Результаты исследования получены в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения РФ по проекту
«Фестивально-конкурсное движение как форма социализации обучающихся» на 2020 год
Военное хореографическое искусство является составной частью всего хореографического искусства России в целом. Проблема интеграции военного хореографического искусства в социально-культурное пространство фестивально-конкурсного движения заключается в том, чтобы не только выявить условия развития художественно-творческих способностей служащих Российской армии средствами хореографического искусства, но и поднять художественный уровень общественной среды за счёт культуротворческой деятельности.
Армейское и флотское фестивально-конкурсное движение в самодеятельном и профессиональном хореографическом искусстве могут иметь определенный статус «региональный», «окружной», «всероссийский» и «международный». По направленности может быть «простым» и «сложным». «Простые» фестивали и конкурсы могут иметь только хореографическую направленность, а «сложные» могут состоять из вокала, музыки, хореографии и изобразительного искусства.
Хореографическое искусство входящее в Советские и Российские Вооруженные силы делится автором на армейскую и флотскую хореографию. В свою очередь армейское и флотское хореографическое искусство делится на профессиональное и самодеятельное (любительское) художественное творчество.
Широко распространенное мнение о возникновении «военной са-модеятельности» как типично советского явления - ошибочно. Художественное любительское творчество заявило о себе в конце Х1Х и начале XX века, когда в военных округа были организованы Дома офицерских собраний. В Офицерских собраниях армии и флота проводились балы и были показаны первые любительские балетные спектакли. Сам термин «самодеятельность» впервые прозвучал на страницах российской печати в 1912 году. Советская эпоха лишь придала ему новое значение. В стремлении показать миру нового человека, «гармонически развитую личность», она предоставила, через систему Домов офицеров и гарнизонных клубов, государственную дотацию самодеятельным кружкам и коллективам. Огромные возможности, открылись перед военным хореографическим творчеством. Число его участников, постепенно увеличивалось, жанровый диапазон увлечений расширялся.
В апреле 1924 года (в здании Офицерского собрании армии и флота Санкт-Петербурга) был организован Ленинградский Дом Красной Армии (ЛДКА). К десятилетию организации Красной Армии 23 февраля 1928 году был открыт Центральный дом Красной Армии им. М.В. Фрунзе (ЦДКА) – как главный центр армейской культуры. В 1929 году на базе ЦДКА создается новый жанр эстрады – «Ансамбль красноармейской песни», руководимый П.И. Ильиным и А.В. Александровым. «Первый состав которого состоял из восьми певцов, одного баяниста, а в дальнейшем пополнился двумя танцорами» [2.С5]. В первых хореографических постановках , ещё не нашли те танцевальных движений, которые бы дали право называть этот танец солдатским «…в армейской пляске были использованы элементы городской русской народной пляски и только военная форма исполнителей в какой-то мере говорила, что танец – солдатский» [8, с. 8-9].
В 1933 году состав ансамбля стал быстро пополнятся за счёт армейской художественной самодеятельности и профессиональных певцов, музыкантов и танцоров и составил 135 человек. С награждением ансамбля Красным Знаменем с орденом Красной Звезды, он стал именоваться «Краснознаменным ансамблем красноармейской песни и пляски Союза ССР» [8, с. 21]. Рассматривая основные этапы развития танцевальной группы Красноармейского ансамбля, можно проследить формирование и становление профессионального военного хореографического искусства и его влияние на армейскую и флотскую художественную самодеятельность.
Постепенно начинается формироваться стиль и манера исполнения красноармейской (солдатской) пляски. Со становлением сценической военной хореографии, все чаще стали употреблять термин «танец» как хореографическое произведение, созданное балетмейстером (автором) использующего основные законы сцены «экспозиция», «завязка», «развитие действия», «кульминация» и «развязка».
Особую роль в жизни народной и военной хореографии сыграл Всесоюзный фестиваль народного танца 1936 года, к участию в котором допускались только танцоры-любители с исполнением национальных танцев. Сценические варианты русских, украинских, башкирских, татарских, калмыцких и других танцев, почти не отличались от этнографических образцов и поражали специалистов и зрителей самобытностью пластического материала. На этом фестивале был показан «новый хореографический жанр – красноармейская, солдатская пляска, построенная на основе русской народной пляски» [6, с. 39]. Итогом фестиваля можно считать возникновение профессиональных ансамблей танца, песни и танца - как новой разновидности сценического хореографического искусства.
