Мультимедийные и информационные средства, оказывающие наиболее сильное
воздействие на учащихся, стали реальностью нашего времени. Учителя современной
школы просто не могут не воспользоваться возможностями, которые медиаобразование
предоставляет для обучения. Вместе с медиа в школу приходят новые формы и
технологии обучения.
Грамотное использование средств медиа при обучении школьным дисциплинам
позволяет одновременно достигать повышения эффективности обучения конкретному
предмету. При этом использование мультимедиа, благодаря присущим качествам
интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также
возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать
повышению их мотивации, существенно способствует достижению этой цели.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (а именно с
умственной отсталостью) наибольшее значение приобретает медиаобразование,
объединенное с предметами гуманитарного и естественнонаучного цикла, то есть
интегрированный подход к медиаобразованию через уже имеющиеся учебные предметы
литературы, изобразительного искусства, истории, музыки и т. д. (Л.С.Зазнобина и
исследовательская группа лаборатории технических средств обучения и
медиаобразования Российской Академии образования, А. В. Спичкин, Э. Харт,
К. Бэзэлгэт, многие другие зарубежные медиапедагоги).
Интегрированное в традиционные предметы школьного цикла медиаобразование
позволяет учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу,
самостоятельность, творческий потенциал. Таким образом, решается одна из основных
задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от
сформированности у учащихся познавательных интересов.
И. В. Метельский определяет познавательный интерес как активную эмоционально
окрашенную познавательную направленность, связанную с изучением предмета с
радостью познания, преодолению трудностей, с самовыражением и утверждением
развивающейся личности [Метельский, 1982].
Г. И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательного интереса
в педагогике, определяет его как избирательную направленность личности в области
познания [Щукина, 1979]. Характеризуется эта направленность постоянным стремлением
к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и
развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к
учению. Практически невозможна активизация познавательной деятельности ученика без
развития его познавательного интереса. Деятельность школьников должна проходить в
условиях занимательности, с применением игровых, развлекательных моментов.
Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и
не отражает реальной действительности, он не будет активно обсуждать проблему,
которая не имеет к нему никакого отношения. И наоборот: интерес резко возрастает, если
материал содержит характерные проблемы, которые приходится встречать, а порой и
решать в повседневной жизни.
Может ли применение интегрированного в общеобразовательные предметы
медиаобразования позволить повысить активность учащихся на занятиях? Примем во
внимание следующее определение: медиатекст (media text, media construct) – сообщение,
изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип,
фильм и пр.) [Федоров, 2010]. В таком случае применение такого вида медиатекста, как
фотография, может быть успешно осуществлено на уроках рисования в коррекционной
школе.
Интерес к фотографии возник у педагогов еще в начале XX века: «фотография,
которая в конце девятнадцатого века еще была в диковинку, совершенствовалась,
становилась доступнее. Скорость ее распространения и внедрения в быт можно сравнить с
современным наступлением компьютеров. Педагоги понимали, что школа не должна
оставаться в стороне» [Е. В. Калач, С. Н. Пензин, 2007].
Мы разделяем мнение С. Н. Пензина: «Медиаобразование хорошо бы начинать с
фотографии. И как можно раньше, с букваря. Учить не только читать, писать, считать, но
и видеть. Школе нужны наглядные пособия: книги о фотографии, альбомы, слайды,
фотофильмы» [С. Н. Пензин, 2005].
В связи с тем, что термин «дети с ограниченными возможностями» используется в
педагогике, психологии, медицине в различных аспектах, необходимо уточнить
определение данного понятия. Согласно единой концепции специального федерального
государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
«дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и
воспитания» [Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л., 2010].
Принимая во внимание, что уроки в коррекционной школе выступают не только
как какой-либо определенный предмет, но и как одно из важнейших и неотъемлемых
средств коррекции умственных и физических недостатков детей, подчеркнем: для ребенка
с нарушениями в развитии мультимедийные технологии не могут и не должны быть
только развлечением, игрушкой.
«Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде
всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха,
зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными
расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм (РДА); с
задержкой и комплексными нарушениями развития» [Малофеев Н. Н., Никольская О. С.,
Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л., 2010]. Учащиеся специальной (коррекционной) школы,
страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой
сферы, с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном
обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и, что особенно
актуально, в поэтапном приобщении к осознанной деятельности. «Умственно отсталые
дети – дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде
всего интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие
органической недостаточности ЦНС» [Малофеев Н. Н., Никольская О. С.,
Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л., 2010].
Интеллектуальная недостаточность большинства учащихся специальной
(коррекционной) школы VIII вида, возникшая в результате первичного дефекта –
органического поражения головного мозга, порождает вторичные нарушения высших
форм познавательных процессов (активного восприятия, словесно-логического
мышления, речи, произвольных форм памяти), проявляющиеся в процессе социального
развития ребенка.
Особенности психофизического развития, инертность нервных процессов и
ограниченность потребностей детей с интеллектуальным недоразвития является
основанием для специальной организации учебной работы на уроках рисования. Предмет
«Рисование» в школе VIII вида преподается в начальных классах, классах общего
образования и классах «Особый ребенок». Содержание программ по данной дисциплине
(И. А. Грошенков, М. Ю. Рау) учитывает своеобразие познавательной деятельности
умственно отсталых школьников, способствует разностороннему развитию личности
учащихся. Коррекционно-воспитательная работа на уроках рисования осуществляется в
процессе следующих видов занятий: декоративное рисование, рисование с натуры,
рисование на темы.
На уроке не будет творческой деятельности, если ребенку неинтересно. При
наличии интереса ученик усиленно наблюдает за привлекшим его внимание предметом
или явлением, самостоятельно анализирует, задает вопросы, пытается сделать выводы. В
процессе такой работы внимание к изучаемому материалу постепенно углубляется, что
способствует общему развитию школьника.
Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен
основной общий недостаток, – нарушение сложных форм познавательной деятельности.
Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в
примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности
эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию
окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с
ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения наблюдаются более
или менее выраженные отклонения в речевом развитии Педагогическая система
коррекционной школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей с
ограниченными умственными возможностями, коррекцию их недостатков и социальную
адаптацию. Дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации
учебной работы в школе – всё это используется в коррекционной педагогике так же, как и в
общей педагогике. Такие общедидактические принципы, как воспитывающий характер
обучения, наглядность, доступность, индивидуальный подход, имеют большое значение.
Однако общепедагогические принципы коррекционная педагогика рассматривает как
исходные для ее особой задачи – коррекции развития ребенка с ограниченными
возможностями.
Обучение детей с интеллектуальным недоразвитием должно обязательно учитывать
особенности формирования и развития таких познавательных психических процессов, как
память, внимание, восприятие, ощущение, воображение, представление, мышление и речь.
Память детей с интеллектуальным недоразвитием отличается малым объемом и
значительным количеством искажений при воспроизведении материала. Значительное
улучшение памяти учащихся происходит при условии систематической и
целенаправленной работы, когда обращается внимание не на механическое запоминание, а
на осмысление учеником материала, который необходимо запомнить.
Направленность психической деятельности, способность быть внимательным при
выполнении того или иного задания является одним из условий, облегчающих процесс
познания. Внимание не может быть само по себе, оно проявляется внутри любого
психического процесса и неотделимо от него (при восприятии чего-либо, в ходе
мыслительных операций, при речевом общении, при запоминании, воспроизведении и т. д.).
С ранних лет ребенок сталкивается с информацией, которую несут ему так
называемые СМИ. К сожалению, не всегда это информация может быть полезной для детей
11–15 лет, а родители и учителя не имеют возможности полностью контролировать весь
получаемый ребенком информационный поток. Дети с умственной отсталостью обладают
гораздо меньшими возможностями самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и
перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т. е. меньшей, чем в
норме, сформированностыо различных сторон познавательной деятельности.
