ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАКТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ВЫЗОВЫ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

КОЧЕЛЯЕВА НИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Кандидат исторических наук, доцент Кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога, директор АНО по развитию исследований и проектов в области культуры и искусства «Новый институт культурологии»
 

Аннотация: 
Статья посвящена вопросам, связанным с лучшими практиками в области охраны и поощрения культурного разнообразия и развития художественного образования в странах Центральной Азии. Примеры касаются деятельности государственных и негосударственных организаций культуры: музеев, культурных центров и др.

Настоящая статья является результатом исследования, которое проводилось в
течение 14 дней в странах Центральной Азии: Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и
Узбекистане (миссия продолжалась с 8 по 21 сентября 2013 и включала работу в
следующих городах: Алматы и Астана (Казахстан), Бишкек и Токмок (Киргизия), Душанбе
(Таджикистан), Ташкент (Узбекистан). За время работы было проведено 4 круглых стола, а
также проинтервьюировано более 50 человек). Исследование было посвящено вопросам
ратификации Конвенции ЮНЕСКО «Об охране и поощрении разнообразия форм
культурного самовыражения» (2005 г.) и затрагивало вопросы, касающиеся различных
форм культурного самовыражения, в том числе связанных с художественным
образованием.
Одной из целей исследования стало выявление лучших практик в области охраны и
поощрения разнообразия форм культурного самовыражения. В числе
идентифицированных лучших примеров есть несколько, напрямую связанных с развитием
художественного образования. Именно они приводятся ниже.
1. Поддержка и продвижение традиционных искусств и развитие современных
культурных практик в Таджикистане
Республика Таджикистан — одна из стран Центрально-Азиатского региона,
входившая в состав СССР. Таджикская ССР была одной их немногих республик, которая
выступала за сохранение Советского Союза. Становление независимости Таджикистана не
происходило мирным путем, а сопровождалось пятилетней гражданской войной (1992–
1997 гг.). Следствием вооруженного конфликта стало ослабление не только экономики
страны, ее политической стабильности: угрозе уничтожения подверглись также носители
различных культурных традиций и, как следствие, различные традиционные виды
искусств. Еще одним фактором, усугубившим ситуацию в этой сфере, стало разрушение
культурных связей, сформированных в досоветский и советский период, когда таджикские
мастера оказались изолированными от мастеров остальных стран Центральной Азии,
получивших независимость после распада СССР. Кроме того, была разрушена советская
инфраструктура сферы культуры, а её новая модель так и не может считаться
сформированной.
После окончания вооруженного конфликта и частичного восстановления экономики
страны на арене её культурной политики стали появляться различные акторы: частные
лица, творческие объединения, в том числе поддерживаемые из-за рубежа. Усилия этих
лиц и организаций были сконцентрированы на возрождении, сохранении, поддержании и
передаче традиционных искусств и современных культурных практик на территории
Таджикистана, а также продвижением таджикской культуры и искусства за рубежом.
Культурный Центр Бактрия (Bactria Cultural Centre [official web-site] — URL:
http://www.bactriacc.com, date of viewing – 11.11.2013) основан Французской гуманитарной
организацией по развитию (АКТЕД) / Agency for Technical Cooperation and Development
(ACTED) вскоре после окончания военного конфликта — в 2001 году. Основной миссией
центра стала поддержка творческого сообщества Таджикистана в постконфликтной
ситуации. «Бактрия» стала координационным центром для художников, кураторов,
музыкальных продюсеров, менеджеров и др. Центр также реализует направления
деятельности, связанные с организацией для широкой публики различных культурных
событий, предоставлением информации и дополнительных образовательных программ, в
частности обучение французскому, русскому, английскому, немецкому, персидскому и
китайскому языкам. На сегодняшний день Культурный Центр Бактрия распространил
свою деятельность также и на соседний Кыргызстан.
Одной из важнейших инициатив «Бактрии», которая последовательно
реализовывается на протяжении нескольких лет, является поддержка традиционной
таджикской культуры, в частности — музыкальной. Например, в 2010 году был реализован
масштабный междисциплинарный проект «Сохранение традиционной музыкальной
культуры через участие местного сообщества» (Сохранение традиционной музыкальной
культуры через участие местного сообщества. Сборник: DVD-диск с документальным
фильмом проекта; CD-диск с музыкальными произведениями, записанными в ходе
экспедиции, буклет «Народная музыкальная культура таджиков». — Душанбе: Культурный
Центр «Бактрия», 2010), объединивший музыковедов, музыкантов из разных регионов
страны, звукорежиссеров и др. Исследовательская часть проекта включала поиск,
выявление, фиксацию и описание традиционных музыкальных жанров, в том числе
достаточно древнего происхождения. Такого рода исполнительские традиции сохранились
в труднодоступных отдаленных горных районах Таджикистана, присутствуют в
повседневных культурных практиках и представляют собой разновидность «живой
культуры».
