ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ В СТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

Тюрин Алексей Викторович

аспирант кафедры культурологии и музеологии, старший преподаватель Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Хабаровский государственный институт культуры» 

Аннотация: 
В статье ставятся задачи исследовать историю профессионального музыкального образования в области народно-инструментального искусства на Дальнем Востоке России, а также обосновать вклад Хабаровского государственного института культуры в подготовку профессиональных кадров музыкантов-народников для регионального культурно-образовательного пространства. Предметом исследования является роль Хабаровского государственного института культуры в становлении и развитии системы профессионального народно-инструментального образования на Дальнем Востоке России. Автор делает вывод о том, что деятельность Хабаровского государственного института культуры имеет давнюю историю, важным итогом которой является формирование и становление многих десятков профессиональных кадров.

Актуальность исследования. Сфера российской культуры, в том числе на региональном уровне, испытывает сегодня ряд сложностей: наблюдается кризис механизмов воспроизводства культурных ценностей, меняется отношение к традиции, в сознании людей преобладают потребительские, материальные смыслы и предпочтения, сильное влияние оказывает массовая культура. Образование в сфере культуры и искусства является частью культурной политики общества и направлено на развитие творческого потенциала личности, формирование ее внутреннего мира, интеллектуального и эмоционального богатства.

Поэтому «формирование регионального культурно-образовательного пространства является важнейшим условием создания, укрепления и расширения единого культурно-образовательного пространства России. Именно региональное культурно-образовательное пространство может и должно оказывать влияние на становление и развитие личности человека, его образованности, профессиональной и культурной компетентности, духовной и нравственной сферы» [2, с. 576].

Для вузов культуры и искусств России региональный ракурс их культурно-образовательной и научно-инновационной деятельности был важен всегда, поскольку все они находятся на конкретной территории регионов России – конкретного субъекта Российской Федерации. Сегодня полноценное участие вузов культуры и искусств нашей страны в формировании и реализации региональной культурной политики обретает новое звучание и понимание в свете необходимости перехода России на инновационный путь развития и глобализации мировой экономики.

Проведенное нами исследование позволит не только обратиться к истории профессионального музыкального образования в области народно-инструментального творчества на Дальнем Востоке России, но и обосновать существенный вклад Хабаровского государственного института культуры в процесс формирования региональных профессиональных кадров музыкантов-народников.

Степень разработанности темы. Проблемы взаимодействия культуры и образования, формирования культурно-образовательного пространства, в том числе регионального, рассматривают Болдырева С.К., Бондаревская А.И., Вохрышева М.Г., Гатальский В.Д., Герасимов Г.И., Гладченкова Н.Н., Иконникова С.Н., Ирхен И.И., Клячкина Н.Л., Кудрина Е.Л., Мурзина И.Я., Ничипуренко И.М., Павленко Л.Н., Селиванова Н.Л., Сергеев Е.А., Тургаев A.C., Усатая Н.Н., Флиер А.Я., Шварёв Е.В., Шогенов А.А., Щиголева Н.В., Ярошенко Н.Н. и др.

К истории изучения народно-инструментальной музыки и профессионального музыкального образования в контексте развития национальной и региональной культуры обращались в разные годы многие исследователи (Агажанов A.A., Айзенштадт A.M., Барашок И.В., Белашова Е.А., Бендерский Л.Г., Варламов Д.И., Волк П.Л., Галахов В.К., Гора В.И., Журомский В.В., Засуха Н.И., Имханицкий М.И., Капитан А.К., Каргополов Е.П., Кобозева И.С., Королева В.А., Ляхов Н.В., Максимов Е.И., Максимов С.В., Марчишина Т.В., Матвейчук В.П., Мирек А., Монахова С.А., Низовский Г.Я., Никитин A.A., Панков Б.В., Подмаскин В.В., Попонов В.Б., Романов В.Т., Семенова Н.Ф., Соломонова H.A., Шейкин Ю.И. и др.).

Однако данные исследования освещают не все аспекты становления дальневосточного культурно-образовательного пространства, в том числе в сфере музыкального народно-инструментального образования, что и определяет актуальность темы и перспективы ее дальнейшего развития.

Объектом исследования выступает профессиональное музыкальное образование в культурно-образовательном пространстве Дальнего Востока России. Предмет исследования – роль Хабаровского государственного института культуры в становлении и развитии региональной системы профессионального народно-инструментального образования.

