ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ КОНТИНУУМА ИСКУССТВА

Акишина Екатерина Михайловна Ekaterina Akishina
доктор педагогических наук, профессор Российской академии образования, директор ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва Doctor of Pedagogical sciences, Professor Russian Academy of Education, Director The Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education», Moscow e-mail: ihorao@mail.ru
DOI 10.34897/IAECS.2022.23.24.001
Аннотация: 
Аннотация. На основании континуума искусства XXI века, под которым в статье понимается пространственно-временное состояние целостной культуры человечества, продолжающееся в течение всех исторических эпох и включающее в себя народное (традиционное), классическое (академическое) и массовое искусство, и рождающееся в каждый момент существования континуума – искусство сегодняшнего дня, обоснована необходимость создания целостной системы культурного развития ребенка, включающей все уровни образования и разнообразные формы воспитания и развития. В статье показано, что быстрые изменения культурного дискурса в современном обществе приводят к размыванию понятия культура, так как культура становится многовариативной. Особенно ярко вариативность отражается на искусстве, которое, с одной стороны, является квинтэссенцией эпохи, а, с другой стороны, влияет на общий уровень художественных предпочтений и культурных запросов современного общества. Поэтому в контексте современного континуума искусства становится актуальной проблема приобщения подрастающего поколения ко всему пласту художественной культуры. Для того, чтобы школьники понимали современное искусство, необходимо знакомить их с народным, классическим и массовым искусством, оставившим след в мировой культуре. Abstract. Based on the art continuum of the 21st century, by which the article refers to the spatio-temporal state of the integral culture of mankind, which continues throughout all historical epochs and includes folk (traditional), classical (academic) and mass art, and is born at every moment of existence continuum – the art of today, the need to create an integral system of cultural development of the child, including all levels of education and various forms of education and development, is substantiated. The article shows that rapid changes in cultural discourse in modern society lead to the blurring of the concept of culture, as culture becomes multivariate. The variability is especially pronounced in art, which, on the one hand, is the quintessence of the era, and, on the other hand, affects the general level of artistic preferences and cultural demands of modern society. Therefore, in the context of the modern continuum of art, the problem of introducing the younger generation to the entire layer of artistic culture becomes relevant. In order for schoolchildren to understand contemporary art, it is necessary to acquaint them with folk, classical and popular art that has left its mark on world culture.
На протяжении ХХ века произошли кардинальные изменения в жизни человечества, определившие новые черты культуры и ее важнейшей области – искусства. Решающая роль в этом процессе принадлежит научным открытиям и техническому прогрессу, позволившим не только далеко продвинуться в отношении новых технологий искусства, новейших способов выражения, закрепления и передачи объемной информации, заключающейся в произведениях искусства, но и преобразовать художественную среду, изменив сам язык искусства. Несомненно, современное общество дает огромные возможности для самореализации личности; предоставляет свободный доступ к любой культурной информации, новые возможности для творчества с использованием виртуальной реальности; умение жить в глобальном, поликультурном мире. Все это порождает абсолютную свободу выбора подрастающего поколения в культурных ориентирах. Однако это же информационное общество порождает серьезные проблемы: зачастую информация, полученная из Интернет-пространства, непроверенная, а иногда и опасная для жизни детей и подростков; увлечение виртуальной и дополненной реальностью разрушает реальную частную жизнь людей, порождает жизненный инфантилизм молодежи; разрушаются традиционные механизмы развития культуры; происходит потеря культурной идентичности; у молодого поколения формируется толерантность, доходящая до безразличия, цинизма и отрицания национальных духовных ценностей; нарушаются межвозрастные связи, что ведет к разрушению традиций. Названные тенденции объективно обусловливают необходимость новых подходов к формированию художественно-эстетического содержания образования в целях воспитания у медиапоколений эстетической культуры, становления творческой, духовно обогащенной личности, приобщения подрастающих поколений к ценностям отечественной культуры, их позитивной социализации и полноценного включения в процесс культуротворчества в цифровую эпоху. В данном контексте именно искусству надлежит формировать эмоционально-чувственное и ценностное представление о мире, в котором спокойно и интересно жить. Быстрые изменения культурного дискурса в современном обществе приводят к размыванию понятия культура, так как культура становится многовариативной. Особенно ярко вариативность отражается на искусстве, которое, с одной стороны, является квинтэссенцией эпохи, а, с другой стороны, влияет на общий уровень художественных предпочтений и культурных запросов современного общества. В данном контексте можно говорить о континууме искусства XXI века. Под континуумом искусства мы понимаем пространственно-временное состояние целостной культуры человечества, которое продолжается