Перед тем как раскрыть обозначенную проблему, хотелось бы привести слова
А. Белого, которые очень точно ее характеризуют: «Поднявшись по лестнице познаний,
мы видим, что она полна глубочайшей ценности… Сущность познания, как и сущность
творчества, в их смысле… Познание и творчество вытаскивают друг друга из одной
бездны, в которую, тем не менее, оба они погружены».
В современной ситуации усложнения экономики и политики, структурной
перестройки всей хозяйственной жизни страны и общества изменяется отношение к
образованию, культуре и науке, воспитанию и развитию человека в целом. В этих
условиях гуманитаризация образования рассматривается как одно из условий
реального пути возвращения к истокам педагогической науки и традициям российского
образования, основанного на представлениях о доминировании целей развития
свободной, гуманной, духовной, творческой личности, способной к самоопределению и
самореализации. Истоки идей гуманитаризации лежат в теоретических трудах таких
великих педагогов, как К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, С. Френе, В. А. Сухомлинский;
философов и культурологов – М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман. По словам известного
философа К. Леви-Стросса, «XXI век будет веком гуманитарных наук – или его не будет
вовсе». Именно сегодня образование должно стать особым социальным институтом,
транслирующим базовые приоритеты российской культуры, воспитывая у подрастающего
поколения уважение к истинным общечеловеческим ценностям, формируя когнитивные
функции и развивая необходимые социокультурные компетенции, направленные на
адекватное восприятие новых условий жизни и умение креативно функционировать в
различных ситуациях.
Гуманитаризация образования базируется на понимании необходимости синтеза
гуманитарных и естественнонаучных концепций познания при доминировании
гуманитарного знания и искусства. Импульсом к возрождению и созданию
педагогической модели гуманитаризации является стремление преодолеть формальный,
абстрактный характер обучения, вводя образование в широкое культурное пространство.
Культура в данном случае выполняет корректирующую функцию в развитии науки.
С другой стороны, реализация новых подходов в образовании, продиктована
новыми представлениями о человеке и обществе, условиями его жизни; она требует
разработки актуальных образовательных концепций. В содержание образования должно
быть включено всё то, что ведет к пониманию и объяснению деятельности по созданию
культурных ценностей (духовно-нравственных, научных, эстетических, материальных).
Это связано с тем, что образование может быть продуктивным только тогда, когда
учащиеся приобщаются к науке, к самостоятельным исследованиям как к творческой и
продуктивной деятельности.
Необходимость разворота к гуманитаризации обоснована прежде всего тем, что в
сложившихся сегодня учебных программах, методиках сделан упор на усвоение
учащимися готовой информации. А прямолинейность, формализм и схематизация самого
образовательного процесса приводят к ослаблению внутренней мотивации ученика на
саморазвитие и самообразование, не востребованности личного творческого потенциала.
Так, в основе преподавания математики, химии, физики, географии, естествознания чаще
всего лежит освоение конкретной и специфичной информации вне связи с человеком, с
его мировоззренческими основами и эмоционально-чувственной сферой. Содержание
предмета часто носит фактологический характер. В нем нет связи с тем периодом
истории, когда был создан (открыт) тот или иной закон, ученики не исследуют причины
его появления (почему он возник именно в тот период истории и как он связан с
конкретным человеком, создавшим его, со страной, в которой он жил). Такая
оторванность от корней, причинно-следственных логических цепочек вносит в сознание
детей хаос, бессистемность, оторванность одних школьных предметов от других. В
отличие от предметов естественнонаучного цикла, на гуманитарных и художественных
дисциплинах (история, литература, музыка, родной и иностранный языки,
изобразительное искусство и др.) любое содержание имеет «человеческое лицо»,
выстроено на отношении человека к происходящему, на понимании его смысла, на
формировании собственных представлений о конкретном событии. Именно на таких
занятиях происходят становление личности, активизация и усложнение когнитивной
функции учащихся, развивается воображение, желание познать, исследовать, создать
собственный творческий продукт. Особенно ярко это проявляется в случае, если учителя
истории, литературы, мировой художественной культуры работают в тесном
сотворчестве, осваивают с одними и теми же детьми (в параллели классов) одни
проблемы, связывают знания, делают переносы открытий с одной области на другую.
Гуманитаризация как целостная система предполагает сущностное изменение
всех компонентов образования: целей, содержания, методов, моделей, технологий.
Специфика состоит в принципиальной опоре на представления о приоритетности
гуманитарного знания, приобщении к культуре, освоения философских идей через
изучение и теоретический анализ достаточно большого корпуса научных и
художественных текстов, погружение в пространство культуры региона (которая рядом,
она понятна, произведения искусства можно увидеть в музее, в мастерской художника,
услышать в реальном исполнении мастера, а не в записи). Именно гуманитаризация
подталкивает учителя к поиску особых, проблематизирующих содержание предмета
ситуаций, к формулировке таких вопросов, ответы на которые нельзя найти в учебнике
или в Интернете: они требует индивидуального размышления, авторского
исследовательского подхода. Суть проблемы заключается в том, чтобы культура и наука
стали осознаваться учениками как живое и целостное явление мира человеческих
ценностей.
