В течение длительного времени человека делили на «био» и «социо», т. е. на его биологическую природу и социальную жизнь. Забывалась третья составляющая – духовная. Социальный человек, человек культуры – духовная личность. Воспитание духовности – это путь возрождения российской духовности, создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности. Воспитание такой личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте общении, творчестве, автономию своего внутреннего мира, поиск смысла жизни, счастья, идеала.
Социально-культурная деятельность – основа духовности. Однако, чтобы стать таковым, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру и включать личность в активную созидательную деятельность.
Духовность – знаковый пласт личности, который составляют общенациональные ценности. В России как многонациональном государстве этот вопрос очень деликатный, тонкий, требующий учета многих факторов межэтнического взаимодействия. В то же время нельзя не отметить запущенность воспитания в сфере национального самосознания, российского менталитета, русского духа. Национальный нигилизм содержания российского образования всегда беспокоило выдающихся педагогов. К. Д. Ушинский писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобра-зованный, всегда всего более и всего ближе знаком со своим отечеством с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т. д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится».
Весь мир знает беды и страдания нашего народа. Становится горьким и одновременно модным штампом писать о разгуле безнравственности, злобы, ненависти, удовлетворять только свои потребности, не считаясь ни с кем и ни с чем. Нет у нас недостатка и в иноземных рецептах и пророках, обещающих много, если будем исполнять их требования.
О том, что население России крайне нуждается в духовной помощи, свидетельствуют опросы, наблюдения, глубокие исследования. Например, старшеклассникам задавали вопросы об их отношении к выполнению воинского долга перед Родиной, просили оценить свои нравственные качества по пятибалльной системе, около 70% опрошенных поставили себе двойки и тройки. Это притом, что 70% отлично понимают, о каких нравственных качествах идет речь и чего им не хватает, и с горечью говорят о своей неполноценности около 60%. В основном поэтому 85% не хотят служить в армии и понятия «патриотизм» для них не существует.
Внутренний мир личности так устроен, что пустым он быть не может. Если он не заполнен подлинной духовностью, то взамен проявляются суррогаты, часто весьма страшные. Дети, выходя из дома на улицу, подвергаются психической обработке внешней среды, выполняют любые требования своих «гуру». Именно поэтому необходимы доступные условия для их участия в социально-культурной деятельности. Ведь от нравственного выбора добра или зла, решения личностью важнейших вопросов, определяющих цель и смысл его бытия, будет зависеть в итоге судьба нашей Родины.
Испокон веков на Руси ценилась нравственность, являющаяся стержнем личности. Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, предали забвению духовную жизнь личности. И если не восходить постоянно в гору духовности, то неизбежно происходит деградация личности, внутренний вакуум заполняется миражами. Душа мечется, не находя покоя, и тогда любые жизненные блага и успехи не приносят удовлетворения, радости, счастья. Разрешение этих проблем непосредственно связано также с поиском альтернатив прошлому в процессе заполнения возникшего мировоззренческого вакуума. Последствия этой опустошенности одной из важных сфер общественного и индивидуального сознания весьма очевидны. Бездуховность, отчаяние, равнодушие к судьбам людей, неуверенность в завтрашнем дне парализуют у личности чувства гражданственности, стремления к познанию и творчеству, к внутренней свободе. Внутренняя свобода воображения, мысли, чувства, слова, свобода воли, совести, выбора, основанная на убеждениях и нравственно-эстетических императивах, ничем не ограничена у личности духовной. Не дать развиться ее внутренней свободе гораздо страшнее, чем лишить свободы внешней. Противодействие развитию личности внутренней свободы повергает ее в состояние бездуховности, низводит на уровень бездумного функционирования, психофизиологического реагирования. Это происходит сегодня в различных общностях, когда не проявившаяся еще духовность подменяется, замещается суррогатами массовой культуры в среде шоу-бизнеса, отравляющими сознание, парализующими волю, извращающими художественный вкус. Нормальному функционированию свободного общества угрожает индифферентность, конформизм, опустошенность личности, зато криминальные социальные слои, группы, лица кровно заинтересованы в людях, лишенных внутренней духовности и нравственно свободной воли, потому что их можно использовать в преступных целях. Стимулирование демократических интересов в обществе, акцентированное на внешней свободе в ущерб ответственности и гражданским обязанностям, приводит к разгулу анархии, демагогии, вседозволенности, нежеланию трудиться, безнаказанности, погоне за наживой, политической беспринципности, к резкому росту преступности.
