Информационные технологии и развитие креативности при обучении художников-ювелиров

Дронов Дмитрий Сергеевич

Кандидат педагогических наук,
заведующий кафедрой «Ювелирное искусство» Высшей школы народных искусств

Аннотация: 
Информационные технологии и развитие креативности при обучении художников-ювелиров

Сегодня в художественном проектировании ювелирных изделий базовой профессиональной способностью студента является не только проектное воображение и владение технологией изготовления модели изделия, но и адаптация студентов к современным требованиям ювелирного рынка. В удачно разработанном проекте ювелирного украшения должны соединяться собственно художественные, выстроенные по правилам эмоционально-эстетического формообразования идеи, знание требований промышленного предприятия к конструкции изделия, а также креативный подход к созданию современных коллекций ювелирных украшений.
В процессе подготовки дипломного проекта выпускников кафедр необходимо ориентировать на то, что ювелирное производство активно ориентируется на применение сверхсовременных технологий тиражирования и достижений компьютерного проектирования. Поэтому сегодня особенно актуальными задачами обучения студентов кафедры «Ювелирное искусство» становится развитие основ владения современными компьютерными технологиями промышленного проектирования, креативность в подаче творческих коллекций, а также знание новых направлений моды. Что такое креативность в ювелирном искусстве? Откуда появляются у художника-ювелира новаторские идеи? По каким критериям мы оцениваем человека как творческую личность? Какие психологические причины способствуют появлению и развитию оригинального мышления у художника декоративно-прикладного искусства?
Креативность – это есть способность к творчеству. Современный психоанализ позволяет нам выделить, по крайней мере, две причины возникновения и развития у человека креативности. Первая связана с изначальным ощущением, родившимся у человека ещѐ в детском возрасте, – ощущением своей беспомощности и слабости.
Индивид не рождается совершенным. И сам факт его рождения предопределяет это чувство несостоятельности, стремление к выходу из которого, в конечном счѐте, становится мощнейшим фактором, подпитывающим психологическую заряженность к адаптации. По мнению А. Адлера, классика психологической мысли ХХ в., индивид может преодолеть свою слабость и незащищенность за счѐт удовлетворения потребности в превосходстве над себе подобными, или в результате саморазвития и самоактуализации. Данная точка зрения находит поддержку у современных психологов, которые обосновывают эту идею ссылками на процесс эволюции и дарвиновскую концепцию, поскольку одна из главных тенденций в эволюционном развитии это доминирование над особями своего вида, что даѐт большие возможности для выживания. Известный психолог К. Хорни при этом утверждает, что стремление властвовать, соперничать обусловлено не биологическими, а социокультурными причинами. Она считает, что соперничество заложено в самом основании нашей культуры, что и порождает агрессию и соревновательность в достижении цели. Существует еще одна научная точка зрения, что человек с креативными способностями рождается не из чувства соперничества как такового (соперничество это, скорее, источник личности революционера), сколько из подсознательного желания интеллектуального превосходства. Как мы уже отмечали, он предстаѐт перед вами в двух формах: как преобразователь действительности в рамках существующей системы норм и ценностей и как творец, выходящий за границы данного порядка вещей. Основным психологическим движущим фактором здесь является не попытка любыми способами поднять свое «я» над другими, а сохранить и развить свою творческую индивидуальность. Об этом писал ещѐ известный психолог А. Маслоу. В его концепции самореализации человек стремится, прежде всего, самоактуализироваться, развиться как личность, достигнуть интеллектуальных, творческих вершин с целью реализации себя как личности. Деятельность новатора начинается с постановки цели. Главное здесь не столько содержание цели, сколько то, что человек осознаѐт невозможность достижения поставленной цели в рамках прежнего процесса. Возникает новация – новый метод, подход, содержание.
Сегодня стать новатором в ювелирном искусстве невозможно без непрерывного контроля за изменениями в дизайне ювелирных украшений и в технологиях их изготовления. Но каким образом студенты образовательных учреждений в области традиционного декоративно-прикладного искусства могут узнавать об изменениях в потребностях потенциальных покупателей, новых трендах в современной моде? Ответ очевиден: они должны получать самую новейшую информацию и управлять ею не только на уровне локального маркетинга, ограниченного требованиями учебного заведения или отраслевого предприятия, но и на уровне глобального международного сообщества дизайнеров. Решить названные проблемы помогают современные информационные технологии. Ключевую роль среди них играют компьютерные информационные системы и Интернет. Благодаря повсеместному распространению и использованию компьютерных технологий, в настоящее время в нем собрана информация практически из всех областей декоративно прикладного искусства, дизайна и моды. Существует множество информационных порталов, где студент в режиме «он-лайн» может наблюдать, как признанный дизайнер работает над эскизами украшений или как проходит презентация той или иной модной коллекции. Благодаря развитию блоггерства, студент имеет удобный оперативный доступ практически к любому виду информации, хранящемуся в различных сетях и базах данных, а также может посылать свои творческие разработки в журналы творческих сообществ и получать моментально комментарии и отзывы на свои идеи.
Сегодня информация предстаѐт в качестве неисчерпаемого ресурса развития креативности будущих художников-ювелиров. Профессиональное образование выступает в качестве социального института, позволяющего студенту ориентироваться во всѐ возрастающем море информации – соответственно, основная задача, которая сегодня стоит перед преподавателями творческих специальностей, – это приучить студентов к мысли, что нужно учиться соединять доступные информационные ресурсы и самостоятельные творческие разработки в единое целое. Системный подход к сбору информации обеспечивает выполнение таких важных функций, как хранение материалов для дальнейшей профессиональной деятельности и осуществление легкого доступа к ним. Студенты должны понимать, что существуют явные преимущества использования такой системы, которые позволяют организовать широкий охват и сбор информации; высокую скорость анализа и использование результатов поиска для создания именно своих оригинальных творческих проектов, а не для многократного копирования уже созданных чужих идей.
