ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТЕАТРА И ФОЛЬКЛОРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ The process of forming primary

Подковырова Мария Валериевна Maria Podkovyrova
аспирант ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва graduate student of Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education», Moscow e-mail: mar4ullasun@gmail.com
Аннотация: 
Аннотация. В статье рассматривается деятельность педагога-режиссера по актерскому мастерству в системе дополнительного художественного образования с детьми младшего школьного возраста, а также опыт и процесс внедрения в работу с детьми в театральной студии над постановкой, в основе которой используются традиции русского народного театра, фольклора и народных игр с целью воспитания репертуар в детях духовно-нравственной культуры. Проанализирован опыт внедрения народных игр и фольклора в систему образования современных детей. Определен основной репертуар, охарактеризованы народные игры для занятий с детьми младшего школьного возраста. Обозначены и выявлены основные проблемы воспитания детей средствами народного, фольклорного театра. Рассматриваются виды народных игр, их восприятие глазами современных детей на занятиях актерским мастерством в условиях дополнительного образования. Также в статье раскрывается перечень игр, созданных детьми по мотивам русских народных игр, предлагаются адаптированные упражнения для освоения детьми фольклора и народного театра на занятиях по актерскому мастерству. Abstract. The text considers activities of acting teacher-director with primary school children in the system of additional art education as well as experience of implementation process of theatrical production with children in theatre studio, based on Russian national theaters’ traditions, folklore and the folk games in order to raising spiritual and moral culture. The author analyses the implementation process of folk games and folklore in educational system for modern children. It identifies the basic repertoire; folk games for classes with primary school children were selected. It identifies main problems of raising children in the development of national and folklore theatre. Encompass all sorts of folk games, their perception by modern children in acting classes in the system of additional art education. The article also reveals a list of games created by children based on Russian folk games, offers adapted exercises for children to master folklore and folk theater in acting classes. Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на 2022 год ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00059-22-01 / 073-00059-22-02 по проекту «Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся посредством народных традиций и декоративно-прикладного искусства»
В настоящее время, в связи с глобальными изменениями картины мира, очень важной является проблема взращивания и формирования у современных детей ценности и самобытности своей культуры и народных традиций. Развитие и воспитание в детях младшего школьного возраста духовнонравственной культуры, как показала практика, вполне возможно обеспечить посредством внедрения в процесс обучения на занятиях в театральных студиях по актерскому мастерству репертуара народного театра, фольклора и воссоздания народных традиций. Современные дети, особенно живущие в больших городах, мало знают о народных промыслах, фольклоре, народном театре и играх. И театр дает возможность детям прикоснуться к историческим корням русской культуры через освоение актерского мастерства и участие в постановках спектаклей определенной тематики. Следует сказать, что детям интересно все новое, неизвестное, особенно с непонятными словами и терминами, какими наполнено народное искусство. Дети с интересом воспринимают это как «сказочный мир», который был очень давно и их поражает возможность перевоплотиться и попробовать на себе роли героев. Важным основополагающим элементом в развитии у детей духовно-нравственной культуры является театр. Именно через проживание и перевоплощение в персонажа дети глубоко и осознанно погружаются в культуру исторического периода. Они начинают больше интересоваться историей и традициями. Благодаря освоению актерского мастерства у детей происходит глубокое осознание и погружение в исторический материал. Актерское мастерство становится «посредником» между народными традициями, фольклором и ребенком. Через игровую форму, беседы, репетиции, изучение наследия русской культуры ребенок получает положительное впечатления, изучая материал и проигрывая его, в активной познавательной