На другом полюсе деятельности Центра «Бактрия» находятся инициативы,
связанные с поддержкой современных музыкальных жанров, таких как рок, рэп, фьюжн.
Необходимость поддержки альтернативной музыки объясняется тем, что за годы
становления независимости Таджикистана музыкальная индустрия была разрушена и
многие молодые и талантливые музыканты не могут самостоятельно развернуть свою
деятельность. В качестве основных препятствий для развития современной музыки
указываются:
a) нехватка в Таджикистане профессионального знания в области музыкальных
технологий и менеджмента;
b) географическая изоляция музыкантов;
c) ограниченный доступ музыкантов к звукозаписывающему оборудованию;
d) ограниченные возможности выступать;
e) ограниченные возможности приобщаться к новым направлениям музыкальной
культуры.
Культурный Центр «Бактрия» оказывает музыкантам всестороннюю поддержку,
помогая им преодолеть препятствия, сдерживающие развитие отрасли. В арсенале
возможностей «Бактрии» — звукозаписывающая студия, менеджмент проектов,
проведение различных воркшопов и семинаров, организация концертов и фестивалей.
Сочетание этих двух направлений деятельности «Бактрии» — поддержки
традиционной и инновационной музыкальных культур — способствует развитию
культурного разнообразия в Таджикистане и диверсификации музыкальных стилей и
жанров.
Поддержкой и продвижением музыкальной культуры деятельность «Бактрии» не
ограничивается. В области культуры она носит системный характер и поддерживает самые
разные виды культурной деятельности. Во многом направления деятельности обусловлены
либо исчезновением инфраструктуры сферы культуры, либо ее недостаточностью. В
области ремесленничества Центр предпринимает шаги, направленные на сохранение,
продвижение и восстановление традиционных ремесел, улучшение их качества, а также
формирование и поддержание устойчивого рынка для таджикских ремесленников. В
области искусства поддерживаются проекты современного искусства — фотографии,
видеоарта, современных направлений живописи. Для их реализации создана
медиалаборатория. Центр уделяет внимание также исполнительским искусствам — танцу
и театру. Таким образом, Культурный центр «Бактрия» предоставляет творцам —
музыкантам, художникам и др. — альтернативные государственным возможности
реализации себя в профессии.
Арт-центр Мино возник не так давно — в 2009 году. Центральной миссией арт-
центра является обучение детей искусству традиционной персидско-таджикской
миниатюры. Целевыми группами школы «Мино» являются дети-сироты, дети из местной
общины и студенты художественного колледжа имени Олимова, выпускник которого
Олим Камалов — один из создателей школы.
Ведущий таджикский художник-миниатюрист Олим Камалов посвятил более 20 лет
изучению и возрождению этого вида искусства. Источниками служили книги с
размещенными в них иллюстрациями работы мастеров персидско-таджикской миниатюры
школы Бехзода и других миниатюристов XIV-XVI вв., а также сочинения авторов по
миниатюрной росписи. Основным методом изучения и восстановления искусства
персидско-таджикской миниатюры было копирование работ средневековых таджикских
мастеров. Олим Камалов не только возродил технику персидско-таджикской миниатюры,
которую использует для росписи различных поверхностей (деревянные тарелки и иные
изделия, планшеты, холсты, книжная иллюстрация и т. д.), но и стремится передать знания
об этом виде искусства.
В арт-центре «Мино» проводятся занятия для детей от пяти до восемнадцати лет. В
процесс обучения входят не только уроки рисования, но также занятия по истории
искусства — для этого приглашаются искусствоведы. Неотъемлемой частью учебного
процесса является обучение технике компьютерного дизайна, чтобы учащиеся умели
самостоятельно презентовать свои работы в пространстве Интернета и подготовить
макеты буклетов для своих выставок. Уроки проходят не только в студии, но и на пленере,
что способствует усвоению навыков изображения природы.
Одной из важных социальных миссий арт-центра является работа с детьми-
сиротами, которые проживают в интернате в городе Душанбе. «Дети-сироты подобны
винограднику, растущему самому по себе в природе. Их нужно, не ломая, поднять ввысь,
ближе к солнцу, чтобы они могли расти дальше, наливаясь соком, как лоза винограда», —
говорят создатели школы (арт-центр «Мино» / Mino Art Centre [официальный сайт]. —
Режим доступа: URL: https://sites.google.com/site/artcentermino/o-nas, дата обращения
11.11.2013).