Результаты изучения содержания и организации нравственного и духовного воспитания личности в учреждениях культуры России свидетельствуют об их стагнации и даже наличии негативных тенденций, которыми являются: устойчивые стереотипы и отсутствие творческих подходов, алгоритмов и технологий в воспитании. Административно-бюрократические подходы, оказывающие негативное влияние на педагогическую деятельность; отрыв воспитательной работы, проводимой в учреждениях образования и культуры от реальной жизни; отсутствие устойчивой системной связи со смежными воспитательными структурами, указывают на наличие противоречий и недостатков в организации духовного и нравственного воспитания населения нашей страны.
Исследование теоретических основ социально-культурной деятельности как одной из педагогических наук показывают, что они опираются на общетеоретические закономерности функционирования педагогических процессов.
Педагогика является сложной наукой, интегрирующей в себе данные как естественных, так и общественных наук о человеке, о законах его развития, воспитательных процессах, характере общественных отношений.
Предметом исследования теории, методики и организации социально-культурной деятельности становятся объективные законы общественного развития органически связанные с процессами воспитания, развития и формирования личности и организации педагогического процесса. Социально-культурная деятельность располагает огромным воспитательным потенциалом, который формируется и организуется специалистами учреждений культуры и их активом, а также специальными структурами на основе филогенеза.
Поскольку общественная жизнь и воспитание как ее органическая часть, соединяются воедино в условиях социально-культурной деятельности и становится своеобразным механизмом, который «выявляет, систематизирует, развивает и передает ценности в обществе» [1]. Поэтому система социально-культурной деятельности, ее содержание, формы и методы, выразительные средства вносит в жизнь способ разрешения этого основного педагогического противоречия, которая состоит в том, чтобы, сохраняя все ценное, непреходящее в воспитательном процессе, рассматривать его как движущуюся и меняющуюся в своем существе систему. Поэтому все содержание, формы и методы, выразительные средства социально-культурной деятельности следует рассматривать в движении, развитии. Система социально-культурной деятельности обладает инфраструктурой, обеспечивающей ее устойчивость и саморазвитие, в ее условиях возникают и развиваются новые формы жизнедеятельности людей.
Один из ведущих теоретиков социально-культурной деятельности отмечал, что «социально-культурная деятельность – это организуемый социальными институтами процесс приобщения человека к культурным ценностям общества и активного включения самого человека в этот процесс» [2].
На наш взгляд, важнейшей целью воспитательного воздействия социально-культурной деятельности является организация и осуществление постепенного, осознанного перехода личностью от воспитания к самовоспитанию. Задача специалистов социально-культурной деятельности состоит в том, чтобы сформировать личность в качестве социально активного субъекта, способного к анализу, оценке событий, выбору нравственного поступка, ответственности, творческой самодеятельности. Социально-культурная деятельность создает условия для развития личности прежде всего на основе рефлексивного сознания. Это значит стремление к самовоспитанию, самообразованию, самообучению, самосовершенствованию, самоконтролю, самообладанию, самоубеждению, самонаказанию и самопоощрению. Социально-культурная деятельность закладывает в личность основу духовного развития, саморегулирования, неуклонного следования убеждениям и претворения в жизнь идеалов. Обеспечение возможности внутреннего самоуправления снимает необходимость систематических внешних социально-культурных воздействий.
В. Е. Триодин считает, что «под специально организованной социально-культурной деятельностью следует понимать регулируемое социально-культурными институтами взаимодействие людей по производству, распространению, сохранению культурных ценностей, значимых для государства или субъектов гражданского общества, в ходе которого направлено в соответствии с заданной моделью, изменяются отношения и связи между людьми, сами люди и окружающий их мир» [3].
На наш взгляд, теория социально-культурной деятельности изучает развитие личности как сложное общественного явление, вбирающее в себя многослойные и разнообразные отношения. Можно вычленить три слоя общественных отношений, в которых действуют законы социально-культурной деятельности. Эти слои взаимно проникают друг в друга, соотносятся, соподчиняются, а законы в них проявляются в виде устойчивых тенденций и в более или менее выраженных зависимостях одних отношений от других.