Годы войны не отменили, а, напротив, закрепили все основные элементы централизованной системы культпросвета, составной частью которой являлась армейская и флотская самодеятельность. Главное место в ее репертуаре заняла военно-патриотическая тематика. В это время в тылу и на фронте велась большая работа по обслуживанию войсковых соединений, госпиталей и предприятий оборонной промышленности. «Одаренные участники армейской самодеятельности принимали активное участие в выступлениях концертных бригад» [6, с. 39].
В тяжелые месяцы 1941 года, когда немцев рвались к Москве, политотделами всех армий были организованы красноармейские ансамбли песни и пляски; в дивизиях в тот же период создаются агитбригады. Репертуар ансамблей и агитбригад состоял в основном из небольших концертных номеров, среди которых были пляски, переплясы и частушки с пляской, с неизменным «Яблочко», солдатскими кадрилями и национальными танцами. ЦДКА им. М.В. Фрунзе под девизом «Смерть немецким оккупантам» выпускает журнал «Красноармеец» и сборник репертуара «Красноармейская эстрада» для коллективов красноармейской художественной самодеятельности.
В мае 1943 года в осажденном Ленинграде состоялся «блокадный» общегородской смотр художественной самодеятельности. Политическим управлением Ленинградского фронта в помощь красноармейской и флотской самодеятельности начинает выпускать сборник «Красноармейская эстрада». В Сталинграде районный комитет комсомола провел конкурс на лучшего певца, чтеца и танцора. В заключительном концерте смотра приняло участие 37 коллективов общей численностью 369 человек. Особым направлением, в оккупированных немцами районах, была партизанская самодеятельность. Партизанские ансамбли Брянщины и Белорусии провели около 300 выступлений в освобожденных селах и деревнях.
В 1942 году хореографическую группу Краснознаменного ансамбля песни и пляски возглавляет Павел Павлович Вирский. Опытный балетмейстер, он до поступления в Ансамбль работал на Украине как постановщик классических балетов в театрах Киева, Харькова и Одессы, как организатор и руководитель украинского ансамбля народного танца. С начала войны П.П. Вирский возглавляет танцевальную группу в Ансамбле песни и пляски Киевского военного округа [1, с. 125]
С приходом П.П. Вирского в Краснознаменном ансамбле песни и пляски создается «новое направление сценической военной хореографии».
На особенности балетмейстерского искусства П.П. Вирского, отвечает заслуженный артист РСФСР Г.А. Коженков, работавший в Ансамбле в качестве солиста балета и помощника П.П. Вирского в постановочной работе. «Солдатской пляски - должна демонстрировать физическое совершенство воина, его ловкость, мастерское владение своим телом, смелость, выдумку, остроумие (не говоря уже о постоянно включаемых в танец элементах строевых занятий, строевого шага, поворотов, перестроений и т.д. )…и, конечно, основой танца для Вирского всегда был его смысл,, сюжет, идея, тема, в которых воплощался образ советского воина - его широкий характер, удаль и в тоже время благородная сдержанность, умение быть собранным, мобильным, его патриотические чувства, интернационализм» [9, с. 38].
В 1943 году он ставит «Камаринскую», в 1944 «Красноармейскую пляску», в 1945 - «Матросский танец», в 1946 - «Казачью пляску», в 1947 «Солдатский перепляс», в 1952 «На привале» и «В Праге в день Победы», в 1954 «Дружба Украины с Россией», музыку к танцам написали Б. Александров, П. Куликов, Л. Шац и др. Поставленные П.П. Вирским хореографические произведения, после войны, тиражируются в профессиональных и почти во всех самодеятельных (солдатских) ансамблях песни и пляски бывшего Советского Союза. Военные издательство начинают выпускать сборники танцев для армейской и флотской самодеятельности.
После Великой Отечественной войны к сформированным военным округам ( Прикарпатскому, Киевскому, Одесскому, Северо - Кавказскому, Закавказскому, Московскому, Ленинградскому, Приволжскому, Уральскому, Сибирскому, Среднеазиатскому, Туркестанскому Забайкальскому, Дальневосточному) и флотам ( Северному, Балтийскому, Черноморскому и Тихоокеанскому), формируется Прибалтийский военный округ , куда вошли Литва, Латвия, Эстония и Калининградская область. В освобожденных странах формируются группы войск: группа советских войск в Германии (ГСВГ), Северная группа войск в Польше, Центральная группа войск в Чехословакии и Южная группа войск в Венгрии. В каждом из военном округе и на флотах были сформированы профессиональные армейские и флотские ансамбли песни и пляски, которые были «эталонам» для армейской и флотской самодеятельности.