Безусловно, воплотить эти идеи в практике образовательного процесса в школе –
задача очень сложная и вряд ли решаемая полностью. В этой ситуации не менее значимым
становится вопрос о методах и технологиях обучения. В данной статье не планируется
призывать к увеличению часов на изучение предметов гуманитарного цикла, а делается
попытка раскрыть адекватные шаги, направленные на интеграцию предметов
естественнонаучного цикла с предметами гуманитарного и художественного цикла. В
первую очередь это связано с изменением технологий управления образованием и сменой
методов обучения в направлении не накопления знаний (как в копилке – чем больше, тем
лучше), а самообучения (умения осмысленно учиться), самовыражения в деятельности,
самореализации индивидуальных интеллектуальных качеств (это относится как к ученику,
так и к учителю). Отличительной чертой гуманитарных направлений работы является
общая познавательная активность, индивидуальное толкование, художественно-
символическое выражение информации на разных предметах. Такие технологии в
образовании способствуют реализации индивидуальных качеств учащихся при условии
создания благоприятной социокультурной образовательной среды, включая совокупность
приемов и методов педагогического сопровождения образовательного процесса;
комплексные интегрированные формы освоения новых знаний; атмосферу и уклад школы;
заинтересованность учителей в индивидуальных успехах каждого ученика;
доброжелательность и открытость учителей; коллегиальность в выстраивании задач и
целей; сотворчество учителей и учащихся; эстетику предметно-пространственного
окружения, связь обучения с культурой и историей региона.
Таким образом, гуманитаризация предполагает «очеловечивание» процесса
образования и повышение роли гуманитарных наук, которое реализуется по следующим
направлениям:
. Приближение всех обучающих методик и технологий к ребенку, который
рассматривается субъектом образовательного процесса.
. Логическая и образная понятийная основа в освоении любого материала,
направленная на расширение познавательного пространства.
. Передача знаний через призму понимания их значения для духовного, культурного
и общечеловеческого развития.
. Интеграция и комплексное взаимодействие всех изучаемых дисциплин,
рассмотрение учебного процесса как целостного явления.
. Сотрудничество педагогов, опора на принципы педагогической поддержки,
педагогики успеха, отказ от эксплуатации авторитарных и репродуктивных форм
обучения.
Главной в обучении является категория образа и образно-символическое
мышление, которые едины как концептуальное и психологическое основание и для
научной и художественной деятельности (В. П. Зинченко). Выделяются диалог культур
(М. М. Бахтин), страноведческий подход к изучению языков (В. Г. Костомаров), научные
представления о формировании человека через три сферы человеческой деятельности
(С. В. Соловьев), теория развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), теория
интегрированного обучения и полихудожественного воспитания (Б. П. Юсов).
Включение этих процессов в контекст деятельности направлено на развитие
познавательных функций ученика (восприятия, мышления, памяти и т. д.) и «выдвижение
на первый план процесса его становления как субъекта разнообразных видов и форм
деятельности», то есть ребенок «рассматривается не как объект обучающих воздействий
учителя, а как саморазвивающийся субъект учения – учащийся. Превращение ребенка в
субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, составляет основное
содержание процесса развития в школьном возрасте» (В. В. Давыдов, В. В. Репкин.
Организация развивающего обучения в 5–9 классах средней школы. – М., 1997, с. 5). Это
определяет содержание, учебную активность, формы, методы организации учебного
процесса и характер взаимоотношений между учителем и учениками, особенности их
общения.
Базой освоения и присвоения любых знаний и представлений обучающихся
становятся три главные сферы «человеческой жизни»: 1) сфера творчества, которая
опирается на чувства и красота; 2) сфера знания, опирающаяся на мышление и истину; 3)
сфера практической жизни, основывающаяся на воле и общем благе (С. М. Соловьев.
Философские начала цельного знания. – М., 1897 г.). Именно такой подход к воспитанию
детей отождествляет его с понятием «культура» как более высокий и качественный
уровень воспитания школьников с позиций духовности, нравственности, методологии,
художественности и научности.
Опираясь на перечисленные выше методологические позиции, выделим в
гуманитаризации образования базовые направления развития личности, которые в
зависимости возрастных интересов и предпочтений учащихся преобладают в том или
ином возрасте:
Когнитивное функционирование (мыслительные действия, интеллектуальное
развитие, познавательный интерес, диалектика и логика мышления). В гуманитарной
сфере это связано с развитием логики и диалектического мышления, в
естественнонаучной – с формированием умения работать с различного рода
информацией, развитием исследовательских навыков, в художественно-эстетическом
блоке опирается на выразительный язык искусства (ритм, динамика, симметрия,
асимметрия, статика, форма, цвет и т. д.) в природе, жизни, искусстве.
Личностные установки (самостоятельность, самоуправление, самооценка,
самостоятельность мышления). В гуманитарной сфере это связано с формированием
представлений о причине и аналогии, в естественнонаучной – с формированием умения
выстраивать гипотезы и воспитанием желания достигнуть результата, в
художественно-эстетическом блоке опора на художественный образ.
Эстетический опыт (эмоционально-чувственная сфера, художественно-образное
мышление, индивидуальность в самовыражении, практическая значимость созданного
продукта). В гуманитарной сфере это связано с формированием понятия cимвола и знака,
в естественно-научной осваивается механизм познания, в художественно-эстетическом
блоке выделяется художественная активность в социуме, искусстве.
