«Содействие правам человека на образование и участие в культурной жизни является одной из приоритетных целей художественного образования» [6, с. 16]. Данная мысль лежит в основе создания документов по художественному образованию ЮНЕСКО, а также российских нормативно-правовых актов.
Всероссийское хоровое общество считает, что «развитие хоровой культуры является гарантией развития страны в целом, гарантией её независимости, территориальной целостности, высокого международного авторитета» [2, с. 1].
Занятия музыкой в хоровой форме является одной из самых распространенных и доступных не только в России, но и в большинстве других стран. К сожалению, на сегодняшний день отечественная хоровая школа уступила свои лидирующие позиции в области общего образования, но вопрос о популяризации хоров подставлен довольно остро. Такая форма занятий одновременно положительно влияет на решение вопроса о популяризации музыки среди школьников и молодежи, а также способствует их непосредственному участию в культурной жизни страны.
Хоровое пение является, в первую очередь, групповым предметом. Благодаря групповой форме занятий можно охватить большее количество учеников, чем во время индивидуальных занятий. И для пения в хоре не обязательно наличие хорошо развитого музыкального слуха и голоса, что позволяет заниматься данным видом деятельности в более массовых масштабах.
Хоровое пение формирует в учениках подготовленного и грамотного слушателя, потому что в процессе исполнения участвует непосредственно сам ребенок. В будущем это позволит ему успешно приобщиться к музыкальному искусству. Учебный процесс хорового пения также предполагает возможность подготовки концертных выступлений, что положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, а также позволяет другим учащимся более подробно знакомиться с музыкальным репертуаром.
Хоровые произведения представляют собой наглядные образцы для изучения народной и классической музыки, что является важным для приобщения школьников к культурному наследию страны и мира. А возможность создания хоровой аранжировки из любого произведения, инструментального или сольного, способствует повышению интереса учащихся к освоению учебной программы.
Пение хором дает богатую возможность улучшения и освоения элементов музыкального языка, развивает музыкальный слух, чувство ритма и вокально-хоровые навыки. Занятия хоровым пением оказывают благотворное воздействие на широкий̆ диапазон их социокультурного развития. Сегодня всё более востребованной̆ становится так же и воспитательная функция хорового пения и, прежде всего, воспитания у подрастающего поколения гражданской̆ идентичности, сопричастности своим национальным и региональным традициям [1, с. 209 ].
Место хорового пения в системе ценностей современного ребенка.
Хоровое пение, как форма проведения музыкальных занятий художественно-эстетического цикла и как форма профессионального детского образования, всегда было популярным видом деятельности для детей дошкольного возраста, а также младших и средних школьников. В таком формате «удобно» проводить уроки музыки, а в некоторых случаях при удачно подобранном репертуаре и правильно выстроенной работе школьные уроки музыки способствовали формированию успешных детских хоровых коллективов.
К сожалению, на сегодняшний день стремление детей к хоровому пению с каждым годом уменьшается. Организовать уроки музыки с включением хорового пения, частично или полностью, в рамках общеобразовательной программы становится все сложнее, в том числе из-за сложности увлечь этим современных школьников. Понижение заинтересованности наблюдается так же и в профессиональных детских хоровых коллективах. С каждым годом они все больше озадачены набором новых юных певцов-хористов в свой коллектив.
Пение в известных хоровых коллективах является важной ступенью образования ребенка. Это интересная гастрольная жизнь, множество концертов, большой репертуар на разных языках мира, а также большой «престиж». Концертирующие детские хоры испытывают меньшую по сравнению с обычными хорами из общеобразовательных и музыкальных школ проблему с ежегодным набором – в такие коллективы многие стремятся попасть, и это возможно только после прохождения специального прослушивания.
К сожалению, на сегодняшний день уроки музыки в школе не привлекают внимания современного школьника, а отношение к хоровому классу в музыкальной школе, где хор не является основным предметом, зачастую остается безразличным. В первую очередь, причиной этому является отсутствие интереса к предмету. Зачастую даже выбранный репертуар является поверхностным или «программным», но не актуальным для ребенка.
