Игра на клавишном синтезаторе в старшем дошкольном возрасте

БОЯКОВА ЕКАТЕРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

 Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования Российской академии образования» 

КРАСИЛЬНИКОВ ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ

Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования Российской академии образования» 

Аннотация: 
В статье рассматривается технология приобщения детей старшего дошкольного возраста к музицированию на цифровом клавишном синтезаторе. Показано, как развивались теория и методика педагогической работы по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в России XX века. Рассмотрены вопросы выбора клавишных синтезаторов для детей, педагогические условия и опорные точки реализации технологии «Творческое музицирование в детском оркестре». Описана методика развития музыкально-творческого потенциала детей дошкольного возраста в игре на синтезаторе, педагогическая диагностика, организация музицирования в самостоятельной деятельности детей. Приведены примеры настройки функций синтезатора и методики работы над отдельными произведениями.

Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания 2015/Р9

 

Нет необходимости пояснять, как важно приобщать детей к музыкальной деятельности и насколько это полезно для их эстетического и нравственного развития. Но возможно ли осуществление этой задачи применительно ко всем детям в условиях детского сада? В самом деле, где найти столько квалифицированных педагогов, которые смогли бы приобщить к музицированию каждого ребенка? Каков должен быть инструментарий деятельности? Какой должна быть методика приобщения к музицированию? И как увлечь им всех дошкольников? Традиционный путь приобщения к музицированию детей связан с обращением к простейшим инструментам, в т.ч. народным. При всей значимости обучения, где ребенок может взять в руки простейший инструмент, этот традиционный путь не способен в полной мере обеспечить приобщение к музицированию дошкольников. И надо, не пренебрегая накопленным ценным опытом, обогащать его новым. И этот новый опыт связан с внедрением в музыкально-образовательную практику компьютерных технологий. Их применение предопределило прорыв во многих областях человеческой деятельности. Не является исключением и сфера дошкольного воспитания. Новый музыкальный инструмент, построенный на основе компьютерных технологий – клавишный синтезатор – обладает высококачественными звуками и широким набором функций, что значительно обогащает красочную палитру музыкального творчества и образный строй его продуктов. А предоставляемая пользователю возможность управления звучанием с помощью той или иной встроенной в электронный инструмент компьютерной программы значительно упрощает музыкальную деятельность, одновременно повышая ее продуктивность. Кроме того, эти инструменты компактны, недороги и повсеместно присутствуют в быту. Неслучайно в последние двенадцать лет они получили широкое распространение в ДМШ и ДШИ многих регионов России. Разработана концепция электронного музыкального творчества как учебно-художественной деятельности нового вида и многочисленные методические и учебные пособия, обеспечивающие поддержку этой деятельности. Возрастает интерес к курсам подготовки преподавателей по классу синтезатора и компьютерной студии. Повсеместно – от Калининграда до Южно-Сахалинска – проводятся фестивали и конкурсы электронного музыкального творчества детей и юношества, в которых участвуют как солисты, так и ансамбли электронных и механических инструментов. Накопленный научно-методический и практический опыт в сфере преподавания новых инструментов в ДМШ / ДШИ вполне может быть перенесен в детский сад и переосмыслен применительно к музыкальному воспитанию в его рамках. Широкие массы дошкольников можно охватить различными формами музицирования на основе электронных инструментов. Притом сделать это можно на достойном художественном уровне, учитывая то, что электронные инструменты обеспечивают тембровое богатство и оркестровую наполненность музыкального звучания. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется приведением системы к «общему знаменателю», выравниванием условий функционирования образовательных организаций, внедрением формализованных критериев оценки качества предоставляемых услуг, обеспечения равного доступа к ним при сохранении вариативности и разнообразия системы. В качестве эталона, образца, по которому будет проводиться оценка, принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Игра на детских музыкальных инструментах входит в содержание музыкальной деятельности стандарта наравне с восприятием, пением и музыкально-ритмическими играми. Рассмотрим тезисы стандарта о формировании общей культуры детей и развитии в разных видах деятельности в преломлении становления практики детского музицирования в истории музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Разработка методики началась в 1920-е гг., однако программные задачи по указанной проблеме впервые поставлены 1970-е гг. К моменту создания научно обоснованной системы эстетического воспитания дошкольников (конец 1950-х гг.) в детских садах успешно реализовывалась методика игры на детских музыкальных инструментах, были разработаны и внедрены в производство детские инструменты, подготовлен репертуар для детского музицирования. Методика была полностью оригинальна, не опиралась и не использовала методы и инструменты К. Орфа. Состав набора детских музыкальных инструментов включал, помимо