ХОР МАЛЬЧИКОВ КАК УНИКАЛЬНЫЙ ХОРОВОЙ СОСТАВ

Николаева Ксения Михайловна KseniaNikolaeva
аспирант департамента музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ, Москва postgraduate student of Department of Music IKI GAOU IN MSPU, Moscow e-mail: ronixxx-7@yandex.ru
Аннотация: 
Аннотация. В статье рассматривается хор мальчиков, как уникальный хоровой состав, приводятся основные аспекты хоровой педагогики в работе с ним. В статье приводятся критерии диапазонов, возрастные особенности и их влияние на тембровую окраску звука, раскрывается смысл уникальности данного хорового состава по сравнению с другими хоровыми составами. Статья дает краткий обзор ключевых моментов вокальнохоровой работы с рассмотрением некоторых методик и техник вокализации. Основные понятия приведены из исследований американского педагога-хормейстера Джона Кукси, который в своей работе вел наблюдения за вокально-хоровым воспитанием мальчиков. Джон Кукси, опираясь на физиологию взросления детей мужского пола, дает четкие границы тесситурных условий и диапазонов для определенного возраста, описывает мутационные стадии их воздействие на голосовой аппарат воспитанников хорового коллектива. Abstract. This article discusses the boys' choir as a unique choral composition, presents the main aspects of choral pedagogy when working with this. The article presents the criteria for ranges, age characteristics and their influence on the timbre coloration of the sound, reveals the meaning of the uniqueness of this choir composition in comparison with other choir compositions. The article provides a brief overview of the key points of vocal and choral work with consideration of some methods and techniques of vocalization. The basic concepts are taken from the research of the American teacher-choirmaster John Cooksey, who made observations in his work on the vocal and choral education of boys. Cooksey, based on the physiology of growing up of male children, gives clear boundaries for tessitura conditions and ranges for a certain age, describes the mutational stages and their impact on the vocal apparatus of pupils of the choir.
Цель данной статьи – рассмотреть хор мальчиков с точки зрения хоровой педагогики и найти пути решения основных проблем, связанных с обучением хоровому искусству детей мужского пола. В хоровой практике хор мальчиков занимает особое место как состав уникальных голосовых возможностей. Считается, что звучание детских голосов мальчиков разных возрастов производит невероятное впечатление на публику за счет ярко выраженной тембровой краски, которой не владеют другие хоровые составы. Хор мальчиков – это особый феномен хорового пения, поскольку он сочетает в себе весь комплекс хоровых возможностей, мужской физиологии и значительную основу социального контекста. Зарождение хорового состава мальчиков произошло еще во времена древности в стенах храмов, когда в хорах могли петь только мужчины, а при монастырях существовали хоры мальчиков, которые специально готовили певцов для будущего участия в богослужениях. За всю историю хорового пения был создан богатый репертуар духовной музыки, предназначенный для исполнения его мальчиками, тембровая окраска которых была, по мнению верующих, в большей степени приближена к «божественному пению ангелов». В России практика хорового исполнительства мальчиков не так распространена, как в странах Европы и в США. Считается, что весьма опасно экспериментировать с детскими, еще не сформировавшимися голосами мальчиков. Их голосовой аппарат только начинает развиваться, и воздействовать на него следует с особой осторожностью – ведь голос может деформироваться, а это, в свою очередь, приведет к невозможности его использования. Поэтому репертуар базируется в основном на произведениях прошлых лет (духовная музыка, народные песни, русская духовная музыка разных эпох и стилей), практически не предполагая выход за рамки привычного звучания детских голосов. Возрастные границы вступления в хор по-прежнему остаются от 7-17 лет, что не дает возможности для развития его участников в будущем, то есть для перехода к следующему хоровому составу в своей возрастной группе. Опасность в работе с детскими голосами действительно существует, она характеризуется нарушением природности звучания детского голосового аппарата. Многие педагоги не всегда могут предугадать, к чему приведет их система обучения вокалу. Возможно, какие-то упражнения не подходят для данного возраста или плохо влияют на остальных участников хорового состава или сам процесс обучения имеет явные разрывы с психологическим восприятием материала. Все это необходимо учитывать в методике. Рассмотрим, какие особенности имеет хоровая педагогика хора мальчиков и в чем ее отличия от общей хоровой педагогики. Хоровой состав мальчиков основывается на соблюдении 4-х правил: 1) многоступенчатое пение (многоголосье) с учетом уровня зрелости участников хора; 2) исполнение в различных регистрах, в зависимости от тембров и возрастных групп; 3) репертуар включает в себя произведения традиционных стилей, но также стремится связать исторический контекст с современным; 4) обучение основам хоровой педагогики происходит только в тесной связи с возможностями певцов и создает твердую опору для сохранения голосового аппарата, воспитывает бережное к нему отношение. Эти факторы создают фундамент для обучения хорового состава мальчиков с учетом всех его особенностей. Следует также отметить стадии, определяемые возрастными особенностями, которые имеют прямое воздействие на физиологию голосового аппарата мальчиков, изменяя его звучание соразмерно возрасту певцов, выведенные педагогом Джоном Кукси (Денисон): 1. Предмутационная стадия (неизменчивые голоса). 2. Мутационная стадия (изменяющийся голос). 