Как известно, творческая деятельность – специфический вид деятельности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.
Наше исследование направлено на активизацию предпрофессионального самоопределения подростков средствами художественно творческой деятельности в процессе образовательной деятельности в рамках дополнительного образования в детской школе искусств.
Мы рассматриваем художественно-творческую деятельность как способ самореализации личности при формировании своей индивидуальности, проявлении творческих способностей и активности, как фактор формирования системы ценностных ориентаций, формирование устойчивого активно положительного отношения к предпрофессиональному самоопределению.
Творческий человек непрерывно работает над собой и над той проблемой, которую он для себя выбирает и пытается решить. Таким образом, существует связь творчества как деятельности и творчества как самостроительства и самоопределения.
Мы исходим из того, что важнейшим фактором развития художественно-творческой деятельности учащихся является эмоциональное отношение к объектам эстетического характера. Оно необходимо для осуществления любой деятельности, в том числе и художественной, которая основывается на эмоциях.
Творчество – это не только сфера создания предметов, вещей, но и сфера творческих отношений и уровень их человечности. По мнению П. П. Крамара, творчество выступает важнейшим качеством всей человеческой деятельности [2].
И. Я. Лернер понятие творчество трактует как создание человеком объективно и субъективно нового посредством специфических интеллектуальных процедур, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий [4].
В. С. Кузин определяет художественное творчество «как деятельность, в результате которой художники создают новые, оригинальные произведения, имеющие общественное значение» и указывает, что «активное, исключительно направленное отношение личности к процессу творчества является основным элементом творчества» [3].
Таким образов, художественное творчество выступает как способ освоение мира, оно учит творчески воспринимать саму действительность, приучает образно мыслить и вносить элементы творчества в деятельность человека, какой бы она не была.
Основным направлением подготовки подростка к творчеству во всех сферах его жизни: практической и теоретической, общественной и личной является искусство.
А важнейшая особенность изобразительного искусства состоит в том, что ему свойственно передавать все многообразие и сложность жизни, ее динамичность через изображение одного события или момента. Изобразительное искусство – это искусство отображать, воспроизводить и создавать зрительно воспринимаемую реальность с помощью избирательных средств и с различной степенью условности.
Изобразительное искусство объединяет живопись, графику и скульптуру.
В рамках нашего исследования, применительно к активизации предпрофессионального самоопределения подростков, мы выделяем особый вид художественно-творческой деятельности современного искусства - компьютерную графику. Как показывает наше исследование, компьютерная графика позволяет стимулировать и интенсифицировать учебную деятельность, а при использовании специально разработанного профессионально ориентированного содержания в целом активизировать предпрофессиональное самоопределение подростков.
В век информационной культуры, когда во все виды человеческой деятельности внедрены компьютерные технологии, язык искусства расширяет свои возможности средствами компьютерной графики.
Возможности использования информационных технологий в психолого-педагогической деятельности широко освещены в различной литературе, например[1]. Компьютерная графика с ее универсальными возможностями, развивает творческие способности, внимание, комбинированное мышление, воображение учащегося, активно расширяет его кругозор, развивает и тренирует восприятие, является активным средством развития личностных качеств, необходимых в процессе художественно-творческой деятельности.
Детская школа искусств представляет учащимся свободу творческой деятельности, расширяет круг их общения, обеспечивает индивидуальный подход в темпах и способах развития их способностей, а также помогают в социальном и предпрофессиональном самоопределении и удовлетворении образовательных потребностей, формировании ценностных ориентаций и духовных приоритетах.
Преподавание курса «Компьютерная графика. Дизайн» в условиях детской школы искусств города Видное, ведется таким образом, чтобы учащиеся могли не только формировать новые идеи и подходы в области дизайна, но и доводить замыслы до конечного результата. Курс «Компьютерная графика. Дизайн» становится логическим продолжением всего теоретического и практического курса общехудожественных дисциплин, соединяющих технологию и эстетику рисунка, живописи и композиции с компьютерными возможностями. Поэтому при обучении предмета компьютерной графики происходит синтез и взаимообогащение искусства и компьютерных технологий.
Основными задачами обучения компьютерной графике в нашем исследовании являются такие как: ознакомление обучающихся подростков с программными средствами, применяемыми в этой области, возможностями применяемых технологий, формирование творческого подхода к исполнению заданий, развитие понимания о возможностях применения компьютерной графики в различных областях художественно-творческой деятельности.