ударных, клавишных и струнных, электронные инструменты типа «Фаэми» и «Триола». Анализ исторической и современной педагогической литературы, сборников для дошкольных организаций и учреждений дополнительного образования показал, что разработка технологии развития музыкально-творческого потенциала детей в процессе обучения на электронных инструментах актуальна. Игра с детьми дошкольного возраста на синтезаторе не была предметом научного изучения. Николай Афанасьевич Метлов стоял у истоков музыкального воспитания детей дошкольного возраста вместе с Т. С. Бабаджан и М. А. Румер. Он оставил большое научно- методическое наследие. Основное его достижение, разработка педагогической системы обучения детей пению. Но другие виды детской музыкальной деятельности не остались в стороне от его таланта. В одном из первых пособий для практических работников [0] Н. А. Метлов был автором трех разделов: слушание, движение, ударный оркестр. Об ударном оркестре он писал, как об одном из видов активного слушания музыки, помогающем детям определять части и характер произведения, активно проявлять себя, удовлетворять потребность в игре «в музыку». В общей музыкальной работе детского сада ударный оркестр являлся видом детской музыкальной деятельности, наряду со слушанием, пением, движением. Однако из-за существующих педагогических споров и «перегибов» в работе Н. А. Метлов высказывался в его адрес категорично, утверждая, что ударный оркестр может использоваться в работе с детьми только при условии высокого уровня музыкального воспитания в отдельном детском саду. Он выявил существовавшие противоречия в подходах к музицированию в оркестре ударных инструментов: малая изученность влияния на детскую психику, отсутствие музыкальной литературы и правил инструментовки, дозировки занятий, сложности с подбором хорошо настроенных инструментов (нужны «более звучащие, чем шумящие»). Подчеркивал нецелесообразность полной замены «простого» слушания музыки формой активного слушания с использованием ударного оркестра. Существующие в 1920-30-е гг. формы музицирования в оркестре были несовершенны и не удовлетворяли музыкантов, занимающихся организацией дошкольного дела. Требовалась кропотливая работа по разработке методических рекомендаций для работников детских садов, подготовке квалифицированных музыкально-педагогических кадров. В своей работе Н. А. Метлов нашел оптимальный на тот момент путь: корректирование имеющихся методических установок. Учитывая споры вокруг подходов к вопросам музицирования, он дал рекомендации по составу ударного оркестра, настройке инструментов и приспособлению их для руки ребенка, предложил варианты замены одних инструментов другими. Зная о проблемах оснащения детских садов хорошими музыкальными инструментами для детского оркестра, особенно в сельской местности, описал способы их изготовления из подручных материалов. Понимая, что работа в учреждениях страны имела различный уровень, ученый подсказал путь развития для тех, кто хочет двигаться вперед. Помимо ударных инструментов советовал иметь в группе хорошо настроенные цимбалы, «набор брусков и картонных трубок, настроенных в звуках гаммы», игрушечные балалайки, гитары, мандолины, пианино, некоторые духовые инструменты (трубы, рожки, детские флейты). Критиковал игрушки с заложенным раз и навсегда напевом (шарманки, органчики), т. к. дети не могли играть на них мелодии по своему выбору. В то время Н. А. Метлов искал подходы к формированию списка произведений классической музыкальной литературы, которые можно было использовать для исполнения в детском ударном оркестре, оркестровал отрывки произведений М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского и других композиторов (преимущественно танцевальные). Он отрицал малохудожественные произведения, т. к. нельзя «воспитывать слух на нехудожественной музыке». Ученый был знаком с зарубежным опытом работы. Отдавая дань американским детским садам, в которых детскому ударному оркестру уделялось много внимания, и для него специально сочинялась музыка, он, в соответствии с установками времени, отвергал использование в работе с детьми музыку в стиле фокстрота и кэк-уока. Не обошел Н. А. Метлов вниманием вопросы руководства оркестром. В то время его взгляды были близки свободному воспитанию. Руководство оркестром со стороны взрослого заключалось в выборе фортепианного произведения и внесением определенного набора инструментов, направлении детей в инструментовке, предоставлении простора для проявления инициативы. Он подчеркивал, что занятия оркестром должен проводить педагог- музыкант. Ударный оркестр можно организовывать в тех группах, где воспитатель и дети  группы музыкально подготовлены. Таким образом, ставился заслон игре в оркестре ради развлечения. Методика педагогической работы опиралась на специфику ударного оркестра: - знакомить детей с инструментами постепенно со средней группы, использовать весь набор только в старшей группе; - внося новый инструмент, знакомить сначала с тембром и характером звучания, только потом с силой звука; - с высотой звука знакомить, сравнивая разные музыкальные инструменты, например, колокольчик и барабан; - использовать игры и движения для освоения музыкальных возможностей инструментов; - для избегания конфликтов в каждой инструментовке закреплять за ребенком свой инструмент, исполняя другое произведение, дети смогут поменять инструменты; - исполнение музыки в ударном оркестре предварять «активным слушанием» в ритмических движениях, знакомя с музыкальной формой, регистрами, нюансами