Художественная ювелирная культура в системе обучения и воспитания

Дронов Дмитрий Сергеевич

Кандидат педагогических наук, член Союза художников России, заведующий кафедрой «Ювелирное искусство» Высшей Школы народных искусств

moscow-01@mail.ru

Аннотация: 
Художественная ювелирная культура в системе обучения и воспитания

Творческое развитие обучающегося ювелирному искусству есть специфический вид продуктивной деятельности, поэтому воспитание художественной ювелирной культуры можно определить как совокупный способ и продукт педагогической деятельности образовательного учреждения. Понятие «совокупный» означает, что художественная ювелирная культура включает в себя все процессы, протекающие «вокруг» ювелирного искусства (проектирование, создание, распространение, восприятие художественных ювелирных украшений и т. д.), а также процессы, обеспечивающие его успешное функционирование (обучение и воспитание будущих художников-ювелиров, совершенствование педагогических работников, формирование вкуса у потребителей ювелирных украшений, взаимодействие образовательных учреждений со средствами массовой информации и т. д.).
Функции художественной ювелирной культуры, как и функции культуры в целом, определяются тем, что она живѐт в пространстве и во времени. В социальном пространстве художественная ювелирная культура призвана обеспечить максимальную эффективность развития процессов ювелирного творчества и процессов восприятия публикой созданных высокохудожественных образцов в соответствии с разнообразными духовными и материальными потребностями различных социальных слоев населения.
Если же мы будем рассматривать историческую жизнь русской ювелирной культуры, то увидим, что еѐ главными функциями всегда было сохранение традиций изготовления художественных ювелирных ценностей, развитие и передача из поколения в поколение умений и навыков в обработке драгоценных материалов, а также соблюдение правил и норм поведения в профессиональных сообществах. Историческая изменчивость социальной жизни требует постоянной актуализации художественной культуры каждой новой эпохи. Соответственно, русская художественная ювелирная культура должна соответствовать постоянному обновлению норм, правил и требований в соответствии с изменениями, происходящими в общественной жизни и в мировой ювелирной культуре.
Такая совокупность функций определяет структуру художественной ювелирной культуры, еѐ трѐхмерное строение. Еѐ первое измерение – духовно-содержательное: речь идѐт о специфическом художественном сознании для каждого исторического, этнического и социального типа: картине мира и места в образном представлении места ювелирных украшений в жизни общества. Функциональная организация художественно ювелирной культуры выражается во взаимодействии следующих еѐ институтов: художественного производства, создающего произведения ювелирного искусства как носителей художественных ценностей и потребления произведенной продукции, организующего восприятие ювелирных изделий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к украшениям социумом.
Ювелирное производство обеспечивает реальное осуществление потребности художника-ювелира творить, ибо для этого нужны материальные условия, – например, наличие мастерских, инструмента и оборудования, а также драгоценных металлов и камней, из которых могут быть изготовлены ювелирные украшения. На разных этапах истории развития ювелирной культуры технологические условия меняются, но они всегда существуют в той или иной форме – скажем, в форме монастырской мастерской, придворного положения ювелира, положения кустаря, наемного рабочего или свободного художника и индивидуального предпринимателя. При этом сама творческая деятельность ювелира-художника может быть рассмотрена на двух уровнях, каждый из которых имеет свои организационно- структурные особенности: уровень первичного творчества, который представляет деятельность по разработке и ручному изготовлению моделей высокохудожественных ювелирных изделий и уровень вторичного творчества, на котором находится организационная деятельность (тиражирование и продвижение изготовленных изделий).
Потребление – это конкретно-историческая форма организация восприятия публикой ювелирных украшений, т. е. самого процесса общения людей с произведениями ювелирного искусства в музеях, на выставках, а также в магазинах, где продаются эксклюзивные высокохудожественные украшения. В последнее время произошло изменение характера восприятия ювелирных украшений. Они стали более доступными для разных социальных групп; кроме этого, наблюдается активное расширение ассортимента производимой продукции. Ассортимент расширяется не только в стилевом отношении, но в использовании новых материалов и технологий. В последнее время все больше российских художников-ювелиров используют в своих коллекциях необычные материалы и камни, такие, как турмалины, аквамарины, кораллы, необычные сорта жемчуга. Как показал опрос ювелиров, имеющих специальное профессиональное образование, о существовании таких материалов, как шпинель, жадеит, опал, индиголит, десять лет назад многие художники-ювелиры даже не знали, и лишь только 5% опрошенных читали об этих материалах в иностранных журналах, 15% опрошенных получили отрывочные сведения в учебных заведениях и на курсах повышения квалификации и только 3% опрошенных видели своими глазами в произведениях ювелирного искусства на выставках или у знакомых. Расширение использования новых материалов при изготовлении украшений, демонстрация такого типа изделий на выставках и в журналах, зарубежные контакты с поставщиками необычного сырья, поездки ювелиров на международные выставки радикально влияют на творческий процесс создания коллекций, что также в дальнейшем меняет процесс восприятия ювелирного украшения среди потенциальных потребителей. Уже сегодня возникла потребность развития культуры потребления ювелирных украшений как социального института – формирование публики, соответствующей данному этапу развития ювелирного производства. Появление массовой искусствоведческой литературы об истории ювелирного дела, о редких драгоценных камнях, чтение заметок на эти темы в Интернете, изучение художественно-критических статей в специализированных и женских газетах и журналах, зарубежные поездки и, наконец, рост доходов населения – всѐ это сыграло и продолжает играть огромную роль в воспитании художественного вкуса, в потребности в общении населения с ювелирным искусством.