В основе отбора учащихся из интерната в школу «Мино» достаточно сложная
процедура, включающая три компонента, позволяющих выявить заинтересованность
детей в получении образования в сфере культуры и искусства и художественных навыков в
технике миниатюры, — мастер-класс, семинар и конкурс на лучший рисунок. Обучающий
курс рассчитан на 2,5 года. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 3-х часов. В
конце каждого семестра школа проводит выставки, фестивали и иные мероприятия,
направленные на поддержании интереса к искусству.
Задачи своей социальной миссии руководители школы определяют так:
a) укрепление детского и подросткового потенциала, способствующего
формированию здоровой социальной и культурной среды;
b) ранняя профессиональная ориентация детей;
c) социализация детей-сирот средствами культуры и искусства;
d) обучение и передача традиционных видов искусства подрастающему поколению.
Деятельность таких организаций, как Культурный Центр «Бактрия» и арт-центр
«Мино», консолидирующих усилия творческого сообщества, направленная на поддержку
и развитие культуры в Таджикистане, а также продвижение культурной продукции и
культурного наследия Таджикистана за пределами страны, позволяет реализовать
основные цели Конвенции ЮНЕСКО 2005:
(a) охрана и поощрение разнообразия форм культурного самовыражения;
(c) поощрение диалога между культурами в целях обеспечения более широких и
сбалансированных обменов во всем мире в интересах взаимоуважения культур и культуры
мира;
(e) поощрение уважения к разнообразию форм культурного самовыражения и
повышения сознания ценности этого разнообразия на местном, национальном и
международном уровнях;
(f) подтверждение важности взаимосвязи между культурой и развитием для всех
стран.
2. Традиционные институции в новых экономических условиях в Узбекистане
Трансформации, связанные с преодолением вызовов, обусловленных
формированием новых стран в Центрально-Азиатском регионе, затронули все стороны
жизни и все институции, в том числе традиционно принадлежащие сфере культуры. Музеи
также не избежали необходимости переосмысления своего места в культурной жизни, а
также изменения ряда направлений своей деятельности.
На волне интереса к советскому авангардному искусству новый виток развития
получил Нукусский музей искусства (полное название – Каракалпакский государственный
музей искусств им. И. В. Савицкого, официальные Интернет-ресурсы Каракалпакского
государственного музея искусств им. И. В. Савицкого — http://museum.kr.uz;
http://www.savitskycollection.org.). Советский художник, археолог, коллекционер Савицкий
на протяжении многих лет после Второй мировой войны занимался изучением
декоративно-прикладного искусства каракалпаков и сбором предметов для формирования
коллекций музеев соответствующего профиля в Москве и Петербурге. В 1966 году в
Нукусе, в Каракалпакии, по его настоянию был открыт Нукусский музей искусств. Игорь
Савицкий становится директором этого музея и начинает формировать фонд произведений
советского авангардного искусства, состоящий из десятков тысяч полотен художников. Но
настоящее признание коллекции музея пришло в 1991 году, когда стало возможным
посещение музея зарубежным журналистам и экспертам.
Перемены, связанные с вхождением в рыночную экономику, вынудили руководство
музея (после смерти Игоря Савицкого с 1984 года и до настоящего времени директором
музея является Мариника Бабаназарова) искать новые пути развития музея и по-новому
взглянуть на его место в регионе, стране, и мире. Именно это самоопределение
способствовало развитию различных направлений деятельности музея, а также
формированию новых способов взаимодействия с музейной аудиторией.
Позиционирование музея как места, вокруг которого концентрируется культурная
жизнь Каракалпакии, дало импульс к реализации музеем масштабных образовательных
проектов. Одним из первых таких событий стала организация музеем 5 ремесленных
мастерских в 1998–1999 году в рамках проекта «Возрождение народных ремесел». На базе
музея прошли обучение 20 участников. Обучение проводилось по пяти направлениям:
национальная каракалпакская вышивка, резьба по дереву, изготовление национальных
каракалпакских музыкальных инструментов, ковроткачество, изготовление каракалпакской
юрты. Продолжением темы возрождения и развития ремесел стал проект «Возрождение
ковроткачества», который реализуется с 2000 года в Нукусе Ассоциацией «Культурное
наследие», созданной при музее. В городе был открыт экспериментальный ковровый цех, в
котором изготовлялись 22 вида ковровых изделий, основанных на эскизах каракалпакских
орнаментов художницы А. Шпаде.
В 2003–2005 гг. при поддержке Британского Совета был реализован
образовательный проект для школьников «Юный искусствовед», в рамках которого 40
нукусских школьников изучали историю всемирного искусства от античности до
современности. Важным элементом обучения стало знакомство с уникальными
музейными предметами эпохи древнего Хорезма. В программу были включены блоки,
посвященные музейному делу и музейным профессиям, а также музей предоставил
возможность ученикам устроить выставки.
