ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Вагнер Ирина Владимировна Irina Wagner
доктор педагогических наук, профессор ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва Doctor of Pedagogical sciences, Professor, The Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education», Moscow e-mail: wagner.mail@mail.ru
DOI 10.34897/IAECS.2022.96.66.012
Аннотация: 
Аннотация. В статье охарактеризовано проблемное поле исследований процесса формирования у школьников эстетической культуры в условиях информатизации общества. Актуализировано формирование научных представлений о трансформациях феномена эстетической культуры личности в условиях информатизации и путей формирования эстетической культуры школьников. Обоснована необходимость исследования личного опыта современных школьников в ракурсе изучения взаимообусловленности его эстетической и информационной составляющих, влияния опыта информационной деятельности детей на формирование у них эстетической культуры; влияние цифровизации искусства, культуры на процесс развития эстетической культуры школьников. Сформулирована научная проблема проектирования и реализации потенциала информационной образовательной среды, включая организацию творческой и проектной деятельности школьников в информационной среде, в формировании у них эстетической культуры. Abstract. The article describes the problematic field of research into the process of formation of aesthetic culture among schoolchildren in the conditions of informatization of society. The formation of scientific ideas about the transformation of the phenomenon of the aesthetic culture of the individual in the conditions of informatization and the ways of forming the aesthetic culture of schoolchildren is updated. The necessity of studying the personal experience of modern schoolchildren is substantiated from the perspective of studying the interdependence of its aesthetic and informational components, the influence of the experience of information activity of children on the formation of their aesthetic culture; the impact of the digitalization of art and culture on the development of the aesthetic culture of schoolchildren. The scientific problem of designing and realizing the potential of the information educational environment is formulated, including the organization of creative and project activities of schoolchildren in the information environment, in the formation of their aesthetic culture. Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00059-22-03 на 2022 год по проекту «Формирование у школьников эстетической культуры средствами творческой и проектной деятельности в информационной образовательной среде»
В условиях информатизации общества, образовательной среды и цифровизации искусства происходит существенная трансформация процесса формирования эстетической культуры личности. Влияние информатизации во всем многообразии современного информационного пространства на эстетическое развитие детей – массивных информационных потоков, социальных сетей, опыта общения и собственной информационной деятельности детей в виртуальной среде и мн.др. – и нарастающей тенденции цифровизации искусства требует своевременного системного анализа. У подрастающих поколений формируется принципиально новый личный эстетический опыт в виртуальном пространстве, который, как это обосновано в отечественной педагогике и психологии, является фундаментом развития личностной позиции, ее качеств, компонентов ее культуры. Преследуя в нашей статье цель формирования проблемного поля исследований, обозначим его первую – мониторинговую составляющую, направленную на выявление динамики социокультурного опыта подрастающих поколений в целом и эстетического опыта в частности под влиянием информатизации. Мы уже привыкли говорить сегодня о негативном влиянии интернета, виртуального пространства на развитие личности в связи с имеющейся в нем негативной, опасной, асоциальной информацией, также – негативных образцов асоциального, деструктивного поведения. В последние годы все активнее идет работа над формированием позитивного контента, можно сказать – педагогически организованного виртуального пространства для обеспечения как защиты детей от негативного влияния информатизации, так и для формирования воспитывающего потенциала виртуального пространства. Данная тенденция выглядит оптимистично: чем активнее виртуальная среда будет «приручаться» педагогами, чем больше педагогической поддержки будут получать дети во взаимодействии с Интернет-пространством, чем качественнее будет педагогическая поддержка их информационной деятельности, тем это бесконтрольно выхватывающее детей из реальной жизни «интернет-чудовище» будет все менее зловещим и даже способным эффективно работать на развитие личности ребенка, приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, формированию у них просоциального поведения и в целом – обеспечению позитивной социализации школьников. Казалось бы, проблема понятна, пути ее решения – тоже, надо развивать механизмы педагогического обеспечения виртуальной социализации подростков, и вопрос на этом снимается с повестки дня. Но, к сожалению, все не так просто как белое и черное – позитив и негатив. Спектр проблем, связанных с влиянием информатизации на развитие эстетической культуры школьников намного богаче. Добавить больше позитива, педагогического обеспечения в неконтролируемый, неуправляемый, несущий в себе множество рисков виртуальный мир означает, с одной стороны, – добавить ложку меда в бочку дегтя (ложка, конечно, спасительная, но все же мала) – вряд ли педагогическому сообществу вместе с масс-медиа и всеми специалистами, включенными в процессы информатизации, удастся когда-либо догнать и «педагогически освоить» хоть на треть ту стремительно развивающуюся виртуальную среду, которую в перспективе ближайших 50 лет можно с трудом себе представить даже в самых смелых фантазиях. А создание в ней некоторого педагогически обеспеченного оазиса для детей, что само по себе крайне важно, не может, однако, быть