Социально-культурная деятельность непосредственно связана с экономическим базисом, рыночными отношениями общественного взаимодействия и отношений ко всем видам собственности. Здесь действуют наиболее общие и важные тенденции, определяющие характер требования к современной личности, ее воспитанию, самовоспитанию в производственных отношениях. Здесь идет осуществление естественной смены поколений, подготовки и развития производительных сил. Закон воспитания на этом уровне можно определить как проявление устойчивых тенденций – требований, оказывающих существенное, определяющее влияние на характер и протекание жизненных процессов.
Наиболее эффективно социально-культурная деятельность воздействует на развитие общественного сознания, политических, научных, этических, правовых, эстетических, религиозных убеждениях личности. Основные закономерности принципы и правила позволяют теории, методике и организации социально-культурной деятельности разрабатывать объективно-субъективное влияние, обосновывать принципы, правила и рекомендации функционирования коммуникации. «Одним из важнейших коммуникативных аспектов психологической науки является изучение способности человека отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. При этом общая психология уделяет больше внимания таким проблемам, как психологическая природа вербальной и невербальной коммуникации, а также механизмам ее восприятия, обусловленным психологическими особенностями личности. В рамках социальной психологии исследуются способы общения, восприятия и понимания в межличностном контакте и внутри группы, а также психология межгрупповых отношений» [4]. Коммуникация способствует укреплению связей между людьми, изменению характера межчеловеческих отношений, созданию национального и транснационального пространства, воспитание нового человека.
Отсюда, основным законом функционирования социально-культурной деятельности является закон возникновения, развития и передачи последующим поколениям на основе преемственности, лучших традиций, опыта с целью жизнеобеспечения общества, сущностных сил каждой личности. Этот объективный закон неизменно и своеобразно проявляется в различных конкретно-исторических условиях, может быть не осознан специалистами, но он проявляется в зависимости от конкретно-исторических условий, интересов и потребностей тех или иных социальных групп в обществе. Основной закон всегда ориентирует общественное воспитание на подготовку личности к жизнедеятельности в конкретных исторических условиях. В результате в обществе возникает и действует собственно воспитательный процесс, его различные разновидности, вводятся в систему социальных отношений, зависимостей и присваивают приуготовленный им в этой системе опыт. В современных исторических условиях теоретическими основами действия основного закона, общество одновременно решает проблему всестороннего развития, воспитания человеческой личности и стабилизации общества.
Другим законом является закон обязательного соответствия содержания, форм, методов обучения и воспитания требованиям развития производительных сил общества, в связи с потребностями общественного развития. В любом обществе старшие поколения всегда включало в содержание образования специалистов социально-культурной деятельности прежде всего те знания, умения и навыки, которые обеспечивают в преемственности поколений главное – поддержание жизни, производство материальных и духовных ценностей. Требованиями этого закона обусловливается и всестороннее развитие личности в силу необходимости проявления ею, в первую очередь в труде, интеллекта и творчества.
Следующим законом функционирования социально-культурной деятельности в развитии личности и общества является обусловленность ее содержания, форм и методов воспитания, обучения характером производственных отношений и соответствующей им надстройкой. Этот закон проявляется прежде всего в том, что организация и содержание воспитательного процесса в обществе определяются интересами наиболее активной части общества.
Одним из законов функционирования социально-культурной деятельности является закон «параллельного педагогического действия». Каждое явление, утверждал А. С. Макаренко, помимо своего непосредственного жизненного значения, имеет значение воспитательное. Этот закон требует сознательного, педагогические продуктивного трансформирования общественных отношений в отношения воспитательно-направленные. Общение передовых форм жизни, поведения, отношений и организация на этой основе разнообразных форм детской жизни способствует развитию социально-культурной деятельности. В свою очередь, педагогические отношения, реализованные в разновозрастной среде, воспитывающие участников в духе высокой нравственности, по мере становления личности, влияют на совершенствование общественных отношений в целом.
Воспитательный процесс формирования сущности личности в процессе социально-культурной деятельности, его проникновение во все сферы общественных отношений может быть осмыслен в качестве закона формирования сущности личности в результате ее активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении.
Одним из главных законов социально-культурной деятельности на наш взгляд является закон гармонического развития сущностных сил личности, ее интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер, с учетом возрастных особенностей и возможностей. Требования этого закона лежат в основе реализации идеи всестороннего развития личности. Гармоническое развитие личности, ее сущностных сил осуществляется в процессе трудовой деятельности и общественной жизни в условиях досуга возможно за счет гармонии рациональной и эмоционально-волевой сфер личности ее физического и духовного развития и ее потребностей в творчестве.
