ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЕВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА 1, КОРЕШКОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА 2

1. Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО “Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского” Арзамасский филиал, Арзамас
2. Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО “Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского” Арзамасский филиал, Арзамас
 

Аннотация: 
В статье рассматривается актуальность гуманитаризации профессионального образования в современных условиях, её сущность и возможности реализации в профессиональной подготовке. Авторы считают гуманитаризацию образования важнейшим способом приобщения будущих педагогов дошкольных учреждений к гуманистическим ценностям, обогащающим профессиональную подготовку в вузе. Одним из важнейших компонентов гуманитарной культуры является эстетическая культура педагога, формирование которой происходит не только при изучении студентами предметов гуманитарного, социального и экономического цикла, но и в процессе усвоения дисциплин профессионального цикла. На примере обогащения содержания двух методических дисциплин показываются возможности приобщения будущих педагогов к эстетическим ценностям.

Стремительно изменяющийся мир, информационный бум требуют новой организации
образования. Среди факторов, активно воздействующих на подрастающие поколения в
условиях современной системы образования, специалисты особо выделяют информационные
технологии, которые не только позволяют осваивать мир, но и стали причиной значительных
изменений в развитии личности, в восприятии ею мира, а также создания психологической
напряженности и неустойчивости. По мнению Д. И. Фельдштейна, интернет является не
только мощным средством познания мира, но и источником “прессинга” сложно
структурированной информации, которую растущий человек не способен осмыслить
должным образом. В связи с этим встает проблема поиска путей формирования у
подрастающих поколений способности не только к присвоению информации, но и к
критическому, творческому отношению к ней. Следовательно, необходима технология
воспитания мышления и воли личности, способной полноценно жить в информационном
сообществе [6].
В Указе президента РФ В. В. Путина “О Национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012–2017 годы”, направленном на обеспечение комфортной и
безопасной среды для жизни каждого ребенка, подчеркивается, что главным капиталом
признан человек, повышение уровня развития которого обеспечит повышение культуры
всего общества [5]. Перед образованием нашего времени стоит серьезная общественно-
политическая задача “…подготовки человека, обладающего необходимым потенциалом
знаний, технологий и твердых нравственных установок, человека, которому нравятся
перемены, который готов смело встретить совершенно непредвиденные ситуации” [6; с.13].
Это требует другого уровня профессиональной компетентности педагогов, организующих
сопровождение развития личности начиная с дошкольного возраста.
Получивший высшее образование педагог дошкольного образования в условиях
необходимости самостоятельного поиска стратегий и использования информации должен
уметь действовать в ситуации неопределенности. В этом случае умение адаптироваться к
изменениям, преобразующая деятельность, способности к самообразованию и
самоопределению становятся более значимыми, чем обладание конкретными знаниями и
навыками. Следовательно, в процессе обучения в вузе важное место должно отводиться
развитию интеллектуально-нравственной культуры будущего педагога, его нравственного
потенциала.
Гуманитаризацию образования мы считаем важнейшим способом приобщения
будущих педагогов дошкольных учреждений к гуманистическим ценностям цивилизованного
мира, их вхождения в культуру, обогащающим профессиональную подготовку в вузе.
При этом гуманитарность понимается как специфически человеческое отношение к
людям и миру, сочетающее в себе направленность на высшие ценности, нравственные
установки и уважение к проявлениям человеческих качеств в контексте культуры [1; с. 4].
На наш взгляд, гуманитаризация профессионального образования будущих педагогов,
во-первых, позволяет преодолеть односторонность профессиональной подготовки, во-вторых
– способствует развитию у студентов гуманистического мировоззрения. Мы согласны с
мнением А. С. Кравец, что в процессе функциональной адаптации к социуму через
профессию человек должен еще вписаться в пространство культуры, освоить ее смыслы и
ценности. В этом присвоении смыслов и ценностей гуманитарной культуры формируется
духовность педагога. Профессия обретает личностный смысл для личности лишь тогда, когда
за ней обнаруживается нечто более высокое и самоценное, а именно обретение своей
индивидуальности в мире культуры [4].