изучаемого музыкального произведения; - обсуждать с детьми варианты инструментовки; - побуждать детей мотивировать выбор произведения (из предложенных педагогом) для исполнения в оркестре; - давать возможность перед началом игры «настроиться», т. е. поиграть на инструментах как захочется. - переходить к передаче точного ритмического рисунка постепенно, не принуждая ребенка. Уделял Н. А. Метлов внимание формальной организации музицирования в педагогической работе. Это не всегда имело прямое отношение к развитию музыкальности, однако было важно с точки зрения охраны здоровья детей и соблюдения равновесия разных видов музыкальной деятельности. Для игры в ударном оркестре Н. А. Метлов считал необходимым выделять специальное занятие длительностью 10-15 минут в утренние часы, т. к. громкий звук инструментов вызывает возбуждение. Если нет возможности провести отдельное занятие, можно заменить оркестром пение (его провести в группе с голоса), но не движение. Мотивировал эту установку Н. А. Метлов необходимостью уменьшения «сидячих» занятий. В детских садах, проводящих музыкальные занятия 2 раза в неделю, предлагал чередовать оркестр со слушанием, т. к. ударный оркестр - это активное слушание. В тех учреждениях, где музыкальные занятия проводятся 3-5 раз в неделю, оркестру отводить не более одного.  Разучивать на одном занятии 1 произведение и 2-3 повторять. Играть в оркестре больше трех произведений Н. А. Метлов не рекомендовал, во избежание переутомления детей. В 1937 г. Н. А. Метлов использует термин «музыкальные игрушки». А в 1941 г. предлагает их классификацию: клавишные (пианино, гармоника), духовые (труба, губная гармошка, детская флейта), ударные (барабан, бубен, тарелки, треугольники, кастаньеты, погремушки, колокольчики, бубенчики), струнные (балалайка, мандолина, гитара). Отдельно выделяет мелодические ударные игрушки - ксилофоны и цимбалы. Этим двум музыкальным инструментам он отдаст предпочтение в будущих методических разработках. В обосновании ценности детского музицирования в дошкольной работе появляется близкая современному педагогу мотивация: воспитание интереса к музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха. Примерами из практики он иллюстрирует возможности игры на мелодических музыкальных игрушках для воспитания у детей, в соответствии с требованиями времени, выдержки, индивидуальной и коллективной ответственности. Ученый дает подробные советы по организации музицирования на ксилофонах и цимбалах в группе. В середине 1930-х гг. Н. А. Метлов разрешает спор о вредности или полезности ударного оркестра. Он не рекомендует использование ударного оркестра в детских садах из- за вызываемого им большого напряжения нервной системы детей. Отдельные ударные инструменты предлагает использовать в творческих играх. Вероятнее всего на формулирование окончательной педагогической позиции по данному вопросу оказала влияние его научная работа по обучению дошкольников пению, разработка вопросов охраны голоса и слуха детей. В статье 1941 г. Н. А. Метлов разделяет понятия шумового и ударного оркестров. Шумовым он называет оркестр из ударных немелодических игрушек. Такой оркестр имеет вспомогательное значение в музыкальном воспитании, т. к. производимые им шум и звон отрицательно сказываются на слухе и общем развитии детей. Ученый пишет о малой (употребляет слово «ничтожной») музыкальной ценности шумового оркестра и подчеркивает, что его использование должно строго подчиняться музыкальным задачам. Ударные инструменты можно ограниченно вводить в оркестр из ксилофонов и цимбал, чтобы не заглушать их звучание. Предлагает использовать цимбалы для работы над песней в группе, в частности, проигрывать на них первый звук мелодии, разучиваемой a cappella. Для быстрого освоения воспитателем ксилофона Н. А. Метлов разрабатывает цифровую систему, первоначально обосновывая ее простотой транспонирования педагогом, не обученным музыкальной грамоте, любой мелодии в тональность до мажор. Именно за цифры около пластинок Н. А. Метлова будут критиковать ученые и методисты, т. к.  подобный способ обучения, по их мнению, не развивает музыкальный слух и способствует механическому заучиванию. Сам ученый признавался, что система несовершенна и не может заменить нотную линейную систему. В последующие десятилетия цифровая система обрела законченную форму и серьезное научно-методическое обоснование. В своих последних работах, посвященных оркестру в детском саду, Н. А. Метлов уделял внимание музицированию на металлофоне, цитре, детском аккордеоне, электрических музыкальных инструментах. В настоящее время, несмотря на существование качественных педагогических технологий, основанных на российских научно-практических разработках и системе К. Орфа, музицирование на детских инструментах в массовой практике детских садов остается самым сложным видом музыкальной деятельности, не всегда осуществляющемся на том уровне, к которому стремился Н. А. Метлов. Развитие теории и методики детского музицирование находим в трудах основоположника научной школы музыкального воспитания дошкольников Н. А. Ветлугиной. Ее методическое пособие «Детский оркестр» стало первым полноценным пособием для детских садов с описанием теории вопроса, методики занятий с детьми и музыкальным репертуаром. Пособие было создано в помощь музыкальным руководителям в работе по «Программе воспитания в детском саду». В кратких методических рекомендациях ученый представила всю методику и технологию работы по музицированию. Уже в первом абзаце книги она означила