в течение всех исторических эпох и включает в себя народное (традиционное), классическое (академическое) и массовое искусство, и, что особенно важно, рождающееся в каждый момент существования континуума – искусство сегодняшнего дня. Современное искусство, то есть искусство, которое было создано и продолжает создаваться авторами – нашими современниками. Искусство, возникающее в каждый момент рассматриваемого континуума и определяемое как «современное искусство», постепенно встраивается в русло одной из базовых составляющих данного явления – классического или массового искусства. Данный процесс постоянен, и это его качество позволяет нам трактовать современное искусство как одну из составляющих континуума искусства XXI века. В контексте современного континуума искусства становится актуальной проблема приобщения подрастающего поколения ко всему пласту художественной культуры. Для того, чтобы школьники понимали современное искусство, необходимо знакомить их с народным, классическим и массовым искусством, оставившим след в мировой культуре. Несомненно, континуум искусства оказывает сильное влияние на всю культуру и, особенно, на становление культуры подрастающего поколения, которое ищет свой путь в жизни, формирует интересы и потребности. В нашем институте (ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования) проводятся постоянные исследования уровня художественного образования школьников [1], [2], [3], [4], [5]. Так, в 2019 году были завершены два масштабных 5-летних проекта «Содержание и механизмы модернизации художественного образования» и «Развитие художественной одаренности детей и юношества средствами ИКТ». Проведены масштабные мониторинги, в частности «Социокультурный портрет современного ребенка на разных этапах детства (только онлайн-опрос охватывал более 38000 респондентов). В 2020 году в рамках 2-х исследований потенциала искусства в обеспечении позитивной социализации детей мониторингами было охвачено более 13000 респондентов, включая участников проведенных нами Всероссийских творческих мероприятий. В 2021 году было проведено эмпирическое исследование уровня сформированности культурных и культурно-творческих компетенций обучающихся на разных уровнях общего образования. В опросе приняло участие более пятисот человек, среди которых чуть больше половины респондентов – студенты педагогических вузов, которые помимо опроса приняли активное участие в проведении вебинара, проводимого сотрудниками, соискателями и аспирантами ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» в рамках фундаментального исследования 2021 г. на тему «Формирование культурных и культурно-творческих компетенций обучающихся и педагогов как основа формирования культуры социальных отношений». В вебинаре по теме данного исследования участвовало 8 педагогических вузов из разных регионов России: 1) г. Екатеринбург, Институт искусств, дизайна и технологии ФГОУВО «Уральский государственный педагогический университет»; 2) Нижегородская обл. г. Арзамас, Арзамасский филиал «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»; 3) г. Москва, Институт изящных искусств Московского педагогического государственного университета; 4) Московская обл., г. Орехово-Борисово., ГО УВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», г. Орехово-Зуево, Московской области; 5) Ростовская обл., г. Таганрог, Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)». 6) Свердловская обл. г. Нижний Тагил Филиал Российского государственного профессионально-педагогический государственного профессионально-педагогического университета – Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт; 7) Татарстан, г. Набережные челны, ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»; 8) Хакасия, г. Абакан, Институт искусств и музыкальный колледж Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова [3, c.14-15] и мн.др. В процессе недавно проведенного социологического опроса и проведения фокус-групп (2022 год), в которых приняло участие 5875 обучающихся, школьники 12-18 лет из разных регионов России выразили большой интерес к освоению искусства. Однако исследование показало, что реально занимаются искусством значительно меньше подростков, чем потенциально желают это делать. Анализируя результаты опроса, можно увидеть высокую потребность в занятиях искусством у современных школьников. Так, 84% опрошенных хотели бы изучать музыку (чаще эстрадную), 62% – киноискусство, 52% – литературу (в большей степени контент социальных сетей и блогов). Меньше всего подростки интересуются театральным искусством (43%), изобразительным искусством (36%) и поэзией (18%). Огромный интерес эти же виды искусства вызывают при применении компьютерных технологий, 91% респондентов отметили, что хотят заниматься разнообразными формами художественной деятельности, но с использованием компьютерных программ, электронных инструментов и виртуального Интернет-пространства. Так, академическое изобразительное искусство выбрала небольшая группа подростков, при этом большинство школьников хотят научиться рисовать с использованием компьютерных программ. Однако в реальности мы видим очень низкий уровень занятий искусством, даже популярным творчеством с применением компьютерных технологий. Во время проведения фокус-групп было выявлено несколько проблем, которые не позволяют школьникам удовлетворить свои потребности в занятиях искусством. Одной из проблем является отсутствие возможности заниматься искусством, так как в больших городах зачастую приходится далеко ехать, а в маленьких населенных пунктах не всегда есть возможность заниматься тем, что хочет подросток. Школьники положительно