Аннотация:
Аннотация. В статье рассматриваются принципы и методы, применение которых в комплексе, составляет основу геронтогогических условий (от слова «геронтогогика» – раздел андрогогики) при работе с людьми пожилого возраста. Эти условия подробно описываются на примере проведения курса «Давайте рисовать стихии!» В соответствии с основными принципами, содержание курса построено на основе знаний древней философии первоэлементов; связано с восприятием произведений различных видов искусства (изобразительного, поэтического, музыкального) и включает изобразительную деятельность участников курса на основе импровизации по мотивам произведений художников. Созданные условия помогают в подготовке личности пожилого человека к самореализации в изобразительной деятельности.
Abstract. The complex of principles, methods, diagnostic instrumentality makes up the basis of the gerontogogical conditions (from the word «gerontogogy» – a section of androgogy) in the education of the elderly person. In the article these conditions are described in detail by giving an example of carrying out the course «Let’s arrange to draw the elements!» According to the main principles, the content of the course is constructed on the basis of the knowledge of ancient philosophy of the elements; the content includes the perception of the works of different kinds of art (graphical, poetical, musical). The graphical activity of the course members includes the improvisation, according to the motives of the artist’s works. The gerontogogical conditions increase the education’s efficiency in the practice of preparation an elderly's personality to self-realization in the graphical activity.
К началу поздней взрослости, границу которой очень условно можно обозначить «после 60 лет», часто человек пересматривает прежнее отношение к иерархии потребностей, и перед ним раскрываются две возможности: первая – выбрать пассивное ожидание, либо вторая – найти в себе «силу освободиться от биологического упадка и подойти к своей биографии с новыми, творческими мерками» [5].
Достижения современной геронтологии указывают не только на доступность развития, но и необходимость выбора личностью взрослого второго пути – самореализации. Психолог Б.Г.Ананьев утверждает, что противостояние ускоренному физическому старению есть – «интегральный результат многих обстоятельств жизни, форм воспитания и видов деятельности самого человека» [1].
Обобщение представлений психологов-гуманистов (А.Маслоу, К.Роджерса) о самореализации, отечественных исследователей, придерживающихся теории деятельности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн) и концепции человекознания Б.Г.Ананьева, в которой человек представлен в целостности: как вид, индивид, участник общественной жизни, субъект деятельности и носитель внутреннего мира, дает возможность объяснить смысл и значение самореализации. Самореализация, по мнению ученых, предстает как уникальный путь развития человеческой природы, постепенного развертывания, укрепления ее внутренних потенциалов посредством – собственных усилий и трансляции содержания этого развития через созидательные процессы содеятельности с другими людьми, социумом и миром культуры в целом.
Теории влияния искусства на целостное развитие личности (Ю.Б.Борев, А.И.Буров, Л.С.Выготский) [2; 3; 4], помогают обосновать изобразительную деятельность как один из способов самореализации личности пожилого человека, который балансирует развитие человеческой природы в поздневозрастном периоде жизни.
В связи с этим, актуальным является изучение геронтогогических условий подготовки личности пожилого человека к самореализации в изобразительной деятельности. В поисках методов и приемов, которые можно перенести в образовательное пространство, были изучены творческие биографии художников, проживших долгую жизнь, в особенности, поздневозрастной период их жизни и творчества. Анализ и обобщение культурологического материала, в котором отражен опыт художников из культурных ареалов Востока (Ци Байши, Чжан Дацянь, Линь Фэнмянь, Фан Чжаолин), Запада (К.Моне, А.Матисс, Р.Кент, Дж.Тотто О’Киф) и России (З.Е.Серебрякова, Б.А.Смирнов-Русецкий, Т.Н.Яблонская), свидетельствует о не прекратившейся в поздние годы их жизни самореализации – не прекратившейся, но приобретшей свои особенности, которые могут открыть для личности пожилого человека новые способы к успешному противостоянию физическому старению. Опыт художников-любителей (Нина Ивановна Варфоломеева, Анна Мэри Мозес, Мария Примаченко) помогает подобрать практические методы и приемы.
