ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОБЫТИЕ – СОВРЕМЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Савенкова Любовь Григорьевна

Главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Аннотация: 
В статье раскрывается и обобщается материал по событийному обучению на занятиях искусством. Автор выделяет такое словосочетание, как «художественное событие», раскрывает оригинальную форму организации образовательного процесса, проводимую в рамках коллективной творческой образовательной деятельности после освоения комплекса взаимосвязанных тем и направлений работы с одним коллективом детей.

 Результаты, изложенные в статье, получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 27.7452.2017/8.9

Ряд читателей, познакомившись с названием статьи, скажет, что об этом уже была статья у данного автора и не одна. И это верно. Но в представленном материале автор делает попытку проанализировать важность и значение событийного подхода в обучении и художественном образовании, в особенности. Такое обобщение, на мой взгляд, необходимо, так как словосочетание «художественное событие» постепенно превращается в школьной жизни и дошкольных организациях в обыденное и часто является неким синонимом праздника или просто какого-либо мероприятия, имеющего отношение к искусству.

Проблема событийного обучения, как и интегрированного подхода в образовании появилась достаточно давно. Примером событийного направления является педагогическая система А.С.Макаренко, который выделял важность событийности в жизни детского коллектива, которая привносит в обыденные трудовые и учебные будни обучающихся яркие и волнующие события. «Образовательное событие, пишет Б,Д, Эльконин  - специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания» [10].

Известный философ М. Хайдеггер, рассуждая о жизни человека, писал, что это не столько «бытие-в-мире», сколько есть «бытие-с-другими».

В современной педагогике и психологии  идее событийного подхода посвятили свои исследования Е.В.Боровская, О.О.Геллер, Е.И.Головаха, Д.В. Григорьев, Т.А. Климова, Н.Б. Крылова, Л.И.Новикова, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Ю.Л. Троицкий, И.Ю. Шустова и др. Из перечисленных хотелось бы выделить направления размышления В.И. Слободчикова, в которых ученый раскрыл само понятие «событийно-образовательная общность», выделяя два вида общности: структурированную и неструктурированную. Он останавливает свое внимание на «неструктурированной (бытийной) общности (по латыни – communitas). «Неструктурированная – это общность - жизнь множества людей (не рядом, а вместе), между которыми существует родственная связь и обусловленное ею чувство принадлежности друг другу. Такая общность, как правило, принадлежит актуальному настоящему; структура же коренится в прошлом и распространяется на будущее посредством языка, законов, обычаев».[6. С. 6].

Автор указывает, что именно конструирующими категориями любого человеческого объединения являются связи и отношения. Эти связи и отношения объединяет дело, которое и становится целью объединения людей. «Именно совместная, групповая деятельность является главным интегрирующим фактором … Особым типом объединений – противоположным социальной организованности – является неструктурированная бытийная общность, которая складывается на общей ценностно-смысловой основе ее участников… сущностным атрибутом природы человека … исходной нормой общности является устойчивая духовная связь между ее участниками, обеспечивающая понимание одной индивидуальностью другой индивидуальности» [6. C. 7-8)

Технология художественного события родилась в коллективе ученых исследователей (Юсов Б.П., Савенкова Л.Г., Сухова Т.И., Кабкова Е.П.) почти 30 лет назад в процессе разработки  и внедрения в практику образовательных организаций интегрированного полихудожественного направления работы. Уже тогда наблюдая за реальным процессом освоения учителями предлагаемых направлений и технологий обучения  мы поняли, что важно не только предлагать ряд необходимых условий, но и раскрывать технологию их внедрения в реальную практику. Без этого внедрение интегрированного обучения в образование не может быть реализовано на качественном уровне. Кроме этого необходимо предлагать оригинальные, нетрадиционные формы организации самого образовательного процесса – одним из которых и стала технология организация и проведения художественного события.

