На сегодняшний день широкий круг исследователей находится в поиске и разработке новых инструментов воспитательной работы с детьми и подростками в условиях социальных учреждениях методами культурологии и искусства. Изучение воспитательного потенциала художественных практик изобразительного искусства посвящено важной теме, входящей в проект фундаментальной научно-исследовательской работы «Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии» Института художественного образования и культурологии Российской академии наук. В рамках данного проекта группой исследователей на базе Института художественного образования и культурологии РАО были собраны и описаны значимые практики терапии искусством и собственно культурологические методы в профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков [4].
Проблема воспитания в настоящее время трактуется, как приоритетная на основании «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» которая предполагает консолидацию усилий семьи, институтов гражданского общества, различных ведомств в едином воспитательном пространстве для обеспечения целостности, преемственности и непрерывности воспитания. Важность вопросов развития и формирования целостной личности ребенка, его духовно-нравственного становления через развитие художественно-творческих способностей, эстетического воспитания, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства рассматривается и подчеркивается в Национальном проекте «Образование» [6]. Данная концепция определяет стратегические направления государственной политики в сфере художественного образования, выделяя такие цели как: формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения; реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества; вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков, что особенно актуально в условиях сиротских учреждений.
История художественного воспитания и его теоретические подходы хранят множество нереализованных в полном объеме методов обучения и воспитания, что является актуальным и перспективным для современных задач образования. Результаты многочисленных исследований в разных странах показывают устойчивый воспитательный, профилактический и коррекционный эффект средствами педагогики искусства, методами художественного образования и возможности масштабирования и тиражирования успешных практик в образовательных и социальных учреждениях [5].
Художественно-культурные практики расширяют возможности творческого развития ребенка, способствуют его культурной идентификации, создают условия для формирования мировоззрения, понимания окружающих процессов и индивидуальных способностей ребенка. В настоящее время, использование художественных практик приобретает все большую популярность в социальных и социально-реабилитационных организациях для адаптации и социализации детей, формированию у них социальных компетенций, снижению агрессии и тревожности, развитию творческих способностей. Активизация нешаблонного творческого мышления, разностороннее развитие и социализация детей может осуществляться через художественные практики, основанные на организованных и самостоятельных видах творческой деятельности. В контексте данной работы художественные практики рассматриваются в нескольких аспектах:
1. в широком смысле, как художественная деятельность, направленная на развитие личности;
2. в узком смысле на примерах разовых мастер-классов и акций в художественной сфере, обязательные условия которых – понятность, простота и осязаемость для участников – детей.
Воспитание в широком смысле слова – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта. В узком смысле – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок и понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимое условие для его развития, подготовки к жизни и труду. Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им человеческих ценностей, инициативности и самостоятельности [10]. Говоря о воспитании, в частности о роли художественного и эстетического воспитания в становлении личности ребенка, нужно выделить их тесную связь с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте ребенок часто интуитивно тянется к доброте [11].
Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности обуславливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития ребенка. Для реализации данного принципа можно применять различные художественные практики [7].
Воспитание детей имеет разные составляющие, в первую очередь – это целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития ребенка. Во-вторых, это процесс подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни, передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью адаптации их к общественной жизни и производительному труду.
Значительный вклад в изучение воспитательного потенциала изобразительного искусства и деятельности в становлении и развитии детей внес Б.П. Юсов. Среди других видов искусств, он выделял особую роль изобразительного искусства по способности воздействия на личность ребенка в детском и подростковом возрастном периоде [9]. По мнению философов, педагогов, психологов (Л.С. Выготского, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, В.В. Алексеева, А.А. Мелик-Пашаева) изобразительное искусство в широком понимании, как феномен духовной культуры, является средством формирования личностных потенциалов человека (аксиологических, гносеологических, коммуникативных и художественных). Л.С. Выготский отмечает, «все прикладное значение искусства в конечном счете, сводится к его воспитательному воздействию» [3]. Изобразительное искусство формирует эмоционально-ценностные и поведенческие реакции, социальные компетенции и социально-нравственный опыт ориентации во многих жизненных сферах – принятие, понимание, уважение к другим людям, культуру общения и взаимопонимания, в нем акцентируется представление о красоте и добре, культурных традициях разных народов мира. Большинство авторов выделяют дополнительные, характерные для изобразительного искусства функции: познавательную (искусство является средством просвещения и образования, информация, содержащаяся в произведениях искусства значительно пополняет наши знания о мире); эстетическую (формирует эстетические вкусы, тем самым ценностно ориентируя в мире, пробуждает творческий дух, творческое начало); гедонистическую (изобразительная деятельность доставляет участникам наслаждение, делает их сопричастным творчеству художника) и др.
