ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА РЕПЕРТУАРА В ДЕТСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Некрасова Людмила Михайловна
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии» Российской академии образования.
E-mail: www.lmnekr@yandex.ru
Аннотация: 
В статье идет речь о художественных и педагогических проблемах выбора пьес для постановки спектаклей с детьми разного возраста в современном театральном коллективе.

Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания 2015/Р9

 

Вопрос «Что будем ставить?» является актуальным для всех руководителей детских театральных коллективов. Ему столько же лет, сколько и детскому театральному движению. Пьес, специально написанных для актеров-детей очень мало, но есть пьесы, которые созданы профессиональными драматургами для театров юных зрителей и существует золотой фонд мировой классической драматургии. Режиссеру-педагогу остается только выбрать интересный для себя, а также для зрителей и актеров-исполнителей драматургический материал – и можно работать над постановкой спектакля. Однако, не все так просто. В области творческой деятельности всегда много вопросов. И связаны они, в первую очередь, с фактором субъективным – участниками творческого процесса: актерами-детьми и режиссерами педагогами. Сценическое воплощение пьесы в условиях детского театрального коллектива является средством духовного обогащения самих участников творческого процесса. Чтение и анализ пьесы, подробный разбор предлагаемых обстоятельств и персонажей зачастую влияют на формирование тех или иных личностных качеств юных исполнителей. Поэтому выбор репертуара должен рассматриваться как ответственный момент в деятельности руководителя театрального коллектива. В результате многолетних исследований сотрудниками лаборатории театра Института художественного образования была разработана концепция педагогического руководства самодеятельным театром школьников. Основные положения концепции – развивающие формы работы с детьми, обусловленность репертуара и способ его воплощения на школьной сцене, коллективный характер театрального творчества – получили отражение в коллективной монографии «Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью» [4, с. 147-148]. Следует отметить, что идеи концепции не потеряли своей актуальности и практической значимости для современных театральных педагогов. Рассмотрим подробнее важный педагогический принцип концепции: единство художественных и педагогических требований к отбору материала для постановок на школьной сцене. В творческой практике реализация этого принципа сложна, потому что связана с выполнением ряда требований к процессу формирования репертуара для театра. И здесь трудно переоценить роль педагога. Именно он является главным «человеческим фактором», определяющим творческое развитие каждого театрального коллектива. Масштаб личности руководителя, его общая культура и художественный вкус, профессионализм во владении режиссерской профессией, понимание специфики школьного театра – эти качества, «профессиональные компетенции», как пишут сегодня, невероятно важны. Выбор репертуара как творческий процесс требует от режиссера-педагога эрудиции, обширных знаний в области искусства, постоянной необходимости пополнять собственные художественные впечатления. Часто собственная увлеченность педагога тем или иным литературным материалом позволяет разбудить интерес и вдохновение у детей – участников театрального коллектива. В диссертационном исследовании В.М.Букатова (в 1988 году), посвященном художественно-творческому развитию школьников, система общедидактических требований к процессу обучения была рассмотрена применительно к театральному образовательному процессу. Среди них требования наглядности, доступности, сознательности и активности учеников при обучении, соответствие общим и возрастным закономерностям познания, научения и мышления и сегодня являются работающими требованиями при постановке спектакля с детьми [1, с. 8]. Педагогу необходимо учитывать художественную значимость материала и степень интереса к нему школьников данного конкретного возраста. С последним требованием напрямую (или тесно) связаны доступность и понятность выбираемого текста определенному возрасту и определенному коллективу. Однако, как писали сотрудники института, исследовавшие проблемы детского театрального творчества еще в 80-е годы прошлого века, этот вопрос требует специального рассмотрения. «Далеко не все литературные произведения, интересные, понятные и в воспитательном отношении ценные для школьников, педагогически целесообразно использовать для занятий в театральном коллективе. Это связано со спецификой сценической работы и особенностями ее воздействия на детей и подростков» [5, с. 44]. Говоря о доступности, следует иметь в виду возможности ребенка-актера, позволяющие ему подробно разобраться во взаимоотношениях персонажей, понимать, посильна ли дли для него психическая и физическая нагрузка, которая требуется в процессе сценического воплощения пьесы. Ведь сценическое воспроизведение отличается от чтения или изучения литературного произведения на уроке более детальным анализом отношений и характеров героев. Исполнителю «должна быть ясна каждая фраза, она должна вызывать определенные конкретные представления, чувства, ассоциации» [5, с.43]. Наиболее спорным вопросом в работе режиссеров-педагогов был и остается вопрос о критериях доступности классики для сценической работы с детьми. Понимание классических произведений, в которых отражены жизнь и образы, очень далекие от знаний и опыта современных школьников, и при чтении, и при постановке представляет для них определенные трудности. Например, русская классическая литература в первую очередь имела в виду читателя взрослого, а не ребенка. Самый хрестоматийный пример - и сказки Пушкина, и рассказы Чехова предназначались взрослым. Следует отметить многолетнюю традицию сосуществования двух тенденций при отборе классики: в одних случаях руководители театральных коллективов стараются выбирать для постановки произведения авторов, которые не знакомы школьникам, например, Мольера, Гольдони, Лопе де Вега. Мотивируется это тем, что