Технологии событийного характера свойственны именно интегрированному обучению, так как интеграция в образовании как раз и предполагает в первую очередь, активное деловое сотрудничество педагогов, работающих с одними и теми же детьми (в параллели). Во вторых – это организация процесса обучения с опорой на работу школьников в многообразных  малых группах. И, в-третьих, это творческое взаимодействие учителей и учащихся с родителями. Такое сотрудничество и сотворчество направлено на поиск учителями общих проблем изучения (направлений развития, освоения понятий и  др.), на обозначение единых смысловых и содержательных тем, организацию проектных форм работы, оригинальных структур взаимодействия основного и дополнительного образования. Внедрение интегрированного подхода предполагает создание на занятии особой атмосферы, позволяющей весь коллектив обучающихся настраивать на процесс коллективного и индивидуального творческого исследования, что также предусматривать и находить такие формы организации работы, которые наталкивают школьников на обобщение информации, научает переносить данные из одного источника на другой. В этом случае учитель-фасилитатор  является одновременно и помощником, и «провокатором» оригинальных форм решение в возникающих проблем.

В данном случае характер организации такого обучения предполагает:

•         соотнесение осваиваемого материала (проблемы) с реальным социально-культурным окружением в котором находится образовательная организация;

•         выделение динамики изучаемого (исследуемого) на различных предметах и дополнительном образовании;

•         создание и организация оригинальных согласованных между собой видов и форм творческой научно-образовательной деятельности коллектива педагогов;

•         структурный комплексный подход к образовательной модели событийного обучения в реальной практике;

•         критерии оценки качества интегрированного образования;

•         разработка своих оригинальных, характерных для конкретной образовательной организации видов и форм интегрированной работы, стержнем которой является событийность.

Перед тем, как переходить непосредственно к технологии художественного события важно обозначить следующий факт, что данная технология возможна только в том случае, если она организуется в том коллективе школьников, которые достаточно длительное время (четверть и больше) были погружены в разнообразные формы исследовательской творческой деятельности. Можно сказать, что это оригинальный жанр завершения образовательного процесса, основу которого составляют целый ряд занятий (базовых и дополнительных), выстроенных в определенной последовательности по освоению одной из тем, объединяющих деятельность нескольких педагогов в коллективе – «цикл уроков, объединенных одной сквозной темой» [4], серии экскурсий в рамках музейной педагогики, коллективный проект, совместное чтение книг; исторические герои (путешественники, мореплаватели, художники, композиторы, стили и направления в искусстве и др.), путешествие в страну или  период истории, совместное погружение в изучении какого-либо явления и др.  То есть причиной события может стать любой значимый для всех факт.

Важно понять, что данное   словосочетание    «художественное событие»  не    следует рассматривать, как синоним слов: «праздник», «спектакль», «представление».

Такого же мнения придерживается В.В. Сериков, рассматривая событие как субъективное переживание, а не мероприятие, хотя последнее может и должно становится для детей событием. «Событие – это всегда источник личностного опыта, обновление его, встреча с другой личностью, с иной куль турой, которая затрагивает, деформирует мышление и поведение, развивает их».[5]

Художественное образовательное событие –  важная обобщающая часть предшествующих видов и форм работы, осваиваемых одним и тем же коллективом детей и взрослых, в организации которого участвуют все участники  процесса (дети, учителя, родители). В данном случае невозможно дать какие–то жесткие организационные рамки, поскольку в каждом случае они могут быть свои, оригинальные. Смысл события – выявление в процессе действия как можно больше связующих нитей между информациями, предметами, фактами, которые могут стать причиной следующих исследований и образовательных проектов. С другой стороны, это своеобразный необыденный новый опыт приобщения обучающихся к коллективному сотворчеству, что в художественной педагогике является стимулом для творческого индивидуального роста. Данный момент наиболее важен, поэтому учителям следует очень умело и незаметно от детей управляя всем этим действием направлять деятельность каждого участника-школьника, чтобы ни один из них не чувствовал себя на этом событии зрителем и наблюдателем. С другой стороны, это условие проявления каждой личностью своего «Я». В качестве примера можно рассмотреть такое всем хорошо известное событие, как день рождения, на которое вы приходите в качестве гостя. Все знают, зачем пришли и ожидают от этого события чего-то оригинального, неожиданного. Но при этом и каждый приглашенный приходит со своим оригинальным поздравлением или подарком. Какой в итоге получится вечер зависит от всех - и от хозяина-именинника и от его гостей).