Условия, в которых растут дети в детском доме, существенно отличаются от тех, что даются ребенку в семье. Это оказывает тормозящий эффект на их социализацию, становление и развитие личности. Зачастую это ведет к отклонениям в физическом и психическом развитии, низким социально-коммуникативным навыкам, нарушению осознания себя. Несмотря на системный и многофакторный характер воспитательной деятельности в детских домах и отсутствие позитивного семейного воспитания, доминирующее влияние на детей и подростков в период наиболее активной их возрастной социализации оказывает окружающая социокультурная среда в том числе существующие молодежные субкультуры. В таких условиях необходимо учитывать специфику и условия реализации моделей и методов воспитания с целью социализации, профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков в воспитательной среде детских домов.
Изучение практик профилактики и коррекции девиантных отклонений в поведении, формирования социальных компетенций, условий и задач социальных учреждений позволило сформировать методологическую матрицу в контексте новейших практик в Педагогике искусства с учетом категории детских домов и социальных учреждений [8]. Художественные практики обладают высоким воспитательным потенциалом в социальных учреждениях для несовершеннолетних, что подтверждено многочисленными зарубежными исследованиями, в частности с точки зрения субъектности и активного участия самих воспитанников в воспитательно – педагогическом процессе, с позиции «позитивного развития молодежи» (PYD), а так же перспективности использования художественно-творческих методов в социальных учреждениях. Новый зарубежный подход к развитию подрастающего поколения рассматривает более позитивные установки: дети и подростки в социальных учреждениях рассматриваются с позиции ресурсов и возможностей развития, а не как проблема. Такой позитивный взгляд направлен не столько на коррекцию, профилактику или лечение, сколько на обучение и вовлечение детей и подростков в развивающую и продуктивную деятельность, в частности в творчество [1].
Учитывая, что в научной литературе нет четкого определения понятия «позитивное развитие молодежи», основные компоненты, лежащие в основе этого подхода эффективно применяются в работе детских домов в настоящее время на территории Российской Федерации и Республики Коми, в том числе активным применением художественных практик. В Республике Коми реализацией художественных практик рисования акварелью, гуашью, изготовление поделок из бумаги и природных материалов и т. д., занимаются социально-ориентированные некоммерческие организации (СО НКО), волонтерские объединения, в рамках авторских социальных проектов, поддерживаемых грантами и благотворительными средствами. 15 представленных проектов (из 28) с использованием художественных практик в форме мастер-классов с участием волонтеров были представлены на региональном форуме «серебряных волонтеров» в декабре 2019г. Это проекты: «Вышивание лентами», «Пальчиковое рисование», «Декупаж», «Веселая акварелька», «Лесная корзинка (плетение из лозы)», «Волшебный бисер» и другие, которые демонстрирую высокую востребованность творческих занятий среди благополучателей – воспитанников социальных учреждений в районах республики, долгосрочность реализации и высокий социально – воспитательный потенциал в социальных учреждениях для несовершеннолетних. Социальные проекты с использованием художественных практик рисования гуашью, акварелью Сыктывкарского государственного университета «Творческая мастерская «Изумрудный город», «Я рисую этот мир», «Калейдоскоп счастья», «Свет добра» и другие, направленные на детей детских домов и других социальных учреждений реализуются с 2011г., так же являются долгосрочными и имеют важные компоненты (PYD). В частности это:
- акцент на позитивном результате: в ходе проведения творческих занятий должна получиться готовая работа, которая вызывает у участников положительные эмоции. Воспитательным моментом в данном случаем выступают: умение доводить работу до конца; преодоление негативных реакций (не хочу, не буду), на позитивные установки (мне нравится, хочу, буду); умение работать в команде.
