«ФУТУРИЗМ» СЕГОДНЯ - ОТКРЫТИЕ НОВОГО В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Савенкова Любовь Григорьевна (1), Михайлова Наталья Николаевна (2)

(1)  д. пед.н., профессор, член-корр. РАО, главный научный  сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

(2)  д.пед.н., профессор, научный руководитель социально-образовательных проектов Ассоциации участников рынка артиндустрии

Аннотация: 
В статье авторы рассуждают о том, что же такое модернизация и почему она необходима современному образованию. Сравнивают современное состояние в области образования с направлением «Футуризма» в искусстве в начале ХХ века – как открытие «нового» в искусстве, переносят это на образование, которое требует нового креативного подхода к образованию вообще и освоению предметов искусства, в частности. Предлагают объединить все предметы искусства и технологий в единый образовательный комплекс под названием «Дизайн Мышления».

Когда возникает идея модернизировать образование? Когда появляется явное желание, при чем не у отдельных людей, а у целого сообщества единомышленников - отказаться от привычных форм обучения, построенных на традиционных приемах и технологиях. В сознании появляется стремление изменить устоявшиеся направления работы с обучающимися, происходит активный процесс движения к новому, к разработке своих оригинальных образовательных технологий. В этом случае линия горизонта знания устремляется в будущее, а традиционные формы обучения и стереотипное мышление остаются внизу, в стороне, открывая дорогу активному творчеству – к истине.

Привычные, известные всем формы организации образовательного процесса, построенные в первую очередь на принципе подражания («делай как я»), следование за учителем изжили себя уже давно, но по привычке остаются востребованными осторожными и ленивыми педагогами, которым не хочется меняться, искать свои оригинальные методики и структуры создания образовательного пространства непохожего на другие.

Традиционное образование условно зиждется на том, что привычные формы обучения и сознание учителя развиваются в одной параллели или по-другому «в одну сторону», а не в направлении поиска новых необычных, неожиданных структур организации самого процесса обучения. Желание остаться в традиционной системе уводит учителя от современной жизни, ее течения, поскольку они живут старыми устоявшимися за много лет работы представлениями.

Но как бы сторонники традиционного не стремились и не желали удержаться – им уже невозможно устоять от происходящего и приходящего нового времени как в науке, в жизни, так и в искусстве, где стремительно формируются новые представления, совершенствуются формы и направления работы, возникают оригинальные технологии в образовании, меняется и сама система организации образовательного процесса в целом.

Багаж прошлого просто не в состоянии вобрать в себя все гигантские открытия, исследования, технику современной развивающейся с огромной скоростью жизни. Не учитывать это просто не разумно. Чтобы сказанное было более убедительно можно сравнить наш сегодняшний век с веком ХIХ и началом ХХ века, на которые часто ссылаются защитники традиционного. Давайте попробуем отказаться от компьютера, телефона, современных художественных технологий и вернемся к печатной машинке, к телефону с вращающимся диском, к перу с чернилами и попытаемся объяснить с их помощью особенности интернет и много другого, чего в ХIХ и начале ХХ веков просто не было. Все вокруг изменилось и не меняться дальше не может. Почему же система обучения и образования должна жить по-старому, почему нас постоянно хотят вернуть в отжившее русло? Техническая сторона жизни нашей эпохи движется семимильными шагами вперед и в ширь, - а мы все заглядываем на дно старого колодца и пытаемся найти в нем истину, вместо того, чтобы взрастить на его фундаменте здание будущего. 

Именно поэтому важно ценить тех учителей и педагогов поиски которых созвучны времени.

В чем же суть современных технологий? Сразу можно сказать, что это не внедрение в их обиход только новых и модных слов, востребованных временем, таких как «интеграция», «комплекс», «полихудожественность», «креативность», когда часто их суть на практике остается за кадром. Это, прежде всего, отображение сути этих слов и понятий в системном обучении, во взаимодействии коллектива педагогов, в том числе по конструктивному пересмотру построения всей системы организации работы на всех ступенях образования с учетом возрастных представлений, психических особенностей возраста, предпочтений и желаний.