Коммуникативность (сотрудничество, умение слушать и слышать друг друга,
умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой). В гуманитарной
сфере это связано с развитием умения принимать участие в диалоговом общении. На
предметах естественнонаучного цикла – формирование проектного мышления, в
художественно-эстетическом блоке – cотворческая деятельность в социуме,
художественной деятельности.
Интегрированное мышление (обобщение и синтез, перенос информации,
сотворчество, полихудожественное воспитание, проектное мышление). В гуманитарной
сфере это связано с развитием умения обобщать и переносить информацию c одной
области знаний на другую, в естественнонаучной с формированием понятий «концепция»
и «категория», в художественно-эстетическом блоке опирается на осмысление
«полихудожественности» в искусстве.
ЗАДАЧИ инновационной образовательной деятельности:
. Преодоление межведомственных барьеров в сфере социализации и культурно-
образовательной деятельности в регионе.
. Разработка, апробация и внедрение моделей художественно-творческой развивающей
среды, способствующей развитию предметных, метапредметных и личностных
компетенций обучающихся на основе интегративных технологий взаимодействия
общего и дополнительного гуманитарно-эстетического и естественно-научного
образования.
. Разработка, апробация и внедрение методик и технологий педагогики искусства
(целостно-образного проживания содержания; драматургии и режиссуры урока; и т. д.)
в преподавании всех общеобразовательных предметов.
. Разработка, апробация и внедрение системы взаимодействия образовательных
учреждений, учреждений культуры и науки, производственных комплексов для
реализации гуманитаризации образования.
Одним из главных условий гуманитаризации современного образования является
интегрированное обучение, понимаемое как особая структура организации обучения и
воспитания. Интеграция позволяет включать учителей и учеников в активный совместный
творческий процесс, в котором важно учитывать общие способности обучаемого, его
потенциальные возможности, психическую деятельность, предрасположенность к
самообучению. Интегрированный исследовательский подход к процессу обучения в
школе обоснован следующими позициями: потребность общества в культурном и
эстетическом воспитании подрастающего поколения; важность освоения культуры и
искусства с позиций региона и общечеловеческих ценностей; требование времени в
воспитании творчески активных и коммуникативных личностей; оторванность изучаемых
в школе предметов художественного и эстетического цикла от реальной жизни, от
социума и культуры (музеев, театров, домов творчества, школ искусств и др.).
С одной стороны, интеграция – это единое представление о целом, единое знание,
общее осознание этой целостности, которое можно понять через комплекс методов,
объединенных в систему, определенную последовательность и связь друг с другом. С
другой стороны, интеграция в образовании – это продуманно выстроенный процесс
обучения, направленный на научение детей рассматривать любые явления в динамике их
развития с разных позиций; развитие умений применять знания из различных областей в
решении конкретной творческой задачи; формирование у школьников способности
самостоятельно проводить творческие исследования и создавать свои проекты;
развитие у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве; сотворчество
учащихся, учащихся и учителей, педагогов между собой.
Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры
организации обучения, специальной подготовки учащихся к процессу восприятия,
понимания и осмысления информации (с позиций науки, истории развития культуры,
особенностей разных искусств, окружающей природы), формированию у школьников
понятий и представлений о взаимодействии всех процессов в мире, как едином целом.
Педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что он
предполагает планировать цикл занятий по одной теме (выбранной по договоренности с
коллегами), общей для нескольких педагогов, работающих с одними и теми же детьми.
Главная черта такого обучения – комплексные образовательные блоки, когда все занятия
подчинены единой цели всего курса обучения, планируемые разными педагогами школы,
работающими с одними и теми же детьми.
Педагогические условия интегрированного обучения:
1. Выход за рамки «одного предмета» (предполагает многообразие
интегрированных форм и методов работы с детьми).
2. Экологический подход к процессу обучения – опора на интересы и
предпочтения, связь обучения с историей и развитием культуры (мысль, наука,
нравственные, духовные, общечеловеческие ценности).
3. Обращение к региональному компоненту образования и выделение в нем
местных традиций художественной культуры как продуктивного момента в
формировании гражданской позиции.
4. Перенос педагогического акцента с изучения на творческое проявление самих
детей (детское творчество), развитие фантазии и воображения.
5. Предметно-пространственная основа освоения любого предмета.
6. Опора на возраст: психическое и индивидуальное развитие каждого
обучающегося.
7. Системный, продуманный характер обучения.
Интегрированный подход к процессу организации и проведения занятий с детьми
должен предполагать: сотворение эмоционального, образного, духовного, культурного,
национального, природного мира ребенка с помощью разных видов искусства и науки;
формирование оценочного, осмысленного отношения к искусству, направлениям
творческой деятельности человека и выбор оптимального вида творчества для
собственного выражения; развитие интереса к исследовательским, творческим работам;
формирование представлений о взаимосвязи как основе развития мира, искусства, науки
и человека; развитие философского мышления в осмыслении искусства, жизни, природы
на основе выполнения исследовательских работ; понимание художественного
произведения как продукта осмысления художником (писателем, композитором, поэтом)
своего представления о мире.