Второй причиной является отсутствие понимания целесообразности данного предмета в условиях повседневной жизни. Из педагогической практики работы в детских хорах выявлено, что дети часто задают вопрос: «Для чего нам нужен хор?», и ответ преподавателя в большинстве случаев не становится для учеников убедительным.
Ребенок ХХI века
Благодаря электронным технологиям, Интернету и современной технике на сегодняшний день развитие детей в целом происходит намного быстрее, чем в прошлом. И это нельзя не учитывать в решении педагогических вопросов. Необходимо говорить и о скорости развития детей третьего десятилетия ХХI века и учитывать их в педагогических разработках.
Уже в семь лет ребенок является уверенным пользователем Интернета, а также всех связанных с ним электронных устройств. Если для детей, рожденных в 90-е и 80-е годы ХХ века, цифровые устройства являлись «вспомогательными» предметами жизни, то для современных детей это и есть «жизнь». С рождения электронные устройства, Интернет и цифровой прогресс являются неотъемлемой частью их развития, образования и воспитания. Они играют в развивающие игры, смотрят мультфильмы на иностранных языках и самостоятельно ищут ответы на вопросы на просторах Интернета. И данную специфику среды детского развития на сегодняшний день нельзя не учитывать.
Навыки любого школьного предмета можно развивать с помощью Интернета и цифровых технологий, и именно так многие современные школьники получают новые знания. Музыка – не исключение: можно прослушивать записи классической музыки в исполнении лучших коллективов мира, изучать биографии и творческое наследие великих композиторов. Вместе с тем, получаемые в школьном классе навыки продуктивной музыкальной деятельности и связанные с ними знания не находят прямого применения в жизни детей. А для ребенка сегодняшнего времени осознание важности практического применения знаний и навыков определяют их интерес к соответствующему предмету и во многом определяют успешность занятий по нему.
Музыка, безусловно, формирует в ребенке эстетический вкус, развивает воображение, мышление, а также помогает детям осваивать и выражать свой эмоциональный мир. Но для успешности проведения занятий и получения пользы от них необходимо заинтересовать ребенка. И тут ответственность ложится на педагога.
Некоторые приемы, способствующие повышению интереса ребенка к хоровому пению.
В силу того, что дети не всегда сразу понимают всю ценность уроков художественного-эстетического цикла, в который входит и занятия хорового класса, предмет музыки с первых уроков в школе должен быть интересен для ребенка. Это является первым и наиболее важным условием приобщения детей к пению.
Многие преподаватели ставят финальной целью хоровых занятий концертную деятельность, делая ставку на то, что ребенку будет интересно выступить с коллективом на публике. Но не все дети любят выступать, не каждый хочет петь «на публике», многие этого стесняются и чувствуют от этого психологическое напряжение. Это убивает в детях желание продолжать занятия пением.
Одним из первых впечатлений от любого урока является впечатление от общения с учителем. Поведение учителя и взаимоотношение с учениками приносит половину «успеха» в росте заинтересованности в занятии. Позиционирование учителя как «главного» создает атмосферу «тоталитаризма», что никак не помогает в налаживании доверительного контакта с ребенком. Если же учитель позиционирует себя как старший товарищ и в своем общении с учениками показывает открытость и понимание, сто ребенку будет проще «открыться».
К сожалению, вопрос «тоталитарного» отношения педагога к ученикам в процессе преподавания хорового пения остается открытым. До сих пор можно встретить такой подход во многих коллективах и школах. Сами учителя объясняют эту позицию стремлением сохранить дисциплину. Но детский страх перед учителем – не самое лучшее впечатление от уроков музыки. Исходя из собственного опыта могу утверждать, что заинтересованность детей в предмете, их активное участие и доверительные отношения могут поддерживать лучшую дисциплину, чем страх. В таком случае ребенок с большей вероятностью будет выполнять домашнее задание и с большим «рвением» будет посещать занятия.