отметили возможности онлайн занятий, но все-таки выразили желание непосредственного общения с педагогом и товарищами по поводу музицирования, рисования, танца и пр. Выявлена неявная, но очень важная, проблема невозможности удовлетворения потребности в занятиях искусством подростков – это отсутствие у них системного знания об искусстве, его видах, этапах и художественных особенностях. Например, школьники не хотят заниматься изобразительным искусством, потому что знают только рисунок и живопись, а о таких современных видах изобразительного искусства как инсталляция, арт-акция, анаморфоз, лэнд-арт и мн. др. не имеют представления. Представим краткий словарик. Инсталляция – форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и зрительной информации) и являющую собой художественное целое. Арт-акция – художественный процесс, вовлекающий зрителей в свое действие (флэшмоб, уличные танцы и пр.). Анаморфоз – конструкция, созданная таким образом, что в результате оптического смещения некая форма, недоступная поначалу для восприятия как таковая, складывается в легко прочитываемый образ. Лэнд-арт – создаваемое художником произведение было неразрывно связано с природным ландшафтом. Востребованность у подростков современного искусства очень высокая. Проведенный в этом году опрос школьников из различных регионов страны (2550 респондентов) показал, что занимаются или хотели бы заниматься народным искусством только 7%, классическим – 18%, массовыми видами искусства – 24%. 54% опрошенных хотели бы заниматься современным актуальным искусством. Отвечая на вопрос: «Почему вам интересно современное искусство?», школьники писали: «Это искусство сегодняшнего дня, а я живу сейчас и хочу понимать, что происходит в культуре», «Можно задать вопрос автору», «Современное искусство отражает самые важные моменты жизни для человека именно сегодня», «Хочу лучше понять других людей, моих современников». При этом подростки не всегда могли определить, как континуум искусства влияет на современность. Многие ученики ответили, что классическое и массовое искусство прошлого им не очень интересно, а народное искусство вообще сегодня никому не нужно. Для полноценного культурного развития сегодня как никогда необходимо приобщение школьников и к народному, и к классическому, и к современному искусству, потому что зачастую дети не принимают народное и классическое искусство только потому, что совсем его не знают. Важно включение школьного художественного образования и эстетического воспитания в континуум современного искусства, то есть в пространственно-временное состояние «живой» художественной культуры человечества, включающей в себя народное, массовое искусство и определяющее в каждом моменте времени современное искусства и искусство, ставшее классикой. На основании континуума искусства необходимо создание целостной системы культурного развития ребенка, включающей все уровни образования и разнообразные формы воспитания и развития: на школьном уроке, на занятиях дополнительным образованием, во внеурочное время, во время посещения музеев, театров, библиотек и других учреждений культуры. Можно отметить, что система художественного образования сегодня стремится к охвату всего континуума искусства для наибольшего количества обучающихся. Особое значение для создания эффективной работы системы художественного образования в контексте континуума искусства приобретает взаимодействие с региональными учреждениями культуры: музеями, театрами, выставочными и концертными залами, библиотеками и пр. Именно учреждения культуры хранят и воспроизводят весь континуум искусства начала XXI века. Как показало исследование, наиболее эффективные модели художественного образования строятся на интеграции обучения, воспитания в школе во взаимодействии с региональным культурным пространством. Сегодня становится понятным, что разрозненные знания современных школьников необходимо приводить к целостному взгляду на всю историю искусства. По этой причине остро встает вопрос о системе развития школьников в области искусства для воспитания у них художественных предпочтений и запросов на качественные произведения искусства. В контексте континуума искусства возникает необходимость создания в каждой школе культурной среды, способной воспитывать развивать подрастающее поколение в области искусства через художественное обучение, эстетическое развитие и воспитание на лучших образцах отечественного и мирового искусства. ЛИТЕРАТУРА 1. Олесина Е.П. Фестивально-конкурсное движение как эффективная форма социализации детей и молодежи // Юсовские чтения. Социализация обучающихся в интегрированном фестивально-конкурсном пространстве: Сборник научных статей по материалам XXI Международной научно-практической конференции, Москва, 19 ноября 2020 года. Москва: Институт художественного образования и культурологии РАО, 2021. С. 3–10. 2. Олесина Е.П., Торлопова Н.Г. Сетевое взаимодействие как актуальный аспект формирвоания воспитывающей культурной среды школы // Педагогика искусства. 2021. № 4. С. 23–30. 3. Савенкова Л.Г., Вагнер И.В. Уровень сформированности культурных и культурно-творческих компетенций обучающихся на разных уровнях общего образования: результаты мониторинга: Аналитический доклад. М.: ФГЮНУ «ИХОиК РАО», 2021. 62 с. 4. Савенкова Л.Г. Образовательный потенциал художественных практик. Народное искусство в художественном образовании: традиции и инновации // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2022. № 53 (38). С. 239–243. 5. Формирование культуры социальных отношений: Монография / Под ред. Савенковой Л.Г. М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. 236 с.