Проблема интегрированного обучения естественным образом связана с качеством
образования – одной из приоритетных государственных и общественных проблем. Но
«качество само по себе не может быть конечным результатом. Оно лишь средство, с
помощью которого выявляется соответствие конечного продукта стандарту. При оценке
качества образования следует выделить следующие положения: 1. Оценка качества не
сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из
показателей качества образования). 2. Оценка качества образования осуществляется
комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его
деятельности. Необходимо учитывать, что преподаватели и учебные заведения являются
всего лишь элементом образовательной системы, и часто не самыми влиятельными среди
множества других, от которых зависят учебные достижения школьника. Поэтому при
оценке деятельности педагога для контроля качества образования важно помнить, что этот
элемент оказывает меньшее влияние на учебные достижения, чем семейное окружение
или индивидуальные особенности обучающегося (задатки, мотивация и пр.)» (из
документов Департамента образования г. Москвы – качество образования).
Следующим условием внедрения в процесс обучения детей интегрированного
подхода является создание в образовательном учреждении грамотно организованной
социокультурной образовательной среды, построенной на взаимодействии
образовательных учреждений и учреждений культуры. Именно социокультурная среда
отражает специфику того места, где находится школа, что подразумевает максимально
активное включение в систему общего образования школьников своеобразия
окружающего ландшафта «вмещающего ландшафта» (Л. Н. Гумилев), истории культуры
края, этноса, традиций, художественных местных промыслов, особенностей языка,
фольклора. Процесс освоения культуры в образовательных учреждениях рассматривается
через визуальную среду, сферу предметно-пространственной деятельности, через живое
освоение пространства и действие в нем. Всё это ориентировано на развитие
познавательной сферы, умение анализировать, обобщать, находить аналогии, исследовать
причины явления, выстраивать логику рассуждений с учетом реальности, социума с
позиций индивидуального видения мира. Это направлено на постепенное формирование у
обучающихся представлений о процессе художественного творчества через освоение,
например, таких тем, как «Эволюция цвета, формы, пространства в истории
человечества»; «Предметно-пространственная среда человека»; «Пространство и время в
науке и искусстве»; «Освоение человеком Вселенной в разные периоды истории жизни на
Земле» и др. Высшим критерием такого комплексного обучения является развитие
многосторонней деятельности на основе взаимосвязи разных видов творчества с
культурой общества в истории человечества и конкретного региона. Выделяется связь:
регион – культурные ценности – общечеловеческие ценности. Из этого следуют и новые
задачи современного качественного образования:
. создание условий естественного и радостного существования школьников в
процессе учебной деятельности, «снятие внутренних зажимов», чувства страха,
неуверенности;
. воспитание эмоционально-чувственной сферы личности;
. гармоничное развитие интеллектуально-логического и творческого мышления;
. развитие продуктивного и конструктивно-логического мышления;
. комплексный подход к освоению, присвоению и практическому самостоятельному
применению знаний и представлений из различных областей наук;
. системный и целенаправленный характер формирования самостоятельности
мышления;
. привитие практики работы коллективного разума и «со-мыслия».
Вот тот неполный список образовательных задач, без которых современная система
образования не может считаться полноценной.
Выделение сферы художественно-творческой деятельности связано с тем, что через
искусство происходит активное развитие познавательных способностей и творческой
активности ребёнка, оно активизирует заинтересованное, творческое отношение ребёнка
к окружающей действительности. «Чем выше эмоции, тем большую роль играют мысли,
тем легче они возбуждают мысли» (П. П. Блонский). Исследования в области психологии
и физиологии, посвященные неразрывности и взаимосвязи двух пластов мышления,
образного и речевого, показали, что её нарушение приводит к утрате мыслительных
возможностей человека. Еще И. П. Павлов показал, что словесно-знаковое обучение
требует постоянного подкрепления со стороны образного, а образное требует
подкрепления активной деятельности органов чувств через их непосредственный контакт
с окружающей средой. Следовательно, в формировании современного типа мышления и
сохранения здоровья детей и юношества важную роль играет не отдельно взятый какой-
либо вид деятельности, а активное взаимодействие разных видов творчества –
полихудожественное образование, которое предполагает развитие качественного уровня
познания:
- владение широким полем разнородной информации;
- включение в процесс решения проблемы разных видов художественного
мышления;
- умение не только ставить задачу, но и предполагать готовый результат;
- развитие креативного мышления и ведущих компетенций (коммуникативных,
социальных, языковых, информационных, исследовательских, научных,
поликультурных и др.).
Проблемы взаимодействия ведомств образования и культуры
К началу XXI века в области взаимодействия образования и культуры в России
наработан большой опыт. Однако накопился и ряд нерешенных проблем, препятствующих
развитию взаимодействия на современном уровне.
Многие современные формы взаимодействия, такие как регулярное проведение
школьных занятий в музеях, совместное сочинение спектаклей школьниками и
профессиональными артистами в классе в процессе образовательных уроков-
импровизаций, мы сегодня воспринимаем как передовой зарубежный опыт. Хотя все эти
формы работы были открыты и отработаны именно в России в начале XX века на
московских площадках, например, в театре «Педагогическая мастерская» Г. Рошаля или в
«Первом педагогическом театре», где начинала свою работу Н. Сац. Одним из активных
участников разработки и реализации таких программ, где интегрировалась работа
библиотек, музеев, театров, детских парков и школ, был великий детский поэт
С. Я. Маршак.
На сегодняшний день основная проблема . отсутствие единой координационной и
методической служб. Отсюда слабая информированность обоих ведомств о приоритетных
целях, программах, об актуальных методах и разработках друг друга в области
образования и социализации детей и молодежи.