генеральную цель детскогомузицирования: развитие творческих способностей. Н. А. Ветлугина дала типологию музыкальных игрушек, разделив из на беззвучные и звучащие. Беззвучные музыкальные игрушки изображают музыкальные инструменты и создают игровую ситуацию, в которой дети могут представить себя музыкантами, например, в сюжетно-ролевой игре «Музыкальное занятие» или «Оркестр». Это развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления детей. Звучащие музыкальные игрушки включали большое число названий: с неопределенной высотой (погремушки, бубны, барабаны и др.); со звуком одной высоты (свирели, дудки, рожки); с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки и др.); с диатоническим / хроматическим звукорядом (металлофоны, рояли, кларнеты, цитры и др.). Последняя группа музыкальных игрушек - это вполне полноценные музыкальные инструменты, отличающиеся от «настоящих» только размером. Для них Н. А. Ветлугина предлагала использовать классификацию, принятую в инструментоведении. Давая совет по организации инструментального ансамбля или оркестра, Н .А. Ветлугина призывала использовать в них все группы инструментов, создавая  смешанный по составу оркестр. Однако допускала использовать не все группы, а только однородные инструменты, приводя в пример ансамбль цитр. Усложнение по знакомству и игре на музыкальных инструментах проходит от простых музыкальных игрушек в младшем дошкольном возрасте до «более развитых» музыкальных инструментов в выпускной группе. Н. А. Ветлугина конкретизировала требования программы, указав объем знаний и умений детей, которыми они должны овладеть в процессе обучения к моменту выпуска в школу. Приведем эти требования полностью, т.к. они имеют значение для формулировки диагностического инструментария. «Дети должны знать: - названия инструментов; - характер звучания инструментов (например, цитры по своему звучанию нежные, мягкие, металлофоны - звенящие, аккордеоны - звучные, тарелки - громкие, звонкие, барабан - гремящий и т.д.); - правила пользования инструментами и их хранение; - приемы игры на них; - расположение высоких и низких звуков на различных инструментах; - название нот - до, ре, ми, фа, соль, ля, си - и их место на пластинках металлофонов и клавишах других инструментов. Должны научиться: - владеть простейшими приемами игры на разных инструментах, например, мягким движением кисти при игре молоточком на металлофоне, ксилофоне, медиатором на цитре; - правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне, пианино; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане; встряхивать кастаньеты, маракас; - играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно вступать и заканчивать игру; - пользоваться элементарными динамическими оттенками; - играть индивидуальные простейшие песенки, попевки; - приучать подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалочки; - импровизировать ритмические и мелодические попевки» [0, с. 5]. Как и предшественники, Н. А. Ветлугина уделяла большое значение репертуару для детского оркестра. Отмечала, что это должны быть классические, народные и современные доступные высокохудожественные произведения разнообразные по тематике, жанрам, стилю. Предъявляла и «технические» требования: учет исполнительских возможностей  детей, небольшой диапазон мелодий, поступенное движение или по небольшим интервалам, повторность музыкальных оборотов, несложный ритмический рисунок. Указывала на требование к четкости и ясности структуры произведения. К моменту выхода пособия «Детский оркестр» в печать, несмотря на имеющийся опыт игры на детских музыкальных инструментах в детских садах, по утверждению Н. А. Ветлугиной, прочных педагогических традиций в методике обучения не было. Методика, предложенная Н. А. Ветлугиной, включала обучение приемам игры (усвоение исполнительской техники), последовательность заданий по освоению игры на разных музыкальных инструментах и методику разучивания отдельных произведений. Н. А. Ветлугина акцентировала развитие творческих проявлений в процессе музицирования: «Такие упражнения, как подбирание по слуху знакомых мелодий, игра ритмических попевок на разных пластинках-струпенях (транспонирование), поиски новых приемов игры - все это безусловно развивает у детей самостоятельность и слуховые представления. Но важно создать также предпосылки и для собственных творческих проявлений детей. Они получают возможность выбирать инструмент для исполнения той или иной пьесы. Надо побуждать их к импровизации. Детское музыкальное творчество начинается с “обследования” звуковых возможностей инструментов» [5, с. 12]. Методическое пособие Н. А. Ветлугина сопроводила музыкальной хрестоматией, состоявшей из трех разделов, раскрывающих схему методического «движения»: «Слушает оркестр» («Познакомимся с оркестром», «Как звучат инструменты») - 23 произведения; «Учимся играть» («Песенки-ритмы», «Песенки-попевки», «Маленькие песенки») - 17 песенок; «Играем в оркестре» («Наш ансамблю», «Наш оркестр») - 14 инструментовок. Показательно, что больший объем в пособии занимает хрестоматия с произведениями, инструментованными для исполнения на детских музыкальных инструментах и детского музицирования. В 1983 г. выходит методический сборник С. П. Бублей. В общем разделе методических рекомендаций много место отведено технической организации (помещению и материальной базе). Автор знакомит педагогов со всеми детскими музыкальными инструментами, выпускаемыми промышленностью с подробным описанием особенностей и возможностей использования каждого