Цель исследования – выявить особенности становления и развития профессионального образования в области народного музыкального инструментального творчества на Дальнем Востоке России, а также проанализировать роль Хабаровского государственного института культуры в становлении и развитии дальневосточной музыкальной культуры, в подготовке профессиональных кадров музыкантов-народников для регионального культурно-образовательного пространства.

Теоретические основы исследования. Ключевые для нашего исследовании понятия «культура» и «образование» мы определяем так: культура – способ аккумуляции и трансляции социального опыта, смыслов и ценностей из поколения в поколение, из одной исторической эпохи в другую; образование – подсистема и «проекция» культуры, особый процесс передачи, усвоения и сохранения ценностно-смыслового наследия общества. Региональное культурно-образовательное пространство мы рассматриваем как целостную систему взаимодействия, взаимовлияния и взаимообусловленности культуры и образования, с учетом природной, территориальной, политико-экономической, историко-культурной, социальной и этнонациональной специфики развития того или иного региона. Народное музыкальное инструментальное творчество – одна из форм музыкальной культуры, развивающаяся в фольклорном, любительском и профессиональном вариантах и выполняющая в том или ином историко-культурном периоде духовно-нравственные, эстетические, патриотические, воспитательные, досуговые функции. Профессиональное народно-инструментальное образование понимается нами как система обучения истории, теории, практике народно-инструментального искусства различных творческо-исполнительских и музыкально-педагогических специализаций в структуре профессиональных музыкальных учебных заведений.

Основные научные положения исследования. Одной из основополагающих ценностей национальной культуры является музыкальная культура. Среди жанрового разнообразия музыки ярким, национально маркирующим феноменом национальной культуры является народное инструментальное музыкальное творчество. Анализ развития народных музыкальных инструментов, истории исполнительства на них в том или ином российском регионе позволяет понять многие сложные процессы формирования национальной музыкальной культуры. Особенно актуальным представляется обращение к истории народного музыкального инструментального творчества и становлению профессионального народно-инструментального образования.

Как пишет И.В. Барашок, исследование этапов становления профессиональной музыкальной культуры Дальнего Востока «позволит объективно представить картину формирования культурного пространства на разных этапах государственной политики, выявить особенности регионального типа культуры»» [1, с. 3].

В 20 – 30-е гг. XX века народно-инструментальная музыкальная культура была представлена, в основном, любительским музыкальным творчеством. Рабочие клубы в городах и поселках Дальнего Востока имели в своем составе кружки художественной самодеятельности, активно развивалась деятельность ансамблей и оркестров народных инструментов.

50-е годы отмечены бурным ростом интереса к народной музыке и исполнению ее на народных инструментах. В это время большой популярностью пользовались различные кружки при городских и поселковых клубах: баянистов, балалаечников, народных духовых и ударных инструментов. Также именно в эти годы на Дальний Восток с гастролями приезжают различные музыкальные концертные коллективы из центральных регионов России (например, из Молдавии приезжает оркестр народных инструментов, из Москвы – Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова, из Ленинграда – ансамбль гусляров и др.). Важную роль в организации и проведении этих выездных концертов играли Хабаровская и Приморская филармонии.

Проблема подготовки кадров в области музыкальной культуры и особенно народного инструментального исполнительства встает на повестке дня и требует решения. Это подтверждают статистические сводки крайкомов о деятельности клубов и других культпросветучреждений Владивостока, Хабаровска, Петропавловска-Камчатского, Магадана, Благовещенска.

В 70 – 80-е гг. художественная самодеятельность продолжала активно развиваться, творческие коллективы должны были быть организованы на предприятиях экономики, транспорта и др., а также обязательно участвовать в смотрах, фестивалях, конкурсах различного уровня. Многие смотры и конкурсы, как полагалось в то время, были посвящены или приурочены к важным знаменательным датам в истории страны. Это способствовало привлечению внимания со стороны населения и резко повышало как количественный состав участников, так и ответственность за качество исполнения. Архивные материалы и материалы периодической печати свидетельствуют о том, что на Дальнем Востоке бурно развивалось народно-инструментальное исполнительство. Культурно-просветительная деятельность в то время оказывала воздействие на развитие самодеятельного клубного и кружкового творчества. А профессиональная деятельность музыкантов-исполнителей внесла неоценимый вклад в становление музыкального образования региона, и, безусловно, существенно повысила уровень исполнительского мастерства и повлияла на увеличение количества и качества концертов и гастролей на Дальнем Востоке.