гарантией от «свободного плавания» подростков в той самой бочке дегтя. И это только одна сторона проблемы. Другая сторона или даже другие стороны во множественном числе связаны с влиянием виртуальной среды на процесс формирования субъективной картины мира растущего человека, психические и психологические процессы его развития, на его представления и отношение к окружающему миру, людям, природе, самому себе, на его реальную жизнь, которая иногда проецируется на виртуальную, а иногда может становиться проекцией виртуального мира; на «контент» духовной жизни подростка, содержание его внутреннего мира, включая представления о прекрасном во всех аспектах данного понятия, эстетические ценности, идеалы красоты. Мы привыкли говорить также о том, что в эпоху информатизации у медиа-поколений формируется «клиповое сознание». Как это соотносится с процессом формирования эстетического сознания и, далее, – с характером эстетической деятельности? Это еще один вопрос для мониторинговых исследований. Кроме измерения «негативное / позитивное» влияние виртуального пространства существует измерение «позитивное / реальное». Поясним на примере эстетического отношения школьников к природе, исследованиями которого мы занимались в ракурсе проблем развития экологической культуры личности. Здесь информационная среда бросает такой вызов как виртуальный мир природы. Информационные технологии предоставляют возможность погружения в удивительный, красивый, интересный, захватывающий мир природы. И дети, и взрослые имеют возможность посещения разных природных оазисов в интернете, виртуальных экскурсий в заповедные зоны, наблюдения уникальных растений и животных крупным планом. В познавательном плане интернет предоставляет действительно уникальные возможности. Но эмпирические исследования позволили установить закономерность: чем ярче, привлекательнее, ближе для ребенка виртуальный мир, тем менее интересна живая природа, тем она менее значима, остается незамеченной детьми. Порядка 60% подростков в качестве первой ассоциации со словами «гриб», «лес», «береза», «восход», «радуга», «бабочка», «божья коровка» называют одно из запомнившихся виртуальных изображений, несмотря на то, что к школе ведет аллея берез, а из школьного окна виден горизонт, окаймленный лесополосой. Красота «виртуальной природы» с дополнительными эффектами часто превосходит привлекательность реальных объектов окружающей природы, которые испытывают на себе всю мощь антропогенного воздействия. Эстетическая ценность настоящей, живой природы снижается, как и потребность в непосредственном контакте с ней, в общении с животным и растительным миром. Кроме того, виртуальная природа – как правило – объект наблюдения, ее доминирование укрепляет пассивную созерцательную позицию по отношению к экологическим проблемам, к природе и угрожает отчуждением медиапоколений от живой природы – от жизни во всех ее проявлениях. Невольно вспоминаются размышления Эриха Фромма о некрофилии современной цивилизации и Освальда Шпенглера о том, что цивилизация наступает тогда, когда умирает душа культуры (в работе «Закат Европы»). Ведь эстетическая культура – это компонент духовной культуры, общей культуры личности. И это отражено в описании данного феномена даже в Педагогическом словаре: «эстетическая культура – …1) совокупность способности и потребности человека эстетически воспринимать, переживать, оценивать окружающую действительность и преобразовывать ее по законам эстетического совершенства; 2) единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения; 3) важнейшая составляющая духовного облика личности, определяющая интеллигентность, особую одухотворенность отношения к миру и людям, творческую направленность устремлений. Внутренним механизмом Э.к.л. является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через восприятие, переживание, оценку, идеал, взгляды, суждения» [1]. Проведенный Р.Н.Эргашевым анализ сущности и функций эстетической культуры личности, в частности, показал, что эстетическая культура проявляется во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Важное место в ней как составная ее часть занимает художественная культура – совокупность художественных ценностей, воспроизводимых и функционируемых в обществе. Художественные произведения играют важную общественную роль, что «…эстетическая культура, с таким ее значительным компонентом, как художественная культура – основополагающее интегральное личностное образование. Поэтому эстетическая культура требует в ее исследовании социологического, философского, научно-эстетического, культурологического, психологического, педагогического подходов, прежде всего, в личностном аспекте – с учетом категориальных понятий о личности, ее структуре; таких ее эстетических свойств, как направленность, сознание, отношение, самосознание, деятельность, самосовершенствование и др. – как основное содержание эстетической культуры личности [2]. В фундаментальных и прикладных исследованиях, которые проводятся в ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (ФГБНУ «ИХОиК РАО»), мы ставим исследовательские задачи как методологического, так и прикладного характера, ориентированные на формирование эстетической культуры личности [3; 4; 5]. В рамках реализуемого в настоящее время научного проекта «Формирование у школьников эстетической культуры средствами творческой и проектной деятельности в информационной образовательной среде» на 2022 год решаются такие исследовательские задачи, как проведение эмпирического исследования опыта творческой деятельности современных школьников в информационной среде и его влияния на формирование у них эстетической культуры; проектирование прикладных моделей формирования у школьников эстетической культуры средствами творческой проектной деятельности в информационной образовательной среде; разработка примерного содержания творческих информационных проектов для школьников разного возраста, ориентированных на формирование у них эстетической культуры; обоснование потенциала творческой проектной