Геронтогогические условия, способствующие увеличению эффективности подготовки личности пожилого человека к самореализации в изобразительной деятельности, могут быть определены следующим образом:
построение образовательного пространства основывается на принципах:
• антропологичности (принятие модели «вскрывающее и раскрепощающее образование», на основе: самовыражения, большого жизненного опыта, раскрепощающего стиля мышления в деятельности; стиль геронтогогического общения – на основе фасилитации);
• природосообразности (учет возрастных особенностей развития, учет соотношения потребности в развитии и способности к самовосстановлению, приспособление имеющихся ресурсов изобразительной деятельности к изменяющемуся состоянию своего здоровья в арт-терапии),
• культуросообразности (содержание образования – закладывается в опоре на решение мировоззренческих проблем, в широком базисе восточной, западной и отечественной культуры и искусства, включающем опыт художественного освоения действительности и практический опыт человечества);
• художественности (побуждение личности обращаться к своему содержанию жизни для того, чтобы пробудить оценочное отношение к действительности эстетического порядка, которое проверяется на практике, в изобразительной деятельности, в состоянии свободы от какого-то принуждения);
в применении методов и приемов подготовки личности пожилого человека к самореализации преобладают те, которыми владели художники, отличавшиеся длительностью периода максимальной продуктивности – до самого преклонного возраста (до 80 лет и более), среди этих методов и приемов можно указать следующие: 1) настроечные – созерцание, медитация; 2) практические – импровизация, многоплановость изобразительной деятельности;
в применении практических методов и приемов изобразительной деятельности личности пожилого человека преобладают те, которыми владели художники-любители в поздневозрастном периоде жизни: визуализация автобиографической и родовой памяти (самовыражение подсознательного, детская наивность), экспрессивная, энергичная манера исполнения, условность, отсутствие проработки деталей, а также контрастность цвета и света; копирование; метод рисования по представлению и воображению или комбинирование этого метода с рисованием с натуры; следование традициям народного искусства.
Раскроем подробнее геронтогогические условия, на примере тех, которые были созданы при проведении курса «Давайте рисовать стихии!» Этот курс был внедрен в ходе социального проекта «Практики здорового образа жизни – для людей серебряного возраста» (заявка и договор № 21-2-003300) при поддержке Фонда президентских грантов. Проект проводился для людей в возрасте 60+ с целью их приобщения к ведению здорового образа жизни. На протяжении трех месяцев, благодаря вниманию и заботе инструкторов, был проведен комплекс занятий по лечебной физкультуре, йоге, оздоровительному самомассажу, кроме того, геронтогоги преподавали курсы вокала и изобразительной деятельности.
Соблюдая принцип антропологичности и принимая модель «вскрывающее и раскрепощающее образование», на курс «Давайте рисовать стихии!» были приглашены все желающие ощутить свой потенциал креативности и развернуть его на основе самовыражения, большого жизненного опыта, раскрепощающего стиля мышления в деятельности. На организационном собрании на курс было записано 48 человек, из которых никто не имел базового художественного образования, но приобрел определенные интересы, вкусы и предпочтения в области изобразительного искусства. Занятия на курсе проводились в специализированном кабинете в четырех группах, в каждой группе по 10 занятий.
Подбор тематического содержания для проведения курса был выполнен на основе принципа культуросообразности и с опорой на материальный, метафизический и эстетический уровни понимания мироздания. Все слушатели курса были приглашены к тому, чтобы задуматься над этим и представить мир вокруг себя и внутри себя – в новых отношениях и связях, словах и звуках, формах и красках.
На мотивационном этапе, следуя принципу природосообразности, каждое занятие начиналось с внутреннего настроя, медитации, практического задания по арт-терапии. Например, знакомство с изобразительно-выразительными средствами: линиями, пятнами, светом и тенью сопровождалось рассуждениями об их выразительности, а также работой в технике пескографии на специальных световых планшетах. В ходе такой терапии пожилые люди подбирали определенный характер линий и пятен для выражения следующих эмоций: волнение, активное движение; столкновение, спор, беспорядок; безопасность, прочность; отдых, покой, тишина; женственность, чувственность, изящество.
