Современная система образования в средней школе сталкивается с противоречием между объективной потребностью общества в выпускниках, способных самостоятельно организовать свою деятельность, оценить ее продуктивность, в случае необходимости внести в нее своевременные исправления, и недостаточным уровнем имеющегося сегодня в арсенале педагога дидактического и методического материала, необходимого для формирования у школьников соответствующих умений. Потребность педагогической практики в разрешении данного противоречия определила актуальность теоретической разработки и реализации в образовательном процессе нового дидактического средства — «Карты развития деятельности школьника» [4], направленной на обучение учащихся прогнозированию и проектированию личностного роста. Формирование у школьников универсальных учебных действий (далее — УУД) являет собой длительный процесс, который должен иметь место на каждом уроке по любой дисциплине, в том числе и в процессе обучения литературе [8], — только в этом случае будут достигнуты образовательные результаты. Для решения данной задачи учитель должен сам сначала разобраться в содержании каждого из них и подготовить систему психолого-педагогических условий для их объективного формирования у каждого школьника. Все многообразие УУД сводится к метапредметным и личностным универсальным учебным действиям; метапредметные состоят из познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические, а также действие по постановке и решению проблемы. К общеучебным универсальным действиям относят: — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; — поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний; — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; — рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; — постановку и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Специфичными общеучебными УУД, которые целевым образом должны формироваться на уроках литературы, являются следующие: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и адекватное авторскому замыслу восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Как отмечает Е.М. Торшилова, «... присвоение учащимися знаний о том, что занятия искусством и как художественное творчество и как восприятие искусства — это системно-образующий фактор личностной культуры, который целесообразно акцентировать в педагогике искусства в школе» [7]. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: — моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); — преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; — умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач; — умение строить схемы, модели и т. п.; — кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов); — декодирование/считывание информации. Следует отметить, что обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы и др.), которые, как правило, не являются специальным объектом усвоения с точки зрения их характеристик как знаковых систем. Использование разных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения содержания от формы, что всегда рассматривалось в педагогике и психологии в качестве существенного показателя понимания учащимися задачи. Эту мысль подтверждает исследование И.А. Лыковой: «...язык начинает формироваться и использоваться в целях коммуникации там, где знак осмысленно отделяется как от самого предмета, так и от представления о нем и начинает функционировать как репрезент (заместитель, выразитель и представитель) понятия человека о предмете» [3]. К познавательным универсальным учебным действиям относятся логические: — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); — синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; — выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; — подведение под понятие, выведение следствий; — установление причинно-следственных связей; — построение логической цепи рассуждений; — доказательство; — выдвижение гипотез и их обоснование. Одно из важнейших познавательных универсальных действий — решение проблемы или задачи — базируется на сформированности таких логических операций, как умение анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии и др. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: — целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; — планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; — прогнозирование как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; — самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; — самооценка как выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; — самокоррекция как внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; — саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. К метапредметным УУД относятся коммуникативные универсальные учебные действия: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; — постановка вопросов как инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; — разрешение конфликтов как выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; — управление поведением партнера как контроль, коррекция, оценка его действий; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Наряду с метапредметными УУД выделяют личностные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют три вида личностных УУД: — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; — смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; — нравственно этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Задача эффективной организации рефлексии учащимися уровня овладения ими метапредметными и личностными универсальными учебными действиями должна решаться системно [1, 2, 5, 6]. Эта позиция получила свое воплощение как в композиционном построении «Карты развития деятельности школьника», так и в программе работы с ней. Поиск наиболее адекватной указанной выше задаче формулировки названия нового учебного средства прошёл несколько стадий — от варианта «дневник школьника», традиционного, но не отражающего широкого разворота его содержания; варианта «карта самооценки образовательных результатов школьника», обращающего внимание учащегося на личные образовательные результаты, но несколько сужающего содержание его деятельности; варианта «диагностическая карта», в котором акцентировалась диагностическая направленность дидактического средства; варианта «организационно-деятельностная карта типологических действий ребёнка и взрослого в проектируемой последовательности ситуаций развития», аккумулирующего основную идею создания дидактического средства, но несколько громоздкого для использования в условиях реального общения с учащимися; до варианта «индивидуальная карта развития деятельности школьника», наиболее точно отражающего концепцию системно-деятельностного подхода, но в котором акцент оказался поставлен на первом слове как находящемся в сильной позиции, слове безусловно значимом в общем концептуальном посыле, но перетягивающем на себя внимание от не менее значимых слов, следующих за ним, поэтому первое слово было снято. Все варианты первоначального обозначения дидактического средства соответствуют его концептуальным основам и содержательному наполнению его разделов. Синтезирующее осмысление действительности может осуществляться на основе анализа ― первое ― глобальной темы философского порядка и ― второе ― операционной стороны человеческой деятельности (какие мыслительные операции были актуализированы, каково их значение в постижении предмета изучения и т. д.). Таким образом формируются личностные качества человека и междисциплинарное знание. Мы убеждены, что подобные мыслительные процессы могут наиболее продуктивно осуществляться на основе чтения и интерпретации литературных текстов, входящих в сокровищницу мировой литературы. Поэтому в проектировании работы с «Картой развития деятельности школьника» мы придаём особое значение анализу и интерпретации литературных текстов как культурообразующих и культуросберегающих феноменов.
ЛИТЕРАТУРА 1. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. – 1959. – Т.1. – С. 441-461. 2.Коломиец О.М. Значение системного изучения объекта для формирования процесса понимания в учебном процессе / Тенденции развития непрерывного образования: проблемы и перспективы. – Вестник МГЛУ, 2007, №531. – 91-101 с. 3.Лыкова И.А. Ребёнок и культура: смысловое общение на языке художественных образов, знаков и символов // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AE-magazine. – 2013. – № 2. 1 п.л. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2013/lykova_2_2013.pdf 4.Подругина И.А., Коломиец О.М., Сергеева Д.В. Карта развития деятельности школьника: Учебное средство. – М.: ООО «СиДиПрессАрт», – 2015, 60 с. 5.Подругина И.А., Ильичёва И.В. Проектно-исследовательская деятельность : развитие одаренности. Монография. – М.: ЗАО «Московские учебники – СиДипресс», 2012, 200 с. 6.Подругина И.А., Сафонова О.В. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.; Просвещение, 2013. – 128 с. 7.Торшилова Е.М. Современные подростки о качествах культурного человека и значимости индивидуальной культуры // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// 2015. №2. http://www.art-education.ru/electronic-journal/sovremennye-podrostki-o-kachestvah-kulturnogo-cheloveka-i-znachimosti 8. Чертов В.Ф. Российский учитель-словесник в условиях модернизации образования. //Преподаватель ХХI век. – 2012, № 3, с. 29-38. 9.Школяр Л.В. Педагогика искусства как актуальное направление гуманитарного знания // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AE-magazine. – 2006. – № 1.