Большинство исследователей считает, что важнейшим компонентом общей культуры
будущих педагогов является их эстетическая культура (Г.З. Апресян, Л.Г. Арчажникова,
А.И. Буров, Н.А. Ветлугина, М.С. Каган, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный,
В.К. Скатерщиков, В..И. Самохвалова, А.Н. Семашко, Т.Д. Суслова и др.).
Вопросы совершенствования эстетического образования студентов – будущих
педагогов, их эстетической подготовки рассмотрены в работах Л.В. Школяр,
Л.Г. Савенковой, Е.А. Бодиной, Е.П. Кабковой, Л.П. Печко, Е.В. Клюевой, М.Н. Корешковой
и др. [7, 8]. Данную подготовку авторы рассматривают как единство эстетического
образования и воспитания студентов, которые должны осуществляться в учебно-
воспитательном процессе, а также в специальной деятельности вуза по эстетическому
развитию личности.
Гуманитаризация подготовки будущих бакалавров по профилю “Дошкольное
образование” предполагает осознанное освоение общезначимых ценностей как основы
ценностных ориентаций в процессе изучения студентами предметов гуманитарного,
социального и экономического цикла, а также при усвоении содержания дисциплин
профессионального цикла.
Одной из учебных дисциплин, цель которой – воспитание эстетической культуры
студентов, является “Отечественная и мировая художественная культура”. К сожалению,
согласно учебному плану подготовки бакалавров по профилю “Дошкольное образование”,
данный курс изучается достаточно поздно, в VII семестре. Поэтому ему предшествует
развитие эстетической культуры студентов в ходе изучения учебных дисциплин
профессионального цикла.
С основами эстетического воспитания детей будущие педагоги начинают знакомиться
на занятиях по “Дошкольной педагогике”. При конструировании его содержания мы
опирались на мнение исследователей, считающих необходимой тесную взаимосвязь
формирования эстетической культуры студентов и овладения ими методикой эстетического
воспитания. Так, изучение темы “Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного
возраста” способствует развитию эстетической культуры будущих педагогов.
Дальнейшее развитие эстетической культуры студентов происходит в рамках освоения
методических дисциплин, обладающих значительным потенциалом в формировании их
ценностных ориентаций. Это такие предметы, как, например: “Теория и технологии
экологического образования детей” (VI–VII семестр), “Теория и методика музыкального
воспитания дошкольников” (VII семестр).
На занятиях по теории и технологиям экологического образования студенты узнают о
том, что духовное развитие личности невозможно без освоения эстетической ценности
природы. Сегодня это как никогда актуально, поскольку разрешение экологических проблем
представляется чрезвычайно сложным процессом, требующим значительных изменений как в
укладе человеческой жизни, так и в сознании людей. Единственный путь эстетического
познания природы – включение ребенка, начиная с дошкольного возраста, в эмоционально-
эстетическое общение с природой, которое должно быть систематическим и проходить под
умелым руководством со стороны воспитателя. Для этого необходимо, чтобы сам педагог
обладал эстетической восприимчивостью по отношению к объектам природы, имел
представление об их эстетической ценности и умел осуществлять эстетическое развитие
детей в процессе ознакомления с природой. Причем организация общения детей с природой
не должна ограничиваться только оценочным суждением по отношению к природному
объекту (что часто приходится наблюдать на практике). Педагог должен разъяснять детям,
что означает “прекрасное в природе”, почему тот или иной объект воспринимается как
красивый, чтобы в сознании ребенка понятие “красивый” наполнялось конкретным
содержанием, поскольку на развитие эстетической оценки личности в значительной степени
влияют те нормы, которые приняты в обществе, а также оценки определенных людей.
Это и послужило основанием для обогащения содержания учебного предмета “Теория
и технологии экологического образования детей”, одной из задач которого стали углубление
и систематизация знаний студентов об эстетической ценности природы и ее значении для
человека, развитие эстетической восприимчивости, способности эмоционально и в
творческой деятельности откликаться при встрече с природными объектами и явлениями.