Следовательно, социально-культурная деятельность проявляется во всех объективных законах общественного развития и осуществляется и проявляется в любых жизненных условиях. Эти законы действуют в обществе через общественное и индивидуальное сознание людей, с их участием, но неизбежно и независимо от степени и глубины их осознания в качестве объективной необходимости отдельными людьми или общество в целом.
Тот или иной объективный закон постепенно осознается как все более очевидная потребность или тенденция развития общественной жизни.
В настоящее время педагогическая наука сосредоточивает внимание на познании объективных законов воспитания как общественного явления, на проблемах учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с новыми тенденциями и Европейским изменением образования. Развитие педагогики, все более глубокое проникновение в существо закона создает возможность своевременного устранения противоречий между требованиями общественной жизни, рыночных отношений и организацией образования, обучения, воспитания молодежи, всестороннего развития личности.
Неимоверная сложность предмета педагогической науки состоит в многоплановости. Главной особенностью предмета педагогической науки в том числе и теории, методике и организации социально-культурной деятельности является объективная реальность, построенная на закономерных процессах развития общества, социума, личности. Развиваясь на основе потребностей общественной жизни, теория, методика и организация социально-культурной деятельности обращается к практике, к внедрению результатов своих исследований, изменению действительности, что также требует творчества, является сложным научным поиском. Поэтому для теории, методики и организации социально-культурной деятельности теоретической основой являются объективные законы действительности, ее развития и условия, особенности, правила использования познанных истин в общественной практике. Поскольку в каждой науке ведутся исследования как фундаментальных, теоретических, экспериментально-теоретических проблем, так и прикладных, по использованию законов фундаментальных открытий в общественной практике.
Педагогические науки изучают личность человека на основе фундаментальных общественных процессов, объективных законов развития общественных отношений. В связи с потребностями общественной жизни, научного знания, теория, методика и организация социально-культурной деятельности учитывает все многообразие теоретических знаний: экономических законов – конкретная экономика, о научном руководстве обществом – политология, о нравственно-политическом о состоянии духа и культурном развитии различных общественных групп – конкретно-социологических исследования, о приспособлении, адаптации человека к условиям современного производства и существования – инженерная и социальная психология и т. п.
В теории, методике и организации социально-культурной деятельности интегрируются фундаментальные методологические, теоретические и теоретико-экспериментальные исследования, раскрывающие возможности воспитания подрастающего поколения в конкретно-исторических общественных условиях. Потребности жизни и общественной практики требуют прикладных исследований и обоснованных рекомендаций по методике и организации деятельности учреждений культуры, педагогического процесса, системы образования. Возникают прикладные теория, методика и организация системы образования, методики обучения и воспитания.
А. С. Запесоцкий рассматривает в контексте развития личности профессиональную подготовку специалиста обращая внимание на то, что «содержание профессионально-ролевой подготовки зависит не только от соответствующих технологий и критериев оценки результатов труда, но и от ценностей и целей профессиональной деятельности. Профессиональная подготовка специалиста осуществляется в процессе усвоения некоего многоуровневого комплекса, суть которого можно выразить формулой: «ценности – цели – средства – методы – ресурсы – объекты» [5].
Следовательно, теория, методика и организация социально-культурной деятельности есть органическое единство между фундаментальной и прикладной частями предмета, изучением объективных законов воспитания, обучения и субъективной творческой деятельности, методики и организации педагогического процесса в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа. Деятельность специалистов социально-культурного профиля, лишенная научно-теоретического фундамента, утрачивает общественные ориентиры, замыкается в самой себе, оказывает отрицательное воздействие на подрастающее поколение.
Проведенный нами анализ показывает, что понятие «парадигмы социально-культурной деятельности» чрезвычайно сложное. Ведущий ученый, впервые занимающийся данной проблемой доктор педагогических наук, профессор Н. Н. Ярошенко пришел к выводу, что «парадигма в философском смысле – это модель научно-поисковой деятельности в единстве ее методологии, теории, технологии, т. е. наиболее общие эксплицитные правила, которые являются основой для решения задач нормальной науки» [6].
Следовательно, парадигмальный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности следует строить на следующих основаниях.
Важно соответствие деятельности специалистов и их актива требованиям законов воспитания как общественного явления. Особое значение здесь имеет соответствие содержания, форм и методов воспитательного воздействия запросам практики общественных отношений.