Вторым, не менее важным фактором заинтересованности является репертуар и работа с ним. Есть несколько способов работы с репертуаром:
– постоянно меняющийся репертуар: позволяет ознакомиться с большим количеством произведений и за счет частой смены нет эффекта «надоедания» от исполнения одних и тех же произведений;
– выбор репертуара детьми: они самостоятельно предлагают новые песни (и выбор предложения можно вынести как домашнее задание);
– выбор исполнения песен на уроке: необходимо интересоваться, что именно из всего репертуара для класса актуально и интересно сегодня;
– согласование репертуара с хором: поставить заведомо выбранную запись для прослушивания, что позволит выбирать к исполнению только произведения, которые привлекают большинство учащихся.
Сама работа детей в классе может стать определяющим фактором для развития их интереса к занятиям. В связи с этим необходимо вносить в урок элементы игры, театрализации и всячески стимулировать их активность, в т.ч. с помощью: театрализации детских песен с обязательной сменой выполняющих главные роли учащихся; передоверия проведения какой-то части урока ученику, например, организация распевки.
Так, на уроках хора с детьми первого класса мной был проведен эксперимент. Дети во время исполнения в произвольном порядке и в производной последовательности выбирались для дирижирования куплетом из песни или целым произведением. Их дирижирование не обладало профессиональными жестами, но включало в себя движение руками в ритм музыки. Вследствие чего через месяц таких занятий дети лучше чувствовали ритм, проявляли больше интереса и были более активными на уроке, а также, что не менее важно, могли дирижировать сами для себя, во время пения.
Примеры использования практики профессионального музыкального образовательного процесса для развития вокально-хоровых навыков у школьников
Для любого человека пение – прекрасный способ проведения досуга. Люди поют или пытаются петь везде: на праздниках, на концертах, поют колыбельные песни детям, встречаются в караоке, поют для развлечения и везде, где это может быть уместно и принесет удовольствие. Во взрослом возрасте многие люди поют в любительских хорах, культура которых высоко развита, например, в Западной Европе. В России, к сожалению, любительские хоры не являются популярным видом деятельности, но все равно присутствуют в церковных приходах, желание петь в них испытывают некоторые пенсионеры и дети.
Для многих людей пение становится неприемлемым видом деятельности, так как у них с детства имеется установка об «отсутствии музыкального слуха». И при всем желании эти люди петь нигде и никогда не будут. Но эту проблему можно устранить еще в детстве.
Если человек обладает «обычными» слухом и голосом, то развитие музыкального слуха для него вполне возможно при условии регулярных занятий. Хоровое пение является наиболее удобным для этого способом, а с учетом возрастных критериев в детском возрасте можно добиться больших результатов. Так как хор коллективное занятие, ребенок, не обладающий развитой координацией голоса и слуха, будет испытывать меньше психологических неудобств при пении. Ведь на уроках хорового класса можно получить абсолютно все вокальные навыки, которые в дальнейшем можно развивать в форме сольного пения. А развивая музыкальный слух мы развиваем способность воспринимать, представлять и осмысливать музыкальные впечатления [3, с. 167].
Для развития вокальных навыков на уроках хора в общеобразовательной школе можно использовать следующие приемы из методики преподавания хорового пения:
– прослушивание всех детей: делать это нужно индивидуально с каждым ребенком, не допуская «концертного» исполнения ребенка перед всем классом. В таком случае дети начинают стесняться, что повлияет на адекватную оценку вокальных навыков;
– расстановка детей в классе: детей с менее развитой координацией музыкального слуха и голоса следует ставить с наиболее «поющими» детьми. В таком случае при постоянной работе такие дети намного быстрее смогут развить свой музыкальный слух. Следует обращать внимание на постоянную расстановку детей, не допуская изменений на каждом уроке. Данный метод широко использовался в практике знаменитых хормейстеров и музыкантов ХХ века, (таких как Д.Б. Кабалевский, В.Г. Соколов, Г.А Струве и др.), а так же популярен в наши дни среди детских хоровых коллективов, таких как «Весна», «Вдохновение» и «Кантилена»;
– большую часть урока следует петь. Б.М. Теплов утверждает, что «вне попыток интонирования голосом, то есть вне попыток пения, едва ли возможны возникновение и развитие ощущения музыкальной высоты» [5, с. 318].