С этой точки зрения становится понятным значение преподавания в колледжах и в высших учебных заведениях, занятых профессиональной подготовкой в области ювелирного искусства, таких дисциплин, как маркетинг и геммология. Новые учебные курсы помогают студентам адаптироваться в современном мире ювелирного искусства, понимать и различать новые материалы и виды их обработки, а также требования социального окружения к дизайну проектируемых изделий и к используемым материалам. В этом случае особую актуальность в развитии русской художественной ювелирной культуры является система приобщения обучающихся к существующим «правилам игры» в мировом ювелирном бизнесе, особенно это касается знаний о функционировании рынков драгоценных камней. Адаптация выпускника в современные реалии рыночной экономики сегодня особенно важна, поэтому система взаимодействия образовательного учреждения с реальным производством должна учитывать при формировании учебных программ не только формирование профессиональных умений и навыков по художественной обработке драгоценных металлов, но и знакомство с системой культурных эталонов, норм поведения, принятых в мировой ювелирной практике. Культура процесса взаимодействия в ювелирном сообществе в целом формируется не только профессионально-трудовыми требованиями, социально-психологическими установлениями, этическими нормами и правилами, безусловно принятыми к соблюдению и выполнению, но и стремлением к эстетизации формирования профессиональных сообществ и ювелирной культуры. Содержание элементов взаимодействия в ювелирной культуре раскрывается в таблице 1.
Таблица 1
Элементы взаимодействия в ювелирной культуре и их содержание
Элементы
Содержание
Про-фессионально-трудовые
Профессиональная подготовка, дисциплинированность, ответственность, знания, навыки, мастерство, организационно-технологическое совершенствование труда
Социально-психологические
Индивидуально-психологические качества выпускников, соответствие места и должности их творческой деятельности, развитие креативных способностей
Этические
Принципы, нормы, одобряемые в профессиональном сообществе (честность, порядочность, совестливость, внимательность, вежливость, выдержка, терпение, культура речи и др.)
Эстетические
Создание произведения декоративно-прикладного искусства, презентация готовой продукции, компетентность в разработке современных коллекций, наличие знаний маркетинга
Необходимо подчеркнуть, что значимым компонентом взаимодействия является коммуникация учебного заведения и предприятий отрасли, которая приводит к оптимальным изменениям системы развития ювелирной культуры и ее свойств, что способствует установлению контактов и общению профессиональных сообществ на международном уровне (участие в конференциях, выставках, партнерская деятельность с поставщиками и потребителями в различных странах).
Другим направлением взаимосвязи образования и русской художественной ювелирной культуры остается отношение между традициями и новациями в способах передачи и трансляции ценностей от поколения к поколению. Образовательные учреждения в области ювелирного искусства являются теми традиционно сложившимися системами, в которых веками осуществляется процесс передачи знаний, опыта и элементов человеческой культуры. Наряду с традиционными формами обучения ювелирному мастерству в последние десятилетия появляются новые системы, выполняющие функции приобщения студента к ценностям мировой ювелирной культуры, – это компьютеры, Интернет и другие достижения цивилизации, которые становятся составной частью и элементом культуры человечества. Нельзя рассуждать о психологии современного студента, не учитывая роли, которую играет Интернет в формировании мировоззрения молодежи. Образовательный процесс должен строиться по новым правилам, с учетом мотивов и целей развития современного общества. Отражая состояние, тенденции и перспективы развития современной мировой ювелирной культуры, образовательное учреждение должно укреплять сложившиеся профессиональные традиции своего народа и формировать в сознании подрастающего поколения интерес к их сохранению.
Наличие в современном ювелирном художественном производстве первичного и вторичного (организационного) творчества порождает два типа потребления ювелирных изделий – индивидуальный и коллективный. Первый характерен для восприятия эксклюзивных ювелирных украшений, в основном ручной работы, второй – для восприятия изделий массового производства. Тиражирование и воспроизведение произведений ювелирного искусства стало возможным с изобретением технологии точного литья по выплавляемым восковым моделям. Использование этой прогрессивной технологии привело к расширению аудитории и, следовательно, к демократизации художественного потребления ювелирных изделий, что имеет, безусловно, положительное историко-культурное значение, хотя замена подлинных произведений ювелирного искусства, выполненных вручную в единственным экземпляре на отлитые серийные изделия зачастую отрицательно сказывается на формировании художественного вкуса потребителей и снижении конкурентоспособности отечественных художников-ювелиров. Именно поэтому сегодня возрастает роль профессиональных учебных заведений в области традиционного декоративно-прикладного искусства в формировании русской ювелирной культуры и поддержании интереса населения к высокохудожественным изделиям ручной работы. Взаимодействие образовательных заведений со средствами массовой информации может решить три задачи:
а) воспитание общественного вкуса и связь художников-ювелиров с публикой. Эта задача помогает потребителям понять истинную ценность художественных произведений ювелирного искусства;
б) просвещение населения в области развития модных тенденций в ювелирном искусстве;
б) развитие интереса к традиционному русскому ювелирному искусству.
Такой подход посредством новых подходов в профессиональном образовании в ювелирном искусстве и активному воспитанию публики в восприятии художественных ценностей ювелирной культуры в современном обществе позволит повысить престиж русского ювелирного искусства, сохранить традиции в восприятии культурных ценностей и передачу их от поколения к поколению, обеспечивая их интеграцию в систему ценностей мировой ювелирной культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Дронова Н.Д. Что надо знать об успехе на ювелирном рынке. М.:Известия,2008
2.Моль А. Социодинамика культуры.М.:ЛКИ,2007
3.Триандис Г. Культура и социальное поведение.М.Форум, 2007