деятельности. Так формируется самоидентичность ребенка. Автором данной статьи была выявлена проблема отсутствия в репертуаре для детей школьного возраста фольклорных сюжетов и изучения истории народного театра. Для детей дошкольного возраста в процессе обучения в системе дошкольного образования используют народные сказки, ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/electronic-journal № 2, 2022 37 а для школьного возраста аналогичных рекомендаций к постановкам в программах театральной деятельности в системе дополнительного художественного образования обнаружено не было. Учитывая сказанное, автором как практикующим режиссером в работе над постановками с детьми младшего школьного возраста на занятиях актерском мастерством в репертуар был включен фольклор, былины и летописи – через такие спектакли, как «Княгиня Ольга» по пьесе Олега Масалова, основанный на древнерусском источнике – «Повести временных лет» XII века монаха Нестора Печерского, а также «Житие святой великой княгини Ольги» из книги «История Русской Церкви. Макария, Архиепископа Харьковского» 1868 года. История первой женщины-правительницы России и первого человека, исповедующего христианство в истории страны, была поставлена на сцене в рамках традиции времен зарождения театра в России, когда в праздничные дни детьми разыгрывались спектакли про жизнь правителей государства и истории религиозных деятелей. Дети-актеры прикоснулись к ранним временам российского театра, когда он был не коммерческим зрелищем, а нес просветительскую и религиозную функцию, прославлял правителей и исторических деятелей, когда в спектаклях мог участвовать любой человек, даже не профессиональный актер. Также с детьми были поставлены спектакли по сказкам А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» и «Песнь о Вещем Олеге», которые являются одними из главных произведений российского фольклора. Интересные декорации, яркие костюмы, необычный реквизит, которые дети делали сами, а также оригинальные тексты Пушкина, приобщали детей-актеров к народному творчеству и традициям. Была также поставлена измененная версия «Сказки о рыбаке и рыбке», где вместо одной золотой рыбки дед-рыбак спас стаю птиц-алконостов, народных существ с телами птиц и лицами девушек. Одним из жанров народных произведений, полюбившихся детям на сцене, является былина. Дети-актеры любят перевоплощаться в богатырей, разбойников, существ из мифологии и разыгрывать с ними сюжеты. На основе сюжетов из былин был поставлен спектакль «Несколько великолепных богатырей» про освобождение древнерусского города от разбойников. С детьми младшего школьного возраста был поставлен спектакль «Маленький змей Горыныч» про то, как крестьяне нашли в лесу маленького трехголового змея и воспитали из него доброе и веселое существо. Знаменитый древнерусский памятник литературы в жанре эпос «Хождение за три моря» (1474) тверского купца и путешественника Афанасия Никитина, который первым добрался до Индии, был так же поставлен с детьми на сцене. На основе этого старинного текста, в сочетании с индийским эпосом, была написана пьеса «Афанасий Никитин и народ нагов» про путешествие купца в сердце Индии и его встречу с мифологическим священным народом людей-змей. Было поставлено одно из самых старинных фольклорных произведений России в жанре апокриф, которое имеет многовековую театральную историю. «Сказание о подвигах Федора Тиринина» было переведено с греческого на славянский в конце XI – начале XII века и сразу же стало популярно, в том числе в народных постановках на площадях и на церковных праздниках. Адаптированный под современный язык сюжет о спасении родной матери из лап огнедышащего змея с помощью веры и смелости полюбился детям и раскрыл для них тему любви к родителям и значимость семейных ценностей. Особой популярностью у детей пользуются спектакли с удивительными существами из древнерусского фольклора. Это спектакли «Буки-онлайн» про народных лесных страшилищ, которые нашли в лесу телефон и вместо того, чтобы пугать путников и веселиться, стали сидеть в интернете, а также комедийный спектакль «Вперед через шторм» про то, как Водяной оказался в команде корабля в открытом море. Данный реальный опыт показал включенность и заинтересованность детей в материале, их пытливость и большой интерес к своим ролям. Дети не только изучили и сыграли спектакли, они сами сделали реквизит, подготовили интересные факты и картинки по заданным темам, вели словарик новых слов. На занятиях, в процессе репетиций с детьми младшего школьного возраста ярко-выражено проявлялась театральная природа фольклорного драматического творчества. Формат занятия актерским мастерством с элементами народного игрового театра дети восприняли как праздник, так как познакомились с разными обрядами, играми, хороводами, хождением ряженых, скоморошеством, вплоть до искусства дрессировки животных («медвежья потеха»), где дети перевоплощались в животных, что вызывало у них веселье и игровое «притворство». Данные выше формы еще не являются театром. Они сами по себе вызывали у детей интерес как специфические виды народных игр. Данный период дает ребенку-актеру представление о том, откуда идут истоки современного драматического театра в России. Театральный историк В.