Деятельность, организуемая в учреждениях социально-культурного типа, есть сложное общественное явление, основывающиеся не только на законах воспитания, но и творчества опирается на закономерности и данные смежных наук: физиологии, психологии, философии, что делает воспитательные процессы и ситуации специфическими, требующими специального изучения комплексными методиками.
Воспитательный процесс образуется из органически связанных компонентов. Ведущим системообразующим звеном воспитательного процесса является целенаправленная деятельность, носителем которой является содержание предметной деятельности в коллективах художественной самодеятельности, любительских объединениях, клубах по интересам или социально-культурных программах или, что требует создания реальных условий всестороннего формирования личности с позиций передовой науки. Поэтому специалист социально-культурной деятельности центральная фигура воспитательного процесса, именно он является носителем цели и идеалов, идей, традиций, обладателем научных знаний и мастерства воспитания.
Воспитательный процесс в учреждениях социально-культурного типа строится на субъектно-субъектных отношениях здесь формируется мировоззрение и вырабатывает нравственно-эстетические принципы; развиваются творческие способности к активному общению с организации жизни людей и психологу-педагогическому воздействию на них. Специалист воспитательного процесса в учреждениях социально-культурного типа сам подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию. В этом ему помогает развитое диалектическое мышление, способность эмоционального отношения к себе и людям, готовность к критической переоценке своих позиций и поступков.
Таким образом, теория, методика и организация культурной деятельности трансформируются адекватно изменениям личности, для чего его необходимо изучить этот процесс. «И все же следует признать, что до сих пор не определен объем и характер изменений, не выявлены все тонкости и особенности развития и место современного человека, его способности и возможности как деятельностного субъекта» [7].
Поэтому необходим парадигмальный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности. Анализируя содержание социально-культурной деятельности с позиций парадигмального подхода, специалистам следует рассматривать ее с одной стороны в каких предметных отношениях находятся люди друг к другу, а с другой как предметное содержание объективно отражается в форме понятий, представлений, умений. А сам субъект деятельности оказывается в определенном отношении не только к окружающему миру, друзьям, товарищам, коллегам, вещам, но и к их потребностям и интересам.
Следовательно, важно понимать, что «общество не предстает перед нами гомогенно. Оно сложно структурировано, и при этом структурные характеристики его изменились. Поэтому необходим дифференцированный анализ, раскрывающий, как и что воспринимает современный человек в разных группах, в разном возрасте: на что рефлексирует, какие образы у формируются, как изменяются мотивационно-потребностная сфера, как на него воздействует окружающая действительность, как он действует и каковы возможности действия разных групп людей» [7].
Итак, парадигмальный подход – одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки. Воспитательный процесс в учреждениях социально-культурного типа носит целенаправленное, содержательное и эмоциональное воздействие на личность, коллектив, общество. Воспитательный процесс реально существует как научно обоснованная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество и динамику возрастного изменения личности и происходит как в индивидуальных, групповых и массовых формах. Воспитательный процесс в масштабах региона неразрывно связан ос всеми другими общественными процессами (экономическим, политическим, нравственным, культурным и др.). Его сущность, содержание и направленность зависят от состояния региональных процессов, реального взаимодействия производственных отношений и уровня жизни людей.
Литература
1. Боронникова Г.А. Социально-культурные процессы в регионе и их регулирование. Пермь, 2009, с. 75.
2. Туев В.В. Социально-культурная деятельность: понятие и дефиниции // Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика. Челябинск, ЧГАКИ, 2005, с. 27.
3. Триодин В.Е. Теория социально-культурной деятельности: объект и предмет исследования // Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика. Челябинск, ЧГАКИ, 2005, с. 39.
4. Губченко Н.Ю. Мир культуры в век коммуникации // Социально-культурная деятельность: состояние и тенденции развития. Челябинск, ЧГАКИ, 2006, с. 7.
5. Запесоцкий А.С. Стратегии личностного развития как основа определения приоритетов и технологий образовательной деятельности // Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика. Челябинск. ЧГАКИ, 2006, с. 20.
6. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. М., МГУКИ, с. 77.
7. Фельдштейн Д.Н. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. Орел. Образование и общество. № 3, 2008, с. 58.
Гармоничное развитие личности в условиях социально-культурной деятельности: парадигмальный подход
Аннотация:
Гармоничное развитие личности в условиях социально-культурной деятельности: парадигмальный подход