Среди наиболее явных проблем, требующих оперативного решения, следует
выделить наиболее существенные (данные позиции раскрыты в результате исследования
проблемы А. Б. Никитиной и М. А. Фоминовой):
«1. Оторванность учреждений культуры от реальных запросов образовательных
учреждений. Выстраивание репертуара и программ театров, музеев и концертных залов,
парков и библиотек ведется без учета изменений графиков прохождения образовательных
программ; не согласовано время работы учреждений культуры и образования (раннее
окончание рабочего дня в музеях-заповедниках, позднее начало спектаклей в будние дни в
театрах, затруднение преодоления формата 45-минутного урока в школе, отсутствие
опыта создания 45-минутных программ в учреждениях культуры и т. д.). Спектр
предлагаемых услуг чаще всего ограничивается традиционными формами: посещение
спектакля, концерта, выставки, экскурсии.
2. Необходимо отметить запреты и ограничения на образовательную деятельность
педагогов в учреждениях культуры: на ведение учителями уроков и занятий в залах
музеев и на территории заповедников; на проведение учителями обсуждений увиденного
в помещениях учреждений культуры непосредственно и сразу после состоявшегося
художественного события (и часто . отсутствие мест для подобной работы); на
проведение образовательных игр и праздников учреждениями образования на
территориях учреждений культуры; на пребывание на территории учреждения культуры
во время, не отведенное для публичных мероприятий; неформальное общение
школьников и сотрудников учреждений и т. д.
3. Запреты и ограничения на деятельность сотрудников музеев в образовательных
учреждениях: на проведение оплачиваемых уроков работниками музеев, не являющимися
педагогами, запрет на совместное ведение уроков; на выход сотрудников музея в школу с
коллекцией музейных предметов; на разворачивание временной музейной экспозиции
«настоящего» музея в помещении школы; на работу детского музейного объединения во
главе с сотрудником музея на территории образовательного учреждения и т. д.
Отметим также отсутствие в большинстве учреждений образования и культуры
полифункциональных пространств для осуществления совместных проектов;
затрудненность непосредственного и оперативного взаимодействия наиболее
заинтересованных лиц; усложненность взаимодействия учреждений различных форм
подчинения внутри каждого ведомства и между ними (например, не налажена система
информационно-методического взаимодействия между частными и государственными
образовательными учреждениями).
Зарубежный опыт в данной области
Отношение к музею как к институту образования, как к образовательному и
воспитательному учреждению в странах Европы и Америки уже давно стало традицией.
Уделяется серьезное внимание не только деятельности музейных педагогов, но и
выстраиванию экспозиции по педагогическому принципу для эффективного
образовательного процесса.
Опыт создания учебно-методических комплексов для учащихся в странах Европы и
Америки очень широко применяется и поддерживается на государственном уровне:
бесплатное посещение музеев школьниками, проведение уроков в музее педагогами школ
– обычная форма организации занятий по разным предметам. Характерной особенностью
таких занятий является опора на активность учащихся, использование ролевых игр, в том
числе и многодневных, когда дети на длительное время «погружаются» в социальную
жизнь предков, на практике усваивая социальный опыт предыдущих поколений (как в
США, Англии, Германии, Нидерландах, Франции). Поиск новых путей в этой области в
вышеуказанных странах проходит особенно активно. В России такой опыт начал
развиваться еще в начале 20.30-х годов ХХ века (одним из представителей данного
направления по работе с музеем изобразительных искусств в этот период был известный
ученый, искусствовед и педагог А. В. Бакушинский).
Отношение к предметам гуманитарного цикла в странах Европы отвечает
положениям международной организации ЮНЕСКО, в документах которой указывается:
«Образование должно быть, прежде всего, фактором развития сознания... Мы имеем в
виду, прежде всего осознание моральных, духовных, эстетических ценностей,
составляющих цели существования человека и для которых наука и технология должны
быть лишь средствами. В числе этих ценностей . достоинство человека, любовь к
ближнему, гармония с природой, то есть ценности, которые, несмотря на их древность,
способны возрождаться и обновляться в каждую новую эпоху».
Так, в девятом классе французской школы в обязательном учебном плане на
гуманитарные предметы отводится вдвое больше времени, чем на естественно-
математические. В немецких гимназиях родной и иностранный языки, история, география,
предметы эстетического цикла занимают до 60 % учебного времени, в Италии . до 50 %.
Согласно английскому закону об образовании 1988 года также увеличивается удельный
вес гуманитарных дисциплин» (Фоминова М.А., Никитина А.Б.).
Из этого следуют и новые задачи современного качественного образования:
. создание условий естественного и радостного существования школьников в
процессе учебной деятельности, «снятие внутренних зажимов», чувства страха,
неуверенности;
. воспитание эмоционально-чувственной сферы личности;
. гармоничное развитие интеллектуально-логического и творческого
мышления;
. развитие продуктивного и конструктивно-логического мышления;
. комплексный подход к освоению, присвоению и практическому
самостоятельному применению знаний и представлений из различных областей наук;
. системный и целенаправленный характер формирования самостоятельности
мышления;
. развитие технологий анализа и обобщения информации из различных
источников в решении конкретных творческих задач;
. введение практики работы коллективного разума в условиях сотворчества
учителя и учащихся.