Искусство обучения это не только выстраивание определенных отношений между учителем и обучающимися (которые часто носят сугубо формальный характер), направленные главным образом изучение содержания. Это, в первую очередь, умение создавать конструкции взаимоотношений между учащимися и педагогами в коллективе, которые основаны на совместном коллективном решении целого ряда проблем. Например, на осмыслении содержания изучаемой проблемы на связи: прошлого и настоящего, взаимодействии разных предметов, решения темы через логическое и творческое освоение происходящего с опорой, как уже было сказано выше, на интересы и предпочтения детей. Чтобы у каждого обучающегося была возможность и право на индивидуальное существование в творческом процессе в любом виде деятельности. Поскольку только в личном творчестве каждый из нас обретает право на непохожесть на других. Для этого каждый содержательный материал урока давал бы свободу воображению из которого возникали бы свои индивидуальные формы и методы решения проблемы, задачи, действия.

Сказанное в художественном образовании отражается особым образом, поскольку в искусстве важно и подражание природе, когда в картинах узнаются реальные образы, а форма, фактура и вся конструкция произведения (его общая структура) имеет свое оригинально решение. Конечно никто не говорит, что подражание в искусстве в процессе обучения не нужно вообще, но это больше относится к профессиональной системе обучения, и то только на самом первом этапе знакомства с формой, в которой важно увидеть систему, строение, а не внешние признаки предмета (объекта). Такое подражание должно идти в ногу с самостоятельным творчеством. В противном случае мы воспитаем и вырастим ремесленника, который будет переносить на холст или в скульптуру, поэзию или музыку только то, что видит и слышит вокруг.

Современная ситуация в образовании напоминает направление «Футуризма» в искусстве в начале ХХ века – открытие «нового» в искусстве, у нас - открытие нового в современном образовании. Как,  например, К. Малевич характеризовал футуризм как «красоту скорости» [4]. Так и сегодня важно научить детей мыслить креативно и конструктивно, уметь быстро перестраиваться, переключаться с одной деятельности на другую, оперировать формами, цветом, движением, то есть данными задачами, так и условиями содержания конкретного урока (проекта). Условиями такого образование является внедрение в систему обучения и воспитания комплексного образования, основанного на интеграции всех образовательных областей, взаимодействия педагогов и сотрудничества между детьми и педагогами в коллективе.

Это может быть уникальный образовательный проект, который построен на взаимодействии разных видов искусства и оригинальных образовательных технологиях обучения детей – как единая образовательная область. Например, объединить предметы искусства и технологии в единый практико-ориентированный комплекс, в основе которого будет лежать процесс формирования продуктивного творческого мышления обучающихся, под общим названием «Проектное мышление: искусство-творчество-технологии».

Данный проект будет ориентирован на формирование общей культуры и творческое развитие каждого школьника, развитие его творческого проектного мышления через разнообразие видов художественной деятельности, своеобразное «Дизайн-Мышления». Родоначальником идеи «дизайн мышление» является Герберт Саймон -1969 г. [6]. Позднее эта идея нашла поддержку в 90-у гг. ХХ века у Дэвида Келли [3].

Такой грамотно организованный комплексный процесс образования способен приобщить каждого обучающегося к оригинальному решению любых творческих задач, созданию проекта в условиях нового образовательного «умного» пространства, очеловеченного художественного образования: «Жизнь как конструктор – создание жизни, которая тебя вдохновляет» - девиз дизайн-мышления Айше Берсель [2].

Цель такого обучения – создание нового мотивированного образовательного пространства, в условиях проблемного проектного обучения, направленного на развитие когнитивного мышления, конструктивного воображения и практической творческой деятельности в процессе освоения разнообразных художественных техник и технологий. Создание которого основано на факте реальной практики обучения ведущих образовательных организаций, выстраивающих свою деятельность на расширении работы с учащимися в области искусства и культуры.

