ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ушакова-Славолюбова Оксана Александровна (1), Чеменева Алла Анатольевна (2)

(1) заведующий «Детский сад №90 ДАНКО» г. Н. Новгород

(2) к.п.н., доцент, заведующий кафедрой теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Аннотация: 
Статья посвящена исследованию понятия «креативность» в отечественной и зарубежной психологической и педагогической науке. Основная проблема, рассматриваемая в статье, – развитие креативности педагога дошкольной образовательной организации. Обосновывается необходимость реализации индивидуального подхода в развитии креативности педагогов. Представлены результаты оценки уровня развития креативности педагогов МАДОУ «Детский сад №90 ДАНКО» г. Н. Новгорода с применением авторской системы критериев, показателей и современных диагностических методик. В качестве основного средства развития креативности педагога предлагается участие воспитателей ДОО в разработке и реализации образовательных проектов. Авторы предлагают свое видение условий развития креативности педагогов в каждой фазе образовательного проектирования с учетом результатов диагностики.

Личность педагога, его профессиональное развитие являются сегодня предметом многих научных исследований. Интерес к педагогу не случаен, именно он во многом определяет результат образовательной деятельности. В профессиональном стандарте педагога зафиксированы требования государства и общества к профессионализму воспитателя дошкольных образовательных организаций (далее ДОО). В числе этих требований «организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте…, конструктивного  взаимодействия детей в разных видах деятельности, использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности» [2].

Для эффективного выполнения воспитателем данных трудовых действий в условиях ДОО необходимо осуществлять непрерывное развитие необходимых профессиональных и личностных качеств педагога.

Определяющим качеством личности, способной мобильно реагировать на изменения запросов и потребностей субъектов образовательной деятельности, несомненно, можно считать креативность. Креативность, как свойство личности, исследовалась многими зарубежными и отечественными учеными. В их числе и представители педагогической и психологической науки: Д.Б. Богоявленская, Н.Е. Веракса, Н.Ф. Вишнякова, Д. Гилфорд, М. Воллах, В.Н. Дружинин, М.М. Кашапов, Э.П. Костина, В.Т. Кудрявцев, И.А. Лыкова [6], Е. Торренс и др.

Антология зарубежных исследований понятия креативность представлена множеством определений. Иллюстрацией может служить  высказывание Р. Холлменна: «Креативность представляет собой сплав восприятий, осуществленных новым способом (Э. Маккеллар), способность находить новые связи (Л. Кюби), возникновение новых отношений (К. Роджерс), появление новых сочинений (Г. Меррей), предрасположение совершать и узнавать новшества (Г. Лассуэль), деятельность ума, приводящая к новым прозрениям (К. Жерар), трансформация опыта в новую организацию (Ф. Тейлор), воображение новых констелляций значений (И. Гизелин)» [9].

Еще одним, принимаемым большинством современных зарубежных исследователей наиболее общим определением креативности является ее рассмотрение как способности создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту, в котором он находится (Т. Амабайл, Ф. Баррон, Т. Любарт, Д. Маккинон, Р. Оксе, Р. Штернберг) [5, 20].

Исследования отечественных специалистов представляют несколько подходов к интерпретации феномена креативности. Понятие креативность в одних подразумевает создание нового продукта или результат творческого мышления (О.К. Тихомиров), в других — творческий процесс создания нового (А.В. Брушлинский, В.А. Моляко, П.М. Якобсон).

Среди отечественных исследователей мы выделяем А.В. Хуторского, в трудах которого креативность предстает как «интегративная способность, вбирающая в себя целые системы взаимосвязанных способностей элементов» [7, 22]. В организации образовательного процесса он выделяет методологическую, когнитивную и креативную деятельность, на основе которых и происходит формирование соответствующих методологических, когнитивных и креативных качеств личности педагога. В частности, к креативным качествам по мнению А.В. Хуторского относятся: ассоциативность, творческое воображение, развитая интуиция, изобретательность, смекалка, неординарность мышления и др. качества.

В педагогическом словаре креативность определяется как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. [4, 33]. Креативность в профессиональной педагогике принято рассматривать как способность к творчеству, принятию и созданию нового, нестандартному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей. Говоря о креативности педагога, мы связываем ее с готовностью изменяться, отказываться от стереотипов, с принятием оригинальных решений профессиональных проблем в ситуации неопределенности; с активизацией внутренних ресурсов личности, которые помогут ей успешно «играть» свою роль в обществе. Креативность педагога проявляется в его творческих достижениях на разных этапах профессиональной деятельности, в создании новых профессиональных продуктов и высоких результатов деятельности.

В качестве составляющей креативности личности как правило рассматриваются мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный и коммуникативный компоненты.

Таким образом, креативность педагога - это творческие способности личности, характеризующиеся готовностью к генерированию принципиально новых необычных идей, отказом от традиционных или принятых схем мышления. Это способность решать проблемы, возникающие в процессе педагогической деятельности в постоянно меняющейся социокультурной ситуации, проектировочные, диагностические и мотивационные способности, владение современными педагогическими технологиями.

Следовательно, креативность – индивидуальное свойство личности и для достижения оптимального результата в развитии креативности педагога необходимо  применение индивидуального подхода.

В истории педагогической науки идеи индивидуального подхода отражены в работах Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревской, К.М. Гуревич, В.В. Давыдова, З.И. Калмыковой, И.Я. Лернера, В.С. Мерлина, Л.И. Новиковой, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской. и др.

В контексте высказываний ученых, под индивидуальным подходом к развитию креативности педагога ДОО мы понимаем возможность обеспечения каждому педагогу комплекса организационно-управленческих и методических условий для проявления творческих способностей в профессиональной деятельности.