Вот тот неполный список образовательных задач, без которых современная система
образования не может считаться полноценной. Следует выделить и ряд противоречий,
существующих в современной системе образования, которые являются причиной
изменения взглядов на структуру организации образовательной политики России и
создания механизма устойчивого развития как максимально гибкой образовательной
системы.
Как отмечается в материалах РАО, представленных для обсуждения на общем
собрании РАО 2008 г. и освещенных в периодической печати, по результатам
международных исследований, у российских школьников значительно слабее по
сравнению с другими странами сформированы интеллектуальные умения, связанные с
решением задач интеграции знаний и применением их как в незнакомых ситуациях, так и
в ситуациях, близких к реальной жизни. Ученики российских школ испытывают
затруднения при обобщении информации, представленной в различных частях текста, при
обосновании своей точки зрения, когда для этого требуется привлечь доказательства из
текста или из своего жизненного опыта. В том числе, как показывают исследования
Института художественного образования РАО, школьники испытывают трудности в
обобщении знаний и их переносе из одной области знаний в другую. Отмечаются
следующие факторы: негативная тенденция снижения интереса учащихся ко всем
изучаемым предметам к концу 11 класса в среднем на 10%; перегруженность программ и
учебников учебными материалами (загружается память, но не обеспечивается развитие и
свободный перенос знаний в ситуациях, отличных от учебных); оторванность содержания
образования от реалий жизни; недостаточное внимание к формированию общеучебных и
интеллектуальных умений; отсутствие целенаправленных занятий по формированию
умений работать с различными источниками информации.
В этой связи выделены основные проблемы, определяющие эти кризисные явления
и направления системного реформирования высшего педагогического образования:
отставание и на методологическом, и на техническом уровне, дефицит научно-
педагогических кадров, способных генерировать и воспринимать необходимые
инновации, недостаточная гибкость образовательных программ, их слабая связь с
потребностями рынка интеллектуального труда (при отсутствии ясных конструктивных
сигналов рынка и требований к качеству высшего образования).
На основе сказанного в документе определены приоритетные направления
воспитания в условиях углубления демократических реформ: духовно-нравственное,
гражданское, патриотическое воспитание детей, их подготовка к жизненному и
профессиональному самоопределению, содействие здоровому образу жизни,
профилактика асоциального поведения и детской безнадзорности (гигиенические
нормативы учебной нагрузки, на которые до сих пор ориентируется школа, были
разработаны 50 лет назад. Наблюдается превышение посильных нормативов учебной
нагрузки, особенно в специальных учебных заведениях). Особую тревогу вызывают
резкое снижение двигательной активности учащихся, рост нарушений психического
здоровья детей.
Данные Института возрастной физиологии РАО свидетельствуют, что в структуре
заболеваемости современных детей лидируют болезни глаз и опорно-двигательного
аппарата, при этом школьники имеют слабый уровень физического и моторного развития,
нервно-психические расстройства и др. Считается, что немалую роль в этом играет
отрицательное влияние внутришкольной среды и прежде всего учебных перегрузок.
Рассматривая проблему сохранения здоровья детей и юношества, следует отметить,
что забота о здоровье ребенка . это не только и не столько комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил или требований к режиму дня, питания, обучения и отдыха.
Это прежде всего забота о гармоничном единстве и полноте всех составляющих жизни
детей – физических и духовных сил, вершиной которых является активное проявление
ребенка в разных видах художественного, эстетического творчества.
Как мы уже подчёркивали выше, в формировании современного типа мышления и
сохранения здоровья детей и юношества важную роль играет не какой-либо отдельно
взятый вид деятельности, а активное взаимодействие разных видов творческой
деятельности, т. е. общее поликультурное образование
Наиболее продуктивными интегрированными формами здоровьесберегающих
направлений работы являются: коллективные творческие задания; работа в малых
группах; социоигровые, театральные технологии в обучении; цикл упражнений
образовательной кинесиологии; комплексные занятия; цикл занятий, объединенных
сквозной темой; взаимодействие базового и дополнительного образования.
Одним из реальных путей решения обозначенных проблем служит создание в
школе научно обоснованной системы взаимодействия базисного компонента образования
и системы дополнительного гуманитарно-эстетического образования учащихся.
Осуществление этого предполагается в условиях творческой среды общения коллектива
школы через искусство, среды творческого поиска, среды сотворчества учащихся и педагогов в
процессе организационно-воспитательной работы средствами предметов гуманитарно-
эстетического цикла.