Интересны мысли  по поводу событийности в обучении высказал Р.Х. Шакуров. Он выделил сам механизм воздействия на образовательного события непосредственно на участников действия, это: «когда мысли, чувства, переживания, оценки, убеждения, интересы людей созвучны, сходны, тождественны, – это эмоционально сближает их, привязывает друг к другу. … Человек оценивает другую личность через призму тех оценочных эталонов, которые сложились в его сознании под влиянием общественного мнения, особенно ближайшего социального окружения, референтной группы» [9]. Сказанное  оказывает влияние и на самооценку, на авторитет и уважение к учителю.  Данное размышление развивает Г.Н. Прозументова, указывая, что образовательное событие может стать источником и началом неожиданно эффективной формы образовательной инновации [3].

Отличие художественного события от образовательного заключается в том, что оно предполагает обязательное коллективное сотворчество и проявление каждым своего индивидуального. К нему активно готовятся все: учащиеся, педагоги, родители. Но, чтобы не было хаоса важно распределить заранее все роли, как в спектакле, где должны быть: режиссер и его помощники, сценаристы, художники-оформители, звукорежиссеры, костюмеры и др. Но в отличие от постановки спектакля здесь нет заученных ролей, но есть запланированные эпизоды, элементарный план действий, в который могут вклиниваться приготовленные участниками сюрпризы. Придуманный режиссером сценарий проведения события утверждается всеми, вносятся коррективы, уточняются детали. Все происходит по закону игры, в которой есть свои правила и все участники игры их придерживаются.

Совместно решается, где и в какое время, будет проходить художественное событие, кого будут приглашать на мероприятие, кто отвечает за создание пригласительных билетов и их рассылку адресатам, кто продумывает музыкальное сопровождение, внешнее художественное оформление аудитории (зала) и многое другое. Обязательным условием организации художественного события – все создается самостоятельно, своими руками, взрослые могут только помогать советом. Это касается и внешнего оформления и содержания.

Например, ответственные художники-декораторы готовят эскизы оформления аудитории, а затем с помощью друзей-участников события воплощают идеи на реальных объектах. Каждый из учащихся готовит к этому мероприятию свой костюм или оригинальный знак или символ, который характеризует его, передает ту или иную роль.

Приготовленные вместе театральные композиции, творческие игровые моменты, шарады, индивидуальные выступления детей должны в полной мере отражать тему, соответствовать общему замыслу. И еще один момент в художественном событии нет зрителей, поскольку это не показ, а проживание того, что длительное время исследовалось, изучалось коллективно. Поэтому художественное событие можно сравнить с оригинальной «игрой в бисер» - это смысловая игра между теми, кто широко осведомлен в теме, в причинности происходящего. Поэтому каждый из них может всегда прийти на помощь в любой момент, если это потребуется (включение в действие или игру) импровизируя происходящее по своему желанию, например, продолжить или изменить ход ведения действия.

Есть два обязательных условия: 1) желание провести такое художественное событие должно родиться в коллективе детей, а не навязано взрослыми (значит, взрослые должны создать такую ситуацию, которая спровоцировала бы школьников такую идею). 2) Оно должно быть желанным, а сам процесс его проживания быть радостным и долгожданным для всех. Чтобы не произошло непредвиденного отрицательного момента взрослым нужно проследить за тем, чтобы к участию были приобщены все те учащиеся, которые были в проекте изначально и чтобы каждый был представлен индивидуально или в группе. Важно, чтобы участник выполнял в процессе подготовки к событию и непосредственно в событии те функции и был занят той работой, которая ему одновременно и по силам и интересна по существу.