Развивая навыки художественно-творческой деятельности подростков на занятиях по компьютерной графике, Детская школа искусств тем самым вооружает школьников представлениями о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики, рассматривая его как процесс формирования и развития творческого потенциала человека в ходе его профессионального самоопределения.
Художественное творчество в рамках предпрофессионального самоопределения характеризуется направленностью на поиск и разработку новых оригинальных творческих решений профессиональных задач - как вновь возникающих, нестандартных, так и типичных, но решаемых в новых условиях.
Однако для успешного решения профессиональных задач требуется активизация учебной художественно-творческой деятельности, ориентированной на эту профессию.
Наше исследование рассматривает компьютерную графику как одно из основных средств активизации предпрофессионального самоопределения подростков.
Для активизации предпрофессионального самоопределения необходим комплексный подход, который объединяет должным образом подобранные содержание, методы, формы и условия организации обучения, а также стимулировать и интенсифицировать различные компоненты учебной деятельности.
При подборе содержания занятий компьютерной графикой необходимо осуществлять подбор таких художественно-творческих заданий, которые обусловили бы постепенный переход от простого к сложному, от изученного к новому, от репродуктивной деятельности к творческой. В этой связи становятся особенно актуальными интегрированные занятия с применением традиционных графических средств и компьютерных технологий.
На этом этапе обучения закрепляются теоретические знания, формируется индивидуальный стиль деятельности, вырабатываются практические навыки, отдельные приемы и алгоритмы. В этом случае в процессе учебно-творческой деятельности обучающиеся уже не будут испытывать значительных трудностей в выборе средств для отображения оптимального результата решения проектной задачи. Свобода оперирования наиболее полным арсеналом средств для выполнения изображений разного характера позволит им максимально использовать свои индивидуальные возможности, активизировать и развивать способности.
Таким образом, содержание становится эффективным средством активизации предпрофессионального самоопределения в том случае, если оно соответствует потребностям и возможностям учащихся, способствует их творческой самореализации и ценностному самоопределению.
В процессе выполнения заданий на занятиях компьютерной графикой складывается особое отношение к труду, как к творческому созидательному процессу, где инструментарий лишь повышает требования к профессиональной подготовке будущего специалиста, требуя от него не только профессиональных знаний умений и навыков, но и понимания композиции, чувства формы, цвета, ритма и других специальных знаний. Такой труд становится источником радости и духовного наслаждения. Именно поэтому задания по компьютерной графике не должны ограничиваться только выполнением их в аудиторных классах. Считаем, что интересным для подростков является посещение реальной организации, например, рекламной компании или типографии, чтобы понять, что есть определенные требования к процессу работы, требования самого заказчика или организации. Это дает еще больше возможности приблизиться к профессиональному процессу, а, следовательно, способствует еще большей активизации предпрофессионального самоопределения.
Содержание обучения реализуется через методы и формы. Обучение компьютерной графике с опорой на художественное творчество требует разнообразить формы преподавания, строя занятия при использовании интерактивных методов, строя занятия эвристическими по содержанию, быть максимально приближенными к реальному творческому процессу или к отдельным его фрагментам. Благодаря этой деятельности подростки начинают пристально всматриваться в те или иные явления, развивается мыслительная деятельность, развиваются навыки самостоятельного и коллективного творчества, умения синтезировать и анализировать, адекватная самооценка, активнее происходит процесс приобретения подростками опыта художественно-творческой деятельности, развиваются механизмы рефлексии, происходит смещение внутреннего локус контроля в сторону приобретения ответственности за результат собственной деятельности, собственных способностей и усилий, а значит способствует активизации предпрофессионального самоопределения подростков.
Кроме форм и методов, в качестве активизации предпрофессионального самоопределения выступают условия организации обучения, которые существенно влияют на процесс учения и формирование положительных установок на приобретение профессиональных умений, знаний и навыков; основываются на факторах, влияющих на формирование профессиональных интересов подростков, например, престижность профессии; личностные склонности и потребности; организация образовательного процесса.
Таким образом, уровень предпрофессионального самоопределения подростков в процессе обучения компьютерной графике определяется тем насколько содержание, методы, формы и условия организация обучения способствуют его активизации.
ЛИТЕРАТУРА
Киселев Г.М. Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании. Учебник для бакалавров. 2-е изд. перераб. и доп. –М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2014. 304 с.
Крамар П.П. К определению понятия "творчество" // Вопр. обществ. наук. - Киев, 1982. - вып. 50. - с. 54-61.
Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. М.: АГАР, 1998. 230 c.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1987. 186 с.