Когда перешли к следующей части курса, посвященной знакомству со стихиями, то последовательно, на протяжении нескольких занятий, участники проекта мысленно сосредотачивались на каждой из стихий: «Вода», «Земля», «Огонь», «Воздух», «Космос», «Взаимодействие стихий». Пожилые люди вспоминали, что в их личной жизни связано с каждой из стихий, участвовали в беседе, включавшей знакомство со знаниями из древней философии первоэлементов или стихий, известной в Китае (теория пяти первоэлементов У-Син), Индии (Аюрведа) и Греции (Аристотель).
Пожилые люди, занимаясь пескографией, рисовали несколько вариантов своих контактов со стихией. Например, контакты с водой можно было бы изобразить как: водопад, реку, капельку, волну, морозный узор на окне, дерево в инее, снежинку. Стараясь передать характеристики воды (плавность, движение в одном направлении у реки, ритм волн на море, тяжесть – у водопада, кристаллическую структуру воды в замерзшем виде), пожилые люди рисовали выразительно, чувствовали руками и глазами, как стихия «просыпается» (в этот момент глагол «просыпается» имел два значения, одно из них было связано с тем, что песок на физическом плане сыпется-просыпается, и приятные тактильные ощущения возвращают человека в его детство; второе – с тем, что образ рождается-просыпается в художественном плане восприятия).
Так происходил переход от одной стихии к другой. И каждый раз, задавая вопросы и предлагая большой выбор вариантов для изображения стихии, геронтогог побуждал личность обращаться к своему содержанию жизни. Арт-терапевтический эффект возникал каждый раз, когда оценочное отношение к стихии с материального и философского уровня переходило на эстетический, когда начинали применяться изобразительно-выразительные средства.
После арт-терапии, раскрепостившись и почувствовав состояние свободы, участники проекта получали внутренний настрой для предстоящей изобразительной деятельности. С этой целью было организовано созерцание произведений отечественных и зарубежных художников (Н.К.Рериха, М.А.Волошина, Р.Кента, М.Чюрлениса), прослушивание музыкальных произведений (И.С.Баха, К.Дебюсси, А.Н.Скрябина, М.Чюрлениса), а также поэтических произведений (М.А.Волошина, М.Ю.Лермонтова, Н.К.Рериха, Ф.И.Тютчева), посвященных образу одной из стихий и ее проявлениям. Зрительное, слуховое и вербальное восприятие одной и той же стихии ассоциативно обогащали друг друга и создавали предельно одухотворенный образ. Синтез восприятий способствовал более концентрированному эстетическому отношению человека к действительности. Каждый находил связь эстетической оценки стихии и своей жизни, т.е. воспринимал произведения искусства с точки зрения своих потребностей, интересов, желаний и стремлений. Это происходило в соответствии с положением А.И.Бурова об эстетическом отношении человека к действительности [3, с.63-78] и действием принципа художественности.
Например, просмотр картин М.Чюрлениса «Соната солнца», «Гимн II» и Н.К.Рериха «Сокровище мира. Чинтамани» сопровождался прослушиванием музыкального фрагмента из симфонии А.Н.Скрябина «Прометей» («Поэма огня»). В процессе интегрированного восприятия пожилые люди глубоко прочувствовали тему очистительного огня, высказали предположение, что диски солнца и корона на картинах М. Чюрлениса, а также камень Чинтамани на картине Н.К.Рериха сияют и сверкают, горят, пылают, искрятся, как настоящие огни, но при этом еще создают атмосферу мистики, волшебства, чуда и благости; настраивают на грядущее обновление.
При созерцании картин из цикла «Космос» отечественного художника-космиста Б.А.Смирнова-Русецкого было уделено внимание символическому показу образов звезд как одного из проявлений эфира. Во время чтения стихотворения Ф.И.Тютчева «Душа хотела б быть звездой» слушатели почувствовали преобразующую и объединяющую силу красоты единого космоса, задумались о глубинной взаимосвязи макро- и микрокосма. Одновременное восприятие живописи и поэзии помогло возвысить изображение звездного неба до художественно-философского явления беспредельности своего внутреннего мира. В ходе восприятия картин «Звездный сад», «Млечный путь», «Космическая геометрия», «Светящиеся миры» от пожилых людей был получен эстетический отклик, который можно было сформулировать так: от бездонности Космоса веет удивительной теплотой.