Разрабатывая его содержание, мы исходили из положения о том, что развить у студентов
бережное, ответственное отношение к природе можно только на основе понимания ими
прекрасного, уникальности и неповторимости ее творений. Это же утверждение стало
стержневым при рассмотрении со студентами методики формирования у дошкольников
отношения к природе при изучении темы “Теория и технология оптимизации отношения
дошкольников к природе”.
Были учтены также результаты исследований А.В. Антоновой, Е.В. Ардашева,
Г.Р. Грищенкова, Л.В. Лебедева и др., в которых подчеркнута значимость студенческого
периода в становлении интересов, предпочтений, формировании эстетической культуры.
Исследователи отмечают, что большая загруженность студентов, недостаток финансов и
времени, снижение объема эстетических дисциплин в учебных планах являются причиной
пассивного восприятия эстетических ценностей, эстетического самообразования. Поэтому
занятия предполагают вовлечение студентов в совместные обсуждения, использование
творческих заданий.
В содержании тем данного курса акцент делается на свойствах тех объектов и явлений
природы, восприятие которых у людей чаще вызывает положительные эмоции, чувства
радости, удивления от их созерцания, а также объектов, выбранных в соответствии с
убеждениями, эстетической оценкой преподавателя. В качестве ключевых понятий наряду с
экологическими понятиями выступают такие, как “эстетические свойства”, “природно-
прекрасное”, “эстетическое отношение”. Они конкретизируются понятиями “форма”, “цвет”,
“ритм”, “грация”, “гармония” и др. Студенты узнают, что знакомство с различными
свойствами природных объектов способствует формированию у дошкольников
представлений о сенсорных эталонах, что составляет основу для развития их эстетического
восприятия [2]. Междисциплинарный характер этих понятий раскрывается будущим
педагогам благодаря сведениям из различных научных дисциплин. Таким образом,
устанавливаются связи между такими предметами, как эстетика, мировая художественная
культура, введение в литературоведение, основы изобразительного искусства, биология.
Поскольку основной идеей конструирования содержания этого учебного курса стало
утверждение “красота есть проявление целесообразности”, то и раскрываются эти понятия
благодаря сведениям, прежде всего, из эстетики и биологии. Когда мы обсуждаем со
студентами, почему тот или иной объект органической природы вызывает у людей
эстетические чувства, они приходят к выводу, что эстетическая ценность растений и
животных для людей может быть обусловлена и цветовой гаммой, и формой, и другими
особенностями строения, а также различными явлениями в цикле развития живых
организмов. Так, одним из явлений, восхищающих людей, является цветение растений. Не
случайно во многих художественных произведениях описывается процесс распускания
цветка (“Пришелец с юга” К. Паустовского, “Как распускается мак?” Э.Шима и т. д.).
Однако эстетические свойства растений и животных по своей сути являются их
приспособлениями к среде обитания. Объяснение студентам причин морфологических и
поведенческих адаптаций способствует их целостному видению объектов природы. Так,
большой интерес вызывает красивый “кувшинчик с крышечкой” непентеса. Но какое бывает
изумление, когда будущие педагоги узнают, что он очень хорошо приспособлен для ловли
насекомых и что таким образом растение получает недостающее ему азотное питание… Из-за
этих красивых кувшинчиков непентес является предметом промысла браконьеров,
поставляющих экзотическое растение в другие страны.
С целью активизации мыслительной деятельности и актуализации знаний студентов
мы стараемся чаще использовать вопросы, требующие установления причинно-следственных
связей. Например, говоря об эстетике ландшафтов, можно напомнить об окраске цветков
разнотравья лугов средней полосы России и ответить на вопрос: почему на лугах практически
невозможно встретить растения, у которых венчик красного цвета? Или: “Почему у березы
плакучая крона?”, “Почему медуницу называют цветок-букетик?” Вопросы такого типа
позволяют не угаснуть интересу студентов, являются стимулом для их самостоятельных
наблюдений.