Недооценка индивидуальных особенностей креативности педагогов создает противоречия в организации деятельности ДОО по развитию педагогических кадров. Можно выделить следующие рассогласования:

- между потребностями педагога в творчестве и жесткой регламентацией определенным методическим пособием, заявленным в образовательной программе ДОО, педагогических действий в конкретной форме организации образовательной деятельности;

- между самооценкой педагогом своих креативных способностей и творческих возможностей и недостаточностью критериальной базы для диагностики креативности педагога методической службой ДОО;

- между предлагаемыми системой методической поддержки средствами и способами личностного и профессионального развития педагогических работников и их направленностью на развитие креативности конкретного педагога.

В решении данных противоречий необходимо учитывать требования индивидуального подхода к развитию педагога при определении оптимального сочетания креативных способностей и возможностей конкретного педагога, моделью организации образовательной деятельности ДОО и условиями творческой педагогической деятельности. Важно создать для педагога благоприятную креативную среду, которая позволит реализовать каждому наиболее полно свой креативный потенциал и обеспечить наличие таких условий, как повышение квалификации с опорой на развитие творческого мышления, методическое сопровождение, поддержка индивидуальности.

Для этого в развитии креативности личности важно учитывать основные функции индивидуального подхода:

диагностическую – в процессе творческой профессиональной деятельности в условиях ДОО осуществляется изучение и познание индивидуальных особенностей педагога;
прогностическую – прогнозирование развития креативности педагога в условиях осуществления им профессиональной деятельности в системе дошкольного образования;
мотивационную – стимуляция педагога к трансляции средств, способов, результатов творческой профессиональной деятельности, самосовершенствованию, саморазвитию;

Указанные функции тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Для реализации индивидуального подхода, в русле нашего исследования необходимо было определить уровень креативности каждого педагога для определения стратегии дальнейших действий по ее развитию. Критерии и показатели развития креативности педагога присутствуют практически в каждом научном исследовании и подразумевают проведение диагностических процедур.

На основе изученных нами исследований по проблемам креативности, была разработана система критериев и показателей креативной компетентности педагога [8, 23]. Данная система легла в основу подбора необходимых диагностических методик для определения уровня развития креативной компетентности педагогов, значимого для нашего исследования.

В качестве диагностических методик использовались материалы Н.Ф. Вишняковой, И.Я. Киселёва [1, 3].

В исследовании принимали участие 32 педагога МАДОУ «Детский сад №90 ДАНКО» г. Н. Новгорода.

В результате, педагоги распределились на 3 группы – с элементарным, достаточным и высшим уровнем развития креативности. В процентном соотношении распределение представлено на диаграмме (рисунок).

Рисунок. Результаты диагностики креативности педагогов ДОО

Значительное преобладание педагогов с элементарным уровнем креативности (45%) заставило нас предположить, что существует зависимость развития интересующего нас качества личности от особенностей организации образовательной деятельности в ДОО.

Изучив возможности разных моделей организации образовательной деятельности в ДОО в образовательной практике (модульной, комплексно-тематической, кластерной и др.), мы пришли к выводу, что наиболее ярко креативность педагога и проявляется и формируется в процессе разработки и реализации образовательных проектов.

Нами были определены условия развития креативности педагогов в каждой фазе образовательного проекта. В качестве примера приводим исследовательско-проектировочную фазу проекта (табл. 1).

Таблица 1.

В процессе реализации модели становится возможным, в зависимости от уровня развития креативности педагога, учитывать его индивидуальные особенности, способности и профессиональные предпочтения.

Таким образом, созданные на каждом этапе разработки, в том числе особенности  реализации образовательных проектов организационно-управленческие и методические условия, учитывающие уровень развития креативной компетентности педагога позволяют:

целенаправленно осуществлять управление и методическую поддержку развития креативности педагога;
отбирать в процессе образовательного проектирования формы, средства и методы развития креативности педагогов в зависимости от их индивидуальных креативных способностей, возможностей, потребностей, склонностей и интересов;
повышать эффективность образовательного проектирования в ДОО за счет реализации креативного потенциала педагогов во взаимодействии с другими субъектами образовательной деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

Вишнякова, Н. Ф. Диагностика креативных особенностей личности // Педагогический процесс в учебных заведениях нового типа: содержание и технологии. [Текст] / Н.Ф. Вишнякова.— Минск, 1994. — С.478-483.

Дошкольное образование: сборник нормативных документов по состоянию на 1 сентября 2015 года. — М.: Национальное образование, 2015.

Киселев, И. Я. Методика самооценки студента // Практические занятия по психологии: учеб. пособие / Под ред. Д. Я. Богдановой, И. П. Волковой. [Текст] / И.Я. Киселев. -  М.: Физкультура и спорт, 1989. - С. 35–36.

Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь. [Текст] / Г. М Коджаспирова., А. Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Любарт, Т., Мишуру, К. Психология креативности / пер. с фр. . [Текст] / Т Любарт., К. Мишуру— М.: Когнито-Центр, 2009.

Лыкова, И.А., Синицина, И.А. Мельников, В.А. Индивидуальность человека как ценность современной постнеклассической культуры // Письма в Эмиссия. Оффлайн.  The Emissia.Offline Letters: электронное научное издание (педагогические и психологические науки). – 2017. – № 5.

Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. [Текст] / А.В. Хуторской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Чеменева А.А., Ушакова-Славолюбова О.А. Управленческие условия развития креативной компетентности педагогов ДОО Муниципальное образование: инновации и эксперимент,. 2017, № 5 • 21  - 26

Hallmann, R. J. The necessary and sufficient conditions of creativity// Creativity: its educational implications. [Text] / R. J. Hallmann. -. F-Y. – L. – Sidney. – 1967. – p.p.87–119.