Для того, чтобы успешно реализовать государственную политику в сфере культуры и искусства на территории, отдаленной от центральной России, власти ставили задачи не только хозяйственного освоения и развития дальневосточного региона, но и стремились к созданию и поддержке социальной инфраструктуры, в том числе и образования. Для выполнения поставленных задач нужны были профессионально подготовленные кадры соответствующей квалификации в различных областях художественного творчества.

Поэтому в конце 50-х – начале 60-х гг. на Дальнем Востоке России активно развивается профессиональное музыкальное образование, в том числе и в области народно-инструментальной музыкальной культуры.

Следует отметить, что «в это время создаются и активно участвуют в подготовке профессиональных кадров для региональной народно-инструментальной музыкальной культуры Дальневосточный педагогический институт искусств, Хабаровский государственный институт культуры, Владивостокское музыкальное училище, Приморское краевое училище культуры, Благовещенское музыкальное училище, Магаданское музыкальное училище, Хабаровское училище искусств, Камчатское музыкальное училище, Сахалинское музыкальное училище» [3, 189-190]. В этих учреждениях среднего профессионального и высшего образования стали открываться отделения и кафедры народных инструментов и народно-инструментального исполнительства. В результате сформировалась серьезная профессиональная среда для обучения не только музыкантов-исполнителей, руководителей оркестров и ансамблей народных инструментов для учреждений клубно-просветительской деятельности, но и педагогов-преподавателей для музыкальных школ и кружков самодеятельного музыкального творчества.

Именно в это время были заложены основы эффективной системы музыкального образования, включающего три уровня подготовки: школа – училище – вуз. Как следствие, за два десятка лет, в 60 - 80-е гг., был отмечен бурный рост инструментального исполнительства на народных инструментах, а также постепенный отход от самодеятельного музыкального творчества и переход к академическим формам исполнительства.

В архивах этого времени можно найти немало документов – отчетов, протоколов, планов работы кафедр и отделений народных инструментов, по которым можно реконструировать историю становления и развития музыкального образования, творческого процесса в музыкальных образовательных учреждениях. Появляются и развиваются интересные профессиональные творческие коллективы, благодаря которым народная инструментальная музыка выходила на качественно новый, профессиональный исполнительский уровень. Многие яркие личности педагогов-исполнителей оставили след в истории музыкальной культуры и образования Дальнего Востока, проводя собственную активную концертную деятельность и оказывая методическую помощь в работе коллективов художественной самодеятельности.

Свой существенный вклад в развитие сферы культуры и искусства Дальнего Востока России вносят и высококвалифицированные специалисты – музыканты-народники, выпускники Хабаровского государственного института культуры. Благодаря им в культурно-образовательном пространстве Дальнего Востока России сохраняются и воспроизводятся традиции национальной музыкальной культуры, дирижирования, исполнительства на русских народных инструментах, народного и сольного пения, осуществляются связи с общественностью, образовательными учреждениями и учреждениями искусств и культуры (дворцами и домами культуры, клубами, концертными организациями, филармониями и др.).

В Хабаровском государственном институте культуры кузницей музыкальных кадров является кафедра дирижирования, народного и эстрадного музыкального искусства, которой скоро исполнится 45 лет. Это выпускающая кафедра, ее первоначальное название – кафедра народных инструментов.

С первых лет основания кафедры ее преподаватели и руководители бережно хранили и приумножали традиции как профессиональной подготовки музыкантов, так и формирования педагогических кадров. Первыми заведующими кафедры народных инструментов были дирижер, доцент, выпускник Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской Г.А. Петров; исполнитель-баянист, выпускник Горьковской государственной консерватории им. М.И. Глинки А.М. Буравлев; баянист-преподаватель, доктор искусствоведения Г.С. Мишуров; исполнитель-баянист, заслуженный работник культуры Российской Федерации В.В. Журомский.

Состав первой кафедры: Т.В. Алехина, Г.А. Буравлев, В.К. Галахов, А.К. Королев, Л.М. Красовицкая, Г.С. Мишуров, Г.В. Москвитина, П.С. Новосельский, А.З. Осиева, Л.П. Подоба, Петров, А.М., И.Ф. Шабанов, Н.В. Щербакова. Студентов первого набора, который был осуществлен на кафедру народных инструментов, представляют А. Бородай, В. Грибенник, А. Дрейлинг, В. Заволоко, В. Королев, В. Лаврик, А. Осокин, Г. Паутов, Г. Харин, Н. Цыганков, В. Чингаев, Б. Шевченко, Л. Шубина. Впоследствии эти выпускники стали не менее известными, чем их первые преподаватели. Часть из них посвятила свою жизнь преподавательской работе (А. Бородай, А. Дрейлинг, В. Заволоко, В. Лаврик, Г. Харин, Н. Цыганков, Б. Шевченко).

