Информационная среда как фактор развития эстетической культуры учащихся

Удовик Елена Эдуардовна

Доктор педагогических наук, проректор Негосударственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Институт современных технологий и экономики»

Аннотация: 
Информационная среда как фактор развития эстетической культуры учащихся

Термин «эстетическая культура» был введен в научный оборот Ф. Шиллером. Вначале это понятие означало умение индивида постепенно подниматься от чувственного познания к мышлению в образах и органически входить в культуру. Шиллер выделял в культуре тот уровень, который может обеспечить целостность личности.
Эстетическая культура является одним из наиболее разработанных предметов исследования в психолого-педагогической науке. К проблематике, связанной с эстетической культурой, обращались Ю. Б. Борев, А. И. Буров, А. Я. Зись, Н. И. Киященко. О. А. Кривцун, Б. Т. Лихачев, М. Ф. Овсянников, В. А. Разумный, Л. П. Печко, В. И. Самохвалова, Б. М. Теплов, Ю. У. Фохт-Бабушкин.
Педагогическим аспектам формирования эстетической культуры личности средствами различных видов искусства посвящены работы П. П. Блонского, П. Ф. Каптерева, Д. Б. Кабалевского, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого. Учеными рассмотрены различные компоненты развития эстетической культуры личности: развитие эстетического интереса (Е. В. Квятковский); эстетических потребностей (М. А. Верб); эстетического вкуса (Е. М. Торшилова, Н. Л. Рощина); эстетического идеала (М. С. Каган); эстетических взглядов и оценок (Л. М. Баженова); эстетического сознания (Е. П. Олесина).
По определению В. И. Самохваловой, эстетическая культура – это специфическое освоение и накопление опыта (в деятельности восприятия и творчества), оцениваемого через призму целостного, всеохватывающего отношения, исходя из ценностного взгляда на мир. В эстетической культуре проявляется способность личности прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить, «человечески ценностно выразить полноту, глубину и многообразие этих отношений» [9, с. 32, 42].
Л. П. Печко, говоря об эстетической культуре личности, определяет ее как «ступень» универсальности эстетического отношения к широкому кругу явлений и предметов. Эстетическая культура личности и общества в целом – «это концентрированное выражение в материальной и духовной формах эстетических отношений и действительности» [7, с. 10] .
Являясь частью общей культуры, важнейшим аспектом культурной деятельности, эстетическая культура неразрывно связана с социальной природой человека, с активным отношением к природе, обществу и друг другу.
Эстетическая культура является интегральным показателем личности, уровня ее ценностных ориентиров и выступает как инструмент не только конструирования и совершенствования личности, но и гармонизации общественных отношений, как регулятор отношений индивида с миром, раскрывающий уровень освоения человеком культурной реальности и культурного потенциала общества.
Это положение педагогики оказывается продуктивным для исследования современных форм развития эстетической культуры, ее связи с образовательной средой: в частности, с информационной средой.
Понятие «информационная среда» появилось в педагогике не так давно, в отличие от понятия «эстетическая культура».
Сам термин был предложен Ю. А. Шрейдером, который рассматривал информационную среду как активное начало, воздействующее на ее участников [6].
Современными исследователями этой проблемы «информационная среда» трактуется как часть информационного пространства; информационное окружение, как одна из сторон деятельности учебного заведения и т. д.
В «Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации» информационная среда понимается как совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах.
Ряд ученых считает необходимым уточнить понятие «информационная среда» и вводят термин «информационно-образовательная среда». Однако из всех разновидностей «информационных» определений образовательной среды наиболее часто используется все-таки не «информационная среда», а «информационно-образовательная среда».
В. И. Солдаткин дает, например, такое определение: «… это часть педагогической системы, отражающая определенные ее связи и элементы» [13]. По мнению О. А. Ильченко, под «информационно-образовательной средой» понимается системно
организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса [4].
Е. К. Марченко определяет информационную среду как системно организованную совокупность образовательных учреждений и органов управления, банков данных, локальных и глобальных информационных сетей, книжных фондов библиотек, систему их предметно-тематической, функциональной и территориальной адресации и нормативных документов, а также совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, реализующих образовательную деятельность [1].
В. Г. Юрасов включает в информационную среду телекоммуникации, информационные фонды, научно-методическое обеспечение по предметам, предметным областям и специальностям, средства удаленного доступа к российским и мировым информационным ресурсам, базы данных и базы знаний, обучающие системы и комплексы, электронные библиотеки, а также описание компьютерных систем образования и технологий реализации» [14].
Нам близки позиции тех исследователей, которые считают, что в информационной среде создаются условия для раскрытия творческого потенциала учащихся (Ж. Н. Зайцева), что, соответственно, не может не влиять на повышение уровня эстетической культуры современной молодежи.
В этом контексте в информационной среде можно выделить несколько блоков:
1) ценностный. Он включает совокупность ценностей образования, значимых для развития достижения поставленной цели развития эстетической культуры;
2) методический. Он содержит необходимую информацию относительно программ, методик, технологий развития эстетической культуры;