Е.Гусев пишет о связи драматического театра и фольклорно-этнографической сферы: «Признаком, обусловливающем возможность драматического творчества, является действие как форма отражения действительности и как средство выражения отношения к ней человека. Действие само по себе еще не драматическое творчество. Другим необходимым условием для него является преображение или перевоплощение человека в некий действующий объективизирующий объект (с помощью маски, ряженья, грима или посредством движений мимики, речи)» [4, с. 9]. В период работы над спектаклями через роли у актеров-детей проявлялось образно-художественное воспроизведение деятельности, даже в тот период, когда они играли в народные игры и обряды. Детьми-актерами была отмечена специфическая речь: словесные монологи и диалоги, реплики, выкрики, а также подробный рассказ всего происходящего, в отличие от сюжета в современном драматическом театре. На занятиях с детьми практиковалось традиционное русское ряженье как вид народной игры. Характеристику этого типа праздничной культуры дал М.М. Бахтин: «Система народно-праздничных образов складывалась и жила на протяжении тысячелетий. В этом длинном процессе были и свои шлаки, были и свои мертвые отложения в быту, в верованиях, в предрассудках. Но в основной линии своего развития эта система росла, обогащалась новым смыслом, впитывала в себя новые народные чаяния и мысли, перерабатывалась в горниле нового народного опыта» [1, с. 236, 229]. Ранее свидетельства о ряженье на Руси относятся к первым векам принятия христианства. Хождение и действия ряженых приурочивались обычно к зимним народным праздникам – святкам. Писатель-этнограф, фольклорист С.В. Максимов пишет: «Ряженье на посиделках могло быть и разнообразным, включать элементы бытовой и даже социальной сатиры» [5, с. 298]. Для ряженья характеры маски животных «коза», «конь», «петух», «баран», «медведь» и др. На занятиях по актерскому мастерству дети-актеры прикоснулись к изготовлению народных масок и с помощью игр и народного обряда проиграли роли в масках. Детям-актерам было предложено сыграть в упражнение «оживить маску», придумать пластику животного, его действия, обстоятельства, биографию животного. Далее дети менялись масками животных по кругу в случайном порядке в игровой форме и получали маску нового животного. Так игра продолжалась пока все участники хоровода не примерили маски всех животных. Дети придумывали монолог про существо из народного фольклора – домовенка. Предлагались обстоятельства, как будто бы у каждого ребенка дома живет домовой, которого они никогда не видели, но о существовании которого они знают, так как домовенок делает в квартире всякие пакости, либо тайно помогает по хозяйству, либо наоборот пугает жильцов. Детям предлагалось придумать остросюжетную историю и рассказать всем актерский монолог про своего домового в квартире. История могла быть комедийной, милой, поучительной и даже страшной. Дети потренировали креативное мышление и навыки ораторского мастерства. В.Н.Всеволодский-Гернгросс рассматривает происхождение игрища: «Термином «игрище» в научной литературе обозначаются разные по типу формы народно-драматического творчества. Впервые встречающееся в древнейшем летописном своде «Повести временных лет» слово «игрище» употреблялось на Руси применительно к народным обрядам вплоть до XVII века в официальных документах светских и церковных властей» [3, с. 23]. Народные игры рассматривались нами на занятиях с детьми как элемент актерских упражнений. Внедрение в систему групповых, хороводных игр, как показывает опыт работы, помогает детям-актерам снизить напряжение, характерное для обычного урока. После активной групповой игры дети становятся более раскрепощенными, свободными и внимательными друг к другу. Кроме того, народная игра на занятиях по актерскому мастерству способствует повышению сплоченности детского коллектива и позитивного эмоционального настроя группы. В беседе с детьми были выявлены их любимые народные игры. Большинство детей выделило игры-состязания и хоровые игры с народно-драматическими элементами (ряженье, обряды и т.