- Дети и подростки, участники художественных практик становятся равноправными партнерами в творческом процессе, самостоятельно предлагают и инициируют свои варианты решения творческих задач.
- Создание благоприятных условий для реализации художественных практик, что тоже ведет к получению положительных результатов и одновременно является хорошей профилактикой детских и подростковых проблем и трудностей. Большинство добровольческих объединений и СО НКО привлекают дополнительные материальные и финансовые ресурсы для реализации мастер-классов с целью покупки необходимого реквизита и оснащения творческого пространства.
- Долгосрочность реализации художественных практик. Более 30% художественных практик, реализуемых добровольческими объединениями в социальных учреждениях на территории Республики Коми имеют среднесрочный (3-5 лет), и долгосрочный характер (5 и более лет), что позволяет выстроить конструктивные взаимоотношения как с руководителями и персоналом социальных учреждений, так и доверительные и дружеские отношения с воспитанниками. Кроме того, систематический и длительный формат взаимодействия позволяет сформировать у воспитанников детских домов необходимые компетенции и навыки, устойчивый интерес к творчеству, что влияет на самостоятельный творческий поиск и эксперименты.
- Межсекторное взаимодействие и сотрудничество в реализации художественных практик предполагает участие сообщества в реализации творческих занятий для детей. К реализации художественных практик привлекаются не только волонтеры школьники или студенты, но и «серебряные волонтеры», художники и специалисты художественных школ и творческих студий, в том числе частных, ремесленники и т.д. Исполнительные и муниципальные и органы власти оказывают содействие в организации выставок и ярмарок детских работ, бизнес и предпринимательское сообщество с целью спонсорской и благотворительной помощи приобретают реквизит для занятий и оснащения творческого пространства; средства массовой информации освещают как сам процесс творческого взаимодействия, так и итоговые выставочные мероприятия.
Воспитательные результаты художественной практики рисования гуашью, реализуемой специалистами и студентами Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина в рамках проекта «Я рисую этот мир» (2016-2021гг.) нашли подтверждение в работе с осужденными молодыми женщинами исправительной женской колонии №31 На территории Республики Коми [2]. С 2019г. по 2021г. художественные практики рисования гуашью «Я рисую этот мир» были апробированы на базе трех детских домов г. Сыктывкара Государственного учреждения Республики Коми «Детского Дома № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Государственного учреждения «Детский дом № 3» г. Сыктывкара, Государственного учреждения Республики Коми «Детский дом им. А.А. Католикова детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проведена оценка факторов влияния и условий ее реализации. По данным специалистов детских домов ни один из воспитанников не занимается в кружках, студиях дополнительного образования или художественных школах по изобразительному искусству, только 20% воспитанников занимаются декоративно-прикладным творчеством. Исключение составляет Детский дом им. А.А. Католикова детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где действует на территории детского дома кружок по изобразительной деятельности, который посещают треть воспитанников, имеющий очень ограниченную ресурсную базу.
В ходе творческих занятий дети начинали проявлять интерес к художественным практикам рисования гуашью, что позволило раскрывать индивидуальность и формировать социально-конструктивное поведение у воспитанников сиротских учреждений. Дети позитивно воспринимали результаты своих творческих работ, которые на начальном этапе получали одобрение среди участников занятий, педагогов и специалистов социальных учреждений, а в дальнейшем высокие оценки на муниципальных и региональных выставках и конкурсах детских рисунков и работ. В то же время участие воспитанников социальных учреждений в художественных практиках изобразительной деятельности показало положительную динамику в эмоциональном и творческом развитии детей, формированию коммуникативных навыков, снижению агрессии, появлению интереса к художественному творчеству, оцениваемую в дневниках наблюдений специалистами детских домов. Руководством детских домов на основании полученных результатов были обозначены потребности в проведении регулярных занятий художественных практик изобразительной деятельности для детей ввиду ограниченности ресурсов в учреждениях на эти цели, сокращения специалистов, ведущих дополнительное образование в детских домах.