3. Постмутационная стадия (изменившийся голос). Данная классификация основана на физиологических изменениях голосового аппарата, и именно она дает целостное представление о таком составе, как хор мальчиков. Стадии даны не случайно, поскольку мутационный период – это действительно весьма сложный период в жизни каждого ребенка. Ведь период физического и психического взросления отражается на голосовом аппарате и на качестве работы в коллективе. Изменения заставляют педагогов пересматривать свою работу, поскольку многие музыкальные упражнения и тренинги могут уже не подходить для частого использования, время занятий придется сокращать, иначе голосовой аппарат пострадает, а репертуар будет претерпевать изменения, потому что произведения уже недостаточно влияют на сознание и мировоззрение певцов. Мутационный период особенно отражается на голосах мальчиков. Принято думать, что голоса мальчиков гораздо более хрупкие, чем голоса девочек. Они не такие гибкие и подвижные, и при долгой работе в более значительной степени изнашиваются, ломаются и приходят в негодность. Поэтому педагоги опасаются за хрупкие голоса, не давая им полностью раскрыться. Однако существует множество упражнений для сохранения голоса мальчиков, а также множество методик работы с ними. И само развитие голоса, если оно происходит правильно, может, наоборот, способствовать выявлению лучшего звучания для определенного регистра и тембра. Каждая стадия мутационного периода дает голосу яркую окраску, выделяя его из общего строя хора. Поэтому каждая возрастная группа должна быть построена соответственно, чтобы не выделять одного из участников. В Соединенных Штатах существуют четкие границы, подразделяющие голоса. Например, предмутационный период предполагает хор, состоящий только 7-9-летних певцов. Но смешение разновозрастных участников хора также может существовать, подчиняясь определенному замыслу хормейстера. В европейской хоровой педагогике часто экспериментируют с голосами учеников. Это, в свою очередь, необходимый шаг для создания интереса к хоровой работе у певцов. Они должны быть постоянно вовлечены в процесс хорового исполнительства с полным вниманием, но также осознавать важность занятия. Поэтому во многих хорах мальчиков учат правильно звучать в нижних регистрах и даже доходить до баса или вполне твердого тенора. Такая тренировка может помочь певцу не нагружать голосовой аппарат, а правильно заботиться о нем и петь без вреда своему будущему. Джон Кукси – американский педагог-музыкант – первый, кто заметил, что вокальная мутация мужского голоса во многом отличается от представлений прошлых лет. Литература, созданная его современниками, не давала полного обзора проблемы использования детских голосов и ограничивала рабочий диапазон до 3-х нот. Многие педагоги музыканты боятся работать с детскими голосами, но мутация – это не запрет, и с ней можно работать. Например, многие педагоги не используют в своей работе грудной регистр – это менее подвижный, тяжелый голос внизу диапазона, характеризующийся звучанием грудного резонатора (это толстые голосовые связки с полной вибрацией по всей длине вниз). Но если оттенок грудного резонатора звучит у определенных участников ансамбля, его необходимо тренировать. Или некоторые выводят учеников на средний регистр, не учитывая того, что у мальчиков есть еще неплохое звучание голосового резонатора – высокий, подвижный голос (это более тонкие голосовые связки с полной вибрацией по всей длине). Его и называют иногда «ангельским пением», из-за легкости, непринужденности и небесного звучания. Также вполне может применяться фальцет (высокий голос с частичной вибрацией), но его следует вводить максимально осторожно. Постоянная смена регистров усложняет работу в коллективе мальчиков, создавая частое изменение задач, подходов к пению. Ведь нижний регистр, как и верхний, должен звучать естественным образом, без напряжения и тремоляции. Для грудного резонатора необходимо задействовать дыхательную технику, позволяющую раскрыться регистру внизу. По прошлым заметкам об исследованиях мутации Джон Кукси говорит о том, что период проходит с частичным смещением голоса вниз. А верхний регистр вообще мало изучен и использовался в практике хорового исполнительства только в авторских методиках. Верхний регистр чаще всего вытесняется из общего использования, так как считается, что он не характерен для мужского голоса. Однако, как показывали дальнейшие исследования Генри Лека (педагога детских музыкальных школ), верхний регистр сохраняется в течение мутации, но и после мутации может пройти расширение вверх. Многие педагоги-хормейстеры принимали эту точку зрения. Однако, на данный момент, существуют только авторские методики по работе с высокими тесситурами при расширении диапазона вверх. Для большинства хормейстеров результат повышения тесситуры тембра все еще остается либо неприемлемым в хоровом коллективе и участника с такого рода мутацией оставляют на его месте, либо педагоги идут на риск и меняют партию певца. Последнее осуществляется гораздо реже в практике вокальнохоровой работы. Таким образом, можно констатировать как специфику звучания голосов в хоре мальчиков, так и особенности работы с хористами в процессе становления и изменения их голосов с учетом динамики их природного развития и дифференцированной вокально-хоровой работы с ними руководителей и репетиторов хорового коллектива. ЛИТЕРАТУРА 1. Арановская И. В. Музыкальное исполнительство как междисциплинарный феномен // сост. и общ. ред: И. В. Арановская. М.: Композитор, 2013. С. 57-60. 2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. 144 с. 3. Балабан О. В. Песни и хоры зарубежных композиторов на языке оригинала // Часть I. Учебно-методическое пособие для хорового класса, вокального ансамбля / сост. и общ. ред. О. В. Балабан. М.: ООО «АВАГЛИОН-ПРИНТ», 2012. 96 с. 4. Балабан О. В. Песни и хоры зарубежных композиторов на языке оригинала // Часть II. Учебно-методическое пособие для хорового класса, вокального ансамбля / сост. и общ. ред. О. В. Балабан. М.: ООО «АВАГЛИОН-ПРИНТ», 2012. 96 с. 6. Емельянов В. В. Развитие голоса координация и тренинг // Развитие голоса координация и тренинг. М.: Юрайт, 2000. 191 с. 7. Кукси Д. Хор мальчиков – феномен хорового пения // Сборник исследований хоровой педагогики / сост. и общ. ред: Д. Кукси