Известно, что пример является одним из действенных методов воспитания. Образы
растений, животных и целых экологических систем, примеры отношения людей к ним,
описанные в художественных произведениях, обостряют восприимчивость студентов,
стимулируют размышления над собственными отношениями, способствуют возникновению
ассоциаций, остаются в памяти. Кроме того, используются высказывания
естествоиспытателей о чувствах и впечатлениях, возникающих под влиянием общения с
объектами природы. На занятиях широко применяются репродукции натюрмортов, пейзажей,
произведений анималистического жанра. Поэтому со студентами обсуждаются
выразительные средства, с помощью которых писатели и художники создают
художественные образы.
Одновременно работа по формированию эстетической культуры студентов
происходит в ходе изучения другой дисциплины – “Теории и методики музыкального
воспитания дошкольников”.
Невозможно подготовить будущего педагога к организации музыкально-
образовательной работы с дошкольниками без приобщения его самого к мировой
музыкальной культуре.
Так, содержание темы “Музыка как вид искусства и его особенности” дополнено
рассмотрением вопросов специфики музыкального искусства, его основных жанров, средств
музыкальной выразительности. В процессе самостоятельной работы при подготовке к
практическим занятиям студенты готовят доклады о композиторах (классиках и
современниках, зарубежных и отечественных – по желанию) с комментарием к какому-либо
произведению, которое прослушивается во время доклада. Сообщение сопровождается
мультимедийной презентацией, что оживляет процесс восприятия словесного текста и
превращает его в активное эмоциональное “проживание информации” [3].
Обязательным является слушание музыкальных произведений в аудиозаписи, с этой
целью в распоряжении студентов – аудио- и электронные ресурсы с произведениями мировой
музыкальной классики. Для оценки качества знаний в области музыкального искусства
систематически проводятся музыкальные викторины, результаты которых учитываются во
время экзамена.
Стало традиционным обязательное посещение студентами концертов классической
музыки под названием “Декабрьские вечера”, проводимых музыкальным колледжем города
Арзамаса Нижегородской области. В течение недели участники концертов демонстрируют
свои достижения в области исполнительской деятельности. А будущие педагоги
дошкольного образования имеют возможность приобщиться к живому языку музыки,
услышать произведения вокальной и инструментальной музыки в исполнении педагогов и
студентов колледжа – лауреатов и дипломантов региональных, всероссийских и
международных конкурсов и фестивалей.
Впоследствии на занятии студенты делятся впечатлениями, рассказывают о своих
предпочтениях тех или иных исполнителей, интересуются инструментами, которые видят
или слышат впервые. Таким образом, посещение концертов стимулирует познавательный
интерес к музыке, а также способствует накоплению опыта эмоционального восприятия
произведений музыкального искусства.
Таким образом, насыщение содержания методических дисциплин сведениями об
эстетических ценностях окружающей действительности, знакомство с произведениями
мировой художественной культуры, обогащение их эстетического опыта способствует
гуманитаризации профессиональной подготовки бакалавров по профилю “Дошкольное
образование”.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борытко Н.М. Введение в педагогику толерантности: Учеб. пособие для студентов пед. вузов /
Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград, 2006.
2. Клюева Е.В. Природа как средство формирования у старших дошкольников представлений о сенсорных
эталонах // Детский сад : теория и практика. – 2013. – № 12. – С. 60–66.
3. Корешкова М.Н. Формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза к
организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования:
Международный научный журнал. – №6 (25) Часть 2. – Горно-Алтайск, 2010. – С. 158–159.
4. Кравец А.С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования.
5. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 “О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–
2017 годы”
6. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в 21 веке // Педагогика. – 2013. – №1. –
С. 3-16.
7. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г САД ДЕТСТВА: новая модель дошкольного образования. – М.: Русское слово,
2012.
8. Савенкова Л.Г., Кабкова Е.П., Ермолинская Е.А. Мир искусства и мир детства: интеграция в современном
художественном образовании детей. – М.:Русское слово, 2010.