Готовность к профессиональной деятельности специалистов сферы культуры: сущность и структура

Зырянова Анастасия Вячеславовна,

преподаватель кафедры педагогики и психологии Института развития образования Кировской области,
Вятского колледжа культуры, Киров tasyaz@yandex.ru

Аннотация: 
В статье рассказывается о готовности к профессиональной деятельности специалистов сферы культуры: сущность и структура

Проблему готовности в разное время изучали такие отечественные ученые, как К.А. Абульханова-Славская, А.Д. Ганюшкин, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломинский, Н.Д. Левитов, Л.С. Нересян, К.К. Платонов.
Ряд исследователей (К.К. Платонов, И.К. Сергеев, В.В. Сериков) рассматривают готовность как цель и как конечный результат профессиональной подготовки, систему взаимосвязанных свойств и характеристик личности, установку на будущую профессиональную деятельность.
Готовность к профессиональной деятельности рассматривается многими исследователями (К.М. Дурай-Новакова, М.И. Дъяченко, М.В. Заворочай, Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломинский, В. А. Крутецкий, Ю.Т. Русаков, Н.Р. Скребнева) как многоуровневое и многоплановое системно-структурное личностное образование индивида.
Чаще всего выделяются такие компоненты готовности к профессиональной деятельности, как мотивационный (положительное отношение к будущей профессии), ориентационный (знания о профессии), операциональный (профессиональное мышление, совокупность умений и навыков), волевой (саморегуляция и управление поведением), оценочный (самооценка профессиональной подготовленности).
Мотивационный компонент профессиональной готовности включает потребности, интересы и мотивы профессиональной деятельности. Важными показателями сформированности данного компонента у студентов является наличие устойчивых мотивов и профессионально-ценностных ориентаций, обеспечивающих целенаправленное овладение деятельностью; потребность в творческом самовыражении.
Эмоционально-волевой компонент готовности предполагает сформированные в процессе профессиональной подготовки чувство ответственности за результат деятельности, навыки самоконтроля, умение управлять действиями в процессе деятельности, профессиональную честность и ответственность.
Операционно-действенный компонент профессиональной готовности предполагает формирование системы профессиональных знаний и комплекса умений, которые непрерывно поддерживаются и воспроизводятся при помощи актуализации профессиональных знаний, умений и навыков личности. Также данный компонент включает определенный уровень владения продуктивной деятельностью и творческими способами выполнения профессиональной деятельности.
Аксиологический компонент профессиональной готовности является результатом формирования профессиональной позиции как совокупности ценностных отношений студента к профессиональной деятельности, к себе как личности и профессионалу.
Анализ исследований по вопросу готовности к профессиональной деятельности позволяет сделать вывод о том, что профессиональная готовность специалиста является сложным, многоуровневым, системным, личностным образованием человека.
Соответственно, готовность к профессиональной деятельности – это формируемая в процессе деятельности и являющаяся результатом профессиональной подготовки система интегративных свойств и качеств личности; знаний, умений и навыков.
Готовность к профессиональной деятельности, определяемая на основе компетентностного подхода, рассматривается в работах В.И. Байденко, Н.Ф. Е.С. Заир-Бек, Л.С. Лисициной, А.П. Тряпицыной, А.В. Хуторского, О.В. Шемет.
В контексте компетентностного и культурологического подхода важными показателями профессиональной подготовки специалиста в сфере культуры являются профессиональная компетентность и профессиональная культура.
В материалах по модернизации высшего и среднего профессионального образования компетентностный подход рассматривается в качестве приоритетного концептуального положения. При этом под компетентностью понимается способность производить определенный вид работы. Такое понимание компетентности интегрирует когнитивные и деятельностные свойства личности.
Профессиональная компетентность определяется способностью к выполнению необходимых профессиональных действий и является показателем готовности специалиста к определенной профессиональной деятельности.
Исследованием вопроса профессиональной компетентности специалиста социально-культурной сферы в разные годы занимались А. Пинт (1969), Л.П. Матвиенко, Н.Ю. Арефина (1985), Ш.З. Санатулов (1993), М.А. Ариарский (2001-2008), П.П. Терехов (2003), Н.К. Бакланова (2003), Ю.Д. Красильников, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.А. Стрельцов.
Профессиональная компетентность, согласно позиции указанных выше авторов, это: а) системообразующее качество современного специалиста, которое состоит из содержательного, мотивационного и исполнительского компонентов (П.П. Терехов) [1]; б) система квалификационных характеристик специалиста, которой присущи такие качества, как «профессиональная целесообразность, индивидуально-творческий характер, оптимальность при выборе средств, необходимость сочетания профессиональной подготовки с общим развитием» (Н.К. Бакланова) [2]; в) матрица профессиональных знаний, умений и навыков в областях межличностного профессионального общения (учиться «быть», профессионального знания (учиться «знать») и деятельностного знания (учиться «делать») (В.П. Колесов) [3].