В этот же период был реализован еще один масштабный образовательный проект –
«Музей на колесах» – также при поддержке Британского Совета. В 2008 году проект был
поддержан Швейцарским бюро по сотрудничеству. Передвижные выставки, лекции о
каракалпакской культуре охватили более 30000 учеников средней и старшей школы из
отдаленных районов Каракалпакии. Этот проект способствовал реализации
конституционного права доступа к культурным ценностям и преодолению разрыва в
возможностях получения качественного образования между жителями столичных городов
страны и отдаленных сельских районов. В 2010 году проект был продолжен при
поддержке ЮНЕСКО и Швейцарским агентством по сотрудничеству и развитию. Были
выработаны новые формы работы, которые осуществлялись теперь не только в школах во
время занятий, но и в летних лагерях отдыха для детей. Дальнейшее развитие проект
получил в 2011 году, когда была реализована практика интерактивной работы с детьми,
основанная не просто на прочтении лекции по истории искусства, а в первую очередь на
взаимодействии педагога и ребенка.
В 2013 году тема интерактивных занятий с детьми получила развитие уже в самом
музее (Пять предметов народно-прикладного искусства как пять шагов на пути
постижения Прекрасного. Об одном из образовательных проектов ГМИ РК
им. И. Савицкого) // Интернет-портал Региональной программы по искусству и культуре
(RACP) Швейцарского бюро по сотрудничеству в Кыргызстане, Узбекистане и
Таджикистане // Режим доступа — URL: http://www.imhoart.net/ru/istorii-uspekha/2326-pyatpredmetov-
narodno-prikladnogo-iskusstva-kak-pyat-shagov-na-puti-postizheniya-prekrasnogoob-
odnom-iz-obrazovatelnykh-proektov-gmi-rk-im-i-v-savitskogo.html (дата обращения
22.11.2013), где директором музея Мариникой Бабаназаровой была организована
программа «Пять предметов народно-прикладного искусства как пять шагов на пути
постижения Прекрасного». Дети в процессе увлекательного обучения знакомятся с
искусством и историей каракалпакского народа. В целом же организаторы проекта решают
следующие задачи:
a) повышение уровня образованности, кругозора и культуры молодежи в регионах
республики;
b) развитие навыков образного и ассоциативного мышления, обогащение их
внутреннего мира, пробуждение интереса к образованию и духовному развитию, к
изучению и сохранению народного искусства;
c) увеличение посещаемости музея.
Музей стал не только важнейшим культурным центром Каракалпакии,
инициирующим различные культурные и образовательные проекты, способствующие
продвижению уникального искусства и культуры каракалпакского народа. Музей является
еще и крупным туристическим объектом, который посещают как внутренние туристы, так
и приезжающие из-за границы. Важнейшим привлекательным элементом для посетителей
является коллекция советского авангардного искусства. Одним из импульсов к усилению
внимания к музею во всем мире стало создание документального фильма «Пустыня
запрещенного искусства» / “The Desert of Forbidden Art” (2010), снятого голливудскими
кинематографистами (About film “The Desert of Forbidden Art” see official Web-site
http://www.desertofforbiddenart.com).
Увеличению популярности музея, а также укреплению его экономической
самостоятельности способствовало внедрение западной модели экономической поддержки
музеев. Для этого был создан клуб «Друзья Нукусского музея» — в Нидерландах был
зарегистрирован одноименный Благотворительный Фонд, средства которого идут на
поддержку и развитие музея. Членство в клубе предоставляется на платной основе, а 90%
полученных средств уходит непосредственно на нужды музея. Клуб сотрудничает с
директором музея по вопросам реставрации картин, определения стратегий развития
музея, взаимодействия со спонсорами музея, объединяет и представителей дружественных
СМИ, способствующих распространению информации о музее.
Музей осуществляет многочисленные профессиональные контакты как в
Узбекистане, так и за рубежом, в частности активно взаимодействует с Международной
организацией «Реставраторы без границ» / Restorers without Frontiers. Музеем было
организовано более 20 выставок советского авангардного искусства во Франции, Германии
и в странах бывшего СССР. Каталог музейной коллекции «Авангард, остановленный на
бегу» / Avant-Garde Stopped on the Run, стал бестселлером во всем мире.
На сегодняшний день музей И. Савицкого является одним из важнейших
культурных центров Узбекистана, реализующим на практике уникальный опыт по
сохранению и продвижению культурного разнообразия в духе глубокого понимания
Конвенции 2005, следования её целям и руководящим принципам.
Представленные практики в области художественного образования и охраны и
поощрения форм культурного самовыражения демонстрируют глубокую взаимосвязь
процессов сохранения, изучения и передачи различных форм культурного наследия, в том
числе нематериального, для устойчивого развития культуры в целом.