д.). Список русских народных игр, которые реализуются на занятиях по актерскому мастерству с детьми младшего школьного возраста в системе дополнительного художественного образования, включает игры: «Золотые ворота», «Колокольцы-бубенцы», «Пустое место», «Бояре», «Вербавербочка», «Пчелки и ласточки», «Бабка-Ежка», «Жмурки», «Просо», «Горелки», «Лапти», «Гуськи», «Горячее место». Когда на занятиях по актерскому мастерству дети младшего школьного возраста начали знакомиться с первыми играми, оказалось, что большинство современных детей не гуляют на улице с другими детьми и не играют в коллективные игры. Большинство игр, известных как: «Жмурки», «Салки», «Горелки» и т.п. современным детям не известны. Такой спад коллективных уличных, народных, «дворовых» игр становится все более заметным на протяжении последних десятилетий с ускорением цифровизации. Это связанно с появлением у детей компьютеров, доступностью смартфонов. Они стали проводить больше времени дома, играть в телефоны, что стало замещать живую «дворовую» коллективную детскую игру. Проводя беседы с детьми и наблюдения за дворами города Москвы, других регионов России, можно сделать вывод, что уличная «дворовая» детская коллективная игра на стадии исчезновения. Важной является передача игры от взрослых к детям, что формирует связь поколений и духовно-нравственную культуру ребенка, так как народная игра – это не только игра ради удовольствия. Народная игра также формирует и развивает в ребенке лидерские качества, умение работать в команде, бережное отношение к дружбе, здоровую конкуренцию и самоидентичность в культуре и ценностях. Играя с детьми в народные игры, можно наблюдать, что всем детям нравится процесс игры, но вызывают вопросы и непонимание тексты игр. У детей возникали вопросы: «Почему Бояре? Кто такие?», «Что такое квашня? И почему кот на ней спит?», «Что за имя Пыхтеиха?» и т.п. Современные дети получали ответы на свои вопросы и с удовольствием продолжали играть. Родители отмечали, что дети, поиграв в народные игры на занятиях по актерскому мастерству, предлагали поиграть в них другим детям. Автором данной статьи было предложено детям младшего школьного возраста придумать свои собственные игры по мотивам русских народных игр. Данному проекту мы дали название: «Современные русские народные игры». Игра: «Злой боярин и крепостные актеры» Ребенок-актер садится на стул и надевает боярскую шапку. Он злой боярин. Остальные дети-актеры – крестьяне, работающие на боярина и играющие в крепостном театре. Их задача хорошо работать и рассмешить злого боярина, когда тот потребует от крестьянина сыграть в крепостном театре. Все крестьяне играют пантомиму, как они работают: косят траву, рубят дрова, собирают овощи и прочие ремесла, а боярин смотрит и строго оценивает их работу. Если ему нравится, как работает крестьянин, боярин требует от него, чтобы тот вышел на сцену и рассмешил его. Крестьянин должен сделать какое-нибудь комедийное актерское действие или сыграть кого-то смешного, сымпровизировать. Если боярину не смешно, он злится и требует от крестьянина «выполнять какую-нибудь работу дальше», какую боярин захочет, то есть играть пантомиму. Если злой боярин рассмеялся, крестьяне ловят его на этом, снимают с него боярскую шапку и надевают ее на успешного крепостного актера. Крепостной актер занимает место злого боярина. А бывший боярин – крестьянина. Побеждает тот, кто больше других стал успешным крепостным актером и боярином. Правило: боярин должен по очереди вызывать на сцену каждого крестьянина в порядке, какой ему захочется, но не два раза подряд. Нельзя вызывать одного и того же крестьянина несколько раз пока каждый крестьянин не побывал на сцене. Игра: супчик Бабки Ежки. Один ребенок-актер назначается Бабой Ягой. Остальные дети могут изображать, кого захотят: предметы, животных, персонажей. Они находятся в образе, который знают все дети, кроме самой Бабы Яги и должны постоянно в нем находиться. Баба Яга ловит их себе на суп. В супе может быть и самолет, и топор, и медведь, и динозавр. Когда Баба Яга касается кого-то из детей – он пойман и отправляется в суп. Но Баба Яга должна правильно назвать, кого или что она поймала. У нее три попытки. Если Баба Яга угадывает – все дети кричат: «В суп! В суп! В суп!». Актер садится в праздничный котел, специально-помеченную область, где театрально грустит. Если нет – она отпускает актера, и он дальше находится в образе. Если ребенка три раза поймали и три раза Баба Яга не угадала – он побеждает и приглашается к