из них. Интересно, что целый параграф посвящен электромузыкальным инструментам (ЭМИ). Среди них детские и те, которые применялись в вокально-инструментальных ансамблях: «Пилле», «Анюта», «Малыш», «Звучащая нотная азбука», «Фаэми» и «Фаэми-М». С. П. Бублей пишет: «Звучание ЭМИ отличается особой ровностью и специфической “синтетической окраской”. Специально предусмотренные ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 1, 2015 10 переключатели на некоторых из них позволяют значительно разнообразить их тембр. Своеобразный оттенок звучания создается частотным вибрато, имеющемся на некоторых ЭМИ» [1, с. 19]. Какие же технические возможности имели ЭМИ в 1980-е гг.? Все детские ЭМИ были одноголосными, за исключением «Фаэми-М». Доступными функциями, в зависимости от модели, были регулировка громкости (у всех моделей), смягчение звука, вибрато, подстройка, эффект быстрого угасания звука. «Фаэми» и «Фаэми-М» имели дополнительные функции установления глубины вибрации и около двух десятков тембров. Описанная в пособии С. П. Бублей система рассчитана на работу в специально организованных условиях, когда музицированию в детском оркестре отведены отдельные занятия. Об этом же свидетельствует и употребление термина «репетиция», не характерного для системы музыкального воспитания в массовых детских садах. Продолжателем отечественных традиций музицирования на детских музыкальных инструментах в детском саду стала Л. Р. Меркулова. Ей принадлежит парциальная программа «Оркестр в детском саду» для работы с детьми с 4 до 7 лет. Современная промышленность выпускает множество электронных детских музыкальных инструментов. Некоторые в большей степени выполняют функцию игрушек, некоторые представляют собой уменьшенную копию синтезаторов для взрослых. Остановимся на последних. Внешний вид детских цифровых синтезаторов напоминает настоящий «взрослый» инструмент с ЖК-дисплеем, обеспечивающим быстрый доступ ко всем функциям и помогающим разобраться в двухстрочной нотной записи. Детские синтезаторы имеют клавиатуру уменьшенного размера с удобными для детских пальцев 32-54 клавишами, звуковой процессор с 8-нотной полифонией и возможностью переключения между тембрами фортепиано-органа или фортепиано-фисгармония, имеющем до 100 тембров, 5-10 кнопок ударных инструментов, до 50 стилей аккомпанемента, композиции для совместного музицирования. Часто встроены дополнительные функции отключения мелодии, обучения аккордам, записи и воспроизведения нескольких пэдов, метроном, включение функции сустейна, транспозицию, эффект педали, колесо питч бэнд. Как правило, инструменты имеют выходы для наушников и микрофона. При комплектовании дошкольной организации цифровыми синтезаторами, необходимо приобретать только специальные детские модели, произведенные компаниями, специализирующимися на выпуске взрослых цифровых инстрементов. Игрушечные разноцветные синтезаторы не подойдут для достижения целей музыкального развития детей  дошкольного возраста в организованных условиях образовательной организации. Основная мотивация выбора - качество. Технология «Творческоемузицирование в детском оркестре» Клавишный синтезатор - компьютеризированный инструмент, предъявляющий музыканту иные, по сравнению с традиционными механическими или электронными аналоговыми инструментами, более универсальные требования. Если раньше музыкант мог взять на себя одну из трех ролей: композитора, исполнителя или звукорежиссера, то сегодня, опираясь на новый инструментарий, он объединяет в своем творчестве все эти виды деятельности. Благодаря использованию компьютерных технологий и опоре на программные заготовки каждый из этих видов деятельности приобретает более простые формы. Творчество музыканта, таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно – простым и продуктивным. Так, при обращении к синтезатору дошкольники обретают возможность создавать многокрасочные, сравнимые по наполненности с оркестровым звучанием аранжировки музыкальных произведений в опоре на многотембровость, паттерны автоаккомпанемента разнообразных стилей, фонографические элементы звучания (мультипанель, арпеджиатор, секвенсер). Ведь для работы с этими средствами не требуется ни развитой исполнительской техники, ни фундаментальных знаний по композиции или звукообразованию – многие художественные действия осуществляются на основе выбора тех или иных предлагаемых электронным инструментом заготовок. И при этом данные действия не теряют своей творческой природы – ведь любому музыканту свойственно стремление к совершенству создаваемого продукта с помощью выбора адекватных художественной задаче средств выразительности. Богатый художественный потенциал, управление которым осуществляется на основе компьютерной интерактивности, делает клавишный синтезатор ценным средством музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности способствует активизации музыкального мышления ребенка и развитию в более полной мере его музыкальных способностей, а простота и доступность данной деятельности позволяет значительно расширить круг вовлеченных в нее детей. *** Технология «Творческоемузицирование в детском оркестре» рассчитана на занятия с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду. Преобладающие формы учебной работы - занимательные, связанные с различными видами электронногомузицирования: игрой в ансамбле, аранжировкой и исполнением музыки. При этом предполагается, что все  необходимые для электронного музицирования знания ребенок осваивает попутно, в процессе творческой деятельности, преимущественно – в игровой форме. Сделать занятия привлекательными для детей помогает и музыкальный репертуар. Главными критериями его подбора послужили яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития музыкального мышления дошкольников и возможностям современной бытовой электронной аппаратуры. Творческие задания, используемые в технологии, в основном, связаны с ансамблевым музицированием детей с педагогом. Партия детей предельно проста. Постепенно она усложняется, охватывая диапазон – от элементарного ритмического сопровождения до самостоятельных мелодических линий, но при этом партия педагога остается главной – в ней «центр тяжести» музыкального звучания. Таким образом, удается преодолеть техническо- игровые проблемы и сделать музицирование на синтезаторе доступным дошкольникам. Разумеется, предлагаемые задания по электронной аранжировке исполняемой музыки не предполагают выполнение данной деятельности в полном объеме. Они касаются «консультационной помощи» детей в выполнении инструментовки мелодии и подборе аккомпанирующего паттерна. Скажем, педагог предлагает им несколько вариантов голосов и паттернов для аранжировки того или иного музыкального фрагмента, а дети выбирают из них лучший с их точки зрения. *** Педагогам для примера аранжировки предлагаются варианты тембрового и фактурного решения представленных произведений. Но это ни в коем случае не должно сковывать творческие поиски воспитанников. Во-первых, данные решения далеко не единственные, и их можно рассматривать лишь как некий возможный вектор творческого поиска. К тому же следует учитывать, что звучание голосов и паттернов с одинаковыми названиями на разных моделях синтезаторов порой сильно отличаются друг от друга, поэтому невозможно предложить вариант аранжировки музыкального произведения, который был бы наилучшим для всех моделей. Во-вторых, эти решения не могут быть зафиксированы в нотном тексте полностью – даже частичное обозначение на нотном листе MIDI-данных, с помощью которых осуществляется управление звучанием синтезатора, оказалось бы слишком громоздким. И у детей, даже точно следующих всем предписаниям, остается широкий маневр для поисков оригинального звучания. И в-третьих, ни в каком, даже самом толстом сборнике невозможно охватить всех произведений, которые могут быть ярко озвучены с помощью синтезатора. Главное, чем может быть полезно данное пособие, это помочь ребенку сделать первый шаг на пути к  созданию и исполнению электронной аранжировки музыкальных произведений – собственно этим в дальнейшем он и будет заниматься уже как любитель электронного музицирования. Возможно применение на занятиях наряду с электронными инструментами – элементарных ударных с неопределенной высотой звука (треугольники, бубны, коробочки, ложки, маракасы, шейкер и др.) и определенной (ксилофон, металлофон, глокеншпиль). Представляется важным предоставить каждому дошкольнику возможность поиграть разные ансамблевые партии. – В одной пьесе, допустим, он сидит за синтезатором, в другой – берет в руки треугольник, в третьей – бубен. Такое мульти-инструментальное исполнительство вполне доступно детям, учитывая простоту их партий. Оно, несомненно, будет стимулировать их интерес к данной деятельности и благоприятно скажется на развитии их творческих способностей. *** В качестве цели обучения по учебно-методическому комплексу выступает приобщение детей старшего дошкольного возраста к простейшим творческим навыкам музицирования на клавишном синтезаторе и на этой основе формирование фундамента музыкальности учащихся и их эстетической культуры. Образовательная цель достигается на основе решения развивающих и воспитательных задач. Развивающие задачи. 1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста интерес к музыкальной деятельности и способностей к простейшим видам электронного музыкального творчества. 2. Развивать воображение, мышление, необходимые для осуществления данной творческой деятельности. Воспитательные задачи. 1. Развивать эмоциональную культуру дошкольников в процессе познания богатства содержания и красоты формы произведений музыкального искусства. Методы и приемы, направленные на приобщение к музыкально-творческой практике на основе клавишного синтезатора: опора на систему усложняющихся творческих заданий; метод авторской интроспекции (выполнение педагогом в присутствии воспитанников творческой работы с комментариями собственных действий); подбор увлекательных и посильных творческих заданий и др. Методы и приемы, развивающие интерес детей к творческой деятельности на основе клавишного синтезатора: разнообразие форм деятельности; создание доброжелательного психологического климата; бережное отношение к творчеству каждого ребенка; индивидуальный подход; введение музыкально-игровых ситуаций и др.  