деятельности школьников средствами информационных технологий в формировании у них эстетической культуры; методическое обеспечение деятельности педагогов по педагогическому сопровождению детских творческих проектных инициатив в информационной образовательной среде. В рамках проекта осуществляется разработка навигатора «Искусство в информационном образовательном пространстве школьников» для использования в образовательном процессе; разрабатывается программа внеурочной деятельности «Эстетическое развитие школьников средствами творческой деятельности в информационной среде: детские информационные проекты» и методические рекомендации по ее реализации. Смысл и ценность программы в том, что она будет предоставлять педагогам и школьникам актуальные цели, идеи, сюжеты творческих информационных проектов, реализация которых будет расширять позитивный эстетический опыт детей, обеспечивать реализацию потенциала искусства в их позитивной социализации, формировании эстетических ценностей, эмоциональной психологической устойчивости, готовности к принятию самостоятельных решений в ситуациях выбора на основе сформированного эстетического опыта творческой информационной деятельности. В современной педагогической практике высок интерес к проектной деятельности школьников, обеспечению их творческой самореализации, к использованию цифрового искусства, организации информационной деятельности детей. Чтобы потенциал перечисленных педагогических средств был грамотно и полноценно реализован, а вкладываемое в них содержание обеспечивало гражданское становление обучающихся, мотивировало к просоциальному поведению, важно обеспечить педагогов программно-методическими материалами, дидактическим инструментарием, примерным содержанием и методами педагогической поддержки детских творческих проектных инициатив в информационной среде. Информационные проекты имеют очень мощную силу влияния на подростков, поэтому их педагогическая инструментовка, их наполнение смыслами, образцами, моделями поведения, деятельности, общения, которая создается сейчас в рамках проекта, – это вопрос обеспечения воспроизводства российской культуры, ее ценностей, сохранения и воспроизводства русского мира. Поставленными на 2022 год исследовательскими задачами проблемное поле исследований процесса формирования эстетической культуры школьников в условиях информатизации общества, разумеется, не ограничивается. Так, директор ФГБНУ «ИХОиК РАО» Е.М.Акишина акцентирует внимание на том, что информатизация обусловливает трансформацию культуры, цифровизацию «артефактов, искусства, в котором наряду с традиционным все интенсивнее развивается цифровое – цифровая музыка, цифровая литература, цифровое изобразительное искусство, цифровой дизайн» [6, c.9], что в свою очередь определяет необходимость разработки «новых подходов к формированию художественно-эстетического содержания общего образования в целях воспитания у медиа-поколений эстетической культуры, становления творческой, духовно обогащенной личности, приобщения подрастающих поколений к ценностям отечественной культуры, их позитивной социализации и полноценного включения в процесс культуротворчества в цифровую эпоху» [6, c.9]. Проблемное поле исследования выходит далеко за рамки художественного образования, поскольку эстетическая культура предполагает потребность и готовность личности реализовывать эстетические ценности во всех сферах своей жизнедеятельности – в общении, в труде, в быту, в любой деятельности по преобразованию окружающей действительности и самого себя по законам красоты, включая красоту помыслов, чувств, духовного мира личности. Таким образом, педагогический процесс формирования эстетической культуры личности приобретает глобальное звучание. Не только информатизация обусловливает характер социализации подростков, но имеется и обратная связь: в какой мере эстетический императив будет определять характер развития процессов информатизации – зависит от эффективности педагогического процесса формирования эстетической культуры подрастающих поколений, обеспечения социального наследования лучших традиций эстетической культуры современного общества. Закономерности развития этих двух процессов, их взаимовлияния во всем многообразии аспектов определяют масштабные контуры проблемного поля развития эстетической культуры личности в условиях информационного общества. ЛИТЕРАТУРА 1. Педагогический словарь / [авт.-сост.: В.И. Загвязинский и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 343 с. 2. Эргашев Р.Н. Эстетическая культура личности: сущность, функции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2019. № 2. С. 151–156. 3. Акишина Е.М., Савенкова Л.Г. Современные направления исследований Института художественного образования и культурологии Российской академии образования // Музыкальная и художественная культура в образовании: инновационные пути развития: материалы IV международной научно-практической конференции, Москва – Ярославль – Вологда, 27-29 марта 2019 года. Москва – Ярославль – Вологда: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. С. 8–13. 4. Акишина Е.М. Культурное развитие ребенка в современном обществе // Воспитывающая культурная среда образовательных организаций: модели развития: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 30 сентября 2021 года / Сборник научных статей рекомендован к изданию решением Ученого совета ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (Протокол № 2 от 23.11.2021). Москва: Институт художественного образования и культурологии РАО, 2021. С. 8–16. 5. Олесина Е.П. Культурологическая безопасность обучающихся как новое направление педагогики искусства // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: материалы V Международной научно-практической конференции, Таганрог, 31 марта 2022 года. Ростов-на-Дону – Таганрог: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2022. С. 197–204. 6. Акишина Е.М. Художественно-эстетическое содержание общего образования в условиях цифровизации // Педагогика искусства. 2021. № 2. С. 8–13.