Системная информация становится доступной в любое время и в любом месте при помощи широкого набора инструментов: через Интернет, мобильные устройства связи, электронную почту и т. д. Немаловажно сегодня, что доступ к информации может иметь как сам художник, так и заинтересованные лица. К примеру, когда потенциальный работодатель заходит на портал студента, он получает доступ к базе данных по творческим работам художника, а кроме того, может получить информацию об отзывах и контактах этого человека, что дает ему возможность анализировать эту информацию и принимать более эффективные решения по дальнейшей совместной работе.
Однако владение информационными технологиями и обладание доступом в Интернет не является достаточным условием успешного формирования адаптированности выпускников учебных заведений в области ювелирного искусства к современным реалиям будущей профессиональной деятельности. Необходимо иметь в виду, что инновационный общественный прогресс несѐт в себе и новые источники разрушения устойчивой человеческой идентичности и индивидуальности. Преподавателю творческих дисциплин для успешной реализации инноваций и развитию креативности в процессе профессионального обучения в образовательных учреждениях традиционного декоративно-прикладного искусства, необходимо установка на учет психологических особенностей студентов, на автономность развития творческой свободы каждого. Еще Иоханес Иттен в своем форкурсе в Баухаузе настаивал, что основная цель любого преподавателя – развитие непосредственной наблюдательности за чувствами и мышлением каждого студента. От пустого, поверхностного обучения надо избавляться. Если поощрять студентов вернуться к заложенным в них природой творческих началам, это освободит их от нормативности, возникающей в процессе чисто механического обучения. Среди художников Иттен различал три основных типа, склонных к материально-импрессивному, интеллектуально-конструктивному и духовно-экспрессвному изображению. Художники материально-импрессивного типа исходят из наблюдения бесконечного многообразия природы и реалистичного еѐ отображения без каких-либо экспрессивных дополнений. Их рисунки являются результатом внимательного зрительного наблюдения за натурой и в них точно воспроизводятся даже мельчайшие детали. Художники интеллектуально-конструктивного типа исходят из конструкции предмета и пытаются всѐ понять, упорядочить и расположить геометрически. Художники духовно-экспрессивного типа руководствуется своей интуицией и безразличны к конструкции формы, но особенно внимательны к гармонии цвета. Для того чтобы интерпретировать субъективность цветовой гаммы или субъективность форм, преподавателю и художнику важно признать существование этих проблем обращать на это своѐ внимание. Подобное знание позволяет верно оценить творческие способности и развить творческое дарование, заложенное природой. Преподаватели не должны навязывать своим ученикам собственные предпочтения в отношении к формам или колориту. Им следует признавать, защищать и поощрять субъективную выраженность студента и преодолевать инерцию мышления, активное сопротивление, которые препятствуют развитию креативности. Он должен учитывать, что при освоении нового материала существует несколько типов реакции человека на «навязывание» ему нововведения, которые условно разделяются на 5 последовательных фаз: отрицание, сопротивление, исследование, вовлеченность, инициативность. Данное обстоятельство является и одним из главнейших тормозов в реализации образовательных новаций. Правда, по традиции, эти трудности списываются на психологические факторы, хотя дело здесь, конечно, заключается, прежде всего, не в индивидуальных особенностях психики человека, а в его культурно-идентификационных стратегиях жизненного поведения. Грамотный подход и понимание психологической установки студента и ответной реакции на сложность творческого задания позволяет оптимизировать процесс формирования креативности в учебных группах.
При внедрении информационных технологий в учебный процесс необходимо также помнить, что акцент на информационной составляющей как основе инновационного процесса может вести к забвению другой стороны социального творчества – ценностно-ориентационной, возбуждающей социальную энергию и творческую активность студента. Оказывается, что одной только новой информации о новшестве в области дизайна для реализации творческих способностей студентов совершенно недостаточно. Для того чтобы данную информационную составляющую новации можно было реализовать в социальной действительности, необходим иной уровень мотивации для субъектов данного процесса. Речь идѐт о факторах, прежде всего культурного и духовного плана, связанных с устойчивой идентичностью студента. Научно доказано, что современное инновационное перепроизводство носит разрушительный характер, поскольку переизбыток поступающей извне информация о новациях, жесткие попытки их внедрения часто не находят эффективного использования в той или иной социальной подсистеме общества, что повышает уровень дезорганизации, поскольку не позволяет индивиду выстроить устойчивую систему ценностей и мотиваций. Неудачи управления инновационными процессами чаще всего объясняются тем, что не учитываются их психологические механизмы. Информация сейчас объявляется главной и основной ценностью цивилизации как в материальном, так и в духовном планах. В различных вариантах концепции информационного общества именно накопление новой информации становится предметом деятельности для профессиональных сообществ. Сегодня существует проблема того, что образованность стала отождествляться прежде всего с освоением большого массива знаний и информации, а не с развитием творческих способностей и профессиональных умений обучающихся.
Литература
1.Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal,1997. С. 57–62 .

2.Итенн И. Искусство формы. М.: Издатель Д. Аронов, 2001.


3. Маслоу А. Мотивация и личность.СПб.: Евразия, 1999. С. 77–105 4. Розов А. И. Стремление к превосходству как одно из основных влечений / Психологический журнал. 1993. Т. 1б. III часть. 5. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. С. 217.