Для вовлечения дошкольников в музицирование необходимо 4 (и более) детских клавишных синтезатора для занятий в подгруппе. Желательно также наличие элементарных инструментов: ударных с неопределенной высотой звука (треугольники, бубны, коробочки, ложки, маракасы, шейкеры и др.) и определенной (ксилофоны, металлофоны, глокеншпили и др.). В качестве примера приведем методические рекомендации к некоторым произведения. В. Беляев Колыбельная (аранжировка И. Красильникова) Настройки синтезатора педагога: S: SlowWaltz. V: EnglishHorn. В автоаккомпанементе отключить партию ударных. *** Партия детей очень проста и играется «с рук», но они должны внимательно следить за показом педагогом своих вступлений. Дети могут сами определить тембр для озвучивания своей партии – это должен быть звонкий прозрачный инструмент (может быть напоминающий по своему звучанию бой часов и время отхода ко сну). Пусть дети обратят внимание на то, как переосмысливается исполняемый ими мотив в зависимости от изменений в мелодии и гармонии сопровождения. Андрей-воробей, русская народная прибаутка (аранжировка И. Красильникова) Настройки синтезатора педагога: Strings V: Bass *** Шуточная прибаутка в пьесе получает неожиданное музыкальное оформление. В нем есть свое вступление с динамическим нарастанием и заключение с затуханием, а также средний раздел, в котором ритм прибаутки превращается в фон для мелодического рисунка в партии педагога. Задачами детей является подобрать голоса ударных инструментов для своей партии (это могут быть – басовый и малый барабаны, бубен, бонги, конги – любые ударные низкого и среднего регистра по краям пьесы и высокого регистра – в ее середине); ритмично исполнять свою партию, слушая партнеров по ансамблю, притом игра на синтезаторах может сопровождаться проговариванием прибаутки вслух; выполнить крещендо и диминуэндо в начале и конце. Возможно проговаривание этой веселой прибаутки вслух вместе с игрой на синтезаторах. А. Артоболевская «Вальс собачек» (аранжировка И. Красильникова) Настройки синтезатора педагога: S: Waltz. V: ChiffLead. *** Партия педагога проще, чем партия детей, и они могут меняться ролями, или же автоаккомпанемент может исполнять второй ребенок. Обе партии легко выучиваются ребенком «с рук», хотя при этом ему будет полезно заглядывать в ноты. Смешное «тявканье» можно изобразить с помощью тембра «чиф». Но, конечно, возможны и другие варианты инструментовки мелодии, подчеркивающие самые разные грани образа. Например, колокольчики октавой выше сделают наших «собачек» игрушечными, как бы сделанными из стекла, а тромбон октавой ниже превратит их в больших добродушных псов. А если разделить клавиатуру по ноте соль первой октавы, то мы услышим голоса сразу двух собачек. Какими они будут? – Пусть это решает юный аранжировщик, меняя настройки в каждом новом проведении темы. М. Качурбина «Мишка с куклой» (аранжировка И. Красильникова) Настройки синтезатора педагога: S: Polka. V: 1 куплет – Bassoon oct.lower (голосмишки). 2куплет – Flute oct. higher (голоскуклы). 3куплет – Bassoon oct.lower + Flute oct. higher (голосамишкиикуклывместе). Озвучивание партии педагога возможно как вживую на отдельном синтезаторе, так и в виде фонограммы. *** Свою партию дошкольники могут учить «с рук» педагога или в опоре на нотно- клавишную запись. При этом им полезно заглядывать в нотный текст и присматриваться, как обозначаются ноты, которые они извлекают на клавиатуре.  Настройки для своей партии дети подбирают при «консультационной поддержке» педагога. Тембр их партии должен отличаться остротой и звонкостью. Можно транспонировать партию, исполняемую дошкольниками октавой выше. Первые два куплета дети исполняют более простой вариант мелодии, а последний куплет – более сложный вариант. Свое исполнение на синтезаторе дети могут сопровождать напеванием этой песни со словами. Педагогические условия реализации технологии развития музыкально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе музицирования на детских электронных музыкальных инструментах Формирование интереса к музицированию на детских электронных музыкальных инструментах. Обеспечение личностно-развивающего и гуманистического характера общения детей и взрослых в процессе музицирования. Построение эстетически насыщенной развивающей музыкальной предметно- пространственной среды. Использование адекватных дошкольному возрасту методов и средств обучения, основанных на слуховой и зрительной наглядности и ориентированных на зону ближайшего развития. Подбор доступного опыту восприятия ребенка репертуара для слушания; учет актуального опыта развития навыков музицирования. Организованность и последовательность работы. Дифференцировка дидактических заданий с учетом индивидуальных исполнительских возможностей детей и степени трудности приемов игры. Использование музыкальных (музыкально-дидактических) игр с использованием музыкальных инструментов. Применение творческих заданий и музыкальных игр, поддержка детской инициативы. Опорные точки технологии развития музыкально-творческого потенциала детей в процессе обучения на электронных инструментах Игровая мотивация процесса музицирования. Предварительное «активное слушание» музыкального произведения. Обсуждение вариантов инструментовки (аранжировки). Обсуждение приемов звукоизвлечения (при возможности инструмента). Внесение нового музыкального инструмента (по необходимости), ознакомление с его возможностями и способами игры. Учет предпочтений детей в выборе музыкального инструмента. Возможность смены музыкального инструмента в процессе работы. Коллективное и индивидуальное обучение приемам игры. Применение приема активности всей группы, недопустимость «простоя» и ожидания своей очереди игры. Индивидуальная работа (предварительная и последующая) в зависимости от характера исполнительских и психологических трудностей. Представление результата работы на выступлениях перед малышами и родителями. Рекомендации по организации самостоятельного музицирования (самостоятельной музыкальной деятельности) на электронных инструментах с учетом современных требований и оборудования Хорошо выученные музыкальные произведения дети включают в самостоятельные игры в группе. Охотно придумывают собственные мелодии, особенно, если этого требует замысел игры или ребенок