Все медиа можно разделить на визуальные (печать, фото и всё, что связано с
изображением), аудийные (звуковые) и аудиовизуальные (кино, телевидение, видео). Для
детей с интеллектуальным недоразвитием наиболее интересны мультфильмы и
кинофильмы, фотографии и иллюстрации; книги и журналы могут заинтересовать их
только при достаточно развитом умении читать, что достаточно сложно для основной
массы школьников 11–15 лет.
Повышению активизации умственной и познавательной деятельности
обучающихся на уроках гуманитарного цикла способствуют элементы проблемного
обучения, обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию
различных средств наглядности, исследовательская деятельность. Работа с фотографией в
коррекционной школе в основном должна ориентироваться на выполнение заданий,
направленных на осмысление, закрепление знаний о выразительных средствах,
возможностях, языке медиа (на доступном для понимания детей с интеллектуальной
недостаточностью уровне). В связи с различными нарушениями у детей, имеющих
проблемы в развитии, к данному виду медиатекста предъявляются повышенные
требования. Осуществлять деятельность, направленную на создание собственного
произведения средствами различных медиа (в нашем случае – фотографии), представляется
возможным только на следующей ступени обучения – 10–11-е классы (классы углубленной
социальной и трудовой подготовки).
Мы предлагаем следующие варианты работы с фотографией уроках рисования:
Фотография как помощник. Здесь фотография выступает как незаменимый
помощник для выполнения поставленных перед учащимися задач. Изображения должны
быть четкими, красочными, целенаправленно отражать предметы и их свойства, то есть
соответствовать задачам одного или следующих друг за другом занятий. Принимая во
внимание очень малый объем памяти детей с интеллектуальной недостаточностью, учителю
необходимо объяснить детям, что многие задания можно выполнять, опираясь на
имеющийся банк фотографий. Например, тема урока – «Зима в лесу». Хорошо, если в это
время за окном зима, лежит снег, видно холодное зимнее небо. А если нет? Да и вряд ли
школа стоит в лесу, не говоря о том, сколько детей вообще когда-либо видели лес. Каждый
урок, проводимый в специальной (коррекционной) школе, опирается на объяснительно-
иллюстративный метод преподавания. Вот здесь и используется «банк фотографий»,
который содержит определёный набор снимков: пейзажи разных времен года,
всевозможных видов ландшафта, снимки животных, птиц, растений. Самостоятельно или с
помощью учителя дети могут выбрать те фото, которые подскажут им, как выглядит лес
летом, какого цвета небо зимой, как выглядит зимний заснеженный лес. Необходимо
уточнить, что творческая деятельность начинается только после проведённого с помощью
учителя анализа фотографий, подготовки определённых выводов, причем дети рисуют
сами, не копируя фото.
Отдельное место в «банке фото» могут занимать специально подготовленные
учителем снимки (например, при помощи программы Adobe Photoshop), содержащие
заведомо неправильную информацию. Мы предлагаем для них такое название, как
«искаженные фото», поскольку они так же, как и все фотографии передают вещи,
предметы, явления, но искажают окружающую действительность. Это могут быть цветущие
розы в том же заснеженном лесу, зелёное небо над озером, дерево, растущее вверх
«ногами». Эти фотографии помогут учителю научить детей размышлять на каждым
снимком, анализировать имеющуюся на фото информацию и принимать решение: правдиво
это фото или нет. Главная цель данного вида деятельности – развитие у детей зачатков
критического мышления. Конечно, говорить о возможности формирования у детей с
интеллектуальной недостаточностью критического мышления опрометчиво, но
возможность привить детям потребность анализировать предлагаемую им информацию с
целью отделения правды от лжи вполне реальна.
Совершенно иной вид деятельности, связанный с фотографией, – создание
фотофильма группой детей или одним ребенком. Эта методика рассмотрена
Л. М. Баженовой в пособии для учителя «Медиаобразование школьника (1–4 классы)».