В армейских и флотских коллективах художественной самодеятельности, хореографическое искусство стало действенным средством воинского воспитания. Как показал Всеармейский смотр художественной самодеятельности, армейским и флотским коллективам под силу решать средствами танца большие художественные задачи. Успехи самодеятельного художественного творчества свидетельствуют о том, что многие руководители коллективов творчески подходят к созданию репертуара на армейскую и флотскую тематику, убедительно раскрывая идейное содержание танца в яркой и доходчивой художественной форме.
К постановочной работе в профессиональные ансамбли приглашаются балетмейстеры Большого и Мариинского театров Л.А. Жуков, С.Н. Сергеев, Р.В. Захаров, которые создавали хореографические композиции, рассчитанные на большие группы исполнителей. В новые поставки армейских и флотских плясок, кроме элементов народного танца, стали включать видоизмененные движения классического танца.
Политическое управление военно-морскими силами, по материалам ВДНТ им. Н.К. Крупской, выпускаются «Материалы в помощь армейской художественной самодеятельности». В них мы находим записи: «Русский перепляс» И.А. Моисеева из репертуара Ансамбля танца СССР; «Перепляс» И.В. Быстрениной и украинскую пляску «Вихорь» А. Бердовского; «Солдатская пляска» Н.В. Суханова и нотный материал «Яблочко»; «Матросская пляска» В. Локтева с музыкальным приложением и беседа И. Моисеева «Народный танец – как основа солдатской пляски» [3, с. 116-150].
В 50-х и начале 60-х годов армейская хореографическая самодеятельность бурно возрождается в рамках накопленных довоенных достижений. Благодаря культурно-просветительской системе повышения квалификации (на двухгодичных и краткосрочных курсах, постоянно действующих семинарах) ВДНТ им. Н.К. Крупской и отделами художественной самодеятельности Ленинградского ДСА и ЦДСА им М.В. Фрунзе, прошли подготовку множество молодых руководителей самодеятельных хореографических коллективов. Теперь армейская и флотская самодеятельность представлена не только небольшими хореографическими кружками, но и ансамблями народного танца, и ансамблями песни и танца, руководят которыми, в большинстве своем, культпросветработники прошедшие повышение квалификации.
В 60-е годы становится все более популярной форма массовых танцев, масштабных хореографических зрелищ. Одним из примеров такого зрелища может служить народное хореографическое представление «Цвети, наша молодость!», организованное в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Москве возглавляет балетмейстер Большого театра народный артист СССР Р.В. Захаров [6, с. 40].
В 1966 году с большим опытом работы в военных ансамблях возвратился в Краснознаменный ансамбль песни и пляски А.П. Хмельницкий, сменив А.И. Радунского на посту главного балетмейстера. Первые постановки А.П. Хмельницкого в Краснознаменном ансамбле - «Шуточный солдатский танец» и хореографическая картина «Запорожцы» (по мотивам известного полотна И. Репина) запомнились. Если в первую постановку он вложил весь свой богатый опыт постановок армейской пляски в окружных ансамблях, то во второй проявил знание украинского народного танца, выдумку, фантазию, умение создавать комедийные сценки, раскрывающие содержание хореографического произведения.
Основное место в постановках А.П. Хмельницкого занимают композиции на военные темы, имеющие самый широкий диапазон, например: «Тёркин среди нас», «Матросская и солдатская «Барыни», «Красные конники», «На учениях «Днепр», «Десантники», «Весна 45-го года», «Праздничный марш», «Единство», «Праздник победы» и другие. Немало поставлено и русских плясок - «Удальцы», «По половице», «Зимушка», «Русские самоцветы», «Палехская шкатулка»... музыку к этим постановкам писали Л. Шац, В. Коробко и Н. Хмельницкий [1, с. 561].
Особенно надо отметить творческую удачу балетмейстера в постановке хореографической картинки «Приглашение к танцу», где им, по существу, открыт путь к лирической миниатюре в хореографии армейских ансамблей. Высокую оценку специалистов получила так же хореографическая композиция «Время, вперед!», поставленная на музыку Г. Свиридова и раскрывающая в танцевальных эпизодах историю Советского государства. В композиции «Праздник победы» А.П. Хмельницкий впервые в практике ансамблей песни и пляски, оперировал не только балетом и оркестром, но и хором, и получалась красочная картина народного торжества, раскрывающая единство армии и народа. Такие композиции А.П. Хмельницкого, как «Теркин среди нас», «Праздничный марш», «Удальцы», «Палехская шкатулка» - прямые наследники лучших постановок П.П. Вирского, продолжающие и развивающие традиции военной хореографии.