Это будет заметным признаком обновления общего среднего образования. Педагогов привлекают интегрированные учебные технологии, которые раскрывают перед ребенком возможность заниматься сразу несколькими видами искусства - музыкой, танцами, изобразительной, деятельностью и лепкой, театральной деятельностью, иностранным языком. Общая концепция проекта базируется на исследованиях коллектива ученых Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, осуществляемых ранее под руководством профессора Б.П. Юсова - соединении искусства с научно-гуманитарными основами образования: то есть участием человеческого разума в глобальных природно-геологических процессах (В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден), откуда вырастает проблема "экологии культуры"  (Д.С. Лихачев) - культурной среды формирования ребенка; с глобальным биолого-генетическим комплексом (Н.И. Вавилов), с формированием у человека "образа мира" (Г.Д. Гачев), в том числе, национально особенного "Космоса" с поиском  художественной истины, что едино и для науки, и для искусства (П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, Л.Н. Гумилев)[8]. Сказанное объединяют творческие развивающие технологии организации образовательного пространства, так как  искусство есть высшее, концентрированное выражение эстетического сознания, эта сфера в школе нуждается в принципиально ином осознании её общественной и практической значимости для современного человека. Именно школа должна готовить детей к вхождению в современную культуру, в общественную культурную среду, к пользованию ими и их возможностями [1].

Это преимущество современной культурной ситуации нельзя упустить. Человечество в своей истории еще никогда не располагало подобной возможностью. Необходимо вписать в современную концепцию образования образовательную область "Проектное мышление: искусство-творчество-технологии" или «Дизайн Мышления» в новые условия России и увязать это с новым этапом духовного развития человечества, воспитывать в школе людей новой, современной формации, устранив препятствия, вызванные закостенелым консерватизмом образовательных систем и традиций. Представляется, что педагогически, концептуально и культурологически мы доросли до того, чтобы эта образовательная область была выделена в особое, альтернативное образовательное пространство. Речь идет о всех детях школьного возраста и преподавания всех видов художественной деятельности, составляющих культуру и культурную среду современного общества. Ключевое понятие современного образования - "синтез", взаимодействие, интеграция разных, видов искусства и образовательных технологий в условиях предметно-пространственного освоения культуры региона [7].

«В новом подходе к образованию должен быть поставлен акцент на детскую инициативу не только в практическом плане (изображение, сочинение, театрализация, танец), но и в усвоении художественного наследия - путем преображения достижений культуры в стимул саморазвития через творческие усилия самих детей в процессе усвоения культуры прошлого». Это подкрепляется  п о л и х у д о ж е с т в е н н о й    природой самого ребенка, его полиязычием, способностью всех  детей заниматься всеми видами художественной деятельности, как это бывает в реальной жизни за стенами школы» [9].

Важным условием такого образования является познавательна функция искусства и культуры в целом. Это не замена традиционных занятий искусством, а создание новых продуктивных условий их организации в едином комплексе с технологиями. Это системный продуманный характер обучения и перенос педагогического акцента с изучения на творческое проявление обучающихся, на развитие их креативного проектного мышления. Это сотворчество учителей, школьников и родителей, это самореализация и саморазвитие педагога. Все это основано на том, что сегодняшние работодатели, чей бизнес основан на знаниях и ориентирован на оригинальные идеи ждут, что молодые люди, которые к ним придут будут не только обладать определенными знаниями, но в большей степени демонстрировать способность к творческому мышлению, решению проблем, гибкости и эффективной коммуникации. Предприятиям требуются прогрессивные, всесторонне развитые, оригинальные мыслители, уверенные и самомотивированные «работники знаний», чтобы дать  бизнесу преимущество на сегодняшнем конкурентном рынке. Такие личности можно сформировать и воспитать только с помощью разных видов творческой художественной деятельности и оригинальными технологиями, в условиях комплексного образования.

Особенностями работы в условиях комплексного обучения является в первую очередь опора на возрастные особенности детей, их интересы и предпочтения.

Следует выделить три основные позиции, которые характеризуют комплексность в обучении, это:

1) разнообразие форм организации и проведения занятий в течение учебного дня;

2) вычленение главной идеи занятия, вокруг которой выстраивается весь процесс обучения;

3) отклик этой главной идеи на освоении других образовательных предметах.

        Все это основано на активном и повседневном сотрудничестве педагогов в коллективе параллели.

Креативными формами решения поставленной задачи являются:

•         фасилитированные дискуссии,

•         проектные формы обучения,

•         работа в малых группах,

•         системное взаимодействие с учреждениями культуры,

•         образовательные кластеры,

•         мозговой штурм,

•         социоигровой стиль обучения.