Н.К. Бакланова выделяет несколько принципиальных отличий специалистов культуры от специалистов других профессий: «профессиональная компетентность в сфере культуры; творческая одаренность, высокий уровень развития профессиональных способностей: организаторских, коммуникативных, педагогических, художественных и качеств, которые позволяют работать в сфере художественного творчества, эмоциональная отзывчивость, эстетический вкус, артистизм; высокие духовно-нравственные качества; доброжелательность и чуткость к людям, человечность, порядочность, честность, интеллигентность» [4].
А. Пинт изучая профессиональные качества, специалистов сферы культуры, придает огромное значение их духовному облику. За основу структуры профессиональных качеств он берет педагогические, психологические, организаторские и коммуникативные способности.
Л.П. Матвиенко считает, что базовыми компонентами профессиограммы специалиста сферы культуры являются организаторско-педагогические и информационно-проектировочные умения.
Позиций определения сущности истоков профессионализма специалистов социально-культурной сферы как совокупности коммуникативных навыков и умений придерживаются Н.Ю. Арефина и А. Панфилова. Коммуникативная компетентность, согласно их взглядам на эту проблему, включает в себя коммуникативные, персептивные и интерактивные умения.
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств М.А. Ариарский разработал комплексную модель профессиональной компетентности специалиста социально-культурной сферы, включающую образовательные и познавательные качества, организаторско-педагогические качества, коммуникативную компетентность, педагогическая компетентность, проектные свойства и качества личности, информационную культуру личности.
Таким образом, на основе уже существующих концепций профессиональной компетентности специалиста социально-культурной сферы был разработан комплекс профессиональных знаний и умений, который включает личностную, общепрофессиональную и специальную компетентности:
I. Специальная компетентность, включающая в себя психолого-педагогическую, организаторскую, управленческую, проектную, информационную, коммуникативную, поисково-социологическую, художественно-творческую компетентности. Также к этой области компетентности следует отнести специальные знания (например, технологии социально-культурного проектирования, вовлечения человека в мир культуры, информационно-просветительские, худоджественно-зрелищные методики).
II. Общепрофессиональная компетентность. Социально-трудовая, ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, политическая, межкультурная. Профессиональная эрудированность.
III. Личностная компетентность предполагает наличие определенных качеств и свойств личности: эмоционально-волевых, ценностно-мотивационных, гражданских. Сюда следует отнести профессиональное самосознание личности, отношение к труду, профессии, умственную и физическую дееспособность. Отдельно выделяются такие свойства личности, как духовность, верность профессии, развитое критическое и творческое мышление, инициативность, активность, гуманизм.
Изучение проблем профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности позволяет дать относительно полное определение данных понятий.
Профессиональная компетентность специалиста сферы культуры – это интегративная характеристика, включающая совокупность знаниевых, когнитивных, мотивационных, технологических составляющих, отражающих уровень его готовности к успешному выполнению профессиональной деятельности и степень готовности к профессиональному развитию и становлению.
Готовность к профессиональной деятельности – это цель и результат подготовки специалиста к выполнению профессиональных функций, овладение профессиональными компетентностями в процессе профессионального становления и развития специалиста сферы культуры.
Соответственно, готовность к профессиональной деятельности развивается в процессе формирования профессиональных компетенций. Процесс формирования профессиональных компетенций должен быть контролируемым, для чего используются критерии оценки сформированности.
Показателями, определяющими готовность к профессиональной деятельности специалистов сферы культуры, являются отношение к профессиональным ценностям; представления о профессиональной известных людей; степень сформированности социально значимых интересов и потребностей; опыт практической социально значимой деятельности; сформированность различных проявлений общей и профессиональной компетентности; способность устанавливать социальный контакт, работать в группе; опыт самопрезентации.

Литература

1. Терехов П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста в условиях модернизации непрерывного профессионального социокультурного образования / П. П. Терехов. – Казань: Издательство Казанского университета, 2003. – С. 10.
2. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учебное пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов/Н. К. Бакланова. – М.: МГУКИ, 2003. – С. 43–49, 80–81.
3. Колесов В.П. О классификации компетенций. Компетентностный подход к подготовке кадров/В. П. Колесов// Высшее образование сегодня. – № 2, 2006. – С. 20–22.