внешняя мотивация художественно-промышленной деятельности.

4. Исключение внешних (социальных) мотивов художественно-промышленной деятельности не означает, что результаты творческой работы не оцениваются преподавателем (комиссией, коллективом студентов). Напротив, объективная оценка очень важна для художника. Однако похвалу, также, как и порицание, нужно дозировать, ибо, в конечном счете, главное место должно быть отведено самооценке, удовлетворенности художественно-промышленной деятельностью. Именно они формируют внутреннюю мотивацию и профессиональную культуру художника-мастера.

5. Необходимо, по возможности, не ограничивать творчество студента временными рамками, постоянно не контролировать ход работы. Подобная «опека» преподавателя снижает удовольствие от творческой деятельности, превращает ее в жестко регламентированный труд. Это особенно опасно для студентов младших курсов специальностей Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, Народное художественное творчество, большинство из которых не имеет выраженной художественно-промышленной мотивации.

 6. Для развития мотивации к художественно-промышленной деятельности следует избегать частых демонстраций студентами результатов учебной деятельности. Публичное представление своих работ усиливают социальную (внешнюю) мотивацию и ослабляют познавательную (внутреннюю) художественно-промышленную мотивацию. Даже если работы будут встречать одобрение, у студента все равно будет возникать ощущение подконтрольности.

Общество в целом и народные художественные промыслы испытывают необходимость и заинтересованы в высококвалифицированных специалистах, профессионалах, которые обладают не только высоким уровнем компетенций, но и профессиональной культурой художника. В ее основе лежит выраженная мотивацию к художественно-промышленной деятельности, желание работать на промысле, в области народного искусства.

Мастера, отвечающие этим требованиям, способны сохранять, передавать, развивать и укреплять уникальное явление российской культуры – народные художественные промыслы. Разработанная модель, успешно реализуемая в колледже Гжельского государственного университета, обеспечивает модернизацию художественно-промышленного образования, обучение и воспитание у будущих специалистов высокой профессиональной культуры художников народных промыслов России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Илькевич, Б.В. Компоненты непрерывного профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования: учебное пособие [Текст] / Б.В. Илькевич, К.Б. Илькевич. – Гжель: Гжельский государственный художественно-промышленный институт, 2014. – 100 с.

2. Илькевич, Б.В. Профессионально-мотивирующее художественно-промышленное образование [Текст] / Б.В. Илькевич, К.Б. Илькевич. – Гжель: Гжельский государственный художественно-промышленный институт, 2013. – 204 с.

3. Илькевич, Б.В. Формы и средства непрерывного профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования [Текст] / Б.В. Илькевич, К.Б. Илькевич. – Гжель: ГГУ, 2015. – 60 с.

4. Сазонова, С.А. Формирование в вузе профессиональной культуры художника декоративно-прикладного искусства [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. – Москва, 2011.

5. Сивова, И.В. Профессиональная культура художника [Текст] / И.В. Сивова // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 3 (70). – С. 133–134.

6. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – С. 31.

 7. Уляев, С.И. Гуманитаризация образования как фактор формирования профессиональной культуры будущего специалиста: дис. канд. пед. наук. – Ставрополь, 2002.

8. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т./ под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО, 1998. – С. 1162.