С ростом военной профессиональной хореографии в округах стали организовываться дивизионные ансамбли песни и пляски. Так в Туркестанском военном округе, кроме профессионального Ансамбль песни и пляски Туркестанского военного округа (г. Ташкент), были сформированы дивизионные ансамбли песни и пляски ПВО, в которых служили солдаты срочной службы. Эти ансамбли располагались в пяти республиках Казахстане, Киргизии, Таджикистане. Туркмении, Узбекистане и обслуживали воинские части и гарнизоны. Коллективы были небольшие, поэтому, когда начинался концерт, часть хореографической группы становилась в хор, часть садилась в оркестр (приходилось осваивать смежные специальности у кого какие были склонности и призвания). В дивизионном ансамбле песни и пляски (г. Мары Туркменской АССР), где начинал служить автор был хор, оркестр и хореографическая группа. В разное время, в ансамбль входило от 20 до 25 солдат срочной службы. Хореографическая группа состояла из восьми солдат: двое – Б. Баубеков и С. Зинченко закончили Ташкентское хореографическое училище и до призыва в армию танцевали в театре оперы и балета, а автор этих строк только закончил балетную студию при Кемеровском музыкальном театре и был призван в армию. Остальные пять человек были из ведущих коллективов художественной самодеятельности.
В 1967 году автор в составе хореографической группы из девяти артистов, был направлен в Москву для участия во Всесоюзном фестивале – конкурсе, где стал лауреатом , получив Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ, удостоверение лауреата, значок и позолоченные именные часы с гравировкой. Заключительный концерт Всесоюзного фестиваля-конкурса прошёл в Кремле во Дворце Съездов. По приезду в дивизионный ансамбль песни и пляски ПВО, был направлен в Окружной ансамбль песни и пляски (г. Чирчик под Ташкентом), где последние полгода службы возглавил балетную группу ансамбля и поставил две пляска «Содружество войск Туркестана» и «Солдатская кадриль». Все это позволило автору, после окончания службы, поступить на кафедру хореографии Московского государственного институту культуры по специализации «режиссура балета» и получить специальность «балетмейстер-педагог».
В 1975-77 годах состоялся первый фестиваль военного самодеятельного творчества, а затем второй фестиваль, заключительные концерты которого прошли в 1987 году. Участниками фестивалей являлись армейские и флотские коллективы художественной самодеятельности. Торжественные концерты к юбилейным датам на главных сценах страны стали уже традицией. В этих массовых зрелищах принимали участие до тысячи военных самодеятельных артистов из разных уголков страны, показывавших свои народные песни и танцы. Республики СССР насчитывали, согласно статистике, сотни тысяч военных самодеятельных хореографических коллективов, среди которых преобладали ансамбли песни и пляски. Участники хореографических коллективов могли бесплатно овладевать азами хореографической грамотности, заниматься под руководством профессиональных педагогов, участвовать в концертной деятельности. Дома офицеров и гарнизонные клубах обеспечивали бесплатное обучение и пошив костюмов, оплачивали поездки на фестивали и конкурсы.
Этот жанр с годами стал «абсолютно приоритетным». С одной стороны, народный танец был наиболее близок и доступен для освоения армейскими и флотскими коллективами, с другой — его развитие всячески поддерживалось Министерством обороны СССР, официальными инстанциями и государственной идеологией. Каждая знаменательная дата советской истории закономерно становилась поводом для Всероссийских конкурсов и смотров военного профессионального и самодеятельного художественного творчества, в которых хореография занимала одно из ведущих мест. Возможность участия в «областном», «региональном», «окружном», «всероссийском», «международном» фестивально-конкурсном движении военного хореографического искусства стало действенным средством воинского воспитания, давала значительные стимулы для её участников и приводила к массовому созданию новых хореографических коллективов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балет. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Григорович. - М., 1981.
2. Десять лет Краснознаменного ансамбля Красноармейской песни и пляски - М. – Л.: Искусство, 1939.
3. Солдатская эстрада. Репертуарный сборник для ротной художественной самодеятельности. - М.: Воениздат, 1961. Вып.2.
4. Пуртова, Т.В. Хореографическая самодеятельность в Советский период // Народное творчество России на рубеже веков. - М., 2001.
5. Советская военная энциклопедия в 8 томах. - М.: Воениздат, 1976-1980.
6. Шилов, А.В. 20 лет Краснознаменного им. А.В. Александрова Ансамбля песни и пляски Советской Армии. - М., 1949.
7. Шилов, А.В. Краснознаменный ансамбль Советской Армии. - М.: Музыка, 1964.