ГЕНЕЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Христолюбова Дарья Юрьевна

преподаватель, аспирант ФГБОУ ВО Рязанский филиал Высшей школы народных искусств (институт)

Аннотация: 
В статье рассматриваются исторические особенности формирования системы обучения в области художественного кружевоплетения, выявляется значение образовательных учреждений в системе подготовки высококвалифицированных специалистов. Впервые в Рязани создается учебное заведение, ведущее многоуровневое обучение в области традиционного прикладного искусства, призванное осуществлять подготовку художников в сфере декоративно-прикладного искусства, владеющего спецификой региональных особенностей. В основе компетенции содержания профессионального образования в сфере художественного кружевоплетения лежит принцип усвоения культуры прошлого для становления будущего народных художественных промыслов.

Интерес к развитию традиционного прикладного искусства в его историческом, региональном, педагогическом аспектах повсеместно привлекали внимание специалистов. Каждый регион России всегда отличался спецификой народных художественных промыслов и своими тенденциями в области образования. Учитывая возрастающий интерес к истории регионального образования, становится актуальным изучение развития художественного образования в Рязанской области. Региональная система профессионального образования должна реализовать передачу исторических ценностей, распространение и развитие художественной культуры, традиций, воспитания, бережного отношения к историческому и культурному наследию.

Михайловское цветное кружево является одним из самых известных направлений традиционного прикладного искусства в Рязанской области. Рязанское кружево, в состав которого и входит знаменитое михайловское - абсолютно самостоятельная группа кружев, в которых отражаются многовековые традиции, собственные технологические особенности.

Вопросам обучения и методики преподавания художественного кружевоплетения  посвящены работы  С.А. Давыдовой (1881 г.) и С.И. Большовой (1990 г.), где раскрываются такие аспекты этого направления, как особенности передачи мастерства  при обучении  плетению михайловских кружев, профессиональная  подготовка кружевниц [1].

Согласно архивным данным, которые отражены в издании Рязанской Губернской Земской управы 1913 года «низшее ремесленное образование в Рязанской губернии. Выпуск 1» 8 ноября 1907 года было учреждено положение о ремесленных отделениях при низших общеобразовательных учебных заведениях. Согласно новому закону, ремесленные отделения могли находиться в непосредственной связи с данными заведениями или существовать самостоятельно. Кроме учебных целей, отделения так же преследовали цель улучшения местных промыслов, путем включения в учебную программу отраслей ремесла, наиболее отвечающих местным потребностям и затем путем организации выставок изделий и продажи их реализовывать.

Для того чтобы кустарное производство носило национальный характер, в столярные мастерские было введено обучение различным видам художественной деятельности, для юношей – столярные работы в древнерусском стиле, для девушек – техника вышивки по набору, которой всегда славился Михайловский уезд. Цель данной деятельности – подготовка опытных руководителей для мест, занятых кустарным производством вышеуказанных специальностей.

В женских школах повсеместно рукоделие было включено в общеобразовательную программу. «В Рязанской губернии обучение школьному рукоделию введено в программу средних учебных заведений и многих городских начальных училищ. Егорьевское городское управление, в целях расширения постановки дела в этой области, приступаете к более планомерной организации женского профессионального образования и в 1911 г. занялось выработкой типа женской профессиональной школы, намереваясь связать это учреждение с существующим двухклассным приходским училищем. В настоящее время выработан и принят думою в окончательной форме устав „женских профессиональных курсов [8] ».

Для обучения кустарному рукоделию существовало пять профессиональных школ: три школы кружевоплетения в Скопинском уезде (сс. Борисовское, Покровское-Гагарино и Казначеево), школа вышивки по выдергу в с. Полесное Михайловского уезда и школа ткачества с. Песочное, Сапожковского уезда. Благодаря существующим школам значительно сократился отток женского населения на отхожие промыслы благодаря достойному заработку, получаемому в школах.

Подлесская школа являлась первым учреждением в России подобного типа. Народный костюм рязанских крестьянок всегда украшался нарядной вышивкой крестом или по выдернутому холсту, гладью, цветным численным кружевом. Раньше вышивкой занимались для себя, отделывая сарафаны и рубахи. Впервые рукоделием мастериц сел Высокое и Подлесское  заинтересовалась помещица С.П. Казначеева. Она закупила материалы для исполнения вышивки и предложила крестьянкам выполнить для нее некоторые вещи: полотенца и накидки. Женщины, которые никогда не работали на продажу, с радостью согласились поработать на помещицу.

Благодаря школе, качество работ вышло на новый уровень, узоры стали сложнее, изящнее. Крестьянки начали вышивать по линобатисту и шелку. Таким образом, увеличился спрос на изделия. После окончания школы, девушки могли работать уже и на других помещиц. Все выпускницы не оставались без дела, так как их навыки были на высоком уровне, и найти работу не составляло труда. «Есть целая группа прежних учениц школы, которая живет в Москве, и по рекомендации школы получает постоянно работу из торгового дома Альшване, от которой получается довольно значительный заработок. Некоторые из прежних учениц школы получили места учительниц рукоделия (в Области Войска Донского и в Калужской губернии) [9]».