Важным условием осуществления сказанного является продуктивная практико-ориентированная деятельность, направленная на формирование креативного, проектного «дизайн» мышления, это:

•         внедрение гуманитарно-художественных технологий в практику освоения всех образовательных областей (предметов),

•         интеграция образовательных предметных областей,

•         решение конкретных задач в связи с изучаемой проблемой,

•         исследовательские работы и действия,

•         индивидуальное проектирование своей образовательной деятельности,

•         развитие жизненно важных социальных компетенций,

•         формирование социальных навыков: сотрудничества, этики отношений, самооценки и самообразования,

•         внедрение информационных и коммуникационных технологий,

•         полихудожественное образование всех детей,

•         развитие визуальной грамотности.

Перечисленные направления деятельности и креативные формы организации занятий направлены в свою очередь на формирование таких базовых компетенций, как:

•         проектное мышление,

•         самостоятельное критическое мышление,

•         межкультурная коммуникация,

•         собственная безопасность,

•         социальные компетенции,

•         проектирование своей жизни и деятельности,

•         поликультурная воспитанность,

•         социокультурные компетенции,

•         культура общения и выстраивания деловых партнерских отношений,

•         умение работы в малой группе,

•         информационно-коммуникативные компетенции,

•         способность вычленять главное в информации и тексте,

•         способность к эмпатии,

•         умение и желание брать на себя ответственноть,

•         перенос знаний и умений с одной образовательной области на другую

Подтверждая сказанное, хочется привести слова Григория Померанца:

Сегодня «решающей становится не экономика, а педагогика, начиная с детского сада. Дети схватывают начатки нового быстрее взрослых. Я вспоминаю слова девочки четырех лет: "Мама, не говори громко, от этого засыхают деревья"…. С самого раннего детства можно воспитывать понимание радости, которую дает созерцание. И это подготовит людей к переоценке ценностей, к переходу от инерции неограниченного расширения техногенного мира к цивилизации созерцания, духовного роста и равновесия с природой. …

Школа не может отвлечься от сегодняшнего дня, не может не готовить программистов, юристов, менеджеров. Но сегодняшний день скоротечен, и течение несет его к смерти. Слово "кала" на санскрите - омоним: и время, и смерть. Культура, не нашедшая опоры в вечном, падет под напором перемен.

Школы могут и должны учить паузе созерцания: через искусство, через литературу. Со временем - используя телевидение, если оно повернется к величайшей проблеме века…."» [5].             

 

ЛИТЕРАТУРА

 Akishina, Ekaterina M. System of cultural experience development of humanities students in modern information media conditions [Электронный ресурс] / Akishina,  Ekaterina M., Yuliya E. Sudakova, Alexey I. Prokopyev, Konstantin Y. Yakubenko, Natalya A. Solovyeva and Andrey V. Korzhuev // Man in India. – 2017. – No. 97 (14). – P. 115–127. – URL: http://serialsjournals.com/articles.php?volumesno_id=1289&journals_id=40&volumes_id=1060.
Берсель, Айше, Пашков С. Газет «Бизнес» № 4 2013. Информационные технологии. Американская компания разработала и внедрила универсальную методику создания инновационных продуктов IDEO  http://www.management.com.ua/cases/case131.html
Малевич, К. Черный квадрат /К. Малевич.- Санкт-Петербург.: Азбука классики, 2017. С. 17.
Померанц, Г.С. (13 марта 1918, Вильно, Литва — 16 февраля 2013, Москва, Россия)
Саймон, Г. Науки об искусственном.- М., 2009. 144 с.
Fomina, Natalia,  Savenkova, Lubov Object-spatial Approach to Studying Fine Art: Development of Three-dimensional and Spatial Perception among Students Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. – 2017 – Vol. IX. – No. 2. – DOI: https://dx.doi.org/10.21659/rupkatha.v9n2.29    Full Text: http://rupkatha.com/V9/n2/v9n229.pdf – p. 282-292.   (ISSN 0975-2935)
Юсов, Б.П. Современная концепция предметной области «Искусство» в школе /Б.П. Юсов //Известия РАО,- М.: Магистр-ПРЕСС, № 6, 2000. С.     
Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей/ Б.П. Юсов. - М.: Компания Спутник +, 2004.