Образовательный потенциал литературных музеев сегодня очень велик. К
сожалению, образовательные учреждения мало используют образовательно-
просветительные ресурсы литературных музеев в учебной работе. Значимость
деятельности литературных музеев признана на самом высоком уровне – 23 сентября 2014
г. директор Государственного литературного музея (ГЛМ) Д. П. Бак в рамках публичных
лекций в Государственной Думе прочитал лекцию, приуроченную к объявленному
президентом Российской Федерации Году литературы (2015 г.).
Директор ГЛМ, известный отечественный литературовед, профессор РГГУ Д. П.
Бак придумал для своей лекции в Государственной Думе очень яркое и актуально
звучащее название: «Литература в России: краткая предыстория будущего». По сути, в
выступлении в Государственной Думе Д. П. Бак представил концепцию современного
литературного музея, который активно участвует в образовательном процессе. По мнению
директора ГЛМ, становление писательского творчества, его наглядное бытование в
печати, книгоиздании и литературной критике, а также отношение к нему современников
можно зримо увидеть и осознать только в литературном музее. Директор ГЛМ
подчеркнул, что Россия сформировалась как «литературоцентрическая страна», в которой
творчество А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского далеко выходило за пределы
проблематики собственно литературного творчества. По мнению Д. Бака, литература в
России развивалась в неразрывном единстве с просвещением общества, характерным
примерами этого единства являются эпоха начала книгопечатания в России, зарождение
национальной литературы в XVIII веке, взаимоотношения в XIX веке государства и
литературы. Директор ГЛМ напомнил, что именно в XIX веке появилась целая плеяда
знаменитых литературных критиков разных направлений – «литературных
первооткрывателей», по его словам, которые познакомили русскую читающую публику с
современными ей писателями, благодаря этим критикам имена русских писателей XIX
века вошли в учебники и учебные хрестоматии, а сам период получил наименование
периода русской классической литературы [2].
Литературные музеи не только традиционно занимаются изучением истории
русской литературы и ее взаимосвязями с мировыми литературами, но и активно
продвигают свои образовательные проекты и программы в дополнительном литературном
образовании. Сегодня литературные музеи, и прежде всего Государственный
литературный музей в Москве, предлагают свои прочтения и интерпретации
произведений русской классической литературы, основанные на солидной базе сведений
из истории литературы. В процессе создания своих версий прочтения классических
произведений литературные музеи сотрудничают с российскими театрами, деятелями
кино, литературными, театральными и кинокритиками, представителями академической
гуманитарной науки, творческими учителями, преподающими литературу и русский язык.
Такое разностороннее сотрудничество помогает ГЛМ и другим литературным музеям
Москвы найти свое место в современном литературном образовании детей, подростков и
юношества. Не случайно в ГЛМ был создан отдел музейной педагогики, сотрудники
которого во главе с К. А. Белькевич занимаются инновационными образовательными
проектами. Проект «Сказка выходного дня», включающий литературные тематические
экспозиции, а также литературную, театральную и художественную мастерские для детей
и подростков по мотивам этих экспозиций, стал лауреатом Всероссийского конкурса на
лучший музейный проект 2011 г.
Инновационные формы работы с детьми в литературном музее подразумевают
применение различных интерактивных технологий, комплекса творческих мастерских,
предполагающих творческо-развивающие занятия с детьми по итогам посещения
различных тематических выставок. С детьми дошкольного, младшего школьного и
среднего школьного возрастов сотрудники ГЛМ проводят интерактивные занятия в
творческих мастерских, причем часто занятия происходят в интерьерах экспозиции.
Например, для проекта «Сказка выходного дня» сконструирована декорация-
трансформер, на основе которой можно организовать различные выставки (штаб Тимура и
его команды к юбилейной выставке А. П. Гайдара, дом на Вишнёвой улице, где живут
воспитанники Мери Поппинс, на выставке, посвященной творчеству английской
писательницы Памелы Трэверс). 4 октября 2014 г. в Музее-квартире А. Н. Толстого
(филиал ГЛМ) в рамках программы «Семейного путешествия» была подготовлена
интерактивная экскурсия-расследование для детей от 12 лет «Дело о деревянных
человечках, или Слово как улика». Авторы интерактивной экскурсии использовали жанр
детективного расследования, чтобы в увлекательной форме помочь детям постичь
масштаб и противоречивость личности А. Н. Толстого, показать обстоятельства
формирования авторского замысла и историю создания сказки «Золотой ключик, или
Приключения Буратино». А. Н. Толстой написал сказку «Золотой ключик» в очень
драматический период истории нашей страны, ее герой – марионетка, осмелившаяся
поднять бунт против тирана-хозяина. Авторы экскурсии-расследования несколько
упрощенно интерпретировали образ Буратино как своего рода альтерэго А. Н. Толстого.