праздничному столу за супчик. Победителя два: Баба Яга, которая поймала большее число актеров в супчик. Это считается, когда все дети побыли Бабой Ягой. Второй победитель – ребенок-актер, который не попал в суп, а был приглашен к столу. Так же между таких детей считается, кто наибольшее количество раз не оказался в супе. Чтобы ребенок все время находился в образе, а не просто бегал, Баба Яга должна указывать на «сачкующих» и кричать: «Помидорчик для супа! Иди в котел!». В этот момент ребенок должен войти в образ и изображать то, что он играет. Игра: лучший самовар на деревне. Каждый ребенок выходит на сцену и играет пантомиму-самовар. Вопервых, самовару нужно ярко ответить на все вопросы детей: какого цвета самовар, сколько ему лет, из чего он сделан, из чего будет чай. Когда вопросы закончатся, все дети кричат самовару: «Топим! Топим! Самовар! Топим! Топим! Самовар!». Самовару все это время нужно оригинально и интересно показывать, как он дымит, разгорается, топится. Если кричащий ребенок останавливается или запинается, то он замолкает и так до последнего ребенка самовар должен показывать, как он топится. Когда последний ребенок перестает кричать, самовар закипает. В конце самовар должен придумать оригинальное приглашение к чаю и сказать мотивационный призыв, почему именно его чай нужно пить. Когда каждый ребенок сыграл свой самовар, то самовары по очереди выходят на сцену и к ним бегут пить чай те дети, которые хотят пить именно из него. Каждый ребенок может выбрать только один самовар. Так дети голосуют за лучший самовар. Данные игры вошли в программу занятий детей младшего школьного возраста по актерскому мастерству в системе дополнительного художественного образования. При постановке спектакля с фольклорными персонажами использовались актерские упражнения, способствующие погружению в атмосферу, развитию навыка импровизации, фантазии и командообразования. Ценным и новым опытом для актеров-детей было приобщение к хоровой народной игре. Оказалось, что среди детей в возрасте 7-11 лет, только четверть обучающихся водила когда-то хороводы, или участвовала в них. Для большинства современных детей это было новым опытом. Сложности появились в музыкальном и хореографическом исполнении, дети с трудом улавливали мотив песни и запоминали движения. Но у всех детей, спустя время, появилась легкость и радость от общего дела и повторений хороводного действия игры. Завершая, следует сказать, что народное драматическое хоровое творчество наиболее близко к театральной форме в современном его понимании. В категорической форме разницу между игрой и обрядовым действием выделил А.И. Белецкий: «В обряде театральны лишь элементы. Игра – почти всегда уже готовый, хотя и примитивный театр» [2, с. 2]. Игра – это еще и дотеатральная форма народно-драматического творчества, которая близка к детской игре и полезна для ребенка-актера в освоении на занятиях актерским мастерством. С детьми была сыграна русская хороводная игра «Под дубравою лен, лен», «Просо». Тематически эти игры связаны с посевом и уборкой зерна. Также дети-актеры водили комические хороводы «Заинька», «Воробышек». Хороводные игры проявляют и развивают актерские способности ребенка. Для современного ребенка это не только полезно с точки зрения изучения культуры своего народа, но и для личностного развития: хороводные игры развивают его харизму, музыкальность, работу в команде, лидерские и волевые качества. Данный практический опыт внедрения фольклора, народного театра, игр в систему дополнительного художественного образования на занятиях актерским мастерством дает положительный результат для современных детей. Дети раскрылись с лучших сторон, проявили свои артистические способности и пытливо изучали народные традиции, обычаи и тексты. Перевоплощение в персонажей мотивировало их к дальнейшему изучению российской истории и культуры. Дети-актеры продолжают играть в народные игры и выносить данный опыт за пределы театральной студии, что популяризирует и «оживляет» народную игру у новых поколений. Фольклорные тексты являются кладезем литературного искусства для развития актерских способностей у детей. Персонажи яркие, самобытные, мистические, что дает ребенку возможность реализации творческого потенциала. ЛИТЕРАТУРА 1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: 1965. 613 с. 2. Белецкий А. И. Старинный театр в России. М.: 1923. 214 с. 3. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русская устная народная драма. М.: 1957. 172 с. 4. Гусев, В. Е. Истоки русского народного театра. Л., 1977. 80 с. 5. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.: 1903. 736 с