увлечен самостоятельным музицированием и его никто не отвлекает. Роль воспитателя заключается в создании материальных и педагогических условий. Важно, чтобы самостоятельные занятия детей не превращались в бесцельное бренчание и использования инструментов не по их функциональному назначению В помещении группы должны быть созданы условия для самостоятельных занятий детей на музыкальных инструментах. Для этого необходимо оборудовать группу музыкальными инструментами. Важно, чтобы выставлены были только те, с которыми дети уже познакомились на музыкальных занятиях и получили знания об их музыкальных возможностях, способах игры, технике безопасности и условиях хранения. Для синтезатора необходимо иметь специальную подставку. Хотя дети могут заниматься и держа его на коленях или расположившись на ковре. Синтезатор инструмент дорогой, поэтому  целесообразно иметь 1-2 инструмента аналогичных имеющимся в музыкальном зале. Не секрет, что занятия на музыкальных инструментах группой детей или одним ребенком создают дополнительный звуковой фон, который может мешать другим детям, если только это не групповая игра в оркестр с привлечением большинства группы. Для индивидуальных самостоятельных занятий нужно выделить место, например в спальне, где ребенку, желающему музицировать, никто не будет мешать и он сам не станет помехой играм других. Педагогический диагностический инструментарий развития творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе музицирования Диагностика развития музыкально-творческих способностей в игре на детских музыкальных инструментах проводится путем наблюдения за детьми на музыкальных занятиях и в свободной деятельности в группе. В зависимости от этого корректируется педагогические процесс. Критерии Мотивационный Эмоционально откликается на музицирование. Наличие интереса к музицированию. Проявляет инициативу в музицировании. Проявляет интерес к игре в ансамбле, оркестре. Проявляет упорство в достижении цели. Исполнительский Узнает звучание музыкальных инструментов, в т.ч. вычленяет тембр 1-2 инструментов в ансамбле. Знает и называет музыкальные инструменты, способы игры на них. Владеет приемами игры на детских музыкальных инструментах. Имеет представления о средствах выразительности, стремится их использовать в музицировании. Дает аргументированную оценку своей игры. Творческий Выбирает инструмент для музицирования, имеет любимый. Играет на любимом музыкальном инструменте без побуждения взрослого во время свободных игр и занятий. Экспериментирует со звукоизвлечением, приемами игры. Подбирает простейшие мелодии по слуху, проявляет в этом инициативу. Сочиняет отдельные интонации и короткие попевки, экспериментирует с жанрами и стилями. Стремится играть выразительно, передавая особенности музыкального образа. Включает игру на музыкальном инструменте в сюжетно-ролевые игры и музыкальные игры. Охотно включается в подготовку музыкальных выступлений для малышей и родителей. Игра на синтезаторе Мотивационный Эмоционально откликается на музицирование на синтезаторе. Наличие интереса к музицированию на синтезаторе. Проявляет инициативу в музицировании. Проявляет упорство в достижении цели. Исполнительский Узнает звучание синтезатора, некоторых производимых им тембров. Знает способы игры на синтезаторе, самостоятельно включает необходимые функции. Владеет приемами игры на синтезаторе. Имеет представления о средствах выразительности, стремится их использовать в игре на синтезатоаре. Дает аргументированную оценку своей игры. Творческий Выбирает синтезатор для музицирования как любимый. Играет на синтезаторе без побуждения взрослого в свободное время. Экспериментирует со звукоизвлечением, приемами игры. Подбирает простейшие мелодии по слуху, проявляет в этом инициативу. Сочиняет отдельные интонации и короткие попевки, экспериментирует с жанрами и стилями. Стремится играть выразительно, передавая особенности музыкального образа. Включает игру на синтезаторее в сюжетно-ролевые игры и музыкальные игры. Охотно включается в подготовку музыкальных выступлений для малышей и родителей.

 ЛИТЕРАТУРА

1. Бублей, С. П. Детский оркестр. - М.: Музыка, 1989. 2. Ветлугина, Н. А Детский оркестр. - М.: Музыка, 1976. 3. Меркулова, Л. Р. Оркестр в детском саду // Фольклор - музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов доп. образования, работающих с дошкольниками: Программно-метод. пособие / Под ред. С. И. Мерзляковой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. - С. 181-210. 4. Метлов, Н. А. Музыка - детям / Сост. С. И. Чешева, А. П. Николаичева. - М.: Просвещение, 1985. 5. Метлов, Н. А. Музыкальная игрушка // Дошкольное воспитание. - 1941. - № 10. - С. 42-46. 6. Метлов, Н. А. Ударный оркестр // Музыкально-ритмическое воспитание. Пособие для руководителей / Сост. Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскина, Н. А. Метлов, М. А. Румер. - М.: Работник просвещения, 1930. - С. 200- 208. 7. Михайлова, Л. И., [Метлов, Н. А.] Детский оркестр (из истории создания) // Дошкольное воспитание. - 1970. - № 5. - С. 44-45. 8. Михайлова, Л. И., [Метлов, Н. А.] Обучение детей игре на музыкальных инструментах // Дошкольное воспитание. - 1970. - № 1. - С. 70-74. 9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования». 10. Радынова, О. П., Комиссарова, Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста - Дубна: Феникс +, 2011. 11. Школяр Л.В, Проблемы и перспективы современного преподавания искусства // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2013. Том 2. № 4. С. 601-606.