Эта авторская интерпретация была противопоставлена другой трактовке, по которой
сказка «Золотой ключик» – это только пересказ сказки итальянского автора К. Коллоди
«Приключения Пиноккио». Ведущая экскурсии-расследования рассказала о творчестве
К. Коллоди и обстоятельствах написания сказки «Приключения Пиноккио». После
экскурсии ведущая предложила участвующим в экскурсии детям самим ответить, какая
же интерпретация сказки «Золотой ключик» кажется им наиболее правильной? В
непринужденной форме литературной игры детей готовят к пониманию таких
литературоведческих понятий, как авторский замысел, образ автора, литературный жанр,
сюжет и фабула, парафраз и других.
Одно из главных направлений просветительской деятельности ГЛМ –
теоретическое обоснование и практическая разработка методики визуализации
произведений русской словесности. Эту проблему сотрудники ГЛМ разрабатывают
применительно ко всем ступеням образования и возрастам – от циклов интерактивных
программ для дошкольников до летних школ, выставок, тематических лекций, цифровых
образовательных ресурсов для старших подростков, студентов вузов, взрослых людей и
методических разработок для педагогов.
Интересным примером научно-методического мероприятия, посвященного
проблемам визуализации произведений словесного искусства и литературоведческого
знания, является круглый стол по теме «Визуальный образ в музейных практиках: музей
как учебная площадка», который был проведен 3 июля 2014 г. в рамках XVII
Фулбрайтовской гуманитарной летней школы в МГУ им. М.В. Ломоносова
«Визуализация знания: визуальная грамотность в высшем образовании». В обсуждении
этой актуальной для музейной практики и литературного образования темы приняли
участие директор ГЛМ Д. Бак, руководитель отдела Музейной педагогики К. Белькевич и
другие специалисты музейного дела. Среди обсуждаемых на круглом столе тем
выступающие выделили следующие актуальные вопросы:
– сложившиеся традиции соотношения словесно-текстового и визуального в
экспозиции литературного музея;
– что лучше воспринимается на слух, а что необходимо только визуализировать;
– специфика технологии и методики использования мультимедийных средств в
музейной практике;
– роль музея в образовательном процессе [5].
Недавно в сообществе литературных музеев Москвы произошло значимое событие,
которое внесет существенные коррективы в методику визуализации нарративных и
вещественных источников в литературном музее и практику использования
мультимедийных объектов. Теперь все пространство литературных музеев Москвы стало
единым цифровым образовательным ресурсом, который можно успешно использовать в
преподавании литературы в школе и вузе. 17 октября 2014 г. на I Московском
международном форуме культуры в Центральном выставочном зале «Манеж» С. Капков
представил проект «Литературная Москва» Академии культуры Google. Этот знаменитый
концерн в области информационных технологий создал цифровую инновационную
платформу, на которой размещены цифровые архивы музеев, театров, литературные и
художественные выставки по различным темам и периодам в истории литературы. С
помощью картографического сервиса Google Street View («Просмотр улиц») зрители
смогут через интернет совершить виртуальные туры по залам музеев и театров, посетив
все литературные музеи Москвы, посмотреть общую панораму музея и интерьеры
отдельных помещений. Создатели проекта «Литературная Москва» рассчитывают с его
помощью популяризировать литературное наследие Москвы, а в дальнейшем, расширив
масштаб этого проекта, привлечь внимание к литературному наследию России, повысит
интерес к чтению у современных школьников и молодежи. Поэтому необходимо обратить
внимание учителей-словесников на то, что в проекте «Литературная Москва» участвуют
большинство литературных музеев Москвы, представляющих квартиры и мемориальные
дома писателей, творчество которых относится к периоду русской классической
литературы, а также мемориальные комплексы русских писателей XX века. Среди
участников проекта – Государственный музей А. С. Пушкина, Государственный музей
В. В. Маяковского, Музей М. А. Булгакова, Государственный литературный музей, а
также многие другие литературные музеи Москвы [4; 6].