Итогом мотивационного этапа явилось то, что каждая стихия открывалась личности пожилого человека по-разному: в утилитарно-практическом, интеллектуальном и затем – в эстетическом отношении, разными сторонами и особенностями. Эти особенности определили для личности качество переживания и качество настроя на последующую изобразительную деятельность.
На деятельностном этапе полученное эстетическое отношение проверялось на практике, в изобразительной деятельности, где основным методом была импровизация по мотивам произведений художников. «Обычно творчество связано с предварительным обдумыванием и планированием, подбором формы и схемы, набросками эскизов и вариантов. В импровизации, как правило, эта предварительная работа отсутствует» [6, с.3]. Метод импровизации по мотивам создавал условия для частичной подготовленности благодаря созерцанию произведений художников и эстетическому отношению, а также наглядному показу геронтогога и желанию самого пожилого человека творить свободно.
Например, образ стихии воды можно было передать в одной из двух композиций, по мотивам картин М.Чюрлениса «Соната моря. Аллегро» и «Соната моря. Финал»: как спокойную радость или как бурное море (на выбор). Для каждого варианта геронтогог проводил показ, используя приемы схематичного и поэтапного рисования, а также техники смешения и укладки гуаши. Вслед за геронтогогом, спокойное, радостное море пожилые люди передавали яркими красками и плавными жестами, играя с горизонтальными ритмами. Если краски от чрезмерной влажности начинали перетекать одна в другую, никто не пытался вносить исправления, а, наоборот, все импровизировали. Техника монотипии придала еще больше случайности композиции, которую некоторые, по желанию, уточнили дорисовкой пенных краев волны, пузырьками воздуха.
Для получения большей выразительности, применялся прием визуализации автобиографической памяти. Во время рисования радостного моря пожилым людям было предложено представлять свою насущную жизненную ситуацию, которая их почему-то тревожила. Но спокойный, ясный взгляд смог бы внести гармонию в существующий беспорядок.
Выбрав образ бури, пожилые люди, наоборот, задавали динамику и борьбу света и тени, работая с контрастностью цвета и света, диагональными ритмичными мазками, создавали впечатление кипящего моря в экспрессивной, энергичной манере исполнения. В центре композиции поднималась ввысь грозная и величественная волна. После того, как были сделаны цветовые растяжки (с помощью монотипии или серией мазков), пожилые художники переходили к деталям, применяя прием рисования по представлению и воображению. Тем, кто выбрал этот вариант композиции, предлагалось думать о событиях из жизни, которые начали замедляться или какая-то проблема вообще перестала решаться. Они получали такое напутствие: «Пусть ритм вздымающейся волны наполнит вас решимостью к действиям в реальной жизни!» В этот момент в сознании переплеталось рациональное и эмоциональное, происходило мышление живыми образами.
На этом этапе применение метода многоплановости изобразительной деятельности заключалось в том, что пожилые люди получали навыки рисования, работая с самыми разными материалами: гуашь, пастель, сепия, сангина, уголь; в разных техниках: монотипия, раздельный мазок, по-сырому, растяжка, растушевка, штриховка, линейная техника; выбирая формат композиции на свой вкус по размеру и цвету (белый или пастельный оттенок); пробуя свои силы в нескольких жанрах (пейзаж, абстракция, анималистика).
На рефлексивном этапе на каждом занятии проводилась мини-выставка работ, по результатам которой можно было сделать вывод о том, что многие пожилые люди с удовольствием воплощали образ стихии, используя импровизацию по мотивам произведений художников, проявляли фантазию в передаче деталей; применяли весь спектр предлагаемых изобразительно-выразительных средств (65%). Часть пожилых людей попробовали себя в чистой импровизации, проявляли фантазию в придумывании композиции (15%), остальные импровизировали по мотивам, но пользовались не всеми изобразительно-выразительными средствами.