Принимая её за основу, внесем необходимые изменения, которых требует специфика
работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида:
1. «Для создания фотофильма используются уже готовые фотографии,
например, семейные. В этом случае фотоматериал представляет собой как бы историю
семьи, ее летопись. Выбирая одну из тем («Моя семья», «Как я была маленькой», «Мои
родители» и др.), дети отбирают из фотографий те, которые больше всего соответствуют
теме. Здесь надо научить детей замечать настроение снимка, уметь представить себе
ситуацию, в которой была сделана фотография, постараться представить себе, что осталось
за кадром» [Баженова, 2004].
2. Создание фотофильма на заданную тему. Здесь ребятам предлагается
определённый набор фотоснимков на 2 (или более) разные темы (по количеству групп
детей). Темы должны отличаться друг от друга настолько, насколько это необходимо для
данной группы детей. Процесс рассматривания фотографий, их отбор ведут к следующему
этапу работы – составлению сценария. С помощью учителя или самостоятельно дети
делают запись последовательности снимков и составляют в необходимом порядке
фотолетопись на заданную тему.
Фотографии на темы дают возможность рассказать о поездках, путешествиях,
праздниках, посещениях исторических мест и других странах. Эти варианты работы с
фотографией наиболее подходят для работы с подростками 11–15 лет, дают возможность
осмыслить, проанализировать и закрепить знания детей о выразительных средствах,
возможностях, языке такого медиатекста как фотография.
«Другой вариант работы рассчитан на то, что фотографии снимаются специально с
расчетом на данный фильм. Сейчас есть возможность сделать фотосъемку вполне
доступной для детей, поскольку масса фотоаппаратов рассчитана именно на
неподготовленного фотографа: все действия фотографа сводятся лишь к выбору объекта
съемки и нажатию кнопки» [Баженова, 2004]. Такой вид деятельности вполне реален и в
специальной (коррекционной) школе VIII вида, но, как сказано выше, работа по созданию
собственного произведения средствами различных медиа (в нашем случае – фотографии)
представляется возможной только на следующей ступени обучения 10 – 11-е классы.
Конечно, прежде чем использовать на уроке фотографию, желательно:
. определить цель, время и место использования фото на конкретном уроке;
. разработать сценарий, структуру изложения учебного материала;
. продумать предшествующую показу и последующую работу учащихся.
Фотография может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе
рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Ценность
подобранных учителем фотографий состоит в том, что материал в них даётся учащимся
компактно, в нужной последовательности; в нём нет ничего лишнего, всё «работает» на
достижение целей и задач конкретного урока.
Использование фотографии позволит создать оптимальные условия для повышения
эффективности преподавания рисования, организации и проведения внеклассных
мероприятий различного характера, а также будет способствовать росту профессионализма
и самообразованию учителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1–4 классы). Пособие для учителя. М.: Изд-во
Российской академии образования, 2004. 55 с.
2. Бгажнокова И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с
нарушением интеллекта//Дефектология. – 1995. – № 1 С. 37–41.
3. Калач Е. В., Пензин С. Н. Медиаобразование в Серебряном веке//Медиаобразование. – 2007.
– №2. С. 9–18.
4. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция
специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями
здоровья: основные положения//Дефектология. – 2010. – №1
5. Метельский Н. В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы [Текст] / Н. В.
Метельский. – Минск: Издательство БГУ, 1982. – 308с.
6. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и
студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / Под ред. Воронковой В. В. –М.:
Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
7. Пензин С. Н. Медиаобразование: дорога длиною в жизнь//Медиаобразование. – 2005. – №5.
С. 43–51.
8. Пузанов Б. П. , Коняева Н. П., Горскин Б. Б. Обучение детей с нарушениями
интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб,
заведений/Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
9. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике,
медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.
10. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности
[Текст] / Г. И. Щукина. – М: Просвещение, 1979. – 190с.
ФОТОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ)
Аннотация:
В статье раскрывается проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
средствами интегрированного медиаобразования. Особое внимание уделяется технологии проведения
занятий рисования с использованием фотоснимков, которые применяются в различных видах деятельности.
Подростки учатся думать, анализировать и делать выводы. Результатом таких занятий является то, что
детям прививается потребность анализировать предлагаемую им информацию.