Данная школа внесла большой вклад в развитие промысла и значительно улучшила материальное положение крестьян, исчезла нищета. У женщин отпала необходимость заработка на болотах по добыче торфа. Теперь они могли работать на дому, получая до 9 рублей в месяц.

Об еще одной школе, открытой в селе Мураевня Рязанской губернии мы узнаем из переписки О.П. Семеновой-Тян-Шанской с народным художником рязанского кружева Смирновой Д.А. Известно, что Семенова-Тян-Шанская была собирателем русской старины, отдала много сил на пропаганду русского народного искусства, открыла женскую школу «кружевничества и рукоделий», созданной ею и сестрами Н.Н.Шаховской и О.Н. Шаховской в 1880 г. в деревне Мураевня Данковского уезда Рязанской губернии (ныне – Милославский район Рязанской области). Такие школы открывались повсеместно, с целью обеспечения населения заработком. Организационной деятельностью занималась сама Семенова-Тян-Шанская.

Изделия, выполняемые в школе, имели характерный для Рязани богатый колорит, были выполнены на высоком уровне, благодаря чему о школе стали узнавать далеко за пределами губернии.

Проследив характер обучения мастериц в школах и мастерских, организованных помещицами, можно сделать вывод, что в данных учебных заведениях внимание уделялось мастерству, а так же созданию точных технологических карт для исполнения кружева и вышивки. Благодаря школам, девушки получили навыки профессий кружевницы и вышивальщицы и смогли иметь постоянный заработок.

До XX века в сфере образования народных художественных промыслов Рязанской области был большой пробел. Осуществлялась подготовка в области рязанского кружевоплетения и вышивки лишь в художественно-промышленном училище им. Калинина г. Москвы. Именно после окончания данного учебного заведения, в 1950-е гг. в г. Михайлов Рязанской области приехала Смирнова Д.А., возродившая знаменитое цветное кружево. В настоящее время, на предприятии г. Михайлова «Труженица», работают выпускницы МХПУ им. Калинина, художники по вышивке и кружевоплетению  Преснова Т.Н. и Копытина И.Н.

Лишь с 1989 года в центре Рязани, на улице Почтовой в детской художественной школе №1 стало развиваться новое направление, связанное с развитием традиционного прикладного искусства Рязанской области – вышивки, кружевоплетения, керамики. В 1995 году, благодаря усилиям директора Пресняковой Л.Д. из художественной школы был реорганизован Лицей Искусств (МОУК «Лицей Искусств) [10].

На отделении «вышивка и кружево» изучались традиционные для региона техники вышивки и кружевоплетения, создавались проекты будущих изделий, прорабатывался орнамент, колорит. Преподавателем композиции кружевоплетения и вышивки являлась Член союза художников России - Смирнова Л.Я., дочь знаменитого художника Российской Федерации Смирновой Д.А. При этом сама Смирнова Д.А. неоднократно являлась консультантом и рецензентом студентов отделения кружевоплетения и вышивки. Мастерство кружевоплетения преподавали выпускницы колледжа, ученицы Смирновой Д.А. – Меркушкина Е.А. и Славинская Н.А. Для Рязанского кружева характерные техники – численная, многопарная, сцепная, многопарная сканная, парно-сцепная. Отделение объединяло два направления, так как для Рязани характерно сочетание в одном изделии двух видов традиционного прикладного искусства, будь то плоскостные изделия или предметы одежды. Изделия выполнялись в виде графических проектов и впоследствии исполнялись в материале. Недостатком данной учебной программы, объединяющей два направления, были короткие сроки для освоения той или иной техники, невозможность их проработки в своих курсовых проектах.

Благодаря колледжу, происходило возрождение традиционного народного искусства Рязанской области, подготовка специалистов среднего профессионального образования. Колледж просуществовал до 2009 года и был закрыт из-за невозможности финансирования.

Рассмотрев образовательные учреждения профессионального образования в области традиционного прикладного искусства Рязанской области, можно сделать следующие выводы. Их возникновение было связано в первую очередь с необходимостью обеспечения населения работой, связанной с бытовавшими промыслами. С целью налаживания производства изделий, потребовалось улучшение качества выполняемой продукции, для чего и открылись школы кружевоплетения и вышивки. Во всех  рассмотренных учебных заведениях большое значение отводилось преподавательскому составу. В школах конца XIX века преподавали выпускницы Мариинской практической школы кружевниц. Кроме того, в данных школах отводилось время главным образом для совершенствования технического рисунка вышитых и кружевных изделий, от чего и зависело качество будущих изделий, выполненных в материале. Это отмечается и в архивных источниках о школе рукоделия Михайловского уезда Рязанской области, и в данных о Скопинских школах кружевоплетения.