Художественные практики рисования гуашью с детьми в детских домах показали устойчивый интерес воспитанников к современным техникам художественного творчества в быстро изменяющейся по содержанию социально-культурной жизни. Это касается в первую очередь поиска актуальных форм и содержания программ творческого развития детей и молодежи, обладающих высоким развивающим потенциалом, не только с точки зрения избегания асоциального поведения, но и получения значимых позитивных результатов и достижений.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что текущие условия и подходы к воспитанию детей в сиротских учреждениях методами художественных практик требуют пересмотра, так как уровень обучения и включения детей в творческую развивающую художественно-изобразительную деятельность отличается в каждом отдельном учреждении, как в целом на территории Российской Федерации, так и с учетом территориальных особенностей Республики Коми и удаленностью отдельных районов. Это связано с такими выявленными проблемами, как: сокращение специалистов-педагогов дополнительного образования в сиротских учреждениях; отсутствие соответствующих учебно-воспитательных программ с использованием методов культурологии и искусства; слабая материально-техническая база и ограниченные ресурсы на осуществление художественного образования и воспитания в социальных учреждениях.
Перспективным направлением внедрения художественных практик, как средства воспитания детей и подростков сиротских учреждений, является создание системы поддержки социальных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, направленных на: формирование социальных компетенций и творческих способностей у воспитанников детских домов; подготовку методической базы и обучение специалистов социальных учреждений использованию методов культурологии и искусства в воспитательном процессе; оснащение творческих мастерских в детских домах для организованных и самостоятельных занятий изобразительной деятельностью; привлечение к решению этих задач социальных партнеров для консультативной и методической помощи, материальной и административной поддержки. С 2021г. помощь СО НКО в реализации образовательных культурологических проектов оказывает Президентский Фонд культурных инициатив, с 2017г. – Фонд Президентских грантов на суммы до 3.5 млн рублей, что делает это направление реалистичным, обоснованным и эффективным.
Литература
1. Большакова, Ю.М. Творческое развитие молодежи в контексте концепции «Positive Youth Development» [Электронный ресурс] / Ю.М. Большакова // Педагогика искусства. – 2020. – № 2. – С. 46-53 – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/bolshakova_46-53.pdf. (дата обращения 12.02.2021).
2. Бутрим, Н.А. Потенциал арт-технологий в коррекции делинквентного поведения [Электронный ресурс] / Н.А. Бутрим // Педагогика искусства. – 2020. – №4 – С.154-161 – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/butrim_154-161.pdf. (дата обращения 10.02.2021)
3. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987.
4. Куликова, Н.В., Проблема проектирования культурной среды как основа модели коррекции девиаций подростка средствами искусства и культурологии [Электронный ресурс] / Н.В. Куликова, С.В. Красильникова // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2020. – № 2. – С. 54-62. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kulikova_krasilnikova_54-62.pdf. (дата обращения 02.02.2021).
5. Михальченкова, Н.А. Основные направления развития методов коррекции девиантного поведения детей и подростков средствами художественного образования и культурологии [Электронный ресурс] / Н.А. Михальченкова // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2020. – № 2 – С. 110-117. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/mihalchenkova_110-117.pdf. (дата обращения 02.02.2021).
6. О концепции художественного образования в Российской Федерации: Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 1403 (вместе с "Концепцией ...", утв. Минобразования РФ 26.11.2001, Минкультуры РФ 26.11.2001); Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 02.02.2021).
7. Пронин П.А. Художественные практики в системе современного эстетического образования [Текст] / П.А. Пронин / Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – Июнь, 2016. – № 2(18). – С. 65-69.
8. Специфика использования художественных и культурологических средств профилактики и коррекции девиантного поведения подростков: исторические, теоретико-методологические и практические аспекты: коллективная монография [Текст] / под ред. Н.А. Михальченковой. – М.: Издательство ФГБНУ «ИХОиК РАО»; СПб.: Издательство «ART-Express», 2019. – 311с.
9. Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество : очерки по истории, теории и психологии художеств. воспитания детей [Текст] / Б. П. Юсов ; М-во образования Рос. Федерации, Магнитог. гос. ун-т. - Магнитогорск : Изд-во Магнитог. гос. ун-та. – 2002. – 282 с.
10. Художественно-педагогический словарь [Текст] / Сост. Н.К.Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. – М.:Академический проспект: Трикста. – 2005. – 480 с.
11. Эстетическое и художественное образование [Текст] / сост. Е.В. Орлова. - М.: Гардарики. – 2008. – 567с.