В целом, определяя актуальность разработки педагогической системы
гуманитаризации образования, можно констатировать следующее:
. существует необходимость в разработке целостного подхода к образовательному
процессу, связывающему и общественный запрос, и достижения современного
гуманитарного знания;
. следует учитывать социокультурные факторы, общественно-политические
(интеграция высшего отечественного образования в мировую образовательную
систему), социоэкономические (запросы рынка на определенные специальности,
престижность профессии и др.), а также так называемый «человеческий» факторы
(в частности, психологические особенности того или иного возраста);
. определение потенциала внедрения гуманитаризации опирается на идею перехода
от парадигмы знаний к парадигме личностно ориентированной, что предполагает
рассмотрение образования как части культуры, ее определяющего фактора и
источника. Гуманитаризация образования обеспечивается, таким образом, если при
выстраивании целостной системы создаются условия для сознательного освоения
объективных ценностей культуры как необходимой субъективной потребности
личности;
. гуманитаризация образования формирует особую среду, в которой создаются
условия для «самодетерминации индивида в горизонте личности, форма
детерминации нашей жизни, сознания, решения и перерешения своей судьбы в
сознании ее исторической и всеобщей ответственности» (В. С. Библер). Такая
среда способствует восхождению личности к ценностям на основе всеобщего
диалектического возвышения потребностей;
. к приоритетным направлениям гуманитаризации относятся качественное
изменение содержания образования и реформирование методик, форм, подходов к
преподаванию. Гуманитаризация образования направлена на активизацию
познавательной самостоятельности учащихся, воспитание творческой личности,
развитие эстетического мировосприятия и этического отношения
к действительности. Кроме того, гуманитаризация образования предполагает
развитую способность адаптироваться к социальному окружению;
. гуманитаризация определяет значимость развития гуманитарного мышления и
закрепляет в сознании учащегося представление о творчестве как основе жизни;
. гуманитаризация образования как целостная педагогическая система способна
обеспечить поддержку творческой инициативы, развитие потребности в глубоком
освоении знаний о движении мировой культуры, условия для формирования у
учащихся коммуникативных и организационных способностей, необходимых для
плодотворной, отвечающей современным запросам общества деятельности по
созданию пространства культуры и полноценной творческой самореализации
личности в нём.
Общие учебные для всех учащихся направления развития:
1) умение работать с разного рода информацией
. самостоятельно искать информацию;
. ориентироваться в потоке информации разного рода (научной, искусствоведческой,
критической, художественно-эстетической и др.);
. быть открытым для приема различной информации;
. критически оценивать информацию по степени ее важности для выполнения
определенного учебного задания, отсеивать лишнее;
. применять полученные знания (информацию), переносить на другие области
знаний, использовать в продуктивной деятельности (в обучении, самостоятельном
творчестве, научном эксперименте, др.);
. передавать информацию (объяснять, делать сообщения);
. представлять информацию в соответствии с современными научно-техническими
возможностями;
2) общение, коммуникация, социализация личности
. умение слушать, принимать мнение другого человека;
. развитие чувства слова, декламации, умение донести информацию до слушателя
развернуто, образно, продуктивно;
. обогащение словарного запаса и освоение, владение, активное использование
терминологии, которая необходима при изучении всех образовательных
дисциплин;
. умение подбирать аргументы, использовать информацию из разных областей
знаний на основе расширения познавательного горизонта;
. навык быть гибким и объективным в споре, умение признавать правоту оппонента;
. доброжелательность в общении;
. умение работать в коллективе, брать инициативу и ответственность на себя, видеть
свой фронт работы, выполнять разные «роли» (уровень включенности) в
коллективной работе . от руководителя проекта до подчиненного;
. умение работать в разновозрастном коллективе;
3) развитие учебного потенциала личности
. умение ставить перед собой задачи (на урок, на месяц, на год, на жизнь), видеть
(представлять) гипотетически возможный вариант развития событий, обобщенно
видеть результат своей деятельности;
. умение планировать свою деятельность, развивать пространственное мышление;
. навык выбора средств достижения целей (в искусстве – знание средств
выразительности и языка конкретного искусства, в науке . правил, законов, аксиом
и др.);
. умение связывать свои цели и действия с объективной реальностью, с тем, что
планируется;
. умение анализировать результат и процесс собственной деятельности,
корректировать задачи, способствующие достижению цели;
. развитие проектного и пространственного мышления;
4) развитие творческого потенциала личности
. способности к неординарным решениям, в обход стандартного и стереотипного;
. работа в пространстве мыслеобразов, позволяющем видеть, представлять проблему
целиком;
. развитие творческих способностей, воображения, полета фантазии
и эмоциональной сферы личности;
5) формирование культурно-личностного аспекта проявления личности
. нравственность;
. потребность в общении с искусством и по поводу искусства;
. художественные предпочтения и идеалы;
. эстетические взгляды и мировоззрение;
. патриотизм;
. сострадание, сопереживание;
. активная жизненная позиция;
6) самореализация и саморазвитие личности предполагает развитие навыка
. применять знания, полученные по разным дисциплинам, в жизни;
. определять свой жизненный и профессиональный путь (выбор профессии, области
знаний);
. ориентироваться в социуме, пространстве взрослого, в политическом,
экономическом, правовом пространстве;
. искать аналогии в истории, критически мыслить, делать выводы, предлагать свои
варианты, способы решения, идеи.
Повышение профессионального мастерства педагогов
как условие модернизации современной образовательной системы
Обучить культуре без искусства невозможно, ее можно воспитать, пробудив
потребность в творчестве, в стремлении совершенствовать себя (обучив мыслить,
понимать и осознавать явления), в развитии способности индивидуализировать
получаемую информацию и передавать ее другому человеку, уметь связывать явления
между собой и обобщать их. Только искусство способствует развитию высших эмоций,
этико-эстетических переживаний, нравственных потребностей и потребности в
самопознании и самосовершенствовании и рассматривается нами как эффективное
средство гармоничного развития психики и своеобразной психотерапии.