После мини-выставки в ходе группового обсуждения составлялся синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения из пяти нерифмованных строк. Работа над созданием cинквейна помогала подвести общий итог всего занятия, кроме того, развивала образное мышление. Например, в одной из групп пожилые люди сочинили следующий синквейн про стихию «Вода»: «Море – кипучее, бурлящее – надвигается, волнует, бушует! – море кипит, через край перехлестываясь – красота!». Синквейн на тему «Космоса» получился такой: «Космос – бесконечный, загадочный – манит, завораживает, восхищает – мы дети галактики – Вселенная – наш дом!»
По окончании курса была организована передвижная выставка. Открытие выставки состоялось на заключительном мероприятии проекта в форме праздника «Мы за здоровую и творческую активность!», где люди серебряного возраста смогли обобщить полученный опыт в оздоровлении организма и творчестве. Анализируя личные высказывания слушателей курса, можно было сделать вывод, что большинство из них почувствовали потребность в искусстве (65%).
Перед началом курса участники проекта прошли первичное анкетирование, которое показало их готовность к творческим занятиям. Затем состоялось промежуточное анкетирование, раскрывшее степень удовлетворенности организацией занятий, и, наконец, итоговое анкетирование отразило самооценку полученных знаний и умений.
Анализ анкет, наблюдение и анализ продуктов изобразительной деятельности раскрыли степень успешности подготовки личности пожилого человека к самореализации в изобразительной деятельности по показателям: 1) самочувствие – 100% участников сохранили общую работоспособность, повысили живость и непосредственность зрительного восприятия, в т.ч., цветовосприятия; 2) эмоциональная стабильность, настроение – 100% участников улучшили свое настроение и получили удовольствие от рисования; 3) образное, логическое мышление, коммуникативность – в результате выполнения заданий на курсе у 60% участников образ возникал на основе обращения внутрь себя, сквозь призму опыта, накопленного за долгую жизнь, 80% познакомились с новыми именами художников; общение в группе признали комфортным 85%; 4) духовность – с задачей на перенос образа из пространства бытового в мир философский и символический справлялись 80% участников, 65% участников приняли принципы эстетической модели развития; 5) продуктивность в деятельности, креативность – активно занимались на протяжении всего курса 75% участников, участвовали в итоговой выставке 65%, начали рисовать дома 20%.
Таким образом, подводя общий итог, можно констатировать, что на курсе соблюдались все геронтогогические условия, в т.ч., принципы (антропологичности, природосообразности, культуросообразности, художественности), а также применялись следующие методы: 1) на мотивационном этапе – беседа, а также настроечные методы медитации, арт-терапии, ассоциаций, восприятия современных зарубежных и отечественных произведений разных видов искусства, изображающих проявления стихий; 2) на деятельностном этапе – практический метод импровизации по мотивам произведений художников (состоявший из приемов создания многоплановости изобразительной деятельности, визуализации автобиографической памяти, экспрессивности исполнения, условности, отсутствия проработки деталей, контрастности цвета и света; копирования; рисования по представлению и воображению); 3) на рефлексивном этапе – методы мини-выставки, синквейна (обобщения), анкетирования, самооценки, наблюдения, итоговой выставки. Проведенная диагностика подтверждает, что созданные условия повышают эффективность подготовки личности пожилого человека к самореализации в изобразительной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания. Воронеж: Институт практической психологии, 1996. 382 с.
2. Борев Ю.Б. Эстетика: учеб. М.: Высшая школа, 2002. 511 с.
3. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975. 175 с.
4. Выготский Л.С. Психология искусства // под ред. М.Г. Ярошевского М.: Педагогика, 1987. 344 с.
5. Ливехуд, Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью; пер. с нем. Э.М. Радской. Калуга: Духовное познание, 2012. 224 с.
6. Шевель А.В. Импровизация в художественном творчестве: дисс. … канд. филос. наук: 09.00.04. / Шевель, А.В. М.,1998. 144 с.