3) информационный. Он включает информацию, являющуюся основой содержания обучения;
4) коммуникативный. В него входят формы взаимодействия между участниками образовательного процесса;
5) технологический. Включает использование новых информационных технологий, в том числе телекоммуникационных сетей.
Развитие эстетической культуры учащихся идет посредством целенаправленной педагогической работы по созданию условий для достижения тех или иных целей в данном процессе. Например, для освоения системы ценностей активизируется работа в первом блоке информационно-образовательной среды; для обогащения знаний, необходимых для повышения уровня эстетической культуры, активизируется информационный блок и т. д.
Усиление роли информационной среды в формировании эстетической культуры современного учащегося определяется интегративными процессами в современной науке, что требует грамотного формирования информационных потребностей, развития коммуникативных навыков, готовности к творческой самореализации в работе с информацией. Все эти направления являются инновационными для развития эстетической культуры личности, но их игнорирование в современных условиях приводит к снижению результатов педагогической работы.
Нельзя отрицать тот факт, что именно информация в настоящее время определяет социокультурную жизнь человека.
Для вхождения в эстетическую культуру необходимы развитая потребность в информации, владение языками и т. д. Ярким признаком современной культуры является отождествление уровня культуры с количеством информации, доступной человеку для ее практического применения. Прогресс культуры совпадает и с накоплением информации, и ее распространением.
Информационная деятельность позволяет включиться в освоение мировой культуры. «Сегодня один человек узнает за день больше нового, чем его предок, живший в саванне, узнавал за всю жизнь» [12, с. 35].
Эстетическая культура современного молодого человека определяется наличием особого стиля мышления, широкого информационного кругозора, позволяющего более гармонично проходить этап социальной адаптации к переменам и обрести свое место в обществе. Информационная среда выполняет, таким образом, как регулятивную функцию в процессе развития эстетической культуры, поскольку она тесно связана с исследовательской деятельностью и образованием, так и коммуникативную функцию, поскольку эстетическая культура личности формируется и проявляется прежде всего в живом общении между людьми.
Исходя из этого, можно выделить основные критерии высокого уровня эстетической культуры, которая развивается в условиях информационной среды:
- когнитивный – уровень знаний в различных областях эстетики, культурологии, искусствоведения, проявляющийся в различных видах работы с информацией: получение, накопление, переработка, создание на этой основе качественно новой информации, ее трансляция, практическое использование;
- социокультурный – уровень социальной активности, ее направленность на сохранение, распространение и потребления объектов культуры;
- коммуникативный – уровень активности взаимодействия личности с окружающим миром, определяемый информационной насыщенностью этого общения.
Изучение взаимодействия информационной среды с процессом развития эстетической культуры показывает, что информационная среда оказывает влияние на развитие таких значимых качеств эстетической культуры, как
- открытость к диалогу культур,
- толерантность,
- наличие позитивного информационного мировоззрения,
- лояльность к уровню эстетической культуры другого человека.
Таким образом, информационная среда обеспечивает позитивное взаимодействие национальных культур, их соединение в общий опыт человечества, что позволяет говорить о ней как о механизме формирования мирового культурного пространства.
В современной информационной среде эстетическая культура личности развивается прежде всего в режиме диалога, что позволяет более полно и глубоко самореализоваться каждой личности.
Литература
1. Андреев А.А., Рубин Ю.Б. Педагогика в современных информационно-образовательных средах [Электронный ресурс] / http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/education/communications/5.1.html
2. Борев Ю. Б. Эстетика Ю.Б. Борев; 4-е изд., доп. М: Политиздат, 1988.
3. Буров А. И. Проблемы теории эстетического воспитания в СССР на современном этапе: эстетическое воспитание школьной молодежи. М.: Педагогика, 1981.
4. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2002.
5. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности //Пед. информатика. – 2000. – № 2. С.41–54.
6. Курс подготовки координаторов для системы дистанционного обучения. Unit 7: Виды сред в образовании [Электронный ресурс] / http://courses.urc.ac.ru/eng/u7-9.html
7. Печко Л.П. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М.,1991.
8. Разумный В. А. Методика формирования эстетической культуры личности. М.: Знание, 1985.
9. Самохвалова В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире //Эстетическая культура. М.: ИФРАН, 1996.
10. Селиванова Т.В. Значение проектной культуры для художественного образования в контексте развития новых информационных коммуникационных технологий// Педагогика искусства, 2007, № 1. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2007/selivanova_7-04-2007.htm
11. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Просвещение, 1999.
12. Скворцов Л.В. Информационная культура и национальная безопасность //НТИ. Сер.1. 1997. № 9. С.34–38.
13. Солдаткин В.И. Информационно-образовательная среда открытого образования [Электронный ресурс] / Всероссийская научно-методич. конф. «Телематика-2002» / http://tm.ifmo.ru/tm2002/db/doc/get_thes.php?id=22
14. Юрасов В.Г. Моделирование и синтез развивающихся телекоммуникационных сетей и компьютерных систем управления вузом: автореф. дис. … докт. пед. наук. Воронеж, 1999.
15. Яковлева Н.Н. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития// Вопросы психологии. 1997 – 4. С.20–28.