За время деятельности кафедры через нее прошло множество выпускников, связавших свою дальнейшую профессиональную жизнь с народно-инструментальной музыкой. Они заслуженно отмечены высокими правительственными наградами и почетными званиями. В различное время на кафедре народных инструментов работали свыше 50 преподавателей, доцентов, профессоров, трем из них было присвоено почетное звание «Заслуженный артист России» (В.Я. Блинков, Г.Н. Чащин, И.Ф. Щербина), двум – Б.В. Панкову, Н.Ф. Семёновой – присвоены звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Восемь преподавателей были награждены почетным знаком «За достижения в культуре».

Большая часть выпускников кафедры остались в профессии и занимаются творческо-исполнительской, педагогической и административно-управленческой деятельностью в сфере культуры и искусства. Так, например, Федосов А.В. с 2005 по 2015 годы был министром культуры Хабаровского края, а в настоящее время является заместителем Председателя Правительства Хабаровского края и министром культуры Хабаровского края. В сфере профессионального оркестрового исполнительства работают Гридина Н.А., Кондратов В.А., Мышко Е.В., Першин О.И., Подлубный Е.В., Рязанова Д.Ю., Швецов Д.В., Шекура В.А., и др. Занимаются педагогического деятельностью в системе среднего профессионального образования Косицын М.Л., Морозова Н.В., Никиточкин М.В. Онищук Л.Г., Шкварец А.В., и др. Продолжили работу в родном институте Маслов А.М., Списаренко С.О., Тюрин А.В. и др. В сфере дополнительного музыкального образования работают Аверьянова Е.А., Бриненко А.А., Буряк С.В., Губренко Д.А., Дроцюк С.Ч., Зосимов Г.С., Карлик В.В., Круглов Е.Г., Мальцева И.А., Нуждина А.В., Сай С.А., Санду С.В., Томилина М.А., Ямушина Г.М., и др.

Подчеркнем, что специалисты музыкально-педагогического профиля всегда востребованы в области культуры и искусства Дальнего Востока, спрос на них в разы превышает предложение. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности Хабаровского государственного института культуры является профориентационная работа, способствующая трудоустройству выпускников-музыкантов в родном регионе.

Но для того, чтобы выпускники творческого вуза оставались работать в своем регионе, необходимо последовательно решать ряд проблем, в том числе учитывать ориентиры развития региональной культурной политики, динамику регионального спроса и предложения на специалистов в сфере культуры и искусства, а также уметь правильно прогнозировать изменения в существующей системе трудоустройства и структуре традиционных работодателей.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования подтверждена высокая значимость региональных колледжей и вузов культуры и искусства в подготовке кадров для регионального культурно-образовательного пространства. Хабаровский государственный институт культуры вносит свой вклад в решение этой задачи на Дальнем Востоке России, в том числе готовит высококвалифицированных специалистов в области народно-инструментальной музыкальной культуры, которые успешно реализуют свои творческие замыслы и участвуют в творческо-исполнительской и педагогической профессиональной деятельности, создавая и поддерживая, тем самым, особую эстетическую среду региона, формирующую духовный, эмоциональный мир и творческие способности дальневосточников.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Барашок, И.В. История народно-инструментальной музыкальной культуры юга Дальнего Востока России: конец XIX в. – начало 90-х гг. XX в.: автореф. дисс. ... кандидата исторических наук / И.В. Барашок; [Место защиты: Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дал. Востока ДВО РАН]. – Владивосток, 2007.

2.Тюрин, А.В. Вклад музыкантов-народников в развитие культурно-образовательного пространства Дальнего Востока России / А.А. Тюрин // Научный альманах. – 2016. – № 5-3 (19). – С. 576-579.

3.Тюрин, А.В. Народно-инструментальное музыкальное творчество как фактор формирования национальной и региональной культуры (на примере Дальнего Востока России) / А.А. Тюрин // Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства: трудоустройство и адаптация молодого специалиста: м-лы Всеросс. науч.-практ. конф. (25 мая 2017 г., г. Хабаровск) / науч. ред. Е.В. Савелова, сост. Е.Н. Лунегова. – Хабаровск: ХГИК, 2017.