– продуманный и организованный учебный процесс так же является неотъемлемым условием успешного приобщения к пению. Занятия должны объединять групповые и индивидуальные формы работы [4, с. 66];
– обращение внимания на положительные стороны учебного процесса. Ребенок лучше воспринимает критику, если перед этим его хвалить. Пытаясь исправить неправильное дыхание или неправильную интонацию, следует сказать, что исполнение было хорошим, но можно обратить внимание ребенка на совершенную ошибку. Данный педагогический подход пользуется наибольшей популярностью среди учебных хоров (например, учебные хоры Гнесинского музыкального училища);
– в качестве домашнего задания можно просить детей прослушивать диктофонные записи их исполнения песенного материала, пройденного на уроке. Е.А. Сонкина утверждает, что регулярная работа с записями собственного голоса может существенно ускорить процесс выработки правильных слуховых навыков [7, с. 507];
– если рассматривать хоровое пение как инструмент развития музыкального слуха, то стоит первоначально сконцентрировать внимание на «удобном» голосе, а не на общей «красоте» хорового звучания. Это позволит быстрее развить музыкальный слух. Пение полным голосом поддерживает помогает развивать музыкально-слуховые навыки [7, 507].
Таким образом включая приемы профессионального образовательного процесса в уроки музыки в школе можно добиться не только развития вокальных навыков и музыкального слуха, но и способствовать эстетическому развитию личности ребенка.
В заключении следует еще раз подчеркнуть важность заинтересованности ребенка в изучаемом предмете. Музыка настраивает «диалог» между ребенком и искусством в целом, развивает эстетический вкус и культурно обогащает. Чем лучше «налажен» будет этот «диалог», тем ближе искусство будет для человека в жизни, и роль педагога в налаживании этого диалога несомненна. Использование методов и приемов, заимствованных из практики профессионального музыкального образования позволит эффективно развивать умения и навыки хорового пения школьников. Главным условием для этого является адаптация этих методов и приемов для уроков музыки в школе с учетом специфических особенностей общего художественного образования – возраста учеников, их ориентированности на общее музыкальное развитие, небольшого времени, отпущенного на занятия, квалификации учителя и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Красильникова, М.С., Критская, Е.Д. Занятия хоровым пением в общеобразовательной школе: социальные психологические и медицинские аспекты. [Электронный ресурс]. / М.С. Красильникова, Е.Д. Критская // Педагогика искусства. – 2018. – № 4. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/krasilnikova_kritskaya_208-219_0.pdf (дата обращения: 20.03.2020).
2. Азаров, Н.Н., Критский, Б.Д. Концепция сохранения и развития хоровой культуры в Российской Федерации / Н.Н. Азаров, Б.Д. Критский Б.Д. и др.// Всероссийское хоровое общество: сайт. – URL: http://npvho.ru/dokumenty/kontseptsiya-razvitiya/9-kontseptsiya-sokhraneniya-i-razvitiya- khorovoj-kultury-v-rf (дата обращения – 02.04.2020).
3. Позднякова, Т.И., Лосева, С.Н. Музыкальный слух как компонент музыкальной одаренности в вокально-хоровой деятельности [Электронный ресурс]. / Т.И. Позднякова, С.Н. Лосева // Красноярск: Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2017. – С.165 – 169.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnyy-sluh-kak-komponent-muzykalnoy-odarennosti-v-vokalno-horovoy-deyatelnosti/viewer (дата обращения: 05.04.2020).
4. Тихонова, И.Е. Бруно Вальтер о музыкальном слухе [Текст]. / И.Е. Тихонова // Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакого. –2009. – №5(18). – С.65-67.
5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: АПН РСФСР, 1947. – 334 с.
6. Алексеева, Л.Л. Художественное образование в Российской федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке / Л. Л. Алексеева [и др.]. – М.: ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ», 2011. – 81 с.
7. Сонкина, Е.А. Слух и голос. Некоторые аспекты взаимодействия в курсе сольфеджио для «поющих специальностей» [Текст] / Е.А. Сонкина // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы : материалы международной науч.конф. (12 -16 апреля 2016г., Москва) ; сб. науч.статей. – М.: Государственная классическая академия им. Маймонида, 2016. – С.500 – 509.