Другие цели у профессиональных учреждений, специализирующихся на промыслах региона, появляются с открытием Рязанского колледжа декоративно-прикладного искусства, где образовательный процесс был связан не только с подготовкой мастера, но и художника, обучая студентов основам композиции и проектирования изделий.

Таким образом, история развития профессионального образования в области традиционного прикладного искусства Рязанской области показала заинтересованность общества в сохранении и развитии уникальных региональных особенностей народных художественных промыслов, для осуществления чего необходимы высококвалифицированные кадры, способные создавать уникальные произведения искусства.

В 2010 году на базе Высшей школы народных искусств Санкт-Петербурга, в Рязани открывается

Благодаря появлению самостоятельного отделения «художественное кружевоплетение» студенты имеют возможность в полной мере изучить все техники, характерные для региона, которые выражаются в индивидуальных особенностях михайловского, скопинского, ижеславского, журавинского кружева. На основе традиций, студенты создают уникальные авторские кружевные изделия, совмещающие техники сцепного и численного кружева, благодаря чему появляется большое количество возможностей для разработки сложных по колориту и орнаменту изделий, ранее применяемые лишь в творчестве Смирновой Д.А.

В данном контексте используется операционно-комплексная система обучения, основанная на чередовании усваиваемых обучающимися основных приемов и операций и постепенного усложнения заданий. На первом курсе обучения по программе среднего профессионального образования студенты выполняют образцы в различных техниках, результатом обучения становится первое крупное плоскостное изделие – салфетка, совмещающая техники численного и сцепного кружева.

На втором курсе обучения студенты осваивают многопарную технику плетения, тщательно прорабатывая колорит михайловского кружева. На дисциплине «проектирование» обучающимися разрабатываются не только предметы интерьера, но и первые предметы одежды – капоры, воротники с манжетами. Здесь находят применение сканная техника ижеславского и многопарная техника журавинского кружева, ранее никогда не используемые в создании предметов одежды.

Результатом накопленных знаний и умений является выпускная квалификационная работа – предмет женской одежды в традициях рязанского кружевоплетения. Нельзя не сказать о работе отделения в области реновации произведений традиционного прикладного искусства. Это серьезная научная работа, требующая от студента внимательного изучения истории произведений искусства и технологических особенностей. При разработке, обучающийся создает новое произведение искусства, не копируя в точности изучаемое произведение. Так, в дипломной работе «Павы и древо» отражены традиции парно-сцепного кружева Михайловского уезда XIX века, где удачно сложилась композиция благодаря симметричному расположению орнамента в полотенце.

Таким образом, отделение художественного кружевоплетения Рязанского филиала ВШНИ стало научно-исследовательским и художественным центром изучения традиционного кружева региона, сохранения его специфических особенностей и возрождения очагов народного искусства. Подготовка специалистов в местах бытования народных художественных промыслов способствует развитию этих промыслов, повышению культуры региона за счет появления компетентных специалистов с высшим образованием.

Сведения, опубликованные в данной статье, несут в себе необходимость изучать проблемы настоящего времени через призму прошлого.  Рассмотрение генезиса профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанской области дает возможность установить уровень квалификации художников, которые создавали и создают произведения народного искусства в этой области.

 

ЛИТЕРАТУРА

Большова С.И. Формы и методы передачи мастерства в Михайловском производственном  объединении «Труженица». М.: НИИХП, 1990.
Давыдова С.А. Кустарная промышленность Рязанской губернии. – СПб.: 1881.
Кружевной промысел Рязанской губернии/ Давыдова С.А.// Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. VII. – СПб., 1881. – С.1085-1215.
Лапшина Е.А. Инновационная педагогическая модель профессионального образования в художественном кружевоплетении. [Электронный журнал] //Педагогика искусства. Cетевой электронный научный журнал - №1 – 2009. URL:http://www.arteducation.ru/sites/default/files/journal_pdf/lapshina_ekaterina_aleksandrovna.pdf - 0,2 п.л.
Максимович В.Ф. Преемственность профессионального образования в народных художественных промыслах как основа качества обучения [электронный журнал] // Педагогика искусства. Cетевой электронный научный журнал - №2 – 2012. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/maksimovich_12_june.pdf - 0,3 п.л.
Некрасова М.А. Место народного искусства как духовного феномена в современной культуре России. Доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство России. Традиции и современность», Вологда [электронный ресурс] - URL: http://ruskline.ru/analitika/2009/03/30/mesto_narodnogo_iskusstva_kak_duhovnogo_fenomena_v_sovremennoj_kul_ture_rossii/
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М., 1983 г.
Низшее ремесленное образование в Рязанской губернии. Выпуск 1. Издание Рязанской Губернской Земской Управы, Рязань, Губернская типография, 1913.
Орлова М. / «Вестник Рязанского губернского земства» № 6-7, 1913г.
Пресняков М.А. / Художественный колледж декоративно-прикладного искусства: история и достижения// Российский научный журнал № 3 (41)’ 2014 – с.66-75.