юным актерам интереснее работать с новым, привлекающим «езду в незнаемое» материалом. Другие (чаще всего это режиссеры детских коллективов, которые работают и учителями литературы) обращаются к произведениям, указанным в программе или рекомендуются для внеклассного чтения. При этом (как показывает практика театральных фестивалей) их постановки не являются наглядной иллюстрацией текста, а носят характер свободной трактовки произведения. Нередко, работая над знакомым художественным произведением, юные актеры открывают в нем много нового для себя, более полно проявляют собственную творческую инициативу, осознанно добиваются решения сложных сценических задач. При отборе пьес и инсценировок режиссеру-педагогу необходимо учитывать возможность освоения юными актерами смыслового и образного богатства языка. Как правило «литературные пьесы», в которых персонажи разговаривают много, их язык разнообразен, чаще всего подвергаются сокращению в процессе постановки. В работе с текстом обязателен разбор смысла каждой фразы, каждого слова роли, поэтому внимание к доступности языка произведения, будь то грамматический строй или словарный запас, так важно при выборе пьесы. Как показывает практика, бывают случаи, когда, увлеченные конкретными пьесами, предлагают их к постановке режиссеру-педагогу. Чаще всего это происходит с комедиями А.Н.Островского. Пока текст комедии разбирают в «застольном периоде», участники тонко подмечают юмор драматурга, сатирическое звучание многих сцен. Однако в процессе репетиций освоение текста отдельных ролей оказывается настолько трудным, что ребята начинают отказываться от исполнения. Интересно рассмотреть репертуар современного театрального коллектива с точки зрения жанровых предпочтений его участников. Очень показательны в этом смысле афиши театральных фестивалей, в которых играют дети. Наиболее популярны в них комедии, водевили и разнообразные сказки. Что совершенно объяснимо с точки зрения возрастных предпочтений. Школьники всех возрастов, а особенно подростки, очень отзывчивы на комическое, на эксцентрику. Жанр пьесы-сказки (народно-бытовые, героико-романтические, волшебные, сатирические, сказки-иносказания) может в значительной степени удовлетворять интерес подростков к произведениям, сочетающим страшное и смешное, возвышенное и комическое. Чрезвычайно редко в афише возникает жанр трагедии, как правило, к этому жанру обращается руководитель молодежного коллектива, имеющего опыт многолетней работы его участников. Сценическая работа над пьесой, в которой сложные социальные конфликты рассматриваются в драмах личных, семейных, связанных с глубокими душевными потрясениями, сложна даже для школьников юношеского возраста. Антипримеров обращения режиссеров к сложнейшим театральным текстам, к сожалению много. Назову лишь несколько: «Русалка» А.С.Пушкина, «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя, «Гроза» А.Н.Островского», «Король Лир» У.Шекспира. Стоит помнить, что для настоящего понимания отношений героев в таких произведениях у юных актеров нет достаточно прочной жизненной основы, следовательно, нет необходимой почвы для верного развития их воображения и эмоций при создании сценических характеров. Как показывает опыт современных фестивалей театрального творчества, многих режиссеров-педагогов привлекает работа со сложным постановочным материалом: европейская интеллектуальная драма, пьесы в жанре абсурда – А.Камю, Ж.-П.Сартр, Э.Ионеско. Безусловно, выбор определяется собственным интересом режиссера к творчеству данных авторов, а также пониманием готовности коллектива (как правило, это молодежная студия) проанализировать, разобрать и сыграть истории, далекие от позиций русского психологического театра. Следует обратить внимание на следующую художественно-педагогическую проблему, возникающую при обращении к материалу, в драматургическом конфликте которого активно сталкиваются «положительные» и «отрицательные» герои. Работа над ролью отрицательного персонажа даже для старших подростков является серьезной исполнительской задачей. Когда в пьесе в столкновениях героев, в их борьбе обнаруживается суть отрицательных поступков и намерений персонажа, для исполнителя важно ощущение «оптимистической перспективы» (А.С.Макаренко), возможности изменения персонажа к лучшему. Исполнение любой отрицательной роли предполагает отчетливое активное и непримиримое отношение к обличаемым в пьесе явлениям. Во всех случаях выбор репертуара требует от руководителя внимания к возрасту участников коллектива, понимания его специфики в решении задач по овладению сценической грамоты. Конкретное решение вопроса о выборе пьесы, инсценировки литературного произведения или композиции зависит от множества условий: от художественно-педагогических задач, которые ставит перед собой режиссер-педагог в данное время, от особенностей коллектива детей – их возраста, опыта сценической работы. Выбор репертуара для детских и юношеских театральных коллективов – дело трудное, ответственное, творческое.

ЛИТЕРАТУРА

1. Букатов В.М. Реализация общедидактических требований как условие художественно-творческого развития подростков на театральном отделении школы искусств: Дисс... канд. пед. наук / НИИ художественного воспитания АПН СССР. – М., 1988. 2. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики. – Под ред. М.И.Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. 3. Екатерина Куприяновна Чухман. Статьи, воспоминания, библиография. Составитель Б.С.Каплан. М.,1998. 4. Некрасова Л.М. Театральная педагогика: становление и развитие. – Научные школы в педагогике искусства. М.: ИХО РАО, 2008, с. 143-150. 5. Рубина Ю.И.и др. Театральная самодеятельность школьников. Основы педагогического руководства. М.:1983. 6. Савенкова Л.Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание. – М.: ИХО РАО, 2011. 7. Театр, где играют дети: учебно-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред.А.Б.Никитиной. – М.: Владос, 2001. 8. Театр и образование: Сборник научных трудов. – М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1992. 9. Эстетическое мировосприятие детей разных возрастных групп: сборник научных статей. – М.: ИХО РАО, 2007.