В основе такого обучения лежит положение о коренном переосмыслении
фундаментальной проблемы современной подготовки школьников к реальной жизни с
позиций педагогики искусства. Интегрированный подход к процессу освоения науки,
истории культуры и искусства – это современное требование к воспитанию грамотной,
коммуникабельной и творческой личности, умеющей самостоятельно находить
творческие нестандартные решения в любой отрасли и способной активно
самосовершенствоваться и развиваться в соответствии с доминирующими склонностями и
способностями. Интегрированное полихудожественное обучение направлено на
возрождение и развитие того лучшего, что питало художественную педагогику прошлого,
составляя ее методологическую сущность.
Условия включения педагога в процесс освоения искусства:
. знание возрастных особенностей детей и их интересов, с учетом которых
выстраивается структура организации занятий;
. согласованность собственных занятий с занятиями педагогов, преподающих другие
предметы, работающих в одной параллели;
. постоянное совершенствование своего педагогического мастерства;
. повышение качества образования и индивидуального роста каждого учащегося;
. изучение опыта работы коллег;
. максимальное включение учащихся в творческий процесс урока;
. создание в коллективе групп учителей по решению каких-либо творческих
проблем;
. сотворчество с коллегами в организации и проведении художественных событий;
. системность внедряемых в практику направлений работы.
Требования, предъявляемые к современному учителю, включают: создание
благоприятных условий для осмысленного и самостоятельного обучения; пересмотр
личностных установок к обучению детей; смену видов и форм работы с детьми; деловое
общение с коллегами на уровне сотворчества; умение видеть в ученике индивидуальность,
выделять успехи, а не недостатки, стимулировать исследовательские способности;
развитие у детей навыка работать с информацией разного вида; доверие к ученику,
развитие в обучении коллективных совместных творческих проектов, общее знакомство с
учебными программами по другим образовательным дисциплинам и т. д.
Данные требования выполнимы только во взаимодействии педагогов друг с другом
в условиях единого педагогического пространства, в котором каждый чувствует локоть
другого. Успешное выполнение перечисленных требований предполагает гибкое
отношение к осмыслению нового (не отвергать сразу!), освоение инновационных
педагогических технологий; умение учиться (преодолеть свой консерватизм); способность
смотреть на учащихся как на соратников, которые могут добывать знания самостоятельно,
и учить их ставить цель, планировать действия, достигать результатов; отсутствие
авторитарности в общении с ребенком; умение принимать успех другого, объективно
оценивать свои педагогические успехи, развивать творческий педагогический потенциал,
делиться опытом, «секретами» мастерства.
Создание эстетико-коммуникативной среды урока
Эстетико-коммуникативная среда опирается на взаимодействие духовной,
материально-предметной, интегрированной сфер и включает в себя
1) сферу творческого взаимодействия;
2) сферу развития творческой активности учащихся в эстетико-коммуни-кативной
деятельности;
3) сферу межличностного общения.
Наиболее продуктивными интегрированными формами здоровьесберегающих
направлений работы являются: коллективные творческие задания; работа в малых
группах; социоигровые, театральные технологии в обучении; цикл упражнений
образовательной кинесиологии; комплексные занятия; цикл занятий, объединенных
сквозной темой; взаимодействие базового и дополнительного образования,
художественные события и др.
В качестве реального пути решения обозначенных проблем мы предлагаем
создание в школе научно обоснованной системы взаимодействия базисного компонента
образования и системы дополнительного гуманитарно-эстетического образования
учащихся. Осуществление этого предполагается в условиях творческой среды общения
коллектива школы через искусство, творческого поиска, сотворчества учащихся и
педагогов в процессе организационно-воспитательной работы средствами предметов
гуманитарно-эстетического цикла.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Психология искусства. – Ростов, 1998.
2. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. – М.1995.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.:Интор, 1996
4. В.В.Давыдов, В.В.Репкин. Организация развивающего обучения в 5–9 классах средней школы. – М., 1997.
5. Савенкова Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры. – М: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.
6. С.М.Соловьев. «Философские начала цельного знания» – М., 1897 г
7. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие.– М.: Советский художник, 1988.
8. Школяр Л.В.. Слободчиков В.И., Кудрявцев В.Т. Культуросообразное образование //Издательский Дом РАО МАГИСТР ПРЕСС, № 4 2003.
9. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного
мышления учителя образовательной области «Искусство». – М.:Спутник+, 2004
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА
Аннотация:
Импульсом к созданию педагогической системы гуманитаризации является стремление
преодолеть формальный, абстрактный характер обучения, вводя образование в широкое культурное
пространство. Культура выполняет в данном случае корректирующую функцию в развитии науки, выступая
посредником в разрешении противоречий между материальным и духовным, т. к. «культура есть среда,
растящая и питающая личность» (о. П. Флоренский). Гуманитаризация базируется на соединении научных и
гуманитарных основ образования, подразумевает изменение технологий управления образованием, смену
технологий обучения в направлении не на накопление знаний, а на освоение технологий самообучения
(умения учиться), самовыражения в деятельности, самореализации индивидуальных интеллектуальных
качества (сказанное относится как к ученику, так и к учителю). Гуманитаризация ориентирована на решение
таких важных социальных проблем, как воспитание культурно развитого человека, уважающего свой
родной язык, знающего историю, культуру своей страны и региона, уважающего другие народы и их
культуру.