Структура художественного события  предполагают создание индивидуальных и групповых выступлений-сюрпризов, которые готовятся «в тайне» от всех, но также в основе своей опираются на общую тематику и содержание.

Завершая рассказ о художественном событии хочется  обобщить и дать определение этому виду технологии интегрированного обучения, выделить еще раз его цели и задачи, данные Савенковой Л.Г. в статье «Возможности метода художественного  события в процессе интеграции общего и дополнительного образования» в журнале «Отечественная и зарубежная педагогика», № 7 (34), 2016.

 «Художественное  событие - это вид образовательного процесса, основанный на коллективном сотворчестве, выстроенный по мотивам длительного коллективного исследования.

Цель – осмысление и коллективное проживание освоенного материала в художественной форме. Перенос знаний в реальное действие.

Задачи: Взаимодействие учащихся, родителей и учителей.  Закрепление материала в нетрадиционной форме. Индивидуальные творческое проявление каждого в комплексном сотворчестве. Умение представить  свое творческое лицо в коллективном процессе». [4. С. 120-126]

Важным моментом этой формы организации образовательной деятельности являются:

Взаимодействие: учащихся и учителей; учащихся между собой; педагогов разных предметов, работающих с одним коллективом школьников; учителей-родителей-детей, как в процессе непосредственной деятельности по освоению материала, так и по общему планированию программы, действий, сценария и режиссуры художественного события непосредственно.

Роль учителя: является активным и объективным участником процесса обучения и сопровождает процесс обучения в доброжелательной, доверительной атмосфере. Учитель-фасилитатор облегчает условия взаимодействия детей в группе, организовывать обсуждение каких-либо тем, возникающих спорных вопросов, координирует (осторожно, не демонстративно) сам процесс совместной работы.

Завершая можно сказать, что конечно, поскольку к данному мероприятию готовились долго и тщательно, то у учащимся появляется естественное желание продемонстрировать свои успехи и достижения перед школой, родителями, друзьями. Поэтому часть оригинальных выступлений (по согласованию со всеми участниками проекта) можно показать перед всем залом, продемонстрированы на общешкольных мероприятиях.

 

1.Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности в системном рассмотрении природы, специфики и условий результативности научно-педагогического исследования. http://www.psyoffice.ru/page,41,3802-golovakha-e.i.-kronik-a.a.-psikhologicheskoe.htm. l3.08. 2014.

2.Григорьев Д.В. Событие воспитания и воспитание как событие // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.lexed.ru/pravo/journ/0107/grig.doc – С. 1 (Дата обращения 11.10.2015).

3. Прозументова, Г. Н. Феноменология образовательных инноваций // Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 1. Феноменология образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – С. 100.

4. Савенкова Л.Г., Никитина А.Б. Возможности метода художественного  события в процессе интеграции общего и дополнительного образования» //Отечественная и зарубежная педагогика, № 7 (34), 2016. С. 120-126.

5. Сериков В.В. Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества // Образование и наука. 2015;(7):4-23. DOI:10.17853/1994-5639-2015-7-4-23

6.  Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования.// Серия научно-методическая серия «Новые ценности образования»: Событийность в образовательной и педагогической деятельности № 1 (43), 2010.  С.5-14

7.  Тарабановская Е.А. Формирование ценностного отношения будущих педагогов к идее непрерывного образования как стадийного пожизненного процесса /Изменения в образовании в XXI веке: лучшие международные практики и российский опыт. Как сформировать новаторское и предпринимательское мышление: мат. V Межд. науч.-метод. конф. Глав.ред.

8.   Г.П.Стефанова. – Астрахань: «Астраханский университет», 2014. – 229 с. – С.189-191.

9.   Шакуров Р. Х. Психология руководства педагогическим коллективом. М., 1995.

10.Эльконин Д.Б. Проба как конструкт образовательной системы//Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-ой научно-практической конференции / Красноярский Государственный Университет. – Красноярск 2003 – С. 5-22.