Свой вклад в практическую разработку методики визуализации литературных
объектов в образовательной деятельности литературных музеев внесли авторы культурно-
образовательного проекта «По Москве в поисках литературного героя» для школьников
среднего и старшего возраста и студенческой молодежи. В этом проекте сотрудники ГЛМ
продемонстрировали новый подход к традиционным литературно-краеведческим
экскурсиям. Проект начинается с краеведческих экскурсий по окрестностям писательских
музеев-квартир, входящих в ГЛМ, с посещением экспозиций этих музеев. Специфика
проекта «По Москве в поисках литературного героя» заключается в том, что по
экспозиции музеев проводятся не только эксклюзивные авторские экскурсии
литературной тематики, но и специальные программы, связанные с темой авторской
пешеходной экскурсии, – спектакли по литературным произведениям, интерактивные
игровые программы для школьников, музейные квесты для подростков,
литературоведческие лекции специалистов в области истории русской литературы и
литературного краеведения. В рамках проекта сотрудники ГЛМ предложили прогулку по
старому московскому переулку Сивцев Вражек. На экскурсии «Тогда на Сивцевом…»
участники экскурсии рассматривали типовую застройку этой улицы в XIX веке, слушали
увлекательные истории о старинных московских особняках и творческих людях, живших
в этих зданиях. В рамках этой экскурсии ее участники посещали экспозицию «Дома-музея
А. И. Герцена», которая благодаря удачному соединению мемориальных предметов и
возможностей цифровых технологий воссоздает повседневную обстановку особняка
начала XIX века. Следующей литературно-краеведческой экскурсией в проекте «По
Москве в поисках литературного героя» была прогулка в окрестностях Музея-квартиры
Ф. М. Достоевского, по старинному району Божедомке. Автор экскурсии и экскурсанты
прошли от станции метро «Достоевская», к Мариинской больнице, комплексу
Селезнёвских бань, Сущевской полицейской части, осматривая застройку XIX – XX,
разговаривая о творчестве Ф. М. Достоевского, С. А. Есенина, В. В. Маяковского,
благотворительности Екатерины II и императрицы Марии Федоровны, работах
архитектора М. К. Геппенера, а также об истории съемок известного советского фильма
«Служебный роман». Еще одним интересным литературным маршрутом стала авторская
экскурсия «Алексей Толстой и Пушкин: “дружество” через века». Совершая путешествие
от Площади Никитских ворот до Садового кольца, школьники и студенты узнали о
неожиданных сближениях в истории родственных и творческих связей Пушкина и
А. Н. Толстого [1].
В работе со школьниками среднего и старшего школьного возраста сотрудники
ГЛМ постоянно используют систему интерактивных занятий, драматизацию,
мультимедийные объекты и элементы рекламных технологий, которые позволяют
визуализировать музейные объекты. Подросткам более всех свойственно критическое
осмысление увиденного и услышанного ими. Поэтому даже на традиционных музейных
экскурсиях для учащихся среднего и старшего школьного возраста ведущие избегают
констатирующего способа изложения материала. Для подростков важна драматизация
подаваемого экскурсоводом материала, доверительная интонация, беседа, побуждающая к
совместному обсуждению литературных тем, возможно большая визуализация материала,
в том числе и использование мультимедийных объектов. В работе с подростковой
аудиторией специалисты литературного музея используют проблемный метод
представления литературных объектов, когда знания из истории литературы не даются
готовыми, а юные экскурсанты сами «добывают» их в процессе активных познавательных
форм работы, самостоятельного извлечения знаний из первоисточников на интерактивных
занятиях, самостоятельных театральных постановках лирики и драматических
произведений на занятиях в литературных и театральных мастерских. Очень часто
составной частью музейных занятий со старшими школьниками являются театральные
импровизации музейных педагогов и экскурсоводов; театрально-музыкальные постановки
профессиональных актёров и режиссеров, встречи-беседы с известными писателями и
поэтами, актёрами, режиссерами, журналистами; участие школьников в театрализованных
литературных гостиных; постановки спектаклей и мюзиклов по мотивам литературных
произведений как результат занятий школьников в театральных и литературных
мастерских.
Самой интересных формой масштабной интерактивной просветительской работы
ГЛМ с детьми, подростками, юношеством и взрослыми стали «Музейные гастроли» по
аналогии с гастролями ведущих московских театров. В 2014 г., с 24 апреля по 16 июля, в
Музее-заповеднике «Царицыно» в рамках «Музейных гастролей» прошел фестиваль
«Литературные сезоны», программа которого была очень разнообразна и включала в себя
выставку «Литературный музей: воспоминание о будущем» и обширную событийную
программу. Составной частью событийной программы «Музейных гастролей» ГЛМ в
Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» стали мастер-классы и лекции
известных учителей-словесников, писателей и литературоведов. Лекция учителя русского
языка и литературы школы № 1199 «Лига школ» Б. А. Панова на экспозиции выставки
«Музейных гастролей» 24 мая 2014 г. была посвящена современному прочтению и
интерпретации романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Нужно отметить, что мастер-
классы ведущих педагогов Москвы проводились не только в рамках «Музейных
гастролей». Мастер-классы наиболее авторитетных учителей русского языка и литературы
Москвы являются одной из наиболее важных форм музейно-педагогической работы ГЛМ
(и других литературных музеев Москвы тоже). Так, с ГЛМ на протяжении ряда лет с ГЛМ
сотрудничает Е. С. Абелюк, поэт, заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и
литературы лицея № 1525 «Воробьевы горы», преподаватель Национального
университета «Высшая школа экономики». Весной 2014 г. Е. С. Абелюк выступила с
уроком-лекцией «”Пустячок” в поэзии (“Минерва росская” в стихотворении
А. С. Пушкина “Воспоминания в Царском Селе”)».
Одним из самых интересных мастер-классов в рамках «Музейных гастролей» 2014 г.
стало занятие под названием «Доктор Живаго как роман исторический», проведенное
известным историком литературы, учителем литературы лицея №1525 «Воробьёвы горы»,
доцентом Национального университета «Высшая школа экономики», кандидатом
филологических наук К. М. Поливановым. Кроме того, в программу «Музейных
гастролей» входили выступления известных писателей, литературных критиков,
журналистов, освещающих проблематику современной литературы, театра, спектакли
театральных коллективов, презентации книг, подготовленных при участии ГЛМ.
Одно из мероприятий «Музейных гастролей» сотрудники ГЛМ представили в
Германии: 17 сентября 2014 г. в Музее современной литературы, который является частью
Немецкого литературного архива в г. Марбахе-на-Неккаре (федеральная земля Баден-
Вюртемберг), состоялось открытие экспозиции «Путешествие Антона Чехова на Сахалин»
из фондов Государственного литературного музея. Авторы проекта выставки особенно
тщательно проработали иллюстративный ряд экспозиции, где были впервые представлены
более 50 фотографий и «сахалинской коллекции» А. П. Чехова. Представленные снимки
были сделаны не только профессиональными фотографами для А. П. Чехова, но и
куплены им в г. Порт-Саид и на острове Цейлон, где писатель останавливался на пути с
Сахалина в Одессу. Выставка будет работать в г. Марбах-на-Неккаре до 11 января 2015 г.,
а в дальнейшем переедет в г. Баденвейлер, где будет представлена в Литературном музее
«Чеховский салон». С апреля 2015 г. на основе этой экспозиции будет создан проект «Я
был в аду и в раю…», который представят в отделе ГЛМ «Дом-музей А. П. Чехова» в
Москве [1].
Мастер-классы известных московских учителей словесности в основном
тематически связаны с лекциями писателей и литературоведов, традиционными
музейными лекциями. Среди традиционных форм работы литературных музеев с
подростками и юношеством музейная лекция продолжает пользоваться неизменным
успехом у посетителей музея. Музейная практика показывает, что живое слово лектора-
мастера пока еще ничто не может заменить. Поэтому руководство ГЛМ постоянно
приглашает известных специалистов по творчеству русских писателей-классиков,
творчество которых традиционно входит в школьную программу. Так, 30 сентября 2014 г.
в ГЛМ прошла встреча с доктором филологических наук, профессором, известным
исследователем творчества Ф. М. Достоевского, писателем И. Волгиным в рамках проекта
«Важнее, чем политика» [7].
В ГЛМ традиционно проходят авторские лекции-презентации новых книг,
подготовленных как сотрудниками музея, так и другими известными специалистами в
области истории русской литературы. Эти презентации в единстве с авторскими лекциями
литературоведов, лекциями-беседами музейных специалистов, представляющими
результаты историко-литературных и текстологических находок, и открытыми музейными
лекциями-уроками известных учителей-словесников знакомят юношество и взрослых с
новейшими исследованиями по истории русской литературы. В начале октября 2014 г.
известный исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина, кандидат
филологических наук, профессор Государственного литературного института им.
А. М. Горького С. Ф. Дмитренко представил подготовленную им в издательстве «Русский
путь» книгу «М. Е. Салтыков-Щедрин: pro et contra”. Личность и творчество
М. Е. Салтыкова-Щедрина в оценке русских мыслителей и исследователей». В
презентации участвовал заместитель директора по науке ГЛМ Э. Д. Орлов, а также другие
специалисты по русской литературе XIX века, яркие выступления которых положили
начало оживленной дискуссии о проблемах изучения художественного мира Салтыкова-
Щедрина в современном литературоведении и преподавания в школе и вузах.
В практике интерпретации произведений художественного слова в ГЛМ и других
литературных музеях все больше применяются различные театральные технологии, а
писательские дома-музеи ГЛМ становятся временной сценой, на которой
профессиональные театральные коллективы представляют спектакли по произведениям
русских классиков. В октябре 2014 г. в Доме-музее А. П. Чехова на ул. Садовая-
Кудринская, д. 6 прошло сразу несколько интересных постановок по произведениям
Чехова.
Один из ярких примеров удачной современной интерпретации чеховских
произведений на сцене – спектакль молодёжного Театра имени Гомера «Чеховщина» по
ранним «пёстрым рассказам» Антоши Чехонте, сыгранный в Доме-музее А. П. Чехова 17
сентября 2014 г. Молодой режиссер Александра Ершова соединила в постановке рассказы
на темы женитьбы и семейной жизни, удачно дополнив их фрагментами из писем
молодого Чехова к друзьям и знакомым. Режиссер и актёры показали зрителям начало
творческого пути Чехова, постигая истоки грустного юмора автора, знаменитого
чеховского смеха сквозь слёзы. Представил спектакль «Чеховщина» молодёжной
аудитории музея заместитель директора ГЛМ по научной работе Э. М. Орлов, кандидат
филологических наук, преподаватель МГУ имени М. В. Ломоносова, специалист по
раннему периоду творчества А. П. Чехова. Особенно привлекла публику зрелищность
этого спектакля, достигнутая благодаря воплощению замыслов художника-постановщика
и автора костюмов Александры Захаровой. Следующая театральная постановка была
представлена в Доме-музее А. П. Чехова 3 октября 2014 г. Там с большим успехом
прошла премьера спектакля «Perpetum mobile», представляющего собой феерическую
комедию по рассказам А. П. Чехова в исполнении актеров московского Театрального
центра «Амфитрион». Режиссер спектакля Александр Власов и участвующие в спектакле
актёры подготовили свою постановку для старших школьников и студенческой молодёжи,
а также для всех, кого интересует творчество Чехова и его современное прочтение [1].
Театрализованные экскурсии предполагают активное участие в них зрителей.
Примером подобных театрализованных мероприятий в ГЛМ стал проект «Звучащий
музей», который будет представлен 3–4 ноября 2014 г. сразу на пяти объединенных
музейных площадках, входящих в состав ГЛМ: дома-музеи А. И. Герцена,
М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова, музей-квартира А. Н. Толстого и выставочные залы
«Дом И. С. Остроухова в Трубниках». Посетить несколько музеев за одну экскурсию
можно благодаря тому, что все перечисленные музеи расположены в непосредственной
близости друг от друга. Образовательная цель этого театрализованного проекта – дать
почувствовать зрителям представления неповторимую атмосферу писательских домов, где
были созданы знаменитые произведения русской литературы. Во время экскурсии по
музеям-квартирам профессиональные актёры прочтут для зрителей фрагменты
произведений, созданных именно в этих домах. К актерскому чтению фрагментов
классических произведений смогут присоединиться все желающие.
Программа чтений построена таким образом, что посетители побывают в нескольких
музеях за один вечер. Кроме экскурсии по нескольким музеям сразу, в каждом из музеев
состоятся и другие экскурсии, а также театрализованные представления и тематические
кинопоказы.
Таким образом, образовательно-просветительские проекты Государственного
литературного музея и других литературных музеев Москвы отличаются разнообразием
форм учебно-просветительских мероприятий. Современный литературный музей
становится востребованной в обществе формой дополнительного литературного
образования детей дошкольного возраста, учащихся начальной и средней школы, а также
учащихся старшей школы и студенческого юношества. Такая обширная возрастная
градация зрителей побуждает сотрудников литературных музеев Москвы применять в
своей работе различные формы и методы.
Отдел музейной педагогики ГЛМ разработал комплекс творческо-развивающих
занятий с детьми дошкольного, младшего и среднего школьного возраста в литературной,
театральной и художественной мастерских. Тематика этих занятий в творческих
мастерских связана с представляемыми в музее Серебряного века ГЛМ выставками,
приуроченным к юбилеям детских писателей, поэтов, известных книжных иллюстраторов
и переводчиков. В работе с подростковой аудиторией в ГЛМ практикуют проблемный
метод представления литературной экспозиции, предполагающий интерактивные формы
работы, самостоятельные театрализованные постановки школьниками поэтических и
драматических произведений, участие школьников в работе литературных гостиных.
Кроме того, на музейных занятиях со старшими школьниками и студенческим
юношеством музейные педагоги сами применяют методы драматизации, становясь на
время экскурсии актёрами. В различных подразделениях ГЛМ регулярно представляются
драматические спектакли профессиональных театральных коллективов. В то же время
форма традиционной музейной лекции и встречи с известными писателями и поэтами,
литературоведами по-прежнему популярна у студенческой молодёжи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный литературный музей. Режим доступа: http://www.goslitmuz.ru/
2. Директор Государственного литературного музея Д. П. Бак выступил с публичной лекцией в
Государственной Думе. Режим доступа:
http://www.goslitmuz.ru/ru/lectures-glm/2057-2014-09-25-08-53-28.
3. Ефремова Н. Г. Музейная педагогика [Текст] : учебно-методическое пособие / Министерство
образования и науки; Департамент образования г. Москвы; Московский государственный областной
ун-т. М.: МГОУ, 2013. 215 с.
4. Интерактивная карта «Литературная Москва». Режим доступа: http://литературнаямосква.рф.
5. Круглый стол «Визуальный образ в музейных практиках: музей как учебная площадка». Режим
доступа: http://www.goslitmuz.ru/ru/conferences-glm/1967
6. Пресс-центр. «Литературная Москва» Академии культуры Google. Режим доступа:
http://kultura.mos.ru/presscenter/news/detail/1356211.html.
7. Проект И. Волгина «Важнее, чем политика». Режим доступа: http://www.goslitmuz.ru/ru/concertsglm/
2053—q.
8. Столяров Б.А. Музейная педагогика: История, теория, практика: учеб. пособ. – М.: Высш. школа,
2004. 570 с.
9. Табарданова Т. Б. Музееведение и музейная педагогика [Текст] : учебно-методическое пособие /
Т. Б. Табарданова; ОГБОУ ДПО «Ульяновский ин-т повышения квалификации и переподготовки
работников образования. Ульяновск: Ул. ГТУ, 2013. 113 с.
10. Юренева Т. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. – 3-е изд. – М.:Академический проект,
2006. – 559 с.
ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ МУЗЕЕВ В ЦЕННОСТНОМ И ИНТЕРПРЕТАЦИОННОМ ОСВОЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТЬМИ, ПОДРОСТКАМИ И ЮНОШЕСТВОМ
Аннотация:
В Государственном литературном музее в Москве разработан комплекс творческо-
развивающих интерактивных занятий для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов в
литературной, театральной и художественной мастерских. Тематика занятий в творческих мастерских
связана с выставками к юбилеям детских писателей, поэтов, известных книжных иллюстраторов и
переводчиков. В работе с подростковой аудиторией в Государственном литературном музее используют
проблемный метод представления литературной экспозиции, предполагающий интерактивные формы
работы, самостоятельные театрализованные постановки школьниками поэтических и драматических
произведений. На музейных занятиях со старшими школьниками и студенческим юношеством музейные
педагоги используют методы драматизации. В музеях Государственного литературного музея регулярно
представляются драматические спектакли профессиональных театральных коллективов. Одно из главных
направлений просветительской деятельности Государственного литературного музея теоретическая и